Дело № 2а-2463/2020 55RS0003-01-2020-003550-07 |
||
РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации |
Ленинский районный суд города Омска в составе:
председательствующего судьи Яковлева К.А.,
при секретаре судебного заседания Васьковой А.Ю.
с участием помощника судьи Лямкиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 10 августа 2020 года по адресу:
г. Омск, ул. Труда, 29А административное дело № 2а-2463/2020 по административному исковому заявлению Министерства здравоохранения Омской области к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Омской области Тюменцевой О.Н., Межрайонному отделу судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Омской области, УФССП России по Омской области о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Министерство здравоохранения Омской области обратилась в Ленинский районный суд города Омска с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Омской области Тюменцевой О.Н., Межрайонному отделу судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Омской области, УФССП России по Омской области о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, освобождении от взыскания исполнительского сбора. Свои требования мотивировало тем, что постановлением судебного пристава-исполнителя МРО по ОИП УФССП России по Омской области Тюменцевой О.Н. от 21.05.2020 на основании исполнительного листа от 18.05.2020 № ФС 022175078 возбуждено исполнительное производство № 23096/20/55007-ИП в отношении Министерства здравоохранения Омской области. Основанием для возбуждения исполнительного производства послужило решение Центрального районного суда города Омска от 18.05.2020 по гражданскому делу № 2-1563/2020, согласно которому на Минздрав Омской области возложена обязанность по организации обеспечения Белянина Д.Н., 09.10.2017 года рождения, лекарственным препаратом для медицинского применения «Спинраза» (Нусинерсен) по жизненным показаниям бесплатно в объеме и дозировке, рекомендованных консилиумом врачей Научно-исследовательского клинического института педиатрии имени академика
Ю.Е. Вельтищева Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23.03.2020 № 51/1, врачебной комиссией бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Областная детская клиническая больница» от 25.03.2020 № 53, до отмены его применения. Решение суда обращено к немедленному исполнению. По результатам рассмотрения запроса судебного пристава-исполнителя МРО по ОИП УФССП России по Омской области Тюменцевой О.Н. от 01.06.2020 б/н по вопросу незамедлительного (в течение суток) направления ответа по исполнительному производству и постановления о возбуждении исполнительного производства Минздрав Омской области проинформировал судебного пристава-исполнителя МРО по ОИП УФССП России по Омской области Тюменцеву О.Н. о принятии в пределах компетенции мер по исполнению требований исполнительного документа: по выделению дополнительного финансирования для БУЗОО «ОДКБ» в течение суток с момента получения запроса судебного пристава-исполнителя, о доведении до БУЗОО «ОДКБ» в 2020 году объемов финансирования за счет средств областного бюджета в сумме 195 730 000,00 рублей по коду субсидии 006.20.9064 «Приобретение высокоэффективных лекарственных препаратов и медицинских изделий, проведение диагностических мероприятий для оказания медицинской помощи детям с редкими генетическими, наследственными тяжелыми заболеваниями, гематологическими заболеваниями, системными заболеваниями соединительной ткани, больным муковисцидозом, проживающим на территории Омской области, в бюджетном учреждении здравоохранения Омской области «Областная детская клиническая больница», из них 32 000 000 рублей в целях организации обеспечения Белянина Д.Н. лекарственным препаратом «Спинраза» (ответы Минздрава Омской области от 02.06.2020 № ИСХ-20/МЗДР-4992, от 04.06.2020 № ИСХ-20/МЗДР-5128). На основании постановления ведущего судебного пристава-исполнителя МРО по ОИП УФССП России по Омской области Тюменцевой О.Н. от 19.06.2020 № 55007/20/122854 в рамках исполнительного производства с Минздрава Омской области взыскан исполнительский сбор в размере пятидесяти тысяч рублей в связи с неисполнением исполнительного документа неимущественного характера (решения суда). В свою очередь, в рамках предоставленных полномочий в течение установленного срока (одних суток с момента получения запроса судебного пристава-исполнителя и до поступления в Минздрав Омской области постановления о возбуждении исполнительного производства) Минздравом Омской области совершены все необходимые действия для исполнения требований исполнительного документа (решения суда, подлежавшего немедленному исполнению), в связи с чем усматриваются основания для признания оспариваемого постановления о взыскании исполнительского сбора незаконным, а также освобождения Минздрава Омской области от взыскания исполнительского сбора. В силу пункта 1 Положения о Минздраве Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 13.11.2007 № 133, Минздрав Омской области является органом исполнительной власти Омской области, обеспечивающим проведение государственной политики на территории Омской области в сферах охраны здоровья населения Омской области, функционирования, развития и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов, обращения лекарственных средств на территории Омской области. При этом Минздрав Омской области не является медицинской организацией, непосредственно Минздрав Омской области медицинскую помощь гражданам не оказывает (не участвует в оказании медицинских услуг), не имеет лицензии на осуществление медицинской деятельности, не назначает лекарственных препаратов для медицинского применения, не принимает решений врачебной комиссии о замене (назначении) лекарственных препаратов для медицинского применения по жизненным показаниям, не осуществляет выдачу лекарственных препаратов для медицинского применения. Согласно решению суда, Минздрав Омской области обязан организовать обеспечение Белянина Д.