Решение по делу № 2а-3954/2021 от 11.10.2021

Дело № 2а-3954/2021

24RS0017-01-2021-006136-58

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 декабря Железнодорожный районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Вербицкой Т.А.,

при секретаре Дегтярёвой И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы России по Железнодорожному району г. Красноярска к Егорову Владимиру Дмитриевичу о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц, недоимки по земельному налогу,

УСТАНОВИЛ:

ИФНС России по Железнодорожному району г. Красноярска обратилась в суд с административным иском к Егорову В.Д. о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц, недоимки по земельному налогу.

Требования мотивированы тем, что Егоров В.Д. (ИНН ) состоит на налоговом учете в качестве налогоплательщика в ИНФС по Железнодорожному району г. Красноярска. Согласно расчету налога на имущество налоговым органом в налоговом уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ., направленного налоговым органом в адрес налогоплательщика, посредством сервиса личный кабинет, налог на имущество за 2019г., подлежащий уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ., составил 78 894 руб. Административный ответчик Егоров В.Д. является плательщиком земельного налога. Согласно расчету земельного налога в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ направленного налоговым органом в адрес налогоплательщика посредством сервиса личный кабинет, земельный налог за 2019г., подлежащий уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ составил 41 732 руб. В связи с тем, что налог на имущество, земельный налог в установленной срок не были оплачены, налоговым органом в адрес налогоплательщика заказным письмом направлено требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафа от 16.12.2020г. на общую сумму120 865,24 руб., со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. Пеня по налогу на имущество в размере 156,47 руб. по требованию от ДД.ММ.ГГГГ. погашена в порядке проведения ДД.ММ.ГГГГ г. зачета переплаты по пене, образовавшейся в результате внесения ДД.ММ.ГГГГ платежа в размере 32 447,44 руб. Пеня по налогу на имущество в размере 82,77 руб. по требованию от ДД.ММ.ГГГГ. погашена в порядке проведения ДД.ММ.ГГГГ. зачета переплаты по пене, образовавшейся в результате внесения ДД.ММ.ГГГГ. в размере 253,96 руб. ДД.ММ.ГГГГ. по заявлению ИФНС России по Железнодорожному району г. Красноярска мировым судьей судебного участка № 50 в Железнодорожном районе г. Красноярска был вынесен судебный приказ № 2а-158/47/2021 о взыскании с Егорова В.Д. недоимки по налогам, в общей сумме 120 626 руб. Определением от ДД.ММ.ГГГГ. судебный приказ был отменен.

Административный истец просит взыскать с Егорова В.Д. недоимки по:

- налогу на имущество физических лиц, взимаемые по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов: налог за 2019г. в размере 65 280,86 руб.

- земельному налогу с физических лиц, обладающих земельными участками, расположенным в границах городских округов: налог за 2019г. в размере 41 682 руб., на общую сумму 106 962,86 руб.

Представитель административного истца ИФНС России по Железнодорожному району г. Красноярска Никифорова Е.В. (доверенность представлена в материалы дела) в судебном заседании исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении.

Административной ответчик Егоров В.Д. требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление, дополнительно пояснил, что налоговым органом выставлена недоимка на имущество, которое было реализовано в рамках процедуры банкротства. В соответствии с Определением Арбитражного суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ по делу № А33-21892-23/2016, имущество, на которое были начислены вышеуказанные налоги, было продано финансовым управляющим на сумму 12 898 181 руб. Кроме того, финансовым управляющим были взысканы денежные средства в сумме 220 814 руб. с арендаторов, которые в свое время пользовались этим имуществом. Объекты недвижимого имущества в процедуре банкротства реализовывались финансовым управляющим длительное время. Если на часть объектов торги были объявлены и имущество по ним продано в 2018 г., то на остальные объекты торги были объявлены только через год, соответственно, за этот лишний год процедуры (2019г.) были начислены налоги. А процедура банкротства была завершена еще почти через год (в 2020 г.). Текущие налоги за 2018 г. финансовый управляющий в соответствии с законом уплатил, а налоги за 2019 г. оставил не оплаченными. ИФНС по Железнодорожному району г. Красноярска имела возможность и достаточное время для взыскания задолженности по текущим налогам в процедуре банкротства, однако, своим правом не воспользовалась. Административный истец не представил в суд доказательств проводимой работы по взысканию налогов: требований, вызовов на комиссию, обращений к финансовому управляющему и в Арбитражный суд в ходе процедуры банкротства и иных действий, направленных на уплату текущих налогов в процедуре банкротства.

В соответствии с ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации злоупотребление правом не допускается. Согласно ч.6 ст.45 КАС РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.

Выслушав представителя административного истца, административного ответчика, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 57 Конституции РФ, п. 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ установлена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются юридические и физические лица, на которых наложена обязанность уплачивать налоги и сборы.

Согласно п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ч. 1 и ч. 2 ст. 57 НК РФ сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ.

На основании ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии со ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (ч.1,2).

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (ч.4).

Исходя из ст. 52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление не позднее 30 дней до наступления срока платежа.

Налоговое законодательство связывает возможность принудительного взыскания налога с исполнением требования об уплате налога.

Согласно п. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

В силу положений ст. 58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

Согласно п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

Положениями ст. 75 НК РФ предусмотрено, что пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (ч.1).

В соответствии со ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната), гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здания, строение, сооружение, помещение.

Частью 1 статьи 409 НК РФ предусмотрен срок уплаты налога на имущество - не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

На основании ч.1 ст.389 НК РФ, объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

Статьей 390 НК РФ установлено, что для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно ст.391 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог. Если иное не предусмотрено пунктом 3 данной статьи, налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В соответствии со ст.393 НК РФ налоговым периодом для уплаты земельного налога признается календарный год.

Согласно п. 1 ст. 397 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании представленной налоговым органом выписки из ЕГРН установлено, что Егоров В.Д. является собственником объектов недвижимого имущества:

- нежилое помещение с кадастровым номером , по адресу: <адрес> период владения в 2019г.-10/12;

- нежилое помещение с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, период владения в 2019г.-10/12;- нежилое помещение с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, пом.1, период владения в 2019г.-10/12;

- нежилое помещение с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, период владения в 2019г.-10/12;

- нежилое помещение с кадастровым номером по адресу: <адрес> период владения в 2019г.-10/12;

- квартира, с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, период владения в 2019г.-12/12;

- земельный участок, с кадастровым номером: , по адресу: <адрес>, период владения 12/12.

Налоговым уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ. со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. административному ответчику налоговым органом были начислены: налог на имущество физических лиц за: нежилое помещение по адресу: <адрес>, в размере 1 392 руб., нежилое помещение по адресу: <адрес> в размере 15 138 руб., нежилое помещение по адресу: <адрес> пом. 4 в размере 9 900 руб., по адресу: <адрес> в размере 41 944 руб., нежилое помещение по адресу: <адрес> в размере 8 711 руб., нежилое помещение по адресу: <адрес> в размере 1 854 руб., квартира по адресу: <адрес> размере 1 347 руб.; земельный налог на: земельный участок ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> в размере 41 732 руб., земельный участок по адресу: <адрес> в размере 287 руб.

В адрес административного ответчика направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа в общем размере 120 865,24 руб., из которых: налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов в размере 78 894 руб., земельный налог с физических лиц, обладающих земельными участком, расположенным в границах городских округов в размере 41 732 руб., пени в размере 156,47 руб. и 82,77 руб. соответственно, установлен срок исполнения до ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ. внесен платеж в размере 32 447,44 руб., ДД.ММ.ГГГГ были внесены платежи на сумму: 13 485,97 руб., 127,17 руб.

ДД.ММ.ГГГГ. мировым судьей судебного участка № 47 в Железнодорожному району г. Красноярска вынесен судебный приказ №2а-158/47/2021 о взыскании с Егорова В.Д. в пользу ИФНС по Железнодорожному району г. Красноярска задолженность по обязательным платежам и санкциям в размере 120 626 руб.

Определением мирового судьи судебного участка № 50 в Железнодорожном районе г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ, временно исполняющей обязанности мирового судьи судебного участка № 47 в Железнодорожного района, судебный приказ № 2а-158/47/2021 был отменен, в связи с поступившими возражениями.

Исковое заявление подано в Железнодорожный районный суд г. Красноярска ДД.ММ.ГГГГ., что подтверждается почтовым штемпелем на конверте.

Сроки для обращения налогового органа в суд установлены ст. 48 Налогового Кодекса РФ.

Согласно ст. 48 НК РФ, рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Учитывая, что срок исполнения самого раннего требования от ДД.ММ.ГГГГ.-ДД.ММ.ГГГГ., административный истец имел право обратиться с заявление о выдаче судебного приказа до ДД.ММ.ГГГГ

Заявление о выдаче судебного приказа было подано ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается входящим штампом.

ДД.ММ.ГГГГ. в адрес суда было направлено административное исковое заявление, т.е. в пределах установленного шестимесячного срока со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.

Суд, оценив представленный расчет, определяя сумму подлежащую взысканию находит его верным в части начисления налога на имущество физических лиц, взимаемого по ставка, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов за 2019г. в размере 65 280,86 руб., вместе с тем, полагает необходимым учесть, что согласно выписке из ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ. Егоровым В.Д. произведено отчуждение земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, таким образом с Егорова В.Д. подлежит взысканию земельный налог за 2019г. в размере 41368,29 руб. (7 048 576 руб. х 1,50%х(11 мес./12 мес.+ 18 дней) х 406/1000.

Обсуждая довод административного ответчика Егорова Д.В. о том, что начисленные налоговом органом налоги не подлежат взысканию, так как административный ответчик в установленном порядке признан банкротом, а административный истец имел возможность и достаточное время для взыскания задолженности по текущим налогам в процедуре банкротства, однако, на данный момент утратил свое право, суд исходит из следующего.

В соответствии с абзацем седьмым пункта 1 статьи 126 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением текущих платежей, указанных в пункте 1 статьи 134 настоящего Федерального закона, и требований о признании права собственности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.

Исходя из части 1 статьи 5 указанного выше закона, в целях настоящего Федерального закона под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона о несостоятельности (банкротстве) требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.

Согласно пункту 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 декабря 2016 года, при разрешении вопроса о квалификации задолженности по обязательным платежам в качестве текущей либо реестровой следует исходить из момента окончания налогового (отчетного) периода, по результатам которого образовался долг.

Требования, касающиеся пеней, начисляемых в целях компенсации потерь казны из-за несвоевременного исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, таможенных пошлин, страховых взносов (статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации, статья 151 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", статья 25 Закона о страховых взносах и т.п.), относящихся к текущим платежам, также являются текущими платежами.

Датами окончания налогового периода 2019 года по спорным налогам, заявленным ко взысканию в рамках настоящего спора, является 31 декабря 2019 года. При этом в силу пункта 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налогов возникла у административного ответчика не ранее даты получения налогового уведомления № 21589153 от 01.09.2020 года, то есть обязательства возникли после возбуждения производства по делу о банкротстве, поэтому суд квалифицирует данную задолженность, как относящуюся к текущим платежам.

Кроме того, как разъяснено в пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2011 года N 51 "О рассмотрении дел о банкротстве индивидуальных предпринимателей" после завершения конкурсного производства гражданину могут быть предъявлены требования по обязательствам и обязательным платежам, от исполнения которых должник не освобожден и которые сохраняют свою силу. При предъявлении указанных требований в судебном порядке они рассматриваются в суде по общим правилам подведомственности.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ. по делу № А33-21892/2016 ИП Егоров Владимир Дмитриевич признан банкротом, в отношении него открыта процедура реализации имущества сроком до ДД.ММ.ГГГГ

Определением Арбитражного суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ по делу № А33-21892/2016 продлен срок процедуры реализации имущества в отношении Егорова В.Д. до

Определением Арбитражного суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ. по делу № А33-21892/2016 завершен срок реализации имущества в отношении Егорова В.Д.

Налоговым органом последовательно принимались меры по взысканию налоговой задолженности. Уполномоченным государственным органом явно выражена воля на взыскание в принудительном порядке с административного ответчика неуплаченных сумм налога на имущество физических лиц, земельного налога было подано заявление о вынесении судебного приказа, предъявлен настоящий административный иск; отмена судебного приказа позволяла налоговому органу предъявить настоящие административные исковые требования.

В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

При таких обстоятельствах суд взыскивает с административного ответчика государственную пошлину в доход бюджета в соответствии с требованиями п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ в размере 3 322,98 руб.

Руководствуясь ст. ст. 175 – 181, 227 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Красноярска удовлетворить частично.

Взыскать с Егорова Владимира Дмитриевича (ИНН ) налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов: налог за 2019 год в размере 65 280,86 руб., земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов: налог за 2019 в размере 41368,29 руб., а всего 106 649,15 руб.

Взыскать Егорова Владимира Дмитриевича государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 3 322,98 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Железнодорожный районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 27.12.2021.

    

Председательствующий                         Т.А. Вербицкая

2а-3954/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
ИФНС по Железнодорожному району г. Красноярска
Ответчики
Егоров Владимир Дмитриевич
Суд
Железнодорожный районный суд г. Красноярск
Судья
Вербицкая Татьяна Алексеевна
Дело на странице суда
geldor.krk.sudrf.ru
11.10.2021Регистрация административного искового заявления
11.10.2021Передача материалов судье
13.10.2021Решение вопроса о принятии к производству
13.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.11.2021Подготовка дела (собеседование)
11.11.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.11.2021Судебное заседание
14.12.2021Судебное заседание
15.12.2021Судебное заседание
15.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее