Дело №2а-430/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Няндома 17 июня 2019 г.
Няндомский районный суд Архангельской области в составе
председательствующего Тимошенко А.Г.,
при секретаре Флемер А.С.,
с участием старшего помощника прокурора Няндомского района Архангельской области Воронцова А.В.,
представителя административного ответчика и заинтересованного лица комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации муниципального образования «Няндомский муниципальный район» Холматовой С.С.,
представителя заинтересованного лица акционерного общества «Архангельская областная энергетическая компания» Кобыленко Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Няндомского районного суда Архангельской области административное дело по административному исковому заявлению прокурора Няндомского района Архангельской области в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Няндомский муниципальный район» о признании незаконным бездействия по проведению конкурса на право заключения концессионного соглашения с целью передачи в концессию объектов теплоснабжения, расположенных на территории муниципальных образований «Няндомское» и «Шалакушское»,
установил:
прокурор Няндомского района Архангельской области обратился в Няндомский районный суд Архангельской области с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Няндомский муниципальный район» о признании незаконным бездействия по проведению конкурса на право заключения концессионного соглашения с целью передачи в концессию объектов теплоснабжения, расположенных на территории муниципальных образований «Няндомское» и «Шалакушское».
В обоснование своих требований прокурор указал, что при осуществлении надзорной деятельности прокуратурой района установлено бездействие администрации МО «Няндомский муниципальный район» по передаче в концессию муниципальных объектов теплоснабжения. Так, действующим законодательством предусмотрено, что с 1 января 2014 г. передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам аренды и концессионным соглашениям. Вместе с тем на протяжении длительного времени административным ответчиком допускается использование муниципального имущества – объектов теплоснабжения, расположенных на территории МО «Няндомское» и МО «Шалакушское», коммерческой организацией с нарушением антимонопольного законодательства и без проведения соответствующих конкурсов (аукционов). Бездействие администрации МО «Няндомский муниципальный район» по проведению конкурсных процедур на право заключения концессионных соглашений в отношении муниципальных объектов теплоснабжения в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Федеральный закон №115-ФЗ) нарушает права муниципального образования на эффективное и рациональное использование муниципального имущества, собственником которого оно является, на поступление доходов в бюджет от использования муниципального имущества, а также на развитие добросовестной конкуренции на территории муниципального образования, может повлечь необратимые последствия, нарушить права граждан на благоприятные и безопасные условия проживания и получение коммунальных услуг надлежащего качества, повлечь причинение вреда их жизни и здоровью, их имуществу. С учетом уточнения заявленных исковых требований просил признать незаконным бездействие администрации МО «Няндомский муниципальный район», связанное с непроведением конкурса на право заключения концессионного соглашения с целью передачи в концессию объектов теплоснабжения, расположенные на территории МО «Няндомское» и МО «Шалакушское» в количестве 56 единиц и обязать администрацию МО «Няндомский муниципальный район» в срок до 1 июня 2020 г. провести конкурсные процедуры на право заключения концессионного соглашения и заключить концессионное соглашение по итогам проведения конкурса либо заключить концессионное соглашение с лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения на объекты теплоснабжения, а именно: объекты теплоснабжения, расположенные на территории МО «Няндомское»: Квартальная котельная, расположенная по адресу: <адрес> Здание котельной, расположенное по адресу: <адрес>; Здание котельной, расположенное по адресу: <адрес>; Здание котельной, расположенное по адресу: <адрес> Здание котельной, расположенное по адресу: <адрес> Здание котельной, расположенное по адресу: <адрес> Здание котельной, расположенное по адресу: <адрес>; Здание котельной, расположенное по адресу: <адрес>; Сооружение-автофургон (помещение котельной), расположенное по адресу: <адрес>; Здание котельной, расположенное по адресу: <адрес> Здание котельной, расположенное по адресу: <адрес> Здание котельной, расположенное по адресу: <адрес> Здание котельной, расположенное по адресу: <адрес> Здание котельной, расположенное по адресу: <адрес> Здание котельной, расположенное по адресу: <адрес> Здание котельной, расположенное по адресу: <адрес> Тепловой пункт, расположенный по адресу: <адрес>; Тепловой