Решение по делу № 33-2815/2018 от 08.05.2018

Судья Н.Е.Колосова         Дело № 33-2815/2018 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Семенчиной Л.А.,

судей Архаровой Л.В., Захваткина И.В.,

при секретаре Сметаниной Е.Ф.

рассмотрела в судебном заседании 31 мая 2018 г. дело по апелляционной жалобе Калимова А.П. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 3 ноября 2017 г., по которому

Исковые требования Калимова А.П. к Амосовой Е.Н. удовлетворены.

Амосова Е.Н. обязана привести нежилое помещение по адресу: <Адрес обезличен> в прежнее состояние, существовавшее до перепланировок, в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Исковые требования Калимова А.П. к Смирнову И.И. оставлены без удовлетворения.

Исковые требования Калимова А.П. к закрытому акционерному обществу «Йошкар-Олинский мясокомбинат» о запрете работы магазина оставлены без удовлетворения.

Взыскана с Амосовой Е.Н. государственная пошлина в доход бюджета МО ГО «Сыктывкар» в размере 300 руб.

И дополнительное решение Сыктывкарского городского суда от 1 марта 2018 года, по которому

Амосова Е.Н. обязана для приведения нежилого помещения по адресу: <Адрес обезличен> в первоначальное положение: демонтировать пандус и козырек над ним, две мойки и сантехнические коммуникации к ним, дверной блок в перегородке моечной, проем зашить листами ГКЛ, выполнить проем с установкой дверного блока в гипсокартонной перегородке, в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Исковые требования Калимова А.П. о возложении обязанности восстановить пожарный эвакуационный вход, внутренние перегородки нежилого помещения, использовать нежилое помещение под офис, определить урон, нанесенный зданию и истцу, оставлены без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Семенчиной Л.А., объяснения Калимова А.П., Ячменева А.В., представителя ответчика Амосовой Е.Н. Твердова А.Н., объяснения эксперта Забоевой Е.Ю., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Калимов А.П. обратился в суд с иском к индивидуальному предпринимателю Амосовой Е.Н., Смирнову И.И., ЗАО «Йошкар-Олинский мясокомбинат» о запрете работы магазина «Йола», рассоложенного по адресу: <Адрес обезличен>, признании незаконной перепланировки, произведенной в этом нежилом помещении. В обоснование заявленных требований указал, что Амосова Е.Н. приобрела квартиру <Номер обезличен> на первом этаже многоквартирного жилого дома <Адрес обезличен> и произвела перепланировку, в результате которой в несущей стене торцевой части дома образован вход в помещение, снесены внутренние стены квартиры, после чего открыт магазин «Йола» и ООО «Сыктывкархлеб». В результате перепланировки появились глубокие трещины в стенах дома, во многих местах с торца отсутствует утеплитель, стены промерзают, в трещины проникает вода в квартиры. Кроме того, включенные кондиционеры и холодильные установки создают шум в квартирах, вибрацию стен. В несущей стене торцевой части дома образован вход в помещение. Истец полагает, что ликвидация указанных перегородок, строительство входа с торца здания в помещение повлияла на состояние многоквартирного жилого дома в целом, в стенах образовались трещины, что вызвало проникновение воды в квартиры.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация МО ГО «Сыктывкар», ОАО «Сыктывкархлеб, Ячменев А.В., Минстрой Республики Коми, ООО «УК «ЖУК», Управление Роспотребнадзора по РК.

Ответчики иск не признали.

Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит истец, полагая его незаконным, вынесенным с нарушением норм материального права.

Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 ГПК РФ при имеющейся явке, в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки.

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

11.02.2010 П.Ю.П. продала указанные помещения офиса Амосовой Е.Н. по договору купли-продажи от 11.02.2010.

Амосовой Е.Н. с 2010 года помещения передавались в аренду под предприятия торговли.

В 2015 году Амосова Е.Н. заказала проектную документацию «Реконструкция нежилого помещения в доме <Адрес обезличен>, которая разработана ИП Ч.Я.В.

В 2016 году Амосовой Е.Н. выполнены работы по перепланировке нежилого помещения в части: сноса всех перегородок и стен в помещении; устройства двух сантехнических помещений; установки дополнительного, сантехнического оборудования; изменение конструкций, ранее существующего пола - укладка керамогранитной плитки на цементную стяжку; выполнение работ по прокладке системы электроснабжения нежилого помещения, с устройством отдельного ввода питающей электросети (в связи с изменением потребляемой мощности при установке холодильного и торгового оборудования), не предусмотренного при строительстве многоквартирного жилого дома; устройство входного крыльца с пандусом, и козырьком, с изменением ранее существующего фасада (отделка вагонкой ПВХ), что подтверждается проектной документацией, выполненной Ч.Я.В., а так же заключением эксперта БТЭ при ТПП РК Н.Г.Н.

Из ответа администрации МО ГО «Сыктывкар» в адрес Амосовой Е.Н., по запросу суда, также следует, что выдача разрешения администрации МОГО «Сыктывкар» на данную перепланировку не требовалась, поскольку из проектной документации следовало, что перепланировка не затрагивает конструктивные или иные характеристики их надежности и безопасности.

После произведенной Амосовой Е.Н. перепланировки в нежилом помещении в Единый государственный реестр прав 11.04.2016 года внесены изменения в раздел, соответствующий объекту: ..., в связи с изменением сведений об объекте права. Исходя из представленного заявления о внесении изменений в ЕГРП от 29.03.2016 г, кадастрового паспорта помещения от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, выдавший орган: филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Коми, объект недвижимости имеет следующие характеристики: помещение, назначение: нежилое помещение, площадь 59,3 кв.м., этаж 1, кадастровый номер <Номер обезличен>, расположенный по адресу: <Адрес обезличен>.

Согласно ч. 2 ст. 25 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ), перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

В силу ч. 1 ст. 26 ЖК РФ, переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.

Пунктом 1.7.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, перепланировка квартир (комнат), ухудшающая условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры не допускается.

Частью 1 ст. 36 Жилищного Кодекса Российской Федерации установлено, что общим имуществом в многоквартирном доме являются в числе прочих несущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, межквартирные лестничные площадки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации.

Согласно п. 1 ст. 29 ЖК РФ самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 настоящего Кодекса.

В силу части 3 статьи 29 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.

Из смысла данной материальной нормы следует, что обязанность по приведению незаконно переустроенного помещения возложена на собственника этого помещения.

Бремя доказывания отсутствия нарушения прав и законных интересов иных лиц закон возлагает в данном случае на собственника переустроенного жилого помещения.

При рассмотрении дела установлено, что при перепланировке помещения, находящего в доме <Адрес обезличен> допущены нарушения СП 54.13330.2011 «Здания жилые многоквартирные»: пункт 6.7 При реконструкции жилого здания следует учитывать изменения в его конструктивней схеме, возникающие в процессе эксплуатации этого здания, (в том числе появление новых проемов, дополнительных к первоначальному проектному решению, а также влияние проведенного ремонта конструкций или их усиления). Фактически полнен вместо оконного блока, новый дверной проем, в несущей стене, что запрещено требованиями нормативных документов; пункт 6.8 При реконструкции жилых зданий с изменением местоположения санитарно-технических узлов следует выполнять соответствующие дополнительные мероприятия по гидро-.шумо- и виброизоляции, а также при необходимости усиление перекрытий, на которых предусматривается установка оборудования этих санитарно-технических узлов. Фактически образовано дополнительное сантехническое помещение (моечная) без проектного решения по подключению к системам холодного водоснабжения и водоотведения жилого дома; пункт 4.12 СП Загрузка помещений общественного назначения со стороны двора жилого дома, где расположены окна жилых комнат квартир и входы в жилую часть дома, в целях защиты жильцов от шума и выхлопных газов не допускается. Фактически на торцевую часть жилого дома над магазином выходят окна жилых квартир.

Также установлено несоблюдение противопожарных правил, в части устройства противопожарной перегородки, отделяющей помещение магазина от жилой части здания. 7.1.12 Встроенные в жилые здания помещения общественного назначения следует отделять от помещений жилой части глухими противопожарными стенами, перегородками и перекрытиями с пределом огнестойкости не ниже REI 45, или EI 45 соответственно, а в зданиях I степени огнестойкости - перекрытиями 2