Дело № 2а-7405/2021
Судья: Кузьмина М.А. Дело № 33а-3853/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Якутск 22 декабря 2021 г.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Оконешниковой М.М., судей Протодьяконова В.С., Никодимова А.В.,
при секретаре Кузьминовой А.К.,
с участием представителя административного истца Нагайцева А.Е., представителя административного ответчика Владимировой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного истца на решение Якутского городского суда РС (Я) от 02 сентября 2021 года по делу по административному иску Литвинцева А.С. к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска, Окружной администрации города Якутска о признании незаконным отказа в принятии заявления о предоставлении земельного участка, возложении обязанности принять решение о предоставлении земельного участка в собственность.
Заслушав доклад судьи Оконешниковой М.М., выслушав пояснения участников процесса, судебная коллегия
установила:
Литвинцев А.С. обратился в суд с вышеуказанным административным иском, которым просит признать незаконным отказ Департамента имущественных и земельных отношений Окружной Администрации г.Якутска от 24 мая 2021 г. в предоставлении в аренду без проведения аукциона земельного участка, находящегося по адресу: .........., а также обязать административного ответчика предоставить в аренду административному истцу испрашиваемый земельный участок на основании схемы расположения земельного участка. В обоснование своих требований ссылается на то, что является застройщиком двух многоквартирных домов по адресу: .......... № ... и № ..., обратился в орган местного самоуправления за предоставлением в аренду земельного участка, на котором указанные дома расположены - по ........... Административный ответчик отказал в приеме документов, что считает незаконным, нарушающим его права и законные интересы. Указывает о том, что жилые дома возведены без разрешительной документации на самовольно занятом земельном участке, что решение о приведении указанных самовольных построек в соответствие с установленными градостроительными нормами и требованиями не принято.
Решением Якутского городского суда РС (Я) от 02 сентября 2021 года административный иск оставлен без удовлетворения.
С данным решением не согласился административный истец: в апелляционной жалобе просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и неверное определение обстоятельств, имеющих значение для дела. В обоснование жалобы приводит доводы о том, что предоставление земельного участка обусловлено приведением в соответствие расположенных на нем многоквартирных жилых домов.
В судебное заседание административный истец не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Информация о дате, времени и месте рассмотрения дела размещена в установленном п. 2 ч. 1 ст. 14, ст. 15 Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" порядке на сайте Верховного Суда Республики Саха (Якутия).
При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ), судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие административного истца.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В силу положений ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действий (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, регулирующими спорные отношения;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как установлено судом и следует из материалов дела, 19 мая 2021 г. Литвинцев А.С. обратился в уполномоченный орган местного самоуправления с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: ...........
24 мая 2021 г. Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска направил административному истцу уведомление № ... об отказе в приеме документов для предоставления муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности, или государственная собственность на которые не разграничена» по основанию п. 2.14 административного регламента, в связи с тем, что заявителем не были приложены документы, удостоверяющие (устанавливающие) право заявителя на объект незавершенного строительства, если право на такой объект незавершенного строительства не зарегистрировано в ЕГРН.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований, свидетельствующих о незаконности действий (бездействий) административного ответчика, о нарушении прав административного истца.
Оснований не согласиться с обоснованностью и правомерностью указанного вывода суда первой инстанции не имеется, он исчерпывающе мотивирован, основан на обстоятельствах, установленных судом по результатам надлежащей правовой оценки представленных доказательств, и не противоречит нормам закона, регулирующим спорные правоотношения.
Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляются органами местного самоуправления (часть 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим Федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Основания отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлены статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, и их перечень является исчерпывающим.
При этом административный регламент - это нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.
В соответствии с пп. 6 п. 1.2.1 Административного регламента предоставления Окружной администрацией города Якутска муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена», утвержденного постановлением Окружной администрации г. Якутска от 27.02.2015 № 49п, муниципальная услуга предоставляется гражданам и юридическим лицам, обладающим правом на получение земельного участка без торгов, а именно в собственность за плату земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них.
Согласно п. 2.8.2 названного Административного регламента к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются:
1) копия документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина) либо личность представителя заявителя;
2) схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок, за исключением лесного участка, образуемого в целях размещения линейного объекта;
3) документ, удостоверяющий (устанавливающий) права заявителя на здание, сооружение либо помещение, если право на такое здание, сооружение либо помещение не зарегистрировано в ЕГРН;
документ, удостоверяющий (устанавливающий) права заявителя на испрашиваемый земельный участок, если право на такой земельный участок не зарегистрировано в ЕГРН (при наличии соответствующих прав на земельный участок);
сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке, с указанием кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров зданий, сооружений, принадлежащих на соответствующем праве заявителю;
схема расположения земельного участка в случае отсутствия условного номера в проекте межевания территории или в случае, если испрашиваемые границы земельного участка не предусмотрены проектом межевания территории, при этом заявитель являлся собственником здания, сооружения, расположенного на таком земельном участке, до момента утверждения проекта межевания территории (установления территориальной зоны, препятствующей образованию земельного участка), предназначенной для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, индивидуального гаражного бокса.
Пунктом 2.14 данного Административного регламента предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги:
- с заявлением обратилось лицо, не соответствующее требованиям п. 1.2 настоящего Административного регламента;
- в заявлении отсутствует информация, предусмотренная п. 2.8.1 настоящего Административного регламента;
- отсутствуют документы, указанные в п. 2.8.2 настоящего Административного регламента, которые заявителем предоставляются обязательно;
- тексты заявления и документов, приложенных к заявлению, в том числе их копии, не поддаются прочтению;
- представленные электронные образы документов недоступны для прочтения, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах, в случае подачи заявления в электронной форме через ЕПГУ и (или) РПГУ, о чем в течение 1 рабочего дня со дня регистрации обращения сообщается заявителю.
Как установлено судом и следует из материалов дела, заявление Литвинцева А.С. и приложенные к нему документы были представлены в уполномоченный орган не в полном объеме: документ, удостоверяющий (устанавливающий) права заявителя на жилые здания, расположенные на испрашиваемом земельном участке, не был представлен.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия находит правильным выводы суда о том, что отказывая в приеме документов, Департамент действовал в пределах своих полномочий и в соответствии с Регламентом.
Согласно статье 227 КАС РФ суд удовлетворяет требование об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в том случае, если оспариваемое решение, действие (бездействия) противоречит нормативным правовым актам и нарушает права административного истца (пункт 1 части 2). При отсутствии совокупности указанных условий, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований (пункт 2 части 2).
Частью 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Вместе с тем, в данном случае условия, указанные в пункте 1 части 2 статьи 227 КАС РФ для удовлетворения заявленного иска, отсутствуют.
Несогласие административного истца с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, и не подтверждают, что имеет место нарушение судом норм права.
Доводы жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку исследованных судом доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене обжалуемого решения.
При таком положении оснований для отмены или изменения обжалуемого решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Якутского городского суда РС (Я) от 02 сентября 2021 года по делу по административному иску Литвинцева А.С. к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска, Окружной администрации города Якутска о признании незаконным отказа в принятии заявления о предоставлении земельного участка, возложении обязанности принять решение о предоставлении земельного участка в собственность оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение 6 месяцев через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи