РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Калачинск 23 июня 2017 года
Калачинский городской суд Омской области
под председательством судьи Шестаковой О.Н.,
при секретаре Сотниковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-345/2017 по иску Калачинского межрайонного прокурора в интересах муниципального образования Калачинский муниципальный район к администрации Калачинского муниципального района Омской области, МУП «КХ «Социальное», Министерству имущественных отношений Омской области, Министерству здравоохранения Омской области, БУЗОО «Калачинская ЦРБ» об обязании оборудовать прибором учета тепловой энергии нежилое здание,
УСТАНОВИЛ:
В Калачинский городской суд обратился Калачинский межрайонный прокурор с иском к администрации Калачинского муниципального района Омской области, МУП «КХ «Социальное», об обязании оборудовать прибором учета тепловой энергии нежилое здание, в котором указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства муниципальной собственности, о жилищно - коммунальном хозяйстве, проверкой установлено, что здание дома культуры, расположенное по адресу: <адрес> включено в Единый банк данных объектов недвижимого имущества Калачинского муниципального района Омской области. На основании решения Малого Совета от 3.12.1992 года № 236 «О передаче объектов областной государственной собственности в муниципальную собственность районов области» данное здание передано в собственность Калачинского муниципального района Омской области. Теплоснабжение названного здания осуществляет МУП «КХ Социальное» на основании муниципального контракта на приобретение услуг отопления № № от 30.12.2016 г., в нарушение закона данное здание не оснащено прибором учета тепловой энергии. Просил обязать администрацию Калачинского муниципального района Омской области, МУП «КХ «Социальное», в срок до 01.09.2018 оборудовать прибором учета тепловой энергии здание дома культуры, расположенное по адресу: <адрес>
В дальнейшем исковые требования истцом были уточнены, просил обязать администрацию Калачинского муниципального района Омской области, МУП «КХ «Социальное», Министерство имущественных отношений Омской области, БУЗОО «Калачинская ЦРБ» в срок до 01.09.2018 оборудовать прибором учета тепловой энергии здание дома культуры, расположенное по адресу: <адрес>
Определением суда от 5.04.2017 года к участию в деле в качестве третьего лица было привлечено МБУК «Лагушинский Дом культуры».
Определением от 18.05.2017 года в качестве соответчиков были привлечены Министерство имущественных отношений Омской области, БУЗОО «Калачинская ЦРБ».
Определением суда от 31.05.2017 года к участию в деле в качестве соответчика по делу было привлечено Министерство Здравоохранения Омской области, в качестве третьих лиц - ФГУП «Почта России» в лице Калачинского почтамта УФПС Омской области – филиала ФГУП «Почта России»; МБУК «Центральная межпоселенческая библиотека» Калачинского района Омской области.
В судебном заседании истец помощник Калачинского межрайонного прокурора Алафьев М.М. исковые требования поддержал в полном объеме, дал пояснения, аналогичные изложенным в иске.
Представитель ответчика Администрации Калачинского муниципального района Омской области в судебном заседании Прошивалко Д.В., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г., исковые требования не признал, ввиду того, что право собственности за Администрацией Калачинского муниципального района на здание бывшего детского сада с Лагушино, расположенное по адресу: <адрес> не зарегистрировано.
Представитель ответчика МУП «КХ «Социальное» Голендяев В.С., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г., исковые требования не признал, пояснив, что МУП «КХ «Социальное» не отвечает требованиям, установленным п. 8 ст. 13 Федерального Закона от 23 ноября 2009 года № 261, не имеет технической возможности самостоятельно осуществлять оснащение зданий, строений, сооружений приборами учета тепловой энергии, так же ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, в связи с чем вынуждено будет обращаться в стороннюю организацию для выполнения указанных работ, расходы на установку приборов учета, в соответствии со ст. 13 Федерального Закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», должны быть возложены на собственников зданий, строений, сооружений.
Ответчики - Министерство имущественных отношений Омской области, Министерство здравоохранения Омской области, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного разбирательства, в суд своего представителя не направили, не просили об отложении судебного разбирательства, представитель Министерства имущественных отношений Омской области Огнева Е.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г. № №, представитель Министерства здравоохранения Омской области Сысоева О.С., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г. № №, в письменных возражениях на исковое заявление исковые требования не признали, полагая Министерство имущественных отношений Омской области и Министерство здравоохранения Омской области ненадлежащими ответчиками по данному делу, полагая, что в соответствии со ст. 123.22 ГК РФ, бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.