пункт ГПТУ, расположенный по адресу: <адрес> Тепловой узел, расположенный по адресу: <адрес>; Тепловые сети, расположенные по адресу: <адрес> Тепловые сети, расположенные по адресу: <адрес>, от здание котельной по <адрес> Тепловые сети, расположенные по адресу: <адрес>, от котельной по <адрес> Тепловые сети, расположенные по адресу: <адрес> Тепловые сети, расположенные по адресу: <адрес>, от котельной по <адрес> Тепловые сети, расположенные по адресу: <адрес>, от котельной по <адрес> Тепловые сети, расположенные по адресу: <адрес>, от котельной по <адрес>; Тепловые сети, расположенные по адресу: <адрес>, от котельной по <адрес> Тепловые сети, расположенные по адресу: <адрес>, от котельной по <адрес> Тепловые сети, расположенные по адресу: <адрес>, от котельной по <адрес> Тепловые сети, расположенные по адресу: <адрес>, д.Андреевская, от котельной по <адрес> «а»; Тепловые сети, расположенные по адресу: <адрес>, мкр.Каргополь-2 от теплового пункта по <адрес>; Тепловые сети, расположенные по адресу: <адрес>, от котельной по <адрес>; Тепловые сети, расположенные по адресу: <адрес>, от котельной по <адрес>; Тепловые сети, расположенные по адресу: <адрес>, от котельной по <адрес> «а»; Тепловые сети, расположенные по адресу: <адрес>, от котельной по <адрес>; Тепловые сети, расположенные по адресу: <адрес>, от котельной ТП-3 подъем; Тепловой узел, расположенный по адресу: <адрес>, к котельной по <адрес>;Теплотрасса наземная, расположенная по адресу: <адрес>, от теплового пункта ГПТУ по <адрес> Тепловые сети, расположенные по адресу: <адрес>, от котельной по <адрес> Магистральная сеть, расположенная по адресу: <адрес>, от котельной ПТФ производственная база птицефабрики «Няндомская», стр.1, до теплового пункта ГПТУ <адрес> Тепловые сети, расположенные по адресу: <адрес>, от котельной по <адрес> Тепловые сети, расположенные по адресу: <адрес>, от котельной по <адрес>; Тепловые сети, расположенные по адресу: <адрес>; Теплотрасса наземная, расположенная по адресу: <адрес> Теплотрасса подземная, расположенная по адресу: <адрес> и <адрес> Тепловые сети, расположенные по адресу: <адрес>, кадастровый №; Тепловые сети, расположенные по адресу: <адрес>, кадастровый №; Тепловые сети, расположенные по адресу: <адрес>, кадастровый №; Здание котельной, расположенное по адресу: <адрес> Здание котельной, расположенное по адресу: <адрес> Тепловые сети, расположенные по адресу: <адрес>, от котельной по <адрес>; Магистральная сеть, расположенная по адресу: <адрес>, к <адрес>; Магистральная сеть, расположенная по адресу: <адрес>, к <адрес>; Здание котельной, расположенное по адресу: <адрес> «а»; объекты теплоснабжения, расположенные на территории МО «Шалакушское»: Блочно-модульная котельная, расположенная по адресу: <адрес> «а»; Теплотрасса от блочно-модульной котельной, расположенная по адресу: <адрес>
Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации МО «Няндомский муниципальный район» (далее – КУМИ), администрация МО «Няндомское», администрация МО «Шалакушское».
В судебном заседании старший помощник прокурора Няндомского района Архангельской области Воронцов А.В. уточненные административные исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в иске.
Представитель административного ответчика и заинтересованного лица Холматовой С.С. в судебном заседании с иском не согласилась, поддержав доводы письменных возражений по административному иску, из которых следует, что администрацией МО «Няндомский муниципальный район» предпринимаются меры направленные на проведение конкурсных процедур на право заключения концессионного соглашения с целью передачи в концессию объектов теплоснабжения, расположенных на территории МО «Няндомское». Кроме того полагает, что прокурором не указано оснований и не представлено доказательств, по которым действия администрации МО «Няндомский муниципальный район» нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц. Дополнительно обращает внимание, что договоры аренды с АО «Архангельская областная энергетическая компания» от 18 июля 2017 г. № и № были заключены с единственным исполнителем во исполнение протокола заседания КЧС и ПБ МО «Няндомский муниципальный район», на основании постановления администрации МО «Няндомский муниципальный район» от 20 июля 2017 г. №, в условиях чрезвычайной ситуации, что не противоречит требованиям закона. Кроме того, из толкования административных исковых требований следует, что прокурор просит обязать административного ответчика заключить одно концессионное соглашение в отношении объектов теплоснабжения, расположенных на территории МО «Няндомское» и МО «Шалакушское», что прямо противоречит нормам Федерального закона от 21 июля 2005 г. №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее - Федеральный закон №115-ФЗ), которым не предусмотрено заключение одного концессионного соглашения в отношении объектов, принадлежащих нескольким публично-правовым образованиям.
