2-1253/2020
55RS0№-51
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
23 июля 2020 года <адрес>
Центральный районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Марченко Е.С. при помощнике судьи ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Министерству имущественных отношений <адрес> о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО2 обратился в суд с названным иском к Министерству имущественных отношений <адрес> о предоставлении жилого помещения.
В обоснование исковых требований указано, что он относится к категории детей-сирот, с ДД.ММ.ГГГГ. На основании решения Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отец ФИО2- ФИО5 был лишен родительских прав, мать ФИО6 умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № истцу был назначен опекун ФИО7
Распоряжением Министерства образования <адрес> от 22.10.2019г. № истец принят на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, и включен в единый список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На 20.02.2020г. числится под номером 96.
В настоящее время собственного жилья не имеет, проживает у опекунов.
Просит обязать Министерство имущественных отношений <адрес> предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма.
В судебном заседании истец ФИО2 требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить. Пояснил суду, что до 1995 года жил в <адрес>, с 1995 года переехал в <адрес> на постоянное место жительства к опекуну, которая является родной сестрой его матери. В период с 18 до 23 лет обращался устно в <адрес> за предоставлением жилья. Ему было предложено представить справку об отсутствии жилья в <адрес>. Никаких мер по получению такой справки он не предпринял, более до 23 лет не обращался за постановкой на соответствующий учет, документы для этого не собирал, мотивировав данной бездействие юридической неграмотностью. В 2013 году направлял запрос в хабаровский детский дом на выдачу личного дела, но получил ответ о том, что его личного дела нет. В 2017 году обратился в Министерство образования <адрес> по вопросу обеспечения жилым помещением и получил отказ в связи с утратой статуса лица из числа детей-сирот. С заявлением в суд о включении в список детей сирот, подлежащих обеспечению жилым помещением, не обращался. В 2019 году вновь обратился в Министерство образования <адрес> и на основании Распоряжения от 22.10.2019г. был включен в список детей сирот подлежащих обеспечению жилым помещением. До настоящего времени жильем не обеспечен.
Представитель ответчика Министерства имущественных отношений <адрес> в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседаний извещен надлежащим образом. В материалы дела представлен отзыв, в котором указано, что установленным порядком предусмотрено предоставление жилых помещений лицам из числа детей-сирот по списку. Предоставление жилого помещения без учета списка нарушает права и законные интересы лиц, состоящих в списке ранее.
Представитель третьего лица Министерства образования <адрес> в судебном заседании участия не принимал, о рассмотрении дела извещен надлежаще.
В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в сторон извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом и не просивших об отложении слушания дела.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Из материалов дела следует, что истец ФИО2 родился 17.10.1984г., его родителями являются ФИО5, ФИО6
Мать истца ФИО6 умерла ДД.ММ.ГГГГ Решением Кировского районного суда <адрес> от 16.10.1996г. ФИО5 лишен родительских прав (л.д. 41-44).
Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО7 назначен опекуном над несовершеннолетним ФИО2 (л.д.40).
Из материалов учетного дела следует, что ФИО2 12.09.2019г. обратился в Министерство образования <адрес> с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилым помещением (л.д.49).
Распоряжением Министерства образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № истец включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, чье право на обеспечение жилым помещением не реализовано, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". (л.д. 53).
Согласно информации Министерства образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, чье право на обеспечение жилым помещением не реализовано, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (л.д. 17).
В связи с тем, что истцу жилое помещение не представлено он обратился в суд с иском к Министерству имущественных отношений <адрес> о предоставлении ему жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Рассматривая заявленные требования, суд исходит из следующего.
Статья 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" закрепляет следующие понятия:
- дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
- дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;
- лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Из указанных положений следует, что понятие "лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" трансформировано из понятий "дети-сироты" и "дети, оставшиеся без попечения родителей", так как к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся лица, у которых до достижения ими 18 лет, умерли оба или единственный родитель, либо которые в возрасте до 18 лет остались без попечения единственного или обоих родителей.
В соответствии со ст. 4 указанного выше Федерального закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.
Положениями статьи 8 вышеназванного Федерального закона (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", вступившего в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ) установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Указанная статья закона является специальной нормой, определяющей основания и порядок предоставления жилой площади детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
До достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки (ст. 1 Федерального закона № 159-ФЗ).
В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
По смыслу ч. 2 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ новый порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа мог быть распространен на истца лишь при наличии доказательств его обращения в уполномоченные органы о постановке на учет для предоставления жилого помещения до достижения возраста 23 лет.
Судом установлено, что ФИО2 относится к категории лиц, из числа детей сирот, однако, он не обращался с заявлением о включении его в список детей-сирот нуждающихся в жилом помещении до 23 лет.
Истец суду пояснил, что обращался устно в <адрес>, однако суд полагает не доказанным данный факт обращения, ничем не аргументирован и документально не подтвержден.
Представленный в судебное заседание истцом ответ от директора КГКОУ детский <адрес> от 20.03.2013г. об отсутствии личного дела ФИО2 не подтверждает факт своевременного обращения или попыток собрать документы для обращения за постановкой на учет до достижения 23 лет.
Впервые с заявлением в Министерство образования <адрес> истец обратился в 2017 году по достижении 33 лет. В ответ на обращение истцу разъяснено, что он утратил статус лица из числа детей-сирот, поэтому не может быть включен в список, в соответствии с п.1 ст. 3 ГПК РФ истцу разъяснено право обратиться с заявлением о восстановлении права на обеспечение жилым помещением.
Как следует из пояснений истца с заявлением в суд о восстановлении срока для включения его в список детей-сирот подлежащих обеспечению жилым помещением не обращался.
Доказательств наличия объективных, уважительных и исключительных причин, препятствовавших своевременному обращению истца в компетентный орган по вопросу постановки его на учет в качестве лица, имеющего предусмотренное законом право на обеспечение жилым помещением, ни исковое заявление, ни материалы дела не содержат.
В силу статьи 21 ГК РФ способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть, по достижении восемнадцатилетнего возраста.
В период с 18 до 23 лет истец имел достаточно времени для того, чтобы обратиться в компетентные органы по вопросу включения его в список лиц указанной категории, нуждающихся в жилом помещении.
Незнание истцом законодательства в сфере жилищных прав не является уважительной причиной для его неиспользования.
Поскольку реализация права на предоставление жилья ограничена достижением 23 лет и носит заявительный характер, в настоящее время у истца отсутствует право на получение жилого помещения по основаниям, предусмотренным ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Принимая во внимание тот факт, что истец не предоставил доказательства уважительности причин пропуска подачи заявления до 23 лет в компетентные органы в удовлетворении исковых требований следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление ФИО2 к Министерству имущественных отношений <адрес> о предоставлении жилого помещения оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке посредством подачи апелляционной жалобы в Центральный районный суд <адрес> в течение одного месяца с момента изготовления решения суда в окончательном виде.
Судья Е.С. Марченко
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