УИД48RS0001-01-2020-004408-42
Дело № 2а-3611/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 августа 2020 года г. Липецк
Советский районный суд города Липецка в составе:
председательствующего судьи Амбарцумян Н.В.,
при секретаре Струковой Т.И.,
с участием помощника прокурора Федотовой О.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Широкова Андрея Викторовича к территориальной избирательной комиссии Советского округа города Липецка, исполняющей полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 24 по выборам депутатов Липецкого городского Совета депутатов шестого созыва об отмене постановления территориальной избирательной комиссии Советского округа города Липецка № 121/1166 от 07.08.2020 года «Об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Липецкого городского Совета депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 24 Широкова А.В.»,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец Широков А.В. обратился в суд с административным иском к территориальной избирательной комиссии Советского округа города Липецка, исполняющей полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 24 по выборам депутатов Липецкого городского Совета депутатов шестого созыва об отмене постановления территориальной избирательной комиссии Советского округа города Липецка № 121/1166 от 07.08.2020 года «Об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Липецкого городского Совета депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 24 Широкова А.В.».
В обосновании административного иска указал на то, что 07 августа 2020 года постановлением территориальной избирательной комиссии Советского округа г. Липецка от 07 августа 2020 года № 121/1166 от 07.08.2020 года «Об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Липецкого городского Совета депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 24 Широкова А.В.» административному истцу было отказано в регистрации кандидатом в депутаты Липецкого городского Совета депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 24.
Избирательная комиссия отказала в регистрации на основании пункта 7 части 10 статьи 37 Закона Липецкой области № 60-ОЗ «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Липецкой области», то есть в связи с недостаточным количеством предоставленных подписей. Согласно тексту постановления, итоговому протоколу проверки подписных листов кандидат Широков А.В. предоставил 63 подписи, 9 из которых признаны недействительными.
Согласно ведомости проверки подписных листов 4 подписи признаны недействительными по пункту «в» части 11 статьи 36 Закона Липецкой области, 1 подпись по части 9 статьи 36 Закона Липецкой области, 4 подписи по пункту «л» части 11 статьи 36 Закона Липецкой области.
4 подписи признанные недействительными по пункту «л» части 11 статьи 36 Закона Липецкой области, признаны таковыми на основании заключения эксперта ФИО20 по проверке подписных листов № 1513 от 03 августа 2020 года. Согласно данному заключению рукописные записи, расположенные в:
- подписном листе № 7 в строке «Подписной лист удовлетворяю»:
-в подписном листе № 7 в строке № 1 в графе «Фамилия Имя Отчество» рукописные записи «ФИО1»,
-в подписном листе № 21 в строке № 1 в графе «Фамилия Имя Отчество» рукописные записи «ФИО2»,
-в подписном листе № 42 в строке № 1 в графе «Фамилия Имя Отчество» рукописные записи «ФИО3»,
-в подписном листе № 60 в строке № 1 в графе «Фамилия Имя Отчество» рукописные записи «ФИО4» - выполнены одним лицом.
Считает, что с постановлением комиссии нельзя согласиться. В обосновании своей позиции указал, что Постановлением ЦИК РФ от 13.06.2012 года № 128/986-6 «О Методических рекомендациях по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации», пунктом 3.1 установлено, что подчерковедческие исследования рукописных записей и подписей в подписных листах на выборах различных уровней в Российской Федерации являются специальным видом подчерковедческих исследований, которые должны выполняться по специальной методике, существенно отличающейся по ряду позиций от традиционных методик идентификационных подчерковедческих исследований. Такая методика разработана Институтом криминалистики Центра специальной техники ФСБ России, согласована с соответствующими экспертными службами и утверждена на заседании Федерального межведомственного координационно-методического совета по судебной экспертизе и экспертным исследованиям». Методика применялась при проверке подписных листов в ходе федеральной избирательной кампании 2011-2012 годов.
Полагает, что каждая запись изучается экспертом-подчерковедом визуально, при необходимости используются технические средства (например лупы с 10-ти кратным увеличением с подсветкой), делается разработка подчерка, проводится сравнительное исследование. Любые возникающие сомнения в подлинности выполнения избирателем подписи и даты трактуются в пользу достоверности подписи. По тексту заключения эксперта ФИО10 им проведено исследование в соответствии с методиками традиционной подчерковедческой экспертизы и технико-криминалистической экспертизы документов.
Между тем, в соответствии с Постановлением ЦИК РФ от 13.06.2012 года № 128/986-6 «О Методических рекомендациях по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации», такое исследование должно производиться в соответствии с «Методическими рекомендациями по вопросам проведения подчерковедческих исследований подписей избирателей для привлекаемых к проверке подписных листов экспертов-подчерковедов».
Нарушение методики исследования говорит о наличии неустранимых сомнений в подлинности истинности заключения и подлинности подписей, которые трактуются в пользу достоверности подписей.
Просил суд признать незаконным и отменить Постановление территориальной избирательной комиссии Советского округа города Липецка № 121/1166 от 07.08.2020 года «Об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Липецкого городского Совета депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 24 Широкова А.В.». Обязать территориальную избирательную комиссию зарегистрировать кандидатом в депутаты Липецкого городского Совета депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 24 Широкова Андрея Викторовича. Обратить решение к немедленному исполнению. В порядке ст. 63 КАС РФ истребовать от территориальной избирательной комиссии Советского округа города Липецка все документы, поданные кандидатом Широковым А.В. на выдвижение и регистрацию. В порядке ст. ст. 132, 133 КАС РФ при подготовке административного дела к судебному разбирательству определить круг оснований, обстоятельств и фактов, подлежащих доказыванию каждой стороной процесса.
Определением суда от 19 августа 2020 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены: избирательная комиссия Липецкой области, избирательное объединение «Региональное отделение в Липецкой области Политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ».
В судебном заседании представитель административного истца Широкова А.В. по доверенности Муллин Д.М. поддержал заявленные требования, ссылаясь на доводы, изложенные в административном исковом заявлении.
Представитель территориальной избирательной комиссии Советского округа города Липецка председатель территориальной избирательной комиссии Советского округа города Липецка Чейкина Е.В. иск не признала, ссылаясь на его необоснованность по основаниям, изложенным в письменных возражениях на административный иск, указав, что истцом Широковым А.В. оспаривается признание недействительными 4 (четырех) подписей по п. «л» ч. 11 ст. 36 (если фамилия, имя, отчество указаны избирателями не собственноручно) Закона Липецкой области № 60-ОЗ «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Липецкой области».
В соответствии с указанной нормой закона к проверке подписей, представленных кандидатом Широковым А.В. был привлечен эксперт ЭКЦ УМВД России по Липецкой области ФИО13, который в ходе работы рабочей группы 03.08.2020 года провел подчерковедческое исследование подписных листов, представленных кандидатом Широковым А.В. в соответствии с заключением эксперта по проверке подписных листов № 1513 от 03.08.2020 года в представленных кандидатом Широковым А.В. подписных листах: рукописные записи, расположенные в:
- подписном листе № 7 в строке «Подписной лист удостоверяю»:
-в подписном листе № 7 в строке № 1 в графе «Фамилия Имя Отчество» рукописные записи «ФИО1»,
-в подписном листе № 21 в строке № 1 в графе «Фамилия Имя Отчество» рукописные записи «ФИО2»,
-в подписном листе № 42 в строке № 1 в графе «Фамилия Имя Отчество» рукописные записи «ФИО3»,
-в подписном листе № 60 в строке № 1 в графе «Фамилия Имя Отчество» рукописные записи «ФИО4» - выполнены одним лицом. Таким образом, полагает, что 4 подписи в этих листах признаются недействительными по пункту «л» части 11 статьи 36 Закона Липецкой области № 60-ОЗ «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Липецкой области», в соответствии с которым недействительны подписи избирателей, если фамилия, имя, отчество внесены избирателями несобственноручно. Полагает, что все четыре оспариваемых истцом подписи признаны недействительными в полном соответствии с законом. Более того, указала, что довод Широкова А.В. о том, что эксперт ЭКЦ УМВД России по Липецкой области ФИО10 проводил исследование не на основании указанной в п. 3.1 постановления ЦИК РФ от 13.06.2012 года № 128/986-6 «О Методических рекомендациях по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации» методики, разработанной Институтом криминалистики Центра специальной техники ФСБ России, голословен и ни на чем не основан. Форма заключения эксперта при проверке подписных листов законом не установлена, при этом, как следует из Обзора судебной практики по вопросам возникающим при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (утвержденных Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2017 года) на правоотношения, связанные с проверкой избирательной комиссией подписей избирателей, не распространяются положения Федерального закона от 31.05.2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ». Установленные названным законом правила производства экспертиз не регулируют деятельность эксперта, привлеченного избирательной комиссией для проверки достоверности подписей избирателей в соответствии с п.3 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ. Как указывалось выше в соответствии с ч. 2 ст.36 Закона Липецкой области № 60-ОЗ «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Липецкой области», п.3 ст. 38 Федерального закона 67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» к проверке соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, а так же иных государственных органов. Полагает, что утверждения Широкова А.В. о том, что достоверность подписей так же подтверждают избиратели, ставившие их несостоятельно, так как в соответствии с ч. 1 ст. 61 КАС РФ обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами. Доказательством, которое в соответствии с ч. 2 ст. 36 Закона Липецкой области № 60-ОЗ «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Липецкой области», п.3 ст. 38 Федерального закона 67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» доказывает собственноручность написания избирателем в подписном листе фамилии, имени, отчества является заключение эксперта государственного органа, привлеченного к рабочей группы и никакое иное.
Представители избирательной комиссии Липецкой области по доверенности Мелехина О.А. и Кораблин С.Н. в судебном заседании возражали против удовлетворения иска, ссылаясь на законность принятого постановления.
Помощник прокурора Советского района города Липецка в заключении полагал административные исковые требования не подлежащими удовлетворению в связи с отсутствием законных оснований.
В судебное заседание административный истец Широков А.В., представитель заинтересованного лица избирательного объединения «Региональное отделение в Липецкой области Политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ» не явились, о дне рассмотрения дела извещены своевременно надлежащим образом.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 11 ст. 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в установленных законом случаях прокурор.
Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон N 67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Согласно подпункту "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, пункту 7 части 10 статьи 37 Закона Липецкой области от 06 июня 2007 года N 60-ОЗ "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Липецкой области" (далее по тексту - Закон Липецкой области N 60-ОЗ) основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
В силу части 2 статьи 35 Закона Липецкой области N 60-ОЗ количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов в одномандатном избирательном округе, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, в соответствии с пунктом 10 статьи 16 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", но не может составлять менее 10 подписей.
Частью 11 статьи 36 Закона Липецкой области N 60-ОЗ установлено, что недействительными признаются: в) подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью 2 настоящей статьи; л) подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, внесенных в этот подписной лист, а также если фамилия, имя, отчество указаны избирателями несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью 2 настоящей статьи…
Согласно ч. 9 статьи 36 Закона Липецкой области N 60-ОЗ если при проверке подписей избирателей обнаруживается несколько подписей одного и того же избирателя в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, списка кандидатов, достоверной считается только одна подпись, а остальные подписи признаются недействительными.
Согласно пункту 3 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ заключения экспертов могут служить основанием для признания недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе.
Судом установлено, что решением Липецкого городского Совета депутатов от 23.06.2020 года № 1109 на 13.09.2020 года назначены выборы депутатов Липецкого городского Совета депутатов шестого созыва.
В соответствии с решением территориальной избирательной комиссии № 2 Октябрьского округа города Липецка, исполняющей обязанности избирательной комиссии г. Липецка от 10.06.2020 года 116/689 «О возложении полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Липецкого городского Совета депутатов шестого созыва по одномандатным избирательным округам №№1-36 13 сентября 2020 года» полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 24 возложены на территориальную избирательную комиссию (ТИК) Советского округа города Липецка.
Постановлением территориальной избирательной комиссии Советского округа от 17 июня 2020 года № 109/1053 «О рабочей группе по приему и проверке документов, представляемых в территориальную избирательную комиссию Советского округа города Липецка кандидатами при проведении выборов депутатов Липецкого городского Совета депутатов шестого созыва 13 сентября 2020 года» утвержден состав рабочей группы по приему и проверке документов, представляемых в территориальную избирательную комиссию Советского округа города Липецка кандидатами при проведении выборов депутатов Липецкого городского Совета депутатов шестого созыва 13 сентября 2020 года. При этом в состав рабочей группы включен эксперт УМВД России по ЛО.
Частью 2 статьи 35 Закона Липецкой области № 60-ОЗ и постановлением Территориальной избирательной комиссии № 2 Октябрьского округа города Липецка № 119/720 от 23.06.2020 года (с изменениями внесенными постановлением № 122/745 от 03.07.2020 года) установлено количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата в депутаты Липецкого городского Совета депутатов шестого созыва, в том числе по одномандатному избирательному округу № 24-57 подписей избирателей, предельное количество подписей избирателей, которое может быть представлено – 63.
30.06.2020 года Широков А.В. обратился с заявлением в ТИК № 2 Октябрьского округа города Липецка о выдвижении его кандидатом в депутаты Липецкого городского Совета депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 24 избирательным объединением «Региональное отделение в Липецкой области Политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ».
07.07.2020 года административный истец представил в избирательную комиссию документы, необходимые для уведомления о выдвижении кандидатом, предусмотренные частью 10 статьи 34 Закона Липецкой области № 60-ОЗ, а 31.07.2020 года были предоставлены документы для регистрации предусмотренные частью 2 статьи 37 указанного Закона, в том числе административным истцом для регистрации было представлено 63 подписи избирателей.
31.07.2020 года кандидат в депутаты Липецкого городского Совета депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 24, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение в Липецкой области Политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ» Широков А.В. представил в ТИК Советского округа города Липецка подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата в количестве 63 подписей, протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе на 8 листах, сведения об измененных данных о кандидате ранее представленных в комиссию на 1 листе, первый финансовый отчет с приложениями на 4 листа.
Из материалов дела следует, что избирательной комиссией к проверке подлинности подписей в подписных листах был привлечен эксперт ЭКЦ УМВД России по Липецкой области ФИО21. Согласно заключению эксперта по проверке подписных листов № 1513 от 03.08.2020 года эксперта ЭКЦ УМВД России по Липецкой области Животенко Б.С., следует, что на основании письма № 01-09/141 от 03.08.2020 года Председателем избирательной комиссией Советского округа города Липецка Чейкиной Е.В., экспертом ЭКЦ УМВД России по Липецкой области ФИО13 было проведено подчерковедческое исследование подписных листов с подписями кандидатов в депутаты Липецкого городского Совета депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 24 Широкова А.В.
В результате проведенного исследования было установлено, что рукописные записи, расположенные в:
- подписном листе № 7 в строке «Подписной лист удовлетворяю» (изображение № 2,3):
-в подписном листе № 7 в строке № 1 в графе «Фамилия Имя Отчество» рукописные записи «ФИО1» (изображение № 4),
-в подписном листе № 21 в строке № 1 в графе «Фамилия Имя Отчество» рукописные записи «ФИО2» (изображение № 7),
-в подписном листе № 42 в строке № 1 в графе «Фамилия Имя Отчество» рукописные записи «ФИО3» (изображение № 5),
-в подписном листе № 60 в строке № 1 в графе «Фамилия Имя Отчество» рукописные записи «ФИО4» (изображение № 6) - выполнены одним лицом.
В результате проведенного исследования было установлено, что рукописные записи, расположенные в:
-в подписном листе № 43 в строке № 1 в графе «Фамилия Имя Отчество» рукописные записи «ФИО5» (изображение № 8),
-в подписном листе № 58 в строке № 1 в графе «Фамилия Имя Отчество» рукописные записи «ФИО5» (изображение № 9) - выполнены одним лицом.
Согласно итоговому протоколу от 04.08.2020 года в 14 час.20 минут проверки подписных листов в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Липецкого городского Совета депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 24 Широкова А.В. было установлено, что количество заявленных подписей - 63, количество представленных подписей - 63, количество проверенных подписей – 63, количество недействительных подписей – 9. Основанием (причиной) признания подписи недействительной (со ссылкой на норму закона): по п. «в» ч. 11 ст. 36 – 4 недействительные подписи; по п. «л» ч. 11 ст. 36 – 4 недействительные подписи; по ч. 9 ст.36 – 1 недействительная подпись. На основании вышеизложенного комиссия сочла наличие основания для отказа в регистрации кандидата по п. 7 ч. 10 ст. 37 Закона Липецкой области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Липецкой области».
Согласно ведомости от 04.08.2020 года проверки подписных листов с подписями кандидатов в депутаты Липецкого городского Совета депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 24 Широкова А.В. следует: количество подписей в папке – 63. Лист в папке № 9 подпись - 1, ФИО лица, чья подпись признана недостоверной/недействительной: ФИО24 основание (причина) признания подписи недействительной согласно Закона Липецкой области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Липецкой области» - п. «в» ч. 11 ст. 36; Лист в папке № 37 подпись - 1, ФИО лица, чья подпись признана недостоверной/недействительной: ФИО17, основание (причина) признания подписи недействительной согласно Закона Липецкой области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Липецкой области» - п. «в» ч. 11 ст. 36; Лист в папке № 45 подпись - 1, ФИО лица, чья подпись признана недостоверной/недействительной: ФИО18, основание (причина) признания подписи недействительной согласно Закона Липецкой области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Липецкой области» - п. «в» ч. 11 ст. 36; Лист в папке № 48 подпись - 1, ФИО лица, чья подпись признана недостоверной/недействительной: ФИО25 основание (причина) признания подписи недействительной согласно Закона Липецкой области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Липецкой области» - п. «в» ч. 11 ст. 36; Лист в папке № 58 подпись - 1, ФИО лица, чья подпись признана недостоверной/недействительной: ФИО23 основание (причина) признания подписи недействительной согласно Закона Липецкой области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Липецкой области» - ч. 9 ст. 36; Лист в папке № 7 подпись - 1, ФИО лица, чья подпись признана недостоверной/недействительной: ФИО26 основание (причина) признания подписи недействительной согласно Закона Липецкой области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Липецкой области» - п. «л» ч. 11 ст. 36; Лист в папке № 21 подпись - 1, ФИО лица, чья подпись признана недостоверной/недействительной: ФИО2, основание (причина) признания подписи недействительной согласно Закона Липецкой области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Липецкой области» - п. «л» ч. 11 ст. 36; Лист в папке № 42 подпись - 1, ФИО лица, чья подпись признана недостоверной/недействительной: Широкова А.В., основание (причина) признания подписи недействительной согласно Закона Липецкой области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Липецкой области» - п. «л» ч. 11 ст. 36; Лист в папке № 60 подпись - 1, ФИО лица, чья подпись признана недостоверной/недействительной: Довгая А.С., основание (причина) признания подписи недействительной согласно Закона Липецкой области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Липецкой области» - п. «л» ч. 11 ст. 36.
Согласно ответу начальника ОВД УМВД России по городу Липецку № 35/9/2-3190 от 04.08.2020 года, председателю ТИК Советского округа города Липецка Чейкиной Е.В., была представлена таблица сведений, содержащихся в подписных листах с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата Широкова А.В. на выборах депутатов Липецкого городского Совета депутатов шестого созыва:
- № папки - 1, № листа – 9, № подписи – 1, ФИО16 – не соответствует адрес места жительства: - <адрес>;
- № папки - 1, № листа – 37, № подписи – 1, ФИО17 – не соответствует адрес места жительства - <адрес>;
- № папки - 1, № листа – 45, № подписи – 1, ФИО18 – не соответствует адрес места жительства - <адрес>;
- № папки - 1, № листа – 48, № подписи – 1, ФИО19 – не соответствует адрес места жительства - <адрес>;
Постановлением от 07.08.2020 года № 122/1166 Широкову А.В. было отказано в регистрации кандидатом в депутаты Липецкого городского Совета депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 24 выдвинутому избирательным объединением «Региональное отделение в Липецкой области Политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ», с указанием на то, что кандидатом представлено 63 подписи избирателей, в соответствии со ст. 36 областного Закона проверено 63 подписи избирателей, недействительными признано 9 подписей избирателей. Количество достоверных подписей признано 54, что является недостаточным для регистрации кандидата.
Исследовав подлинные подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения Широкова А.В. и материалы административного дела, суд приходит к выводу, что недействительными являются 9 подписей избирателей.
Как указано в пункте 11 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ, части 8 статьи 35 Закона Липецкой области N 60-ОЗ, избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Данные об избирателе, ставящем в подписном листе свои фамилию, имя, отчество подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата, списка кандидатов. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандаша не допускается. Фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно.
Каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения (пункт 12 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ, части 9 статьи 35 Закона Липецкой области N 60-ОЗ).
Согласно пункту 13 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ, части 10 статьи 35 Закона Липецкой области N 60-ОЗ каждый подписной лист с подписями избирателей в поддержку выдвижения списка кандидатов должен быть заверен уполномоченным представителем избирательного объединения. Каждый подписной лист с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата должен быть заверен кандидатом. При заверении подписного листа уполномоченный представитель избирательного объединения, кандидат напротив своих фамилии, имени и отчества собственноручно ставят свою подпись и дату ее внесения.
Подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа изготавливаются и оформляются по форме согласно приложениям 7.1 и 8 к Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (часть 6 статьи 36 Закона Липецкой области N 60-ОЗ).
Сторона административного истца не оспаривала, что в подписных листах в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Липецкого городского Совета депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 24 выдвинутому избирательным объединением «Региональное отделение в Липецкой области Политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ» Широкова А.В. содержаться сведения не соответствующие действительности: - относительно места жительства избирателей, а именно ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19
С учетом изложенного, на основании пункта «в» части 11 статьи 36 Закона Липецкой области N 60-ОЗ 4 подписи являются недействительными.
Также с учетом заключения эксперта ФИО22 на основании пункта «л» части 11 статьи 36 Закона Липецкой области N 60-ОЗ признаются недействительными 4 подписи избирателей, так как фамилия имя отчество указаны избирателями не собственноручно и на основании ч. 9 ст. 36 Закона Липецкой области N 60-ОЗ – 1 подпись, поскольку имеется две подписи одного и того же избирателя. При этом суд учитывает, что избиратель вправе поставить свою подпись в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата только один раз, соответственно, и указание фамилии имени и отчества может быть выполнено одним лицом только один раз. В этой связи в случае выявления цепочки недействительными признаются все подписи избирателей с ФИО, выполненными одним лицом, за исключением одной.
Суд не принимает во внимание доводы административного истца о недопустимости заключения № 1513 от 03 августа 2020 года, выполненного экспертом ЭКЦ УМВД России по Липецкой области ФИО13
Порядок проверки подписей избирателей подписей установлен пунктами 3-7 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ.
В рассматриваемом случае к проверке подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения Широкова А.В., был привлечен в соответствии с данным порядком эксперт ЭКЦ УМВД России по Липецкой области ФИО13 Как установлено, эксперт имеет необходимые специальные знания и опыт работы. Причин не доверять данному им заключению не имеется. Вывод эксперта о том, что рукописные записи в подписных листах выполнены одним лицом стороной административного истца не оспорен.
Довод стороны административного истца о возможности доказывания факта собственноручного внесения избирателями сведений о них в подписные листы посредством допроса данных избирателей и оценки нотариально заверенных заявлений судом отклоняется, поскольку данные обстоятельства подлежат подтверждению иными доказательствами в соответствии с частью 1 статьи 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Исходя из принципа состязательности и равноправия сторон, закрепленного в ст. 14 КАС РФ, суд связан основаниями и доводами заявленных требований, на иные нарушения административный истец не ссылается.
Таким образом, у Территориальной избирательной комиссии отсутствовали основания для регистрации Широкова А.В. в качестве кандидата в депутаты Липецкого городского Совета депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 24 от избирательного объединения «Региональное отделение в Липецкой области Политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ». Иных нарушений законодательства при отказе в регистрации кандидата в депутаты Широкова А.В. судом не установлено.
Иные доводы административного истца не свидетельствуют о возможности удовлетворения заявленного административного иска, поскольку основаны на неверном толковании законодательства и сводятся к субъективной оценке установленных по делу обстоятельств.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Широкова Андрея Викторовича к территориальной избирательной комиссии Советского округа города Липецка, исполняющей полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 24 по выборам депутатов Липецкого городского Совета депутатов шестого созыва об отмене постановления территориальной избирательной комиссии Советского округа города Липецка № 121/1166 от 07.08.2020 года «Об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Липецкого городского Совета депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 24 Широкова А.В.» - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Советский районный суд г. Липецка в течение пяти дней со дня вынесения в окончательной форме посредством подачи лицами, участвующими в деле, апелляционной жалобы, прокурором - принесения апелляционного представления, через Советский районный суд г. Липецка.
Судья Н.В. Амбарцумян