город Волжск 05 декабря 2018 года
Волжский городской суд Республики Марий Эл в составе судьи Малышевой Л.Н., при секретаре судебного заседания Никифоровой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Дерябиной А. АлексА.ны к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Волжске (межрайонное) РМЭ о назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца,
УСТАНОВИЛ:
Дерябина А.А. обратилась в суд с исковым заявлением указывая на то, что ДД.ММ.ГГГГ умер ее отец ФИО. Решением ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ истице отказано в назначении пенсии по потере кормильца, в связи невозможностью подтверждения источника дохода отца ФИО
Истица в 2018 году закончила обучение в 11 классе МОУ Большепаратская средняя общеобразовательная школа. С ДД.ММ.ГГГГ истица обучается в Зеленодольском филиале частного образовательного учреждения высшего образования «Казанского инновационного университета» им. В.Г. Тимирясова на очной платной форме обучения.
На данный момент истица трудовой деятельностью не занимается. На день смерти, отец истицы был пенсионером по возрасту. Ему исполнилось 64 года 11 месяцев. По религиозным убеждениям он отказался от пенсии и не стал оформлять документы. Отец истицы был художником иконописцем.
В 2010 году истица со своей семьей переехала на постоянное место жительство по адресу: <адрес>, имели подсобное хозяйство. Мама истицы была домохозяйкой. ДД.ММ.ГГГГ вышла на пенсию по возрасту. Единственным источником дохода в семье были пожертвования прихожан церкви за написание икон, так как другого источника дохода не было.
Истица просит суд признать незаконным решение ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Волжске РМЭ (межрайонное) № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении Дерябиной А.А. страховой пенсии по случаю потери кормильца. Обязать ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Волжске РМЭ (межрайонное) назначить Дерябиной А.А. страховую пенисю по случаю потери кормильца ФИО со дня его смерти с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истица Дерябина А.А. заявленные исковые требования поддержала полностью, по основаниям и доводам указанным в иске.
Представитель заинтересованного лица ГУ УПФ РФ в г.Волжске Пиняк О.В. возражала удовлетворению искового заявления и суду пояснила, что поддерживает полностью доводы изложенные в отзыве, согласно выписке из индивидуального лицевого счета усматривается, что на момент смерти ФИО являлся неработающим, не зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, и соответственно не имел дохода, не являлся получателем пенсии.
Выслушав стороны, допросив свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Положения ст. 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" устанавливают круг лиц, имеющих право на страховую пенсию, к которым относятся граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом (ч. 1), а нетрудоспособные члены семей указанных граждан имеют право на страховую пенсию в случаях, предусмотренных ст. 10 настоящего Федерального закона (ч. 2).
Условия назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца определены в ст. 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в соответствии с которыми право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке) (ч. 1 ст. 10).
Нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами. При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей (п. 1 ч. 2 ст. 10).
Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию (ч. 3 ст. 10).
Иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением указанных детей, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет (ч. 4 ст. 10).
Страховая пенсия по случаю потери кормильца устанавливается независимо от продолжительности страхового стажа кормильца из числа застрахованных лиц, а также от причины и времени наступления его смерти, за исключением случаев, предусмотренных ч. 11 настоящей статьи (ч. 10 ст. 10).
При решении вопроса о праве Дерябиной А.А. на получение пенсии по случаю потери кормильца, подлежат применению положения ч. 4 ст. 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", предусматривающие необходимость доказывания факта нахождения совершеннолетних детей на иждивении умерших родителей, поскольку законодательно предоставленная гражданину, достигшему возраста 18 лет, возможность работать и получать заработную плату, осуществлять предпринимательскую деятельность и получать доход, т.е. иметь собственный источник средств к существованию и самостоятельно распоряжаться им, влечет необходимость проверки этих фактов при принятии решения о праве на получение пенсии по случаю потери кормильца.
Само по себе предоставление детям умершего кормильца, обучающимся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, возможности получать страховую пенсию по случаю потери кормильца, в том числе после достижения совершеннолетнего возраста, согласуется с положениями Конституции РФ (ч. 2 ст. 7; ч. 1 ст. 39), а также международно-правовых актов в области социального обеспечения, нормы которых предусматривают, что термин "ребенок" может охватывать не только лиц, не достигших возраста окончания обязательного школьного образования, но и перешагнувших данный возрастной рубеж, - при условии, что они проходят курс ученичества или продолжают учебу, в связи с чем, страховая пенсия по случаю потери кормильца, выплачиваемая детям умершего кормильца, обучающимся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, по своей правовой природе представляет собой особую меру государственной поддержки, целью которой является создание благоприятных условий для реализации указанной категорией лиц конституционного права на образование.