Н. лекарственным препаратом «Спинраза» в объеме и дозировке, рекомендованных медицинскими организациями. Принимая во внимание способ применения, определенный инструкцией по применению лекарственного препарата «Спинраза», введение указанного лекарственного препарата для медицинского применения путем инъекции вещества осуществляется медицинскими работниками в медицинской организации при оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях. Способ применения лекарственного препарата «Спинраза» не предполагает его выдачу непосредственно пациенту (его законному представителю), поскольку его фармакологические свойства, условия хранения не позволяют отпускать лекарственный препарат «Спинраза» по рецепту при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях, а также для самостоятельного применения пациентом. Иной способ применения лекарственного препарата «Спинраза» Инструкцией не предусмотрен. С учетом полномочий, установленных подпунктом 1 пункта 5 Положения, на территории Омской области оказание специализированной медицинской помощи в стационарных условиях с введением высокоэффективных лекарственных препаратов для медицинского применения детям, страдающим редкими генетическими, наследственными тяжелыми заболеваниями, в том числе, которым установлен диагноз: спинальная мышечная атрофия, проживающим на территории Омской области, к числу которых относится и
Белянин Д.Н., организовано Минздравом Омской области на базе БУЗОО «ОДКБ». В рамках реализации установленных полномочий в сфере охраны здоровья населения Омской области Минздрав Омской области организует обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения при оказании медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных Минздраву Омской области (подпункт 3 пункта 5 Положения). Принимая во внимание положения части 2, пункта 2 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», а также способ введения и условия хранения лекарственного препарата «Спинраза», установленных Инструкцией, совершение юридически значимых действий по закупке указанного лекарственного препарата для медицинского применения, необходимого для оказания медицинской помощи Белянину Д.Н., и по непосредственному интратекальному введению вещества пациенту посредством люмбальной пункции, выполняемой медицинскими работниками в процессе оказания пациенту Белянину Д.Н. медицинской помощи, будет осуществляться медицинской организацией, в которой находится на лечении несовершеннолетний - БУЗОО «ОДКБ». С учетом возложенных функций главного распорядителя бюджетных средств и требований Бюджетного кодекса Российской Федерации Минздрав Омской области осуществляет финансовое обеспечение деятельности учреждения за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в порядке и в случаях, установленных законодательством. Так, в целях своевременного исполнения Минздравом Омской области решения суда приняты меры по увеличению размера субсидии в целях осуществления БУЗОО «ОДКБ» закупки лекарственного препарата «Спинраза» для фактического обеспечения им Белянина Д.Н. Как субъект исполнения обязанности по организации обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения Минздрав Омской области обращался в Министерство здравоохранения Российской Федерации (письмо от 25.04.2020 № 3706), в Министерство экономики Омской области (письмо от 21.05.2020 № 4568), в Законодательное Собрание Омской области (письмо от 21.05.2020 № 4569), к Губернатору Омской области, Председателю Правительства Омской области (письмо от 21.05.2020 № 4570), в Министерство финансов Омской области (письмо от 22.05.2020 № 4661) по вопросу выделения дополнительных бюджетных ассигнований в целях обеспечения лекарственным препаратом «Спинраза» детей, которым установлен диагноз: спинальная мышечная атрофия, проживающих на территории Омской области, к числу которых относится и Белянин Д.Н. Кроме того, в целях исполнения требований исполнительного документа Минздравом Омской области осуществлены организационные мероприятия в целях доведения в 2020 году до БУЗОО «ОДКБ» объемов финансирования за счет средств областного бюджета по коду субсидии в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Омской области от 17.08.2011 № 151-п «О реализации отдельных положений статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации», из них 32 000000,00 рублей для приобретения учреждением лекарственного препарата «Спинраза» в целях обеспечения Белянина Д.Н. По мере предоставления Министерством финансов Омской области дополнительного финансирования по данному коду субсидии Минздравом Омской области с БУЗОО «ОДКБ» поэтапно заключены дополнительные соглашения к Соглашению о предоставлении субсидии на цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения БУЗОО «ОДКБ» государственного задания от 15.01.2020 № 004/9 РЗ. Так, дополнительным соглашением к Соглашению от 25.05.2020 № 9 предусмотрена субсидия в размере 163 млн. 730 тыс. рублей. На основании дополнительного соглашения к Соглашению от 02.06.2020 № 10 размер субсидии увеличен БУЗОО «ОДКБ» на 32 000 000,00 рублей. По состоянию на 02.06.2020, на лицевом счете БУЗОО «ОДКБ» имелись средства областного бюджета для приобретения (закупки) лекарственного препарата «Спинраза», необходимые для фактического обеспечения им в период оказания
