административное дело № 2а-187/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 августа 2018 года пос. Пристень
Пристенский районный суд Курской области в составе:
председательствующего судьи Пеленицина Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Агарковой О.Н.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора Пристенского района Курской области Савченковой О.В. в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Черновецкого сельсовета Пристенского района Курской области о признании незаконным бездействия администрации Черновецкого сельсовета Пристенского района Курской области в сфере похоронного дела и возложении на неё обязанности создать специализированную службу по вопросам похоронного дела, утвердить порядок деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела,
у с т а н о в и л :
прокурор Пристенского района Курской области Савченкова О.В., действуя в интересах неопределенного круга лиц, в порядке ст. 39 КАС РФ, обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации Черновецкого сельсовета Пристенского района Курской области о признании незаконным бездействия администрации Черновецкого сельсовета Пристенского района Курской области в непринятии мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела для погребения умершего и оказания услуг по погребению, утверждению порядка деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела и возложении на неё обязанности принять меры по: созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела для погребения умершего и оказания услуг по погребению; утверждению порядка деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела.
В обоснование заявленных требований прокурор указала, что в ходе проведенной прокуратурой Пристенского района проверки в октябре 2017 года установлено, что на территории муниципального образования «Черновецкий сельсовет» Пристенского района Курской области имеется четыре общественных кладбища, состоящих на кадастровом учёте. Однако, в нарушение требований действующего законодательства Российской Федерации, администрацией Черновецкого сельсовета не создана специализированная служба по вопросам похоронного дела для погребения умершего и оказания услуг по погребению, порядок деятельности данной службы не определен. Внесенное прокуратурой представление от 31 октября 2017 года, не исполнено.
Поскольку непринятие мер по организации похоронного дела на территории Черновецкого сельсовета Пристенского района Курской области нарушает права неопределенного круга лиц на получение гарантированного перечня услуг на безвозмездной основе на территории сельского поселения, просит признать бездействие администрации Черновецкого сельсовета Пристенского района Курской области, незаконным и обязать администрацию Черновецкого сельсовета Пристенского района Курской области исполнить требования федерального закона, в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился. О слушании извещен надлежащим образом. Из представленного ходатайства следует, что административные исковые требования административный истец поддерживает в полном объеме, в связи со служебной занятостью просит дело рассмотреть в его отсутствие, ходатайствовал о рассмотрения дела в порядке упрощенного производства.
Административный ответчик – администрация Черновецкого сельсовета Пристенского района Курской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом. И.о. главы Черновецкого сельсовета Скандакова М.Л. представила в суд заявление, в котором заявленные административным истцом требования признала в полном объеме, не возражала против их удовлетворения, а также против рассмотрения дела в порядке упрощенного производства, без её участия.
Согласно ст. 292 КАС РФ административному ответчику направлялось определение, в котором были разъяснены особенности упрощенного (письменного) производства по административным делам, и, в частности, возможность применения правил упрощенного (письменного) производства к настоящему административному делу.
В силу п. 7 ст. 150 КАС РФ, если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 7 ст. 150 КАС РФ, дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.
Проверив материалы дела, представленные сторонами заявления, суд приходит к следующему.
В силу ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. В соответствии с ч.3 вышеназванной статьи к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные п.п. 1-3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 ч. 1 настоящей статьи; законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных ч.1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного п. 23 ч. 1 настоящей статьи).
Статьей 1 Закона Курской области № 57-ЗКО от 23 августа 2016 года «О закреплении за сельскими поселениями Курской области отдельных вопросов местного значения» за сельскими поселениями Курской области из числа предусмотренных ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ вопросов местного значения городских поселений закреплена организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения (п. 5).
Уставом муниципального образования «Черновецкий сельсовет» Пристенского района Курской области, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения также отнесены к вопросам местного значения муниципального образования (п.18 ст.3).
Следовательно, полномочия по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения переданы муниципальному образованию «Черновецкий сельсовет» в соответствии с положениями ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Закона Курской области № 57-ЗКО от 23 августа 2016 года «О закреплении за сельскими поселениями Курской области отдельных вопросов местного значения» с внесением в устав сельского поселения соответствующих положений.
Положениями Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» за органами местного самоуправления закреплены, в том числе и такие обязанности (полномочия), как осуществление организации похоронного дела, создание специализированных служб по вопросам похоронного дела для погребения умершего и оказания услуг по погребению, определение порядка деятельности обозначенных служб (п. 2 ст. 25, п. 1.2 ст. 29).
Пунктом 1 ст. 9 названного закона установлен гарантированный перечень услуг по погребению, а именно: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом). Пунктом 2 ст. 9 указанного федерального закона установлено, что услуги по погребению, указанные в пункте 1 настоящей статьи, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.
