Решение по делу № 2-1253/2020 от 12.03.2020

2-1253/2020

55RS0-51

                                                                         РЕШЕНИЕ

ИФИО1

23 июля 2020 года                                          <адрес>

Центральный районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Марченко Е.С. при помощнике судьи ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Министерству имущественных отношений <адрес> о предоставлении жилого помещения,

                                                УСТАНОВИЛ:

Истец ФИО2 обратился в суд с названным иском к Министерству имущественных отношений <адрес> о предоставлении жилого помещения.

В обоснование исковых требований указано, что он относится к категории детей-сирот, с ДД.ММ.ГГГГ. На основании решения Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отец ФИО2- ФИО5 был лишен родительских прав, мать ФИО6 умерла ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ истцу был назначен опекун ФИО7

Распоряжением Министерства образования <адрес> от 22.10.2019г. истец принят на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, и включен в единый список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На 20.02.2020г. числится под номером 96.

В настоящее время собственного жилья не имеет, проживает у опекунов.

Просит обязать Министерство имущественных отношений <адрес> предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма.

В судебном заседании истец ФИО2 требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить. Пояснил суду, что до 1995 года жил в <адрес>, с 1995 года переехал в <адрес> на постоянное место жительства к опекуну, которая является родной сестрой его матери. В период с 18 до 23 лет обращался устно в <адрес> за предоставлением жилья. Ему было предложено представить справку об отсутствии жилья в <адрес>. Никаких мер по получению такой справки он не предпринял, более до 23 лет не обращался за постановкой на соответствующий учет, документы для этого не собирал, мотивировав данной бездействие юридической неграмотностью. В 2013 году направлял запрос в хабаровский детский дом на выдачу личного дела, но получил ответ о том, что его личного дела нет. В 2017 году обратился в Министерство образования <адрес> по вопросу обеспечения жилым помещением и получил отказ в связи с утратой статуса лица из числа детей-сирот. С заявлением в суд о включении в список детей сирот, подлежащих обеспечению жилым помещением, не обращался. В 2019 году вновь обратился в Министерство образования <адрес> и на основании Распоряжения от 22.10.2019г. был включен в список детей сирот подлежащих обеспечению жилым помещением. До настоящего времени жильем не обеспечен.

Представитель ответчика Министерства имущественных отношений <адрес> в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседаний извещен надлежащим образом. В материалы дела представлен отзыв, в котором указано, что установленным порядком предусмотрено предоставление жилых помещений лицам из числа детей-сирот по списку. Предоставление жилого помещения без учета списка нарушает права и законные интересы лиц, состоящих в списке ранее.

Представитель третьего лица Министерства образования <адрес> в судебном заседании участия не принимал, о рассмотрении дела извещен надлежаще.

В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в сторон извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом и не просивших об отложении слушания дела.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Из материалов дела следует, что истец ФИО2 родился 17.10.1984г., его родителями являются ФИО5, ФИО6

Мать истца ФИО6 умерла ДД.ММ.ГГГГ Решением Кировского районного суда <адрес> от 16.10.1996г. ФИО5 лишен родительских прав (л.д. 41-44).

Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 назначен опекуном над несовершеннолетним ФИО2 (л.д.40).

Из материалов учетного дела следует, что ФИО2 12.09.2019г. обратился в Министерство образования <адрес> с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилым помещением (л.д.49).

Распоряжением Министерства образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ истец включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, чье право на обеспечение жилым помещением не реализовано, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". (л.д. 53).

Согласно информации Министерства образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, чье право на обеспечение жилым помещением не реализовано, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (л.д. 17).

В связи с тем, что истцу жилое помещение не представлено он обратился в суд с иском к Министерству имущественных отношений <адрес> о предоставлении ему жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Рассматривая заявленные требования, суд исходит из следующего.

Статья 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" закрепляет следующие понятия:

- дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

- дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;

- лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Из указанных положений следует, что понятие "лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" трансформировано из понятий "дети-сироты" и "дети, оставшиеся без попечения родителей", так как к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся лица, у которых до достижения ими 18 лет, умерли оба или единственный родитель, либо которые в возрасте до 18 лет остались без попечения единственного или обоих родителей.

В соответствии со ст. 4 указанного выше Федерального закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.

Положениями статьи 8 вышеназванного Федерального закона (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", вступившего в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ) установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Указанная статья закона является специальной нормой, определяющей основания и порядок предоставления жилой площади детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

До достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки (ст. 1 Федерального закона № 159-ФЗ).

В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

По смыслу ч. 2 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ новый порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа мог быть распространен на истца лишь при наличии доказательств его обращения в уполномоченные органы о постановке на учет для предоставления жилого помещения до достижения возраста 23 лет.

Судом установлено, что ФИО2 относится к категории лиц, из числа детей сирот, однако, он не обращался с заявлением о включении его в список детей-сирот нуждающихся в жилом помещении до 23 лет.

Истец суду пояснил, что обращался устно в <адрес>, однако суд полагает не доказанным данный факт обращения, ничем не аргументирован и документально не подтвержден.

Представленный в судебное заседание истцом ответ от директора КГКОУ детский <адрес> от 20.03.2013г. об отсутствии личного дела ФИО2 не подтверждает факт своевременного обращения или попыток собрать документы для обращения за постановкой на учет до достижения 23 лет.

Впервые с заявлением в Министерство образования <адрес> истец обратился в 2017 году по достижении 33 лет. В ответ на обращение истцу разъяснено, что он утратил статус лица из числа детей-сирот, поэтому не может быть включен в список, в соответствии с п.1 ст. 3 ГПК РФ истцу разъяснено право обратиться с заявлением о восстановлении права на обеспечение жилым помещением.

Как следует из пояснений истца с заявлением в суд о восстановлении срока для включения его в список детей-сирот подлежащих обеспечению жилым помещением не обращался.

Доказательств наличия объективных, уважительных и исключительных причин, препятствовавших своевременному обращению истца в компетентный орган по вопросу постановки его на учет в качестве лица, имеющего предусмотренное законом право на обеспечение жилым помещением, ни исковое заявление, ни материалы дела не содержат.

В силу статьи 21 ГК РФ способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть, по достижении восемнадцатилетнего возраста.

В период с 18 до 23 лет истец имел достаточно времени для того, чтобы обратиться в компетентные органы по вопросу включения его в список лиц указанной категории, нуждающихся в жилом помещении.

Незнание истцом законодательства в сфере жилищных прав не является уважительной причиной для его неиспользования.

Поскольку реализация права на предоставление жилья ограничена достижением 23 лет и носит заявительный характер, в настоящее время у истца отсутствует право на получение жилого помещения по основаниям, предусмотренным ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Принимая во внимание тот факт, что истец не предоставил доказательства уважительности причин пропуска подачи заявления до 23 лет в компетентные органы в удовлетворении исковых требований следует отказать.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление ФИО2 к Министерству имущественных отношений <адрес> о предоставлении жилого помещения оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке посредством подачи апелляционной жалобы в Центральный районный суд <адрес> в течение одного месяца с момента изготовления решения суда в окончательном виде.

Судья                                                 Е.С. Марченко

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

2-1253/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Степанов Алексей Владимирович
Ответчики
Министерство имущественных отношений Омской области
Другие
Министерство образования Омской области
Суд
Центральный районный суд г. Омск
Судья
Марченко Елена Сергеевна
Дело на сайте суда
centralcourt.oms.sudrf.ru
12.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.03.2020Передача материалов судье
17.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.04.2020Подготовка дела (собеседование)
02.04.2020Производство по делу приостановлено
25.06.2020Производство по делу возобновлено
25.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.06.2020Судебное заседание
23.07.2020Судебное заседание
30.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.09.2020Дело оформлено
23.07.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее