гр.дело № 2-139/18
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
15 марта 2018 года гор. Кяхта
Кяхтинский районный суд Республики Бурятия в составе:
судьи Бардунаевой А.Э.
при секретаре Доржиевой С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Военного прокурора Кяхтинского гарнизона в интересах РФ в лице МРИ ФНС России № 8 по Республике Бурятия к Раднаев П.Д. о признании незаконным предоставление имущественного налогового вычета и взыскании суммы, причиненного государству ущерба,
у с т а н о в и л:
В суд обратился истец Военный прокурор Кяхтинского гарнизона в защиту интересов РФ в лице МРИ ФНС № 8 по Республике Бурятия с вышеуказанным иском, в обоснование требований указав, что истцом проведена проверка законности получения бывшим военнослужащим войсковой части № Раднаевым П.Д. имущественного налогового вычета в связи с обеспечением жильем от Министерства обороны РФ. ДД.ММ.ГГГГ ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ принято решение № о предоставлении Раднаеву П.Д. жилищной субсидии в размере <данные изъяты>., которые ДД.ММ.ГГГГ перечислены указанному лицу на его счет. Истец указывает, что перечисленные ответчику Раднаеву П.Д. денежные средства в размере <данные изъяты>. являются средствами федерального бюджета, и следовательно налогом на доходы физических лиц не облагаются. ДД.ММ.ГГГГ за счет денежных средств предоставленной жилищной субсидии Раднаевым П.Д. была приобретена квартира по адресу: <адрес>, за которую Раднаев согласно договору участия в долевом строительстве от ДД.ММ.ГГГГ и платежного поручения от ДД.ММ.ГГГГ перевел застройщику <данные изъяты>. Истец указывает, что имущественный налоговый вычет не применяется в случаях, если оплата расходов на приобретение жилого дома, для налогоплательщика производится в частности за счет выплат, предоставленных из средств федерального бюджета. В нарушение указанного требования закона ответчик Раднаев П.Д. ДД.ММ.ГГГГ обратился к руководителю МРИ ФНС № 8 по Республике Бурятия с заявлением о предоставлении имущественного налогового вычета по фактически произведенным и документально подтвержденным расходам, связанной с приобретением квартиры, в сумме 270 306 руб. По результатам проведенной МРИ ФНС России № 8 по Республике Бурятия в рамках ст. 88 Налогового Кодекса РФ камеральной налоговой проверки было принято решение о предоставлении Раднаеву П.Д. налогового вычета и возврате налога на доходы физических лиц в сумме 270 306 руб. В связи с чем предоставление Раднаеву П.Д. налогового вычета и возврата налога на доходы физических лиц в сумме 270 306 руб. является незаконным и причинило ущерб МРИ ФНС России № 8 по Республике Бурятия. В связи с чем истец обратился в суд и просит признать незаконным предоставление ответчику Раднаеву П.Д. имущественного налогового вычета и взыскать с Раднаева П.Д. сумму причиненного государству ущерба в размере 270 306 руб. в пользу РФ в лице МРИ ФНС России № 8 по Республике Бурятия.
В судебном заседании представитель истца зам. Военного прокурора Кяхтинского гарнизона Снесарев Д.А., действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал в полном объеме по доводам изложенным в иске, просил суд удовлетворить их в полном объеме.
Представитель истца – начальник Межрайонной ИФНС России № 8 по Республике Бурятия ФИО1, действующая на основании прав по должности, направила в адрес суда заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Ответчик Раднаев П.Д. согласился с заявленными требованиями истца, пояснив, что в настоящее время он является военным пенсионером, и им в связи с получением жилищной субсидии и приобретением квартиры был получен налоговый вычет в сумме 270 306 руб. При получении налогового вычета он не знал, что не имеет право на получение налогового вычета, причиненный ущерб возместит государству, по мере возможности.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пп.3 п. 1 ст. 220 Налогового Кодекса РФ при определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 настоящего Кодекса налогоплательщик имеет право на получение следующих имущественных налоговых вычетов, предоставляемых с учетом особенностей и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей: имущественный налоговый вычет в размере фактически произведенных налогоплательщиком расходов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилых домов, квартир, комнат или доли (долей) в них, приобретение земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков или доли (долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них.
Из пп.1 п.3 ст. 220 Налогового Кодекса РФ следует, что имущественный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 3 пункта 1 настоящей статьи, предоставляется с учетом следующих особенностей: имущественный налоговый вычет предоставляется в размере фактически произведенных налогоплательщиком расходов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации одного или нескольких объектов имущества, указанного в подпункте 3 пункта 1 настоящей статьи, не превышающем 2 000 000 рублей.
В случае, если налогоплательщик воспользовался правом на получение имущественного налогового вычета в размере менее его предельной суммы, установленной настоящим подпунктом, остаток имущественного налогового вычета до полного его использования может быть учтен при получении имущественного налогового вычета в дальнейшем на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, приобретение земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков или доли (долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них.