При этом возникновение у детей умершего кормильца после достижения ими возраста 18 лет права на получение пенсии по случаю потери кормильца обусловлено не просто самим фактом их обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а освоением ими исключительно основных образовательных программ и лишь по очной форме обучения.
Согласно правовым позициям, изложенным в судебных актах Конституционного Суда РФ, при освоении лицом образовательной программы в очной форме - в отличие от обучения по очно-заочной (вечерней) и заочной формам - устанавливается максимальный объем аудиторной учебной нагрузки, что предполагает обучение в качестве основного вида деятельности данного лица; исходя из этого, специфика организации учебного процесса в рамках названной формы получения образования существенно ограничивает возможности приобретения детьми умершего кормильца, обучающимися по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, постоянного источника средств к существованию за счет самостоятельной трудовой деятельности, а потому отнесение их к числу нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца, имеющих право на получение пенсии по случаю потери кормильца, обусловлено тем, что эти дети, лишившись необходимого материального содержания, для завершения процесса обучения нуждаются в поддержке со стороны государства. (Постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 18-П, Определение от ДД.ММ.ГГГГ N 1071-О-О).
Судом установлено, что Дерябина А. АлексА.на, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является дочерью ФИО.
Согласно свидетельству о смерти I-EC №, выданного ДД.ММ.ГГГГ ФИО умер ДД.ММ.ГГГГ.
Дерябина А.А. является студенткой первого курса очной формы обучения Зеленодольского филиала «Казанского инновационного университета им. Тимирязева» по основной образовательной программе подготовки специалистов среднего звена. Приказ о зачислении № от ДД.ММ.ГГГГ.
Из пенсионного дела Дерябиной А.А. следует, что ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Волжске (межрайонное) с заявлением о назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца – отца ФИО, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Волжске (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ № отказано в назначении страховой пенсии, так как подтвердить, что постоянным и основным источником средств ее существования являлась помощь отца по представленным истицей документам, не имеется возможным.
Из показаний свидетелей ФИО, ФИО, ФИО следует, что знали отца истицы ФИО, он проживал со своей семьей с дочерью А., супругой в д. Бизюргуб, у них свое хозяйство. ФИО помогал при строительстве храма в д. Моркиялы, был иконописцем, верующим человеком. Его труд оплачивали с пожертвований прихожан.
Свидетель ФИО суду пояснила, что проживала с ФИО в незарегистрированном браке. Он был иконописцем, а она домохозяйкой. Семья жила за счет его денежных средств, которые он получал за работу из пожертвований. Пенсию ФИО не оформлял, так как был верующим человеком.
Таким образом, судом установлено, что ФИО до дня своей смерти оказывал истице регулярную материальную помощь, которая от отца являлась для истицы основным источником средств к существованию. Сведений о том, что истица имела или имеет свой источник дохода не установлено.
При указанных обстоятельствах, оценив собранные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что истица Дерябина А.А. находилась на иждивении ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения умершего ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время Дерябина А.А. является учащейся 1 курса Зеленодольского филиала «Казанского инновационного университета им. Тимирязева» по очной форме обучения в связи с чем Дерябина А.А. имеет право на получение страховой пенсии по случаю потери кормильца.
Согласно ст. 22 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Страховая пенсия назначается ранее дня обращения за страховой пенсией, определенного частью 2 настоящей статьи, по случаю потери кормильца – со дня смерти кормильца, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев со дня его смерти, а при превышении этого срока - на 12 месяцев раньше того дня, когда последовало обращение за указанной пенсией.
На основании изложенного суд считает, что исковые требования Дерябиной А.А. подлежат удовлетворению.
В силу ст. 98 ГПК РФ расходы по госпошлине в сумме 300 руб., понесенные истцом, подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Дерябиной А. АлексА.ны к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Волжске РМЭ (межрайонное) о назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца удовлетворить.
Признать незаконным решение ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Волжске РМЭ (межрайонное) № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении Дерябиной А. АлексА.не страховой пенсии по случаю потери кормильца.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Волжске РМЭ (межрайонное) назначить Дерябиной А. АлексА.не страховую пенсию по случаю потери кормильца умершего ФИО со дня его смерти ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Государственного Учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Волжске ( межрайонное) Республики Марий Эл в пользу Дерябиной А. АлексА.ны 300 рублей возврат госпошлины.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РМЭ в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме через Волжский городской суд РМЭ.
Судья Л.Н.Малышева
Решение в окончательной форме составлено 10 декабря 2018 года.