Представитель ответчика БУЗОО «Калачинская ЦРБ» Зыкин В.Л., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г. № №, в судебном заседании признал исковые требования, пояснив, что, владея помещением ФАПа, расположенным по адресу: с<адрес> на праве оперативного управления, БУЗОО «Калачинская ЦРБ» признает обоснованным распределение на учреждение бремени расходов по установке приборов учета тепла в здании бывшего детского сада с. Лагушино Калачинского района, в той части, которая занята в настоящее время помещением ФАП.
Представители третьих лиц: ФГУП «Почта России» в лице Ильиных А.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г. № №; МБУК «Центральная межпоселенческая библиотека» Калачинского района Омской области – в лице директора Пуховой Н.П., МБУК «Лагушинский Дом культуры» - в лице Жиленко Н.Д., пояснили, что занимают помещения в здании бывшего детского сада с. Лагушино с 90-х годов по устной договоренности с администрацией Калачинского муниципального района Омской области и администрацией Лагушинского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области, письменно отношения по пользованию помещениями в здании бывшего детского сада никогда не оформляли. Вместе с тем, у МУП КХ «Социальное» с каждым из них заключен отдельный контракт на подачу тепловой энергии для отопления административного помещения. Все указанные организации занимают около половины площади здания бывшего детского сада, остальная часть здания пустует, отрезана от отопления.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению частично, исходя из следующего.
Статьей 56 ГПК РФ установлено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом.
На основании ч. 2 ст. 8 Конституции Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная муниципальная и иные формы собственности.
В соответствии с пунктами 3, 4 и 8 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
В силу части 1 статьи 51 данного Федерального закона, органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно ч. 1 ст. 17 ФЗ № 131-ФЗ, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов обладают полномочиями по организации и проведению мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) энергосбережение - реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг).
В силу п. 1 ч. 1 ст. 4 Федерального закона правовое регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности основывается, в том числе, на принципе эффективного и рационального использования энергетических ресурсов.
На основании статьи 8 Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе, относится координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением муниципальными учреждениями, муниципальными унитарными предприятиями.
Статьей 13 Закона РФ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" установлено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию. Расчеты за энергетические ресурсы могут осуществляться без учета данных, полученных при помощи установленных и введенных в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов, по договору поставки, договору купли-продажи энергетических ресурсов, включающим в себя условия энергосервисного договора (контракта). До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В силу ч.ч.1,3 ст. 24 Закона начиная с 1 января 2010 года государственное (муниципальное) учреждение обязано обеспечить снижение в сопоставимых условиях объема потребленных им воды, дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля в течение пяти лет не менее чем на пятнадцать процентов от объема фактически потребленного им в 2009 году каждого из указанных ресурсов с ежегодным снижением такого объема не менее чем на три процента. Экономия средств, достигнутая за счет дополнительного по сравнению с учтенным при планировании бюджетных ассигнований снижением потребления казенным учреждением указанных в части 1 настоящей статьи ресурсов, используется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации для обеспечения выполнения функций соответствующим учреждением, в том числе на увеличение годового фонда оплаты труда (без учета указанного увеличения при индексации фондов оплаты труда).
Применительно к изложенному в судебном заседании установлено, что в собственности Администрации Калачинского муниципального района Омской области находится здание дома культуры, расположенное по адресу: <адрес>
Основанием возникновения права собственности на указанный объект недвижимости является Решение Малого Совета Омского областного Совета народных депутатов от 03.12.1992 г. № 236 «О передаче объектов областной государственной собственности в муниципальную собственность районов области.
Согласно выписке из Единого банка данных объектов собственности в отношении объекта недвижимого имущества по состоянию на 30.03.2017 г. (л.д. 13), в Едином банке данных имеются сведения о принадлежности на праве собственности Калачинскому муниципальному району на основании решения Малого Совета Омского областного Совета народных депутатов от 03.12.1992 г., № № здания бывшего детского сада, расположенного по адресу: <адрес>
Как усматривается из выписки из ЕГРН на 03.04.2017 г., сведения о зарегистрированных правах на здание бывшего детского сада, площадью 1173,5 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> кадастровый номер №, инвентарный номер №, в ЕГРН отсутствуют.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, ФГУП «Почта России», МБУК «Центральная межпоселенческая библиотека» Калачинского района Омской области, МБУК «Лагушинский Дом культуры» с 90-х годов фактически занимают помещения в здании бывшего детского сада с. Лагушино, которые находятся в их безвозмездном бессрочном пользовании в отсутствие каких-либо письменных соглашений. Вместе с тем, у МУП КХ «Социальное» с каждым из них заключен отдельный контракт на подачу тепловой энергии для отопления административного помещения.
Так, 09.08.2012 года между МУП Коммунальное хозяйство «Социальное» и ФГУП «Почта России» заключен Муниципальный контракт на приобретение услуг отопления № №
30.12.2016 года между МБУК «Лагушинский Дом культуры» Лагушинского сельского поселения, и МУП Коммунальное хозяйство «Социальное» заключен Муниципальный контракт на приобретение услуг отопления № №
30.12.2016 года между БУЗОО «Калачинская центральная районная больница» и МУП Коммунальное хозяйство «Социальное» заключен муниципальные контракты на приобретение услуг отопления № №
01.01.2017 года между МБУК «Центральная межпоселенческая библиотека» и МУП Коммунальное хозяйство «Социальное» заключен муниципальный контракт на приобретение услуг отопления № №.
Кроме того, согласно выписки из ЕГРП от 05.05.2017 г., помещение ФАПа площадью 155,4 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> кадастровый номер №, инвентарный номер №, находится в собственности Омской области - субъекта Российской Федерации в соответствии с записью о регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ г., закреплено на праве оперативного управления за БУЗ Омской области «Калачинская ЦРБ» (запись о регистрации от 28.07.2010 года).
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона Омской области «Об управлении собственностью Омской области, Минимущество как орган исполнительной власти Омской области в сфере управления собственностью Омской области и Министерство здравоохранения Омской области как отраслевой орган исполнительной власти Омской области осуществляют функции учредителя Бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Калачинская це6нтральная районная больница» в пределах своих полномочий, что также отражено в Уставе БУЗ Омской области «Калачинская ЦРБ». В соответствии с пунктом 1 Положения о Минимуществе, утвержденного Указом губернатора Омской области от 10.02.2004 года № 26, Минимущество является уполномоченным органом исполнительной власти Омской области, обеспечивающим управление и распоряжение имущество, находящимся в собственности Омской области.
Тем самым, суд соглашается с доводами представителя ответчика - Министерства имущественных отношений Омской области о том, что Минимущество осуществляет функции учредителя БУЗ ОО «Калачинская ЦРБ» в части наделения его имуществом, находящимся в собственности Омской области, изъятия указанного имущества, осуществления контроля за сохранностью и использованием по назначению имущества. То есть, Минимущество не является органом, уполномоченным решать вопросы, касающиеся деятельности БУЗ ОО «Калачинская ЦРБ», а также его финансирования.
В соответствии с п.3.6. Устава БУЗОО «Калачинская ЦРБ», отраслевой орган устанавливает государственное задание в соответствии с предусмотренными Уставом видами деятельности. Формирование и финансовое обеспечение осуществляется Отраслевым органом с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за Учреждением на праве оперативного управления или приобретенного им за счет средств, выделенных ему на приобретение такого имущества. Согласно п.1.2 Устава отраслевым органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим функции учредителя в отношении БУЗОО «Калачинская ЦРБ» является Министерство здравоохранения Омской области. Статьей 28.1 Бюджетного кодекса РФ закреплен принцип подведомственности расходов бюджетов, который означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого они находятся.
Подведомственность получателя бюджетных средств главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств возникает в силу закона, нормативного правового акта Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации.
Согласно постановлению Правительства Омской области от 13 мая 2009 года № 85-п "Об установлении подведомственности получателей средств областного бюджета" главным распорядителям средств областного бюджета, являющимся органами исполнительной власти Омской области, подведомственны получатели средств областного бюджета - бюджетные учреждения Омской области, в отношении которых указанные органы осуществляют функции учредителя в качестве отраслевых органов исполнительной власти Омской области.
Согласно пункту 1.2 устава БУЗ 00 "Калачинская центральная районная больница" отраслевым органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим функции учредителя в отношении БУЗ 00 "Калачинская центральная районная больница", является Министерство здравоохранения Омской области, а не Минимущество.
Следовательно, финансирование деятельности БУЗ 00 "Калачинская центральная районная больница" через Минимущество не осуществляется, в связи с чем суд приходит к выводу, что на Минимущество не могут быть возложены обязанности по выполнению требования Калачинского межрайонного прокурора оборудовать прибором учета тепловой энергиии здание дома культуры, расположенное по адресу: <адрес>
Минимущество как орган исполнительной власти Омской области в сфере управления собственностью Омской области в пределах своей компетенции осуществляет функции учредителя всех государственных учреждений Омской области.
Помещение ФАПа, площадью 155,4 кв.м, 1П, Литер А, расположенное по адресу: <адрес> находится в собственности Омской области, а так же в оперативном управлении БУЗ 00 "Калачинская центральная районная больница".