Белянину Д.Н. специализированной медицинской помощи в стационарных условиях. При таких обстоятельствах с момента возбуждения исполнительного производства Минздравом Омской области совершены необходимые мероприятия в целях выделения БУЗОО «ОДКБ» дополнительного финансирования путем увеличения размера субсидии на 32 000 000,00 рублей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Таким образом, в настоящее время Минздравом Омской области до БУЗОО «ОДКБ» в 2020 году доведены объемы финансирования за счет средств областного бюджета в сумме 195 730 000,00 рублей по коду субсидии в порядке, предусмотренном областным законодательством, в том числе на обеспечение Белянина Д.Н. лекарственным препаратом «Спинраза». Считает, что Минздравом Омской области предприняты необходимые и достаточные меры по организации обеспечения на территории Омской области Белянина Д.Н. лекарственным препаратом «Спинраза» в пределах полномочий, установленных федеральным и областным законодательством, путем финансирования БУЗОО «ОДКБ» в объеме, достаточном для его приобретения. Требований к Министерству по фактическому обеспечению Белянина Д.Н. лекарственным препаратом «Спинраза» исполнительный документ не содержит, то есть решением суда на Минздрав Омской области не возложена обязанность по фактическому обеспечению (путем введения лекарственного препарата для медицинского применения, его выдачи)
Белянина Д.Н. лекарственным препаратом «Спинраза». Дальнейшие действия по фактическому обеспечению Белянина Д.Н. лекарственным препаратом «Спинраза», включая его закупку (приобретение), могут быть совершены БУЗОО «ОДКБ» (медицинской организацией). Следовательно, планирование и осуществление закупок, включая определение поставщиков, заключение государственных контрактов (договоров) и их исполнение осуществляется исключительно учреждением, а не Минздравом Омской области. По информации БУЗОО «ОДКБ», полученной в рабочем порядке, между учреждением и ООО «Лекстандарт» заключен договор от 19.06.2020 № ПЛС/101 на поставку лекарственного препарата «Спинраза» на сумму 23 699 999,40 рублей в количестве 3 единиц (упаковок с раствором лекарственного препарата «Спинраза» для интратекального введения). В силу решения суда на Минздрав Омской области также не возложена обязанность по контролю за приобретением и фактическим введением раствора лекарственного препарата «Спинраза» пациенту в медицинской организации (БУЗОО «ОДКБ»), выполняемой медицинскими работниками путем совершения медицинского вмешательства (люмбальной пункции), то есть за фактическим обеспечением указанным лекарственным препаратам для медицинского применения. При таких обстоятельствах требования, содержащиеся в исполнительном документе, Минздравом Омской области исполнены в рамках компетенции, установленной законодательством, в определенный законодательством срок. Считает, что в пределах компетенции Минздравом Омской области в полном объеме и с соблюдением установленного срока исполнены требования исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, о чем до момента получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства был уведомлен судебный пристав-исполнитель МРО по ОИП УФССП России по Омской области. Административный истец считает постановление о взыскании исполнительского сбора незаконным, поскольку оно противоречит части 1 статьи 112 Федерального закона
№ 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и задачам исполнительного производства, нарушает права и законные интересы административного истца. Считает, что законных оснований для возложения на Минздрав Омской области денежного взыскания в виде исполнительского сбора у ведущего судебного пристава-исполнителя МРО по ОИП УФССП России по Омской области не имелось. В рассматриваемой ситуации (с учетом возложенной на Минздрав Омской области обязанности по организации обеспечения Белянина Д.Н. лекарственным препаратом «Спинраза») вопрос об окончании исполнительного производства не может быть поставлен в зависимость от фактического введения раствора лекарственного препарата «Спинраза» пациенту, осуществляемого исключительно медицинской организацией (БУЗОО «ОДКБ») посредством выполнения медицинскими работниками люмбальной пункции. На момент подачи настоящего административного искового заявления БУЗОО «ОДКБ» заключен договор, по условиям которого поставка лекарственного препарата «Спинраза» планируется поставщиком не позднее пяти рабочих дней с даты его заключения (приложение № 3 к договору от 19.06.2020). Просит признать незаконным и отменить постановление о взыскании исполнительского сбора в отношении Минздрава Омской области; освободить Минздрав Омской области от взыскания исполнительского сбора в размере пятидесяти тысяч рублей по исполнительному производству, возбужденному 21.05.2020 на основании исполнительного листа от 18.05.2020 № ФС 022175078 по гражданскому делу
№ 2-1563/2020, выданного Центральным районным судом города Омска.