При этом предельный размер имущественного налогового вычета равен размеру, действовавшему в налоговом периоде, в котором у налогоплательщика впервые возникло право на получение имущественного налогового вычета, в результате предоставления которого образовался остаток, переносимый на последующие налоговые периоды;
Из п. 5 ст. 220 Налогового Кодекса РФ следует, что имущественные налоговые вычеты, предусмотренные подпунктами 3 и 4 пункта 1 настоящей статьи, не предоставляются в части расходов налогоплательщика на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, покрываемых за счет средств работодателей или иных лиц, средств материнского (семейного) капитала, направляемых на обеспечение реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, за счет выплат, предоставленных из средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также в случаях, если сделка купли-продажи жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них совершается между физическими лицами, являющимися взаимозависимыми в соответствии со статьей 105.1 настоящего Кодекса.
В соответствии с п.1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Из п.16 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" предоставленная в соответствии с настоящим Федеральным законом военнослужащему-гражданину и гражданину, уволенному с военной службы, жилищная субсидия может быть использована ими исключительно в целях приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений) на условиях, при которых они утратят основания для признания их нуждающимися в жилых помещениях.
Приказом Министра обороны РФ от 21.07.2014 N 510 утвержден Порядок предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы.
Из п. 3, п.8 указанного Порядка следует, что предоставленная военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей жилищная субсидия может быть использована ими исключительно в целях приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений) на условиях, при которых они утратят основания для признания их нуждающимися в жилых помещениях.
Жилищная субсидия предоставляется военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей путем ее перечисления на основании документов, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, на указанный в заявлении о перечислении жилищной субсидии банковский счет.
Судом установлено, и подтверждается материалами дела, что решением № ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ Раднаеву П.Д. и совместно проживающим с ним членам его семьи предоставлена субсидия для приобретения (строительства) жилого помещения как лицу, уволенному с военной службы в размере <данные изъяты>.
Из ответа ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Отделение территориальное г. Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ДД.ММ.ГГГГ Раднаеву П.Д. на указанный им счет была перечислена жилищная субсидия в размере <данные изъяты>.
Из материалов дела следует, что Раднаевым П.Д. за счет средств жилищной субсидии была приобретена квартира, расположенная по адресу: <адрес> стоимостью <данные изъяты>, что подтверждается копией договора участия в долевом строительстве № от ДД.ММ.ГГГГ, актом приема –передачи № от ДД.ММ.ГГГГ, а также платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно представленному свидетельству о государственной регистрации права собственниками квартиры, расположенной по адресу: <адрес> являются ФИО2, Раднаев П.Д. на праве общей совместной собственности.
Из уведомлений МРИ ФНС России № 8 по Республике Бурятия о предоставлении налоговых вычетов и возврате налога на доходы физических лиц от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Раднаеву П.Д. произведен возврат налога на доходы физических лиц в размере 40 882 руб., 100 492 руб., 96 915 руб., 32 017 руб.
Из ответа МРИ ФНС России № 8 по Республике Бурятия следует, что на основании решений о возврате №, №, №, № Раднаеву П.Д. предоставлен имущественный налоговый вычет в общей сумме на 270 306 руб.
В соответствии с п.1 Положения «О Федеральной налоговой службе» утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 (ред. от 23.09.2017) Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов, сборов и страховых взносов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, за применением контрольно-кассовой техники, а также функции органа валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.
Из п. 4 указанного Положения следует, что Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.
Служба и ее территориальные органы - управления Службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня составляют единую централизованную систему налоговых органов, к которым и относится Межрайонная ИФНС России № 8 по Республике Бурятия.
Суд, исходя из указанных норм закона, обстоятельств дела, приходит к выводу, что поскольку денежные средства были предоставлены ответчику Раднаеву П.Д. для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, оснований для предоставления ему налогового вычета в сумме 270 306 руб. не имелось, и были получены ответчиком неправомерно, в связи с чем решение о предоставлении налогового вычета ответчику является незаконным, полученная им сумма подлежит взысканию с ответчика в пользу РФ в лице Межрайонной ИФНС России № 8 по Республике Бурятия в сумме 270 306 руб.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ, которая гласит, что издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, а также согласно пп.1 п.1 ст.333.19 Налогового кодекса РФ, суд полагает необходимым взыскать с ответчика Раднаева П.Д. в бюджет МО «Город Кяхта» госпошлину в размере 5904 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Военного прокурора Кяхтинского гарнизона в интересах Российской Федерации в лице Межрайонной ИФНС России № 8 по Республике Бурятия к Раднаев П.Д. о признании незаконным предоставления имущественного налогового вычета, взыскании причиненного государству ущерба–удовлетворить.
Признать незаконным предоставление Раднаев П.Д. имущественного налогового вычета на сумму 270 306 руб.
Взыскать с Раднаев П.Д. сумму причиненного ущерба в размере 270 306 (двести семьдесят тысяч триста шесть) рублей в пользу Российской Федерации в лице Межрайонной ИФНС России № 8 по Республике Бурятия.
Взыскать с Раднаев П.Д. государственную пошлину в бюджет МО «Город Кяхта» в размере 5904 (пять тысяч девятьсот четыре) рубля.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение одного месяца с момента изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Кяхтинский районный суд РБ.
Судья: А.Э. Бардунаева