Согласно ст. 25 вышеназванного федерального закона гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности (п. 1). Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления (п. 2).
Согласно ст. 29 указанного закона следует, что органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших (п. 1). Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления (п. 2).
В Указе Президента Российской Федерации от 29 июня 1996 г. № 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших» установлено, что специализированные службы оказывают на безвозмездной основе перечисленные выше услуги по погребению по первому требованию указанных в пункте 1 статьи 9 Закона № 8-ФЗ лиц, а также обращено внимание на недопустимость отказа специализированных служб в оказании таких услуг в связи с отсутствием у них необходимых средств и по другим основаниям (пункт 1), предусмотрено, что органы местного самоуправления выделяют специализированным службам необходимые средства для оказания гарантированного перечня услуг по погребению.
Закон № 8-ФЗ не содержит понятие специализированной службы. Согласно пункту 2.1.3 Межгосударственного стандарта ГОСТ 32609-2014, введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии с 1 января 2016 года и устанавливающего обязательные для применения в документах термины и определения в области похоронного дела это хозяйствующий субъект, на который возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших или погибших, которые кроме ритуальных и мемориальных услуг оказывают дополнительные обрядовые, юридические и другие виды услуг.
Из положений статей 9 и 10 упомянутого закона в их системном единстве следует, что, устанавливая гарантии, связанные с погребением умерших, в частности, возлагая обязанность по осуществлению погребения умерших на специализированные службы, федеральный законодатель не конкретизирует способ и порядок их реализации и не исключает возможности выполнения данной деятельности другими хозяйствующими субъектами, определяя, лишь, что качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления.
В судебном заседании установлено, что на территории Черновецкого сельсовета Пристенского района Курской области расположено 4 общественных кладбища, которые поставлены на кадастровый учет: 46:19:190401:1 (с. Черновец), 46:19:120101:444 (д. Прилепы), 46:19:050101:559 (с. Троицкое), 46:19:050101:558 (д. Верхнеплоское).
Прокуратурой Пристенского района Курской области в октябре 2017 года была проведена проверка исполнения администрацией Черновецкого сельсовета законодательства в сфере похоронного дела. В ходе которой, установлено, что в нарушение п. 2 ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» администрацией Черновецкого сельсовета специализированная служба по вопросам похоронного дела не создана.
Для устранения выявленных нарушений прокуратурой района 31.10.2017 в адрес главы Черновецкого сельсовета Пристенского района Курской области внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства. Однако, в ходе прокурорской проверки, проведенной в 2018 году, установлено, что вышеуказанные нарушения не исполнены, что подтверждается копией письма главы Черновецкого сельсовета от 22.11.2017 № 335 и актом проверки от 8 августа 2018 года.
Таким образом, приведенные выше нормы закона, предоставляют гражданам определенные гарантии по погребению, реализация которых осуществляется посредством создания специализированных служб, уполномоченных оказывать услуги по погребению, включенные в гарантированный перечень услуг, на безвозмездной основе и невыполнение которых нарушает права и законные интересы граждан, проживающих на территории соответствующего поселения.
Однако, как установлено судом в нарушение требований законодательства на территории сельского поселения отсутствует ритуальная служба, ответчиком мер по созданию на территории Черновецкого сельсовета Пристенского района Курской области специализированной службы по вопросам похоронного дела не предпринимается, что подтверждает наличие незаконного бездействия со стороны сельского поселения.
В связи с изложенным суд считает необходимым признать бездействие администрации Черновецкого сельсовета Пристенского района Курской области, выразившееся в непринятии мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела, утверждению порядка деятельности указанной службы незаконным и обязать администрацию Черновецкого сельсовета Пристенского района Курской области создать указанную службу, утвердить порядок её деятельности.
С учетом необходимости принятия соответствующих нормативных актов органов местного самоуправления и решения вопроса о финансировании создаваемой службы, суд полагает необходимым установить срок для исполнения решения суда до 1 июня 2019 года.
В силу п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины, в силу п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ администрация Черновецкого сельсовета Пристенского района Курской области освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л :
административное исковое заявление удовлетворить.
Признать бездействие администрации Черновецкого сельсовета Пристенского района Курской области по непринятию мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела для погребения умершего и оказания услуг по погребению, утверждению порядка деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела, незаконным.
Обязать администрацию Черновецкого сельсовета Пристенского района Курской области принять меры по созданию на территории муниципального образования «Черновецкий сельсовет» Пристенского района Курской области специализированной службы по вопросам похоронного дела для погребения умершего и оказания услуг по погребению и утвердить порядок деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела, в срок до 1 июня 2019 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Пристенский районный суд Курской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Председательствующий судья Н.Н. Пеленицин