Представитель заинтересованного лица АО «Архангельская областная энергетическая компания» Кобыленко Е.Ю. вопрос принятия решения оставила на усмотрения суда.
Заинтересованные лица администрация МО «Няндомское», администрация МО «Шалакушское», надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения настоящего спора, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
На основании статьи 150 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Изучив материалы дела, выслушав мнение лиц, участвующих в судебном заседании, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ, п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона 17 января 1992 г. №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Таким образом, вопреки доводам административного ответчика, прокурор вправе обратиться с настоящим административным иском в интересах неопределенного круга лиц, поскольку настоящий спор затрагивает их интересы и направлен на обеспечение эффективного и рационального использования муниципального имущества – объектов теплоснабжения, собственником которых является МО «Няндомское» и МО «Няндомский муниципальный район», на поступление доходов в бюджет от использования муниципального имущества, а также на развитие добросовестной конкуренции на территории муниципального образования, в противном случае непринятие администрацией предусмотренных законодательством мер может повлечь необратимые последствия, нарушить права граждан на благоприятные и безопасные условия проживания и получение коммунальных услуг надлежащего качества, повлечь причинения вреда их жизни и здоровью, их имуществу.
В судебном заседании установлено, что на основании решения муниципального Совета МО «Няндомское» от 19 декабря 2014 г. №, Устава МО «Няндомское», Устава МО «Няндомский муниципальный район» полномочия администрации МО «Няндомское» в соответствии с ч.2 ст.34 Федерального закона от 06 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №131-ФЗ) исполняет администрация МО «Няндомский муниципальный район».
Согласно распоряжению Правительства Архангельской области от 29 декабря 2015 г. №512-ра «О разграничении объектов муниципальной собственности между муниципальным образованием «Няндомский муниципальный район» Архангельской области и муниципальными образованиями «Мошинское» и «Шалакушское» МО «Шалакушское» передало в собственность МО «Няндомский муниципальный район», в том числе следующие объекты теплоснабжения: Блочно-модульная котельная, расположенная по адресу: <адрес> Теплотрасса от блочно-модульной котельной, расположенная по адресу: <адрес>
Указанные обстоятельства сторонами и заинтересованными лицам не оспаривались.
Во исполнение протокола заседания КЧС и ПБ МО «Няндомский муниципальный район» от 18 июля 2017 г. № и постановлений администрации МО «Няндомский муниципальный район» от 18 июля 2017 г. №№, 974 «О заключении договора аренды в отношении объектов теплоснабжения», 18 июля 2017 г. между КУМИ и АО «Архангельская областная энергетическая компания» были заключены договоры аренды объектов теплоснабжения № и №
Пунктом 7.1 названных договоров аренды определено, что договор вступает в силу с момента подписания акта приема-передачи имущества и действует до заключения и передачи имущества по концессионному соглашению, заключенному в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. №115-ФЗ «О концессионных соглашениях».