Представитель Министерства здравоохранения Омской области по доверенности Карзаева Г.Ю. в судебном заседании административные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просила иск удовлетворить.
Представитель административного ответчика УФССП России по Омской области по доверенности Попова А.П. в судебном заседании исковые требования не признала, просила в иске административному истцу отказать в полном объеме.
Представитель административного ответчика МРО по ОИП УФССП Омской области, административный ответчик судебный пристав-исполнитель МРО по ОИП УФССП России по Омской области Тюменцева О.Н. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежаще.
Представитель заинтересованного лица БУЗОО «Областная детская клиническая больница» по доверенности Столярова Ю.Ю. в судебном заседании административные исковые требования поддержала.
Заинтересованные лица Белянина В.В., Белянин Н.Н. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
От представителя заинтересованного лица Беляниной В.В. по доверенности Копылова М.О. поступили письменные возражения относительно заявленных требований, в которых просит в удовлетворении исковых требований Министерству здравоохранения Омской области отказать.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.
В соответствии со ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно ст. 4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 и ст. 360 КАС РФ предоставляют гражданину, организации, иным лицам право оспорить в суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Аналогичные положения содержатся в ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
В силу ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие), подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения, подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Как следует из материалов дела, решением Центрального районного суда г. Омска от 18.05.2020 по делу № 2-1563/2020 на Министерство здравоохранения Омской области возложена обязанность по организации обеспечения Белянина Д.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р., лекарственным препаратом «Спинраза» (Нусинерсен) по жизненным показаниям бесплатно в объеме и дозировке, рекомендованной консилиумом врачей Научно-исследовательского клинического института педиатрии им. Ю.Е. Вельтищева ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России № 51/1 от 23.03.2020, врачебной комиссией БУЗОО «Областная детская клиническая больница» № 53 от 25.03.2020, до отмены его применения.
Решение суда обращено к немедленному исполнению.
В силу положений статьи 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
По правилам ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
Из материалов дела следует, что 21.05.2020 на основании исполнительного листа ФС № 022175078, выданного Центральным районным судом г. Омска по делу № 2-1563/2020, судебным приставом-исполнителем МРО СП по ОИП УФССП России по Омской области Тюменцевой О.Н. возбуждено исполнительное производство
№ 23096/20/55007-ИП в отношении должника Министерства здравоохранения Омской области в пользу взыскателя Беляниной В.В., с предметом исполнения: возложить на Министерство здравоохранения Омской области обязанность по организации обеспечения Белянина Д.Н., 09.10.2017 г.р., лекарственным препаратом «Спинраза» (Нусинерсен) по жизненным показаниям бесплатно в объеме и дозировке, рекомендованной консилиумом врачей Научно-исследовательского клинического института педиатрии им.
Ю.Е. Вельтищева ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России № 51/1 от 23.03.2020, врачебной комиссией БУЗОО «Областная детская клиническая больница»
№ 53 от 25.03.2020, до отмены его применения.
Постановлением судебного пристава-исполнителя МРО СП по ОИП УФССП России по Омской области Тюменцевой О.Н. от 19.06.2020 с Министерства здравоохранения Омской области взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей в рамках исполнительного производства № 23096/20/55007-ИП.
Полагая указанное постановление о взыскании исполнительного сбора от 19.06.2020 незаконным, Министерство здравоохранения Омской области обратилось в суд с настоящим административным иском.
Разрешая заявленные требования административного истца о признании незаконным и подлежащим отмене постановления о взыскании исполнительского сбора от 19.06.2020, вынесенного судебным приставом-исполнителем МРО СП по ОИП УФССП России по Омской области Тюменцевой О.Н., суд приходит к следующему.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ
«Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Правильным исполнением судебных актов в смысле приведенных правовых норм является исполнение судебного акта в строгом соответствии с вынесенным по делу решением, на основании которого был выдан исполнительный документ и возбуждено исполнительное производство.
Как вытекает из содержания п. 6 ч. 1 ст. 13 Федерального закона «Об исполнительном производстве», в исполнительном документе должна быть указана резолютивная решения суда, содержащая требование о возложении на должника обязанности по совершению определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.
Из совокупного толкования приведенных законоположений следует, что судебный пристав-исполнитель в процессе исполнения судебного акта должен требовать исполнения его в точном соответствии с выданным исполнительным листом.
В силу ст. 4 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство осуществляется на принципах своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
Статьей 6 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории РФ. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные этим Федеральным законом.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительным документом, направляемым (предъявляемым) судебному приставу-исполнителю, является, в том числе, исполнительный лист.