В соответствии со статьей 216 Гражданского кодекса Российской Федерации, право оперативного управления имуществом является вещным правом наряду с правом собственности. Учреждение за которым имущество закреплено на праве оперативного управления пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
С другой стороны, на основании подпункта 17 пункта 8 Положения Министерство осуществляет полномочия главного распорядителя средств областного бюджета, в том числе осуществляет внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит в соответствии с законодательством.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), имеющий право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено БК РФ.
Действующее законодательство предусматривает возможность привлечения Министерства как главного распорядителя бюджетных средств к субсидиарной ответственности только в определенных случаях, исчерпывающий перечень которых установлен БК РФ и Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В силу части 7 статьи 161 БК РФ Министерство как главный распорядитель бюджетных средств отвечает соответственно от имени субъекта Российской Федерации только при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных подведомственному ему казенному учреждению (которым БУЗОО «ГБ № 17» не является) для исполнения его денежных обязательств.
Кроме того, согласно части 3 статьи 158 БК РФ Министерство как главный распорядитель бюджетных средств может быть привлечено к гражданско-правовой ответственности по заявленным в суд исковым требованиям в качестве ответчика только в определенных случаях, а именно по искам:
1) о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту;
2) предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных
обязательств, доведенных подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемуся казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств.
Условия субсидиарной ответственности учредителя представлены также статьей 123.22 ГК РФ, согласно которой бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено. По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым пункта 5 статьи 123.22 ГК РФ может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения.
Таким образом, одним из обязательных условий привлечения собственника имущества бюджетного учреждения к субсидиарной ответственности по долгам учреждения является недостаточность имущества, в том числе денежных средств этого учреждения, и лишь по обязательствам, связанных с причинением вреда гражданам.
Согласно статье 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Абзацем вторым части 3 статьи 9.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) предусмотрено, что бюджетное учреждение осуществляет деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности, в сферах, указанных в пункте 1 данной статьи (в том числе в сфере здравоохранения в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию).
Таким образом, Федеральным законом № 7-ФЗ прямо закреплены особенности финансового обеспечения деятельности бюджетного учреждения в сфере обязательного социального страхования, к числу которого относится и обязательное медицинское страхование (далее - ОМС).
Соответственно бюджетное учреждение здравоохранения может осуществлять основную (медицинскую) деятельность по оказанию медицинских услуг:
1) только в сфере ОМС на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, заключаемого со страховой медицинской организацией;
2) на основании государственного задания, но только на оказание тех медицинских услуг, которые не являются страховым случаем в системе ОМС и не оплачиваются за счет средств ОМС, а подлежат оплате за счет средств бюджета (например, на оказание психиатрической помощи, медицинской помощи при заболевании туберкулезом, ВМП отдельных видов и т.д.).
Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 326-ФЗ) регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением ОМС, в том числе определяет правовое положение субъектов и участников ОМС, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации.
В условиях одноканального финансирования медицинские организации обязаны использовать средства ОМС, полученные за оказанную медицинскую помощь в соответствии с программами ОМС (пункт 5 части 2 статьи 20 Федерального закона № 326-ФЗ) и осуществлять расходы на содержание учреждения из общего объема средств, поступивших по тарифам на оплату медицинской помощи.
В рамках одноканального финансирования оплате подлежат расходы, включенные в структуру тарифа на оплату медицинской помощи, которые согласно части 7 статьи 35 Федерального закона № 326-ФЗ предусматривают в том числе расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств.
Кроме того, суд соглашается, что Министерство здравоохранения Омской области не является органом, уполномоченным в сфере управления собственностью, и не имеет в собственности и на каком-либо другом праве помещения, принадлежащие учреждениям (в том числе и БУЗОО «Калачинская ЦРБ»), подведомственным Министерству. В соответствии с пунктом 1.7 Устава БУЗОО «Калачинская ЦРБ» учреждение может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Согласно пункту 1.8 устава Учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за Учреждением или приобретенного Учреждением за счет выделенных средств, а также недвижимого имущества.
При этом планирование и осуществление закупок, включая определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение договоров и их исполнение осуществляется исключительно учреждением, а не Министерством, поскольку Министерство не обладает полномочиями государственного заказчика (заказчика) по проведению закупки на указанные нужды учреждения.
Реализация мероприятий по исполнению решения суда в полном объеме, в том числе размещение заказа на приобретение оборудования, выполнение необходимого вида и объемов работ, может быть осуществлена только посредством совершения необходимых юридически значимых действий непосредственно учреждением.
Таким образом, доказательств невозможности учреждением самостоятельно (без участия учредителя) исполнить требования, содержащиеся в исковом заявлении, равно как и законных оснований для возложения на Министерство гражданско-правовых обязательств учреждения, суду не представлено.
При таких обстоятельствах Министерство имущественных отношений Омской области и Министерство здравоохранения Омской области являются ненадлежащими ответчиками по данному делу.
Согласно выписки из ЕГРЮЛ, основным видом экономической деятельности МУП Коммунальное хозяйство «Социальное» является производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными; дополнительными являются: передача тепловой энергии, деятельность по обеспечению работоспособности тепловых сетей, котельных, распределение тепловой энергии.
В соответствии с Уставом МУП «Коммунальное хозяйство «Социальное» целью создания Предприятия является обслуживание и эксплуатация объектов обеспечения деятельности социальной сферы в целях решения социальных задач, осуществление производственной, научно-технической и хозяйственной деятельности, выполнение работ и услуг, предусмотренных основными направлениями деятельности, в целях удовлетворения общественных потребностей.
Абз. 2 подпункта 2.2.1. Устава предусмотрено, что организация работ по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению нормальной работы объектов социальной сферы Калачинского муниципального района включает в себя поставку приборов учета расхода воды и тепла, а также производство работ по монтажу, установке, пуско-наладке, техническому обслуживанию и ремонту поставляемого оборудования, приборов и устройств (л.д.8).
Вместе с тем, для выполнения уставных целей Предприятие имеет право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации заключать все виды договоров с юридическими и физическими лицами, не противоречащие целям и деятельности предприятия (абз.2 п. 4.3 Устава).
Как видно из Актов разграничений балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между потребителем и теплоснабжающей организацией, являющихся неотъемлемым приложением к вышеуказанным муниципальным контрактам на приобретение услуг отопления, Заказчик несет полную ответственность согласно «Правилам пользования тепловой энергией» за эксплуатацию теплопроводящих систем, находящихся на его балансе.
Согласно п.2 ст.120 Гражданского кодекса Российской Федерации, учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). Государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением. Частное или казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
В силу п. 1 ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В соответствии с частью 3 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", до 1 января 2011 года органы государственной власти, органы местного самоуправления обеспечивают завершение проведения мероприятий по оснащению зданий, строений, сооружений, используемых для размещения указанных органов, находящихся в государственной или муниципальной собственности и введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Частью 4 статьи 13 Федерального закона установлено, что до 1 января 2011 года собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов), за исключением объектов, указанных в частях 3, 5 и 6 настоящей статьи, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Согласно ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей и не имеющие приборов учета потребители обязаны организовать коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя с использованием приборов учета в порядке и в сроки, которые определены законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
При таких обстоятельствах, полагая, что неэффективное использование бюджетных средств может нанести вред бюджетной системе, затрудняя выполнение возложенных на нее законом задач и функций, суд считает необходимым признать бездействие ответчиков - администрации Калачинского муниципального района Омской области, БУЗ Омской области «Калачинская ЦРБ» незаконным и обязать администрацию Калачинского муниципального района Омской области, МУП «КХ «Социальное», БУЗОО «Калачинская ЦРБ» оборудовать прибором учета тепловой энергии нежилое здание бывшего Лагушинского детского сада, расположенного по адресу: <адрес>
Учитывая наличие у МУП Коммунальное хозяйство «Социальное» приведенных выше обязательств по оборудованию зданий приборами учета тепловой энергии, являющегося предметом спора по настоящему делу, суд полагает необходимым возложение обязанности устранения недостатков на ввышеуказанных ответчиков.
Доводы представителя МУП Коммунальное хозяйство «Социальное» относительно того, что финансовые затраты по установке счетчиков тепловой энергии несут органы местного самоуправления и собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, но не организации осуществляющие поставку тепловой энергии, не могут являться основанием для освобождения от исполнения указанного судом обязательства, поскольку в случае понесения расходов по установке прибора поставщиком тепловой энергии, осуществляющим пользование тепловых сетей на основании условий договора, данные расходы подлежат возмещению собственником зданий и сооружений.
Решая вопрос о сроке устранения допущенных нарушений, суд, принимая во внимание осуществление формирования бюджета Калачинского муниципального района на 2017 год без учета необходимости понесения расходов, вызванных установкой приборов учета тепловой энергии, являющихся значительными, а также оценивая срок, предлагаемый сторонами, считая разумным создание условий, позволяющих сохранить возможность исполнения решения суда, не делая данного обстоятельства невозможным, учитывая продолжительность отопительного периода, суд полагает необходимым установить срок исполнения до 01.09.2018 года, полагая его достаточным для устранения нарушения законодательства, и обоснованным.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ «░░ «░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░» ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ «░░ «░░░░░░░░░░», ░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░ ░░░░ ░░ 01.09.2018 ░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 28.06.2017 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.