Согласно акту приема-передачи имущества от 19 июля 2017 г. по договору аренды объектов теплоснабжения № АО «Архангельская областная энергетическая компания» были переданы следующие объекты теплоснабжения: квартальная котельная, расположенная по адресу: <адрес> здание котельной, расположенное по адресу: <адрес>; здание котельной, расположенное по адресу: <адрес>; здание котельной, расположенное по адресу: <адрес>, ПТФ производственная база птицефабрика «Няндомская», стр.1; здание котельной, расположенное по адресу: <адрес> здание котельной, расположенное по адресу: <адрес> «а»; здание котельной, расположенное по адресу: <адрес> «а»; здание котельной, расположенное по адресу: <адрес>; здание котельной, расположенное по адресу: <адрес>; здание котельной, расположенное по адресу: <адрес>; котельная, расположенное по адресу: <адрес>; здание котельной, расположенное по адресу: <адрес> «б»; здание котельной, расположенное по адресу: <адрес> «а»; здание котельной, расположенное по адресу: <адрес> «б»;здание котельной, расположенное по адресу: <адрес> «а»; здание котельной, расположенное по адресу: <адрес> «а»; здание котельной, расположенное по адресу: <адрес>, стр.1; здание котельной, расположенное по адресу: <адрес>, стр.1; тепловой пункт, расположенные по адресу: <адрес>, от котельной ТП-3 подъем; тепловой пункт ГПТУ, расположенный по адресу: <адрес> «а»; тепловой пункт, расположенный по адресу: <адрес>, мкр.Каргополь-2, <адрес>; тепловой пункт, расположенный по адресу: <адрес>; тепловые сети, расположенные по адресу: <адрес>, от котельной по <адрес>; тепловые сети, расположенные по адресу: <адрес>, от котельной по <адрес> «б»; тепловые сети, расположенные по адресу: <адрес>, от котельной по <адрес> «а»; тепловые сети, расположенные по адресу: <адрес>, от котельной по <адрес> «б»; тепловые сети, расположенное по адресу: <адрес> «а»; тепловые сети, расположенные по адресу: <адрес>, от котельной по <адрес>; тепловые сети, расположенные по адресу: <адрес>, от котельной по <адрес> «б»; тепловые сети, расположенные по адресу: <адрес>, от котельной по <адрес> «а»; тепловые сети, расположенные по адресу: <адрес>, от котельной по <адрес>, стр.1; тепловые сети, расположенные по адресу: <адрес> а»; тепловые сети, расположенные по адресу: <адрес>, от котельной по <адрес>; тепловые сети, расположенные по адресу: <адрес>, ПТФ производственная база птицефабрика «Няндомская», стр.1; тепловые сети, расположенные по адресу: <адрес>, ж/<адрес>, от котельной по <адрес> тепловые сети, расположенные по адресу: <адрес> от теплового пункта по <адрес>; тепловые сети, расположенные по адресу: <адрес>, от котельной по <адрес> тепловые сети, расположенные по адресу: <адрес>, от котельной по <адрес>; тепловые сети, расположенные по адресу: <адрес>; тепловые сети от котельной Маслозавод, расположенные по адресу: <адрес>; тепловые сети, расположенные по адресу: <адрес>, от котельной по <адрес> «а»; теплосети, расположенные по адресу: <адрес>, от здание котельной по <адрес> «а»; тепловые сети, расположенные по адресу: <адрес>, от здание котельной по <адрес> тепловые сети, расположенные по адресу: <адрес>, от котельной по <адрес>.
Дополнительным соглашением к договору аренды от 18 июля 2017 г № перечень передаваемого в аренду имущества дополнен: зданием котельной, расположенной по адресу: <адрес>.
Из акта приема-передачи имущества от 19 июля 2017 г. по договору аренды объектов теплоснабжения № следует, что АО «Архангельская областная энергетическая компания» были переданы следующие объекты теплоснабжения: Блочно-модульная котельная, расположенная по адресу: <адрес> Теплотрасса от блочно-модульной котельной, расположенная по адресу: <адрес>
Административным ответчиком не оспаривается и подтверждается выписками из реестра муниципального имущества, что МО "Няндомское" и МО «Няндомский муниципальный район» на праве собственности принадлежат следующие объекты теплоснабжения: Квартальная котельная, расположенная по адресу: <адрес> Здание котельной, расположенное по адресу: <адрес>; Здание котельной, расположенное по адресу: <адрес>; Здание котельной, расположенное по адресу: <адрес>, ПТФ производственная база птицефабрика «Няндомская», стр.1; Здание котельной, расположенное по адресу: <адрес> «б»; Здание котельной, расположенное по адресу: <адрес> Здание котельной, расположенное по адресу: <адрес>; Здание котельной, расположенное по адресу: <адрес>; Сооружение-автофургон (помещение котельной), расположенное по адресу: <адрес>; Здание котельной, расположенное по адресу: <адрес> Здание котельной, расположенное по адресу: <адрес> Здание котельной, расположенное по адресу: <адрес> Здание котельной, расположенное по адресу: <адрес> «а»; Здание котельной, расположенное по адресу: <адрес> «а»; Здание котельной, расположенное по адресу: <адрес>, стр.1; Здание котельной, расположенное по адресу: <адрес>; Тепловой пункт, расположенный по адресу: <адрес>, мкр.Каргополь-2, <адрес>; Тепловой пункт ГПТУ, расположенный по адресу: <адрес> Тепловой узел, расположенный по адресу: <адрес>; Тепловые сети, расположенные по адресу: <адрес>; Тепловые сети, расположенные по адресу: <адрес>, от здание котельной по <адрес> Тепловые сети, расположенные по адресу: <адрес>, от котельной по <адрес>, стр.1; Тепловые сети, расположенные по адресу: <адрес> Тепловые сети, расположенные по адресу: <адрес>, от котельной по <адрес> «б»; Тепловые сети, расположенные по адресу: <адрес>, от котельной по <адрес> Тепловые сети, расположенные по адресу: <адрес>, от котельной по <адрес>; Тепловые сети, расположенные по адресу: <адрес>, от котельной по <адрес> Тепловые сети, расположенные по адресу: <адрес>, от котельной по <адрес>; Тепловые сети, расположенные по адресу: <адрес>, от котельной по <адрес> Тепловые сети, расположенные по адресу: <адрес>, д.Андреевская, от котельной по <адрес> «а»; Тепловые сети, расположенные по адресу: <адрес> от теплового пункта по <адрес>; Тепловые сети, расположенные по адресу: <адрес>, от котельной по <адрес>; Тепловые сети, расположенные по адресу: <адрес>, от котельной по <адрес>; Тепловые сети, расположенные по адресу: <адрес>, от котельной по <адрес> «а»; Тепловые сети, расположенные по адресу: <адрес>, от котельной по <адрес>; Тепловые сети, расположенные по адресу: <адрес>, от котельной ТП-3 подъем; Тепловой узел, расположенный по адресу: <адрес>, к котельной по <адрес>; Теплотрасса наземная, расположенная по адресу: <адрес>, от теплового пункта ГПТУ по <адрес> Тепловые сети, расположенные по адресу: <адрес>, от котельной по <адрес> Магистральная сеть, расположенная по адресу: <адрес>, от котельной ПТФ производственная база птицефабрики «Няндомская», стр.1, до теплового пункта ГПТУ <адрес> Тепловые сети, расположенные по адресу: <адрес>, от котельной по <адрес> «в»; Тепловые сети, расположенные по адресу: <адрес>, от котельной по <адрес>; Тепловые сети, расположенные по адресу: <адрес>; Теплотрасса наземная, расположенная по адресу: <адрес> «б»; Теплотрасса подземная, расположенная по адресу: <адрес>, о <адрес> и <адрес> «а»; Тепловые сети, расположенные по адресу: <адрес>, МО «Няндомское», <адрес>, кадастровый №; Тепловые сети, расположенные по адресу: <адрес>, кадастровый №; Тепловые сети, расположенные по адресу: <адрес>, кадастровый №; Здание котельной, расположенное по адресу: <адрес> «а»; Здание котельной, расположенное по адресу: <адрес> «б»; Тепловые сети, расположенные по адресу: <адрес>, от котельной по <адрес>; Магистральная сеть, расположенная по адресу: <адрес>, к <адрес>; Магистральная сеть, расположенная по адресу: <адрес>, к <адрес>; Здание котельной, расположенное по адресу: <адрес>, д.Андреевская, <адрес> «а»; Блочно-модульная котельная, расположенная по адресу: <адрес> Теплотрасса от блочно-модульной котельной, расположенная по адресу: <адрес>
Согласно п. 1 ст. 51 Федерального закона №131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В силу п. 1 ст. 3 Федерального закона №115-ФЗ, по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Согласно подп.11 п.1 ст.4 Федерального закона №115-ФЗ, объектами концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.
Пунктом 4.2 ч. 1 ст. 17 Федеральный закон №131-ФЗ предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении».
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. №190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Федеральный закон №190-ФЗ) устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.
Как указано в п. 8 ст. 2 Федерального закона №190-ФЗ, теплоснабжением является обеспечение потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности.
В связи с принятием Федерального закона от 7 мая 2013 г. №103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №103-ФЗ), вступившего в законную силу 1 января 2014 г., за исключением отдельных положений, передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных ст.28.1 Федерального закона №190-ФЗ.