В соответствии с ч. 1 ст. 30 названного закона судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Частями 8, 10 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определено, что судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства.
В соответствии с чч. 11, 12 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Пунктом 5 части 14 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что судебный пристав-исполнитель не устанавливает срок для добровольного исполнения исполнительного документа в случаях возбуждения исполнительного производства по исполнительному документу, подлежащему немедленному исполнению.
Как уже ранее судом установлено, решение Центрального районного суда г. Омска по делу № 2-1563/2020 обращено к немедленному исполнению.
В соответствии с пунктом 3 постановления судебного пристава-исполнителя от 21.05.2020 о возбуждении исполнительного производства № 23096/20/55007-ИП должник предупреждается о том, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения и не предоставления доказательств того, что исполнение было невозможно вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее 1000 рублей с должника гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и 10000 рублей с должника – организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника – индивидуального предпринимателя устанавливается в размере 5000 рублей, с должника – организации – 50000 рублей.
Из материалов административного дела, в том числе, пояснений представителя административного истца Карзаевой Г.Ю., данных в судебном заседании, усматривается, что копию постановления о возбуждении исполнительного производства
№ 23096/20/55007-ИП должник - Министерство здравоохранения Омской области получил 03.06.2020, о чем также свидетельствует отметка на данном постановлении.
При этом, имеющийся в материалах исполнительного производства скриншот страницы электронной почты, с указанием на ней сведений о направлении судебным приставом-исполнителем МРО по ОИП УФССП России по Омской области
Тюменцевой О.Н. копии постановления о возбуждении исполнительного производства в адрес должника с достоверностью не свидетельствует о получении данного постановления Министерством здравоохранения Омской области 21.05.2020.
Иных допустимых и достоверных доказательств, свидетельствующих о факте получения должником копии постановления о возбуждении исполнительного производства ранее 03.06.2020, материалы дела не содержат.
По правилам ч. 1 ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В силу положений ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
В силу требований Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» для принятия решения о вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель устанавливает наличие следующих обстоятельств: истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа; документальное подтверждение факта получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо отказа от его получения, за исключением случаев, указанных в ч. 13 ст. 30 данного Федерального закона; требования исполнительного документа должником не исполнены; должником не представлены доказательства того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В соответствии со статьей 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П в качестве уважительных причин рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. К таким обстоятельствам относятся: непреодолимая сила (если добровольному исполнению препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство); предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований исполнительного документа. День прекращения действия указанных причин неисполнения рассматривается как начало течения срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, по истечении которого возможно взыскание исполнительского сбора.
Посчитав решение Центрального районного суда г. Омска от 18.05.2020 по делу
№ 2-1563/2020 не исполненным, судебный пристав-исполнитель МРО по ОИП УФССП России по Омской области Тюменцева О.Н. 19.06.2020 вынесла постановление о взыскании с Министерства здравоохранения Омской области исполнительского сбора.
В судебном заседании судом установлено, что исполнительский сбор в указанном размере с должника фактически не взыскивался.
Проверяя доводы административного искового заявления о незаконности вынесенного судебным приставом-исполнителем постановления от 19.06.2020 о взыскании исполнительского сбора, суд считает необходимым отметить следующее.
Как указано судом ранее, решением Центрального районного суда г. Омска от 18.05.2020 по делу № 2-1563/2020 на Министерство здравоохранения Омской области возложена обязанность по организации обеспечения Белянина Д.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лекарственным препаратом «Спинраза» (Нусинерсен) по жизненным показаниям бесплатно в объеме и дозировке, рекомендованной консилиумом врачей Научно-исследовательского клинического института педиатрии им. Ю.Е. Вельтищева ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России № 51/1 от 23.03.2020, врачебной комиссией БУЗОО «Областная детская клиническая больница» № 53 от 25.03.2020, до отмены его применения.
В данном решении от 18.05.2020 суд указал, что требования Беляниной В.В. в интересах Белянина Д.Н. охватывали не только закупку препарата, его предоставление Белянину Д.Н., но и финансирование приобретения необходимого лекарственного препарата и организацию его приобретения. Последние требования тождественны полномочиям Минздрава Омской области в части организации обеспечения лекарственным препаратом.
Согласно материалам дела, судебным приставом-исполнителем МРО по ОИП УФССП России по Омской области Тюменцевой О.Н. в адрес Министерства здравоохранения Омской области 01.06.2020 направлен запрос о предоставлении незамедлительно (в течение одних суток) ответа по исполнительному производству
№ 23096/20/55007-ИП.