В соответствии с положениями ч.1 ст. 28.1 Федерального закона №190-ФЗ передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.
В соответствии с ч.3 ст.28.1 Федерального закона №190-ФЗ в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Таким образом, если все объекты теплоснабжения, в отношении которых планируется передача прав владения и (или) пользования, были введены в эксплуатацию менее чем за пять лет до момента опубликования извещения о проведении конкурса, в отношении таких объектов может быть заключен договор аренды, в ином случае - только концессионное соглашение.
При этом Федеральный закон №115-ФЗ предусматривает определенный перечень требований к содержанию и условиям концессионного соглашения. Круг отношений, регулируемых договором аренды и концессионным соглашением, различен. Предметом договора аренды является предоставлением объекта аренды в пользование за плату. Предмет концессионного соглашения предполагает осуществление деятельности с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения и реконструкцию (создание) такого объекта в период его использования.
Согласно ч. 33 ст.28.1 Федерального закона №190-ФЗ договор аренды объекта теплоснабжения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный с нарушением требований, установленных ч.3 или 23 ст.28.1 Закона, является ничтожным.
Таким образом, специальными нормами законодательства Российской Федерации, регулирующими правоотношения в сфере теплоснабжения и концессионных отношений и подлежащими исполнению органами власти и органами местного самоуправления, установлен специальный порядок передачи прав владения и пользования объектами теплоснабжения, срок ввода в эксплуатацию которых превышает 5 лет, в соответствии с которым передача таких объектов возможна исключительно по концессионным соглашениям.
Как указано в п. 6 ст. 5 Федерального закона № 103-ФЗ, со дня официального опубликования настоящего Федерального закона и до 1 января 2015 года допускается передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, без учета требований, предусмотренных ч.ч. 3 и 4 ст.28.1 Федерального закона № 190-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона), по договору аренды данных объектов на срок до трех лет до передачи прав владения и (или) пользования данными объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения, если данные объекты входят в состав объекта концессионного соглашения или в состав иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества.
Из анализа приведенных правовых норм следует, что в границах муниципального образования с 1 января 2015 г. передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, срок ввода в эксплуатацию которых превышает 5 лет, находящимися в государственной или муниципальной собственности должна осуществляться исключительно посредством заключения концессионного соглашения.
Таким образом, после 1 января 2015 г. администрация МО «Няндомский муниципальный район», с момента возникновения у нее права муниципальной собственности на спорные объекты теплоснабжения, была обязана передать их по концессионным соглашениям.
Вместе с тем при осуществлении надзорной деятельности прокуратурой района установлено и стороной административного ответчика в ходе судебного заседания не оспаривалось, что передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, администрацией МО «Няндомский муниципальный район» с соблюдением требований законодательства не осуществлена.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что администрация МО «Няндомский муниципальный район» на протяжении длительного времени допустила незаконное бездействие по исполнению требований федерального законодательства связанное с непроведением конкурса на право заключения концессионного соглашения с целью передачи в концессию объектов теплоснабжения, расположенных на территории МО «Няндомское» и МО «Шалакушское».
Учитывая, что основной целью передачи объектов по концессионному соглашению является развитие систем коммунальной инфраструктуры и обеспечение устойчивого теплоснабжения, принимая во внимание, что срок ввода в эксплуатацию большей части объектов теплоснабжения, расположенных на территории МО «Няндомское» и МО «Шалакушское», превышает 5 лет, то передача прав владения и (или) пользования данными объектами должна осуществляться только посредством заключения концессионных соглашений.
При этом предпринимаемые административным ответчиком меры направленные на организацию проведения соответствующих конкурсов не могут свидетельствовать об отсутствии бездействия со стороны администрации МО «Няндомский муниципальный район», поскольку реальные меры, направленные на исполнение требований федерального законодательства, администрация МО «Няндомский муниципальный район» стала предпринимать только с августа 2018 г., в то время как спорные объекты теплоснабжения перешли в распоряжение указного лица в 2015 г. (МО «Няндомское») и 2016 г. (МО «Шалакушское»).
Доводы административного ответчика о надлежащем исполнении обязанности по организации теплоснабжения населения путем заключения договора аренды с АО «Архангельская областная энергетическая компания» отклоняются как основанные на неверном понимании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, заключение указанных договоров аренды не освобождает администрацию муниципального образования «Няндомский муниципальный район» выполнить требования федерального законодательства.
При этом ссылка представителя административного ответчика на то, что заключение договоров аренды было осуществлено в условиях чрезвычайной ситуации, в целях недопущения нарушения функционирования объектов коммунальной инфраструктуры и причинения вреда жизни и здоровью граждан, нарушения их прав, а также причинения существенного ущерба муниципальному имуществу, является необоснованным.
В силу ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Вместе с тем из материалов настоящего дела не представляется возможным сделать вывод, что обстоятельства, на которые ссылается административный ответчик, обладают свойствами внезапности, чрезвычайности и непредотвратимости и являются основанием для заключения договоров без проведения торгов.
Согласно постановлению администрации МО «Няндомский муниципальный район» от 20 июля 2017 г. № обстановка, сложившаяся на территории МО «Няндомскре» и МО «Шалакушское» по обеспечению населения теплоснабжением признана как способствующая возникновению чрезвычайной ситуации, введен режим повышенной готовности.
Таким образом, сама сложившаяся ситуация чрезвычайной признана не была.
Также не свидетельствует о незаконности заявленных требований и довод административного ответчика о том, что требования прокурора противоречат нормам Федерального закона №115-ФЗ в части обязании административного ответчика заключить одно концессионное соглашение в отношении объектов теплоснабжения, расположенных на территории МО «Няндомское» и МО «Шалакушское», поскольку заявленные исковые требования сводятся к возложению на администрацию МО «Няндомский муниципальной район» обязанности провести конкурсные процедуры и заключить концессионное соглашение при этом они не ограничивают последнюю в количестве заключенных концессионных соглашений.
На основании изложенного административные исковые требования прокурора Няндомского района Архангельской области в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «Няндомский муниципальный район» о признании незаконным бездействия администрации по незаключению концессионного соглашения с целью передачи в концессию объектов теплоснабжения, расположенных на территории МО «Няндомское» и МО «Шалакушское»; возложении обязанности по проведению конкурсных процедур на право заключения концессионного соглашения, заключению концессионного соглашения по итогам проведения конкурса, либо заключению концессионного соглашения с лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения на объекты теплоснабжения, расположенные на территории МО «Няндомское» и МО «Шалакушское» подлежат удовлетворению в полном объеме.
По правилам ст. 187 КАС РФ суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
При установлении срока исполнения возложенной обязанности, суд принимает во внимание характер и последствия допускаемых нарушений, а также объем, подлежащих совершению организационных и иных мероприятий. С учетом особенностей бюджетного планирования, финансирования, объема и характера, подлежащих принятию администрацией организационных мероприятий, срок исполнения обязанности по организации конкурса на право заключения концессионного соглашения либо заключения концессионного соглашения с лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения, суд полагает возможным установить в соответствии с требованиями прокурора, то есть до 1 июня 2020 г.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
административные исковые требования прокурора Няндомского района Архангельской области в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Няндомский муниципальный район» о признании незаконным бездействия по проведению конкурса на право заключения концессионного соглашения с целью передачи в концессию объектов теплоснабжения, расположенных на территории муниципальных образований «Няндомское» и «Шалакушское» удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Няндомский муниципальный район», связанное с непроведением конкурса на право заключения концессионного соглашения с целью передачи в концессию объектов теплоснабжения, расположенных на территории муниципальных образований «Няндомское» и «Шалакушское» в количестве 56 единиц.
Обязать администрацию муниципального образования «Няндомский муниципальный район» в срок до 1 июня 2020 г. провести конкурсные процедуры на право заключения концессионного соглашения и заключить концессионное соглашение по итогам конкурса либо заключить концессионное соглашение с лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения на объекты теплоснабжения, расположенных на территории муниципальных образований «Няндомское» и «Шалакушское», в количестве 56 единиц, а именно:
Объекты теплоснабжения, расположенные на территории муниципального образования «Няндомское»:
1. Квартальная котельная, расположенная по адресу: <адрес>
2. Здание котельной, расположенное по адресу: <адрес>
3. Здание котельной, расположенное по адресу: <адрес>;
4. Здание котельной, расположенное по адресу: <адрес>
5. Здание котельной, расположенное по адресу: <адрес>
6. Здание котельной, расположенное по адресу: <адрес>
7. Здание котельной, расположенное по адресу: <адрес>;
8. Здание котельной, расположенное по адресу: <адрес>;
9.Сооружение-автофургон (помещение котельной), расположенное по адресу: <адрес>;
10. Здание котельной, расположенное по адресу: <адрес>
11. Здание котельной, расположенное по адресу: <адрес>
12. Здание котельной, расположенное по адресу: <адрес>
13. Здание котельной, расположенное по адресу: <адрес>
14. Здание котельной, расположенное по адресу: <адрес>
15. Здание котельной, расположенное по адресу: <адрес>
16. Здание котельной, расположенное по адресу: <адрес>
17. Тепловой пункт, расположенный по адресу: <адрес>
18. Тепловой пункт ГПТУ, расположенный по адресу: <адрес>
9. Тепловой узел, расположенный по адресу: <адрес>;
20. Тепловые сети, расположенные по адресу: <адрес>
21. Тепловые сети, расположенные по адресу: <адрес>
22. Тепловые сети, расположенные по адресу: <адрес>, от котельной по <адрес>
23. Тепловые сети, расположенные по адресу: <адрес>
24. Тепловые сети, расположенные по адресу: <адрес>, от котельной по <адрес>
25. Тепловые сети, расположенные по адресу: <адрес>, от котельной по <адрес>
26. Тепловые сети, расположенные по адресу: <адрес>, от котельной по <адрес>;
27. Тепловые сети, расположенные по адресу: <адрес>, от котельной по <адрес>
28. Тепловые сети, расположенные по адресу: <адрес>, от котельной по <адрес>
29. Тепловые сети, расположенные по адресу: <адрес>, от котельной по <адрес>
30. Тепловые сети, расположенные по адресу: <адрес>, от котельной по <адрес>
31. Тепловые сети, расположенные по адресу: <адрес> от теплового пункта по <адрес>;
32. Тепловые сети, расположенные по адресу: <адрес>, от котельной по <адрес>;
33. Тепловые сети, расположенные по адресу: <адрес>, от котельной по <адрес>;
34. Тепловые сети, расположенные по адресу: <адрес>, от котельной по <адрес>
35. Тепловые сети, расположенные по адресу: <адрес>, от котельной по <адрес>;
36. Тепловые сети, расположенные по адресу: <адрес>, от котельной ТП-3 подъем;
37. Тепловой узел, расположенный по адресу: <адрес>, к котельной по <адрес>;
38.Теплотрасса наземная, расположенная по адресу: <адрес>, от теплового пункта ГПТУ по <адрес>
39. Тепловые сети, расположенные по адресу: <адрес>, от котельной по <адрес>
40. Магистральная сеть, расположенная по адресу: <адрес>, от котельной ПТФ производственная база птицефабрики «Няндомская», стр.1, до теплового пункта ГПТУ <адрес>
41. Тепловые сети, расположенные по адресу: <адрес>, от котельной по <адрес>
42. Тепловые сети, расположенные по адресу: <адрес>, от котельной по <адрес>;
43. Тепловые сети, расположенные по адресу: <адрес>;
44.Теплотрасса наземная, расположенная по адресу: <адрес>
45. Теплотрасса подземная, расположенная по адресу: <адрес>, от <адрес> и <адрес>
46. Тепловые сети, расположенные по адресу: <адрес>, кадастровый №;
47. Тепловые сети, расположенные по адресу: <адрес>, кадастровый №;
48. Тепловые сети, расположенные по адресу: <адрес>, кадастровый №;
49. Здание котельной, расположенное по адресу: <адрес>
50. Здание котельной, расположенное по адресу: <адрес>
51. Тепловые сети, расположенные по адресу: <адрес>, от котельной по <адрес>;
52. Магистральная сеть, расположенная по адресу: <адрес>, к <адрес>;
53. Магистральная сеть, расположенная по адресу: <адрес>, к <адрес>;
54. Здание котельной, расположенное по адресу: <адрес>
Объекты теплоснабжения, расположенные на территории МО «Шалакушское»:
1. Блочно-модульная котельная, расположенная по адресу: <адрес>
2. Теплотрасса от блочно-модульной котельной, расположенная по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда через Няндомский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий подпись А.Г. Тимошенко
Мотивированное решение составлено 18 июня 2019 г.