Согласно ответу Министерства здравоохранения Омской области от 02.06.2020
№ 4992, Минздравом Омской области осуществлены организационные мероприятия в целях доведения до БУЗОО «ОДКБ» объемов финансирования за счет средств областного бюджета по коду субсидии 006.20.9064 «Приобретение высокоэффективных лекарственных препаратов и медицинских изделий, проведение диагностических мероприятий для оказания медицинской помощи детям с редкими генетическими, наследственными тяжелыми заболеваниями, гематологическими заболеваниями, системными заболеваниями соединительной ткани, больным муковисцидозом, проживающим на территории Омской области, в бюджетном учреждении здравоохранения Омской области «Областная детская клиническая больница» в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Омской области от 17.08.2011 № 151-п «О реализации отдельных положений статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации», в целях приобретения (закупки) лекарственного препарата для последующего обеспечения им Белянина Д.Н. По состоянию на 01.06.2020, общий объем финансирования БУЗОО «ОДКБ» в рамках субсидии составляет 163,73 млн. рублей. По вопросу выделения дополнительных бюджетных ассигнований с целью обеспечения лекарственным препаратом Минздрав Омской области обращался в Министерство финансов Омской области. Минздрав Омской области 01.06.2020 направил в Министерство финансов Омской области предложения на изменение показателей бюджетной росписи областного бюджета на 2020 год и плановый период 2021-2022 годов в размере 32,0 млн. рублей, которые будут направлены для приобретения учреждением лекарственного препарата и фактического обеспечения им Белянина Д.Н. при оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях. Уведомлением от 02.06.2020 № 0197.006-Л данные бюджетные ассигнования доведены до БУЗОО «ОДКБ».
Представленная в адрес должностного лица МРО по ОИП УФССП России по Омской области выписка о состоянии отдельных лицевых счетов, в которой отражено наличие суммы субсидии на приобретение высокоэффективных лекарственных препаратов и медицинских изделий, проведение диагностических мероприятий для оказания медицинской помощи детям с редкими генетическими, наследственными тяжелыми заболеваниями, гематологическими заболеваниями, системными заболеваниями соединительной ткани, больным муковисцидозом, проживающим на территории Омской области, в БУЗОО «Областная детская клиническая больница», по состоянию на 01.06.2020, сама по себе, не свидетельствует о том, что указанные денежные средства выделены именно на приобретение препарата «Спинраза» для обеспечения им Белянина Д.Н.
05.06.2020 судебным приставом-исполнителем МРО по ОИП УФССП России по Омской области Тюменцевой О.Н. в адрес БУЗОО «ОДКБ» направлен запрос о предоставлении в 7-ми дневный срок со дня поступления данного запроса информации, в том числе, о сумме денежных средств, выделенных и полученных учреждением от Министерства здравоохранения Омской области на 2020 год для закупки препарата «Спинраза» Белянину Д.Н., 09.10.2017 г.р., а также о том, осуществлялась ли закупка указанного препарата для Белянина Д.Н.
Из письма БУЗОО «Областная детская клиническая больница» от 09.06.2020
№ 571/01-06 в адрес судебного пристава-исполнителя, следует, что Министерством здравоохранения Омской области в порядке, установленном областным законодательством за счет средств областного бюджета до БУЗОО «ОДКБ» были доведены объемы финансирования в размере 195 730 000, 00 рублей по коду субсидий 006.20.9064 «Приобретение высокоэффективных лекарственных препаратов и медицинских изделий, проведение диагностических мероприятий для оказания медицинской помощи детям с редкими генетическими, наследственными тяжелыми заболеваниями, гематологическими заболеваниями, системными заболеваниями соединительной ткани, больным муковисцидозом, проживающим на территории Омской области в бюджетном учреждении здравоохранения Омской области «Областная детская клиническая больница». Исходя из выделенных Министерством средств, для закупки препарата «Спинраза», с учетом объема и дозировки, рекомендованной врачебной комиссией для пациента Белянина Д.Н. на 2020 год потребуется около 40000000 рублей. В настоящее время выделено 32000000 рублей. Закупка препарата «Спинраза» в количестве 3 флаконов БУЗОО «ОДКБ» планируется в июне 2020 года без проведения торгов на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», 1 флакон препарата планируется закупить посредством проведения аукциона в электронной форме. При поступлении денежных средств планируется закупка еще 1 флакона в октябре-ноябре 2020 года.
15.06.2020 судебным приставом-исполнителем МРО по ОИП УФССП России по Омской области Тюменцевой О.Н. в адрес БУЗОО «ОДКБ» направлен запрос о предоставлении информации о ходе закупки препарата «Спинраза» в июне 2020 года.
Кроме того, аналогичный запрос 19.06.2020 судебным приставом-исполнителем направлен в Министерство здравоохранения Омской области.
Согласно ответу Министерства здравоохранения Омской области от 26.06.2020 на указанный запрос судебного пристава-исполнителя, планируемая дата госпитализации Белянина Д.Н. в целях введения ему лекарственного препарата «Спинраза» назначена БУЗОО «ОДКБ» на 02.07.2020. Согласно схеме лечения пациента Белянину Д.Н. с учетом объема и дозировки, рекомендованной врачебной комиссией, в 2020 году будет произведено четыре введения лекарственного препарата «Спинраза», то есть 4 флакона в период с июля по декабрь 2020 года на сумму около 32000000,00 рублей. Следующее введение препарата «Спинраза» потребуется в январе 2021 года, затем поддерживающие дозы каждые 4 месяца. По информации, представленной БУЗОО «ОДКБ», учреждением с ООО «Лекстандарт» заключен договор № ПЛС/101на поставку лекарственного препарата «Спинраза» для данного пациента в количестве 3 флаконов без проведения торгов на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (необходимость оказания медицинской помощи в экстренной (неотложной) форме). Сумма договора составила 23699999,49 рублей. Срок поставки в учреждение лекарственного препарата «Спинраза» - не позднее 5 (пяти) рабочих дней с даты заключения договора. Четвертый флакон препарата БУЗОО «ОДКБ» планирует закупить посредством проведения аукциона в электронной форме. По состоянию на 25.06.2020 закупка включена БУЗОО «ОДКБ»в план график, заявка отправлена учреждением в КУОО «Центр закупок в сфере здравоохранения».
22.06.2020 судебным приставом-исполнителем МРО по ОИП УФССП России по Омской области Тюменцевой О.В. в Министерство здравоохранения Омской области направлен запрос, согласно которому должностное лицо службы судебных приставов просит в срок до 26.06.2020 предоставить информацию о конкретной сумме денежных средств из доведенных до БУЗОО «ОДКБ» объемов финансирования за счет средств областного бюджета по коду субсидии 006.20.9064 для приобретения пациенту
Белянину Д.Н., указанного решением суда лекарственного препарата.
Также в данном запросе судебный пристав-исполнитель отразил, что согласно ответу БУЗОО «ОДКБ» от 09.06.2020 для пациента Белянина Д.М. для закупки препарата «Спинраза» с учетом объема и дозировки, рекомендованной врачебной комиссией на 2020 год потребуется около 40000000,00 рублей. В настоящее время выделено 32000000,00 рублей, в свою очередь, необходимо сообщить в какие сроки будет выделено дополнительное финансирование для исполнения решения суда.
В ответе БУЗОО «ОДКБ» от 23.06.2020 № 619/0106 на запрос судебного пристава-исполнителя сообщено, что 19.06.2020 между БУЗОО «ОДКБ» и ООО «Лекстандарт» заключен договор № ПЛС/101 на поставку препарата «Спинраза» для данного пациента в количестве 3 флаконов без проведения торгов. Сумма договора составила 23699999,49 рублей. Срок поставки – не позднее 5 (пяти) рабочих дней с даты заключения договора.
Четвертый флакон препарата планируется закупить посредством проведения аукциона в электронной форме. При поступлении денежных средств планируется закупка еще 1 флакона в октябре – ноябре 2020 года. Согласно схеме лечения препаратом «Спинраза» пациента Белянина Д.Н. с учетом объема и дозировки, рекомендованной врачебной комиссией в 2020 году будет производственно 5 (пять) введений препарата, т.е. 5 флаконов (с июня по декабрь 2020) на сумму около 40000000,00 рублей. Согласно медицинской документации с учетом схемы лечения следующее введение препарата «Спинраза» потребуется в апреле 2021 года. В настоящее время Министерством здравоохранения Омской области выделено 32000000,00 рублей.
Согласно уточненному ответу БУЗОО «ОДКБ» от 29.06.2020, четвертый флакон препарата планируется закупить посредством проведения аукциона в электронном форме. По состоянию на 29.06.2020, закупка опубликована в ЕИС КУ ОО «Центр закупок в сфере здравоохранения». Согласно схеме лечения препаратом «Спинраза» пациента
Белянина Д.Н. с учетом даты заключения договора ПЛС/101 и срока поставки препарата в 2020 году, будет произведено 4 (четыре) введения препарата, т.е. 4 флакона (с июня по декабрь 2020 года) на сумму около 32000000,00 рублей. Согласно медицинской документации с учетом схемы лечения следующее введение препарата «Спинраза» потребуется в январе 2021 года и далее 1 раз в четыре месяца. В настоящее время Министерством здравоохранения Омской области выделено 32000000,00 рублей.
Оценив в совокупности представленные доказательства, установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что, само по себе, доведение Министерством здравоохранения Омской области до БУЗОО «ОДКБ» субсидий в размере 32000000,00 рублей на приобретение высокоэффективных лекарственных препаратов, направление в адрес судебного пристава-исполнителя выписки о состоянии отдельных лицевых счетов, не свидетельствует о том, что должником в течение одних суток с момента получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства, исполнено решение суда, а именно организовано обеспечение Белянина Д.Н., 09.10.2017 г.р., лекарственным препаратом «Спинраза» по жизненным показаниям бесплатно в объеме и дозировке, рекомендованной консилиумом врачей Научно-исследовательского клинического института педиатрии им. Ю.Е. Вельтищева ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России № 51/1 от 23.03.2020, врачебной комиссией БУЗОО «Областная детская клиническая больница» № 53 от 25.03.2020.
Представленная в материалы дела переписка между БУЗОО «ОДКБ», Министерством здравоохранения Омской области и судебным приставом-исполнителем МРО по ОИП УФССП России по Омской области Тюменцевой О.Н. по вопросу исполнения решения суда также не подтверждает то обстоятельство, что требования исполнительного документа должником исполнены в установленный законом срок.
В силу п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Исходя из положений указанной правовой нормы КАС РФ, для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Таким образом, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и правами, либо права и законные интересы административного истца не были нарушены.
Оценив в совокупности и во взаимосвязи представленные в материалы дела доказательства, приведенные положения федерального законодательства, регламентирующего правоотношения сторон по заявленному спору, суд приходит к выводу о том, что постановление о взыскании исполнительского сбора от 19.06.2020, вынесенное в рамках исполнительного производства № 23096/20/55007-ИП, постановлено в пределах полномочий, предоставленных законом судебному приставу-исполнителю, соответствует требованиям ст. 14 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», нарушений действующего законодательства об исполнительном производстве, влекущих признание незаконным данного постановления, суд не усматривает.
С учетом изложенного, суд полагает необходимым отказать административному истцу в удовлетворении требования о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя МРО СП по ОИП УФССП России по Омской области
Тюменцевой О.Н. от 19.06.2020 о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Как следует из положений п. 74 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 75 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).
Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора. Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.
Анализируя представленные в материалы дела доказательства, пояснения участников процесса, суд приходит к следующему.
В соответствии с позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 30.07.2001 № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированного подхода, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Согласно п. 1 Положения о Министерстве здравоохранения Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 13.11.2007 № 133, Министерство здравоохранения Омской области является органом исполнительной власти Омской области, обеспечивающим проведение государственной политики на территории Омской области в сферах: охраны здоровья населения Омской области; функционирования, развития и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов; обращения лекарственных средств на территории Омской области.
Пунктом 17 указанного Положения о Министерстве здравоохранения Омской области предусмотрено, что финансирование Министерства осуществляется за счет средств областного бюджета.
Из письма БУЗОО «Областная детская клиническая больница» от 07.07.2020
№ 668/01-06 следует, что Белянину Д.Н. 02.07.2020 осуществлено введение лекарственного средства, также имеется в наличии флакон, предназначенный для введения 16.07.2020.
Кроме того, между БУЗОО «Областная детская клиническая больница» и ООО «Лекстандарт» заключен контракт № 08525000001200013190001 от 17.07.2020 на поставку лекарственного препарата «Нусинерсен».
В материалах дела имеются обращения Министерства здравоохранения Омской области в адрес Министра здравоохранения РФ от 25.04.2020, Губернатора Омской области, Председателя Правительства Омской области от 21.05.2020, заместителя Министра экономики Омской области от 21.05.2020, Министра финансов Омской области от 22.05.2020, по вопросу финансирования расходов на приобретение препарата «Спинраза».
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, представленные доказательства, с учетом характера требований исполнительного документа, предусмотренного законом срока их исполнения, особенностей финансирования расходных обязательств должника, принятых должником мер, направленных на исполнение требований исполнительного документа, суд приходит к выводу об отсутствии вины Министерства здравоохранения Омской области в неисполнении требований исполнительного документа в установленный законом срок.
Исходя из изложенного, суд полагает возможным требования Министерства здравоохранения Омской области в данной части иска удовлетворить, освободить Министерство здравоохранения Омской области от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей по исполнительному производству № 23096/20/55007-ИП, возбужденному 21.05.2020 на основании исполнительного листа, выданного Центральным районным судом города Омска по делу № 2-1563/2020.
Таким образом, иск Министерства здравоохранения Омской области подлежит частичному удовлетворению.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 175-180, 218-227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50000 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░
№ 23096/20/55007-░░, ░░░░░░░░░░░░░ 21.05.2020 ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░ № 2-1563/2020.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ |
░.░. ░░░░░░░ |
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 24.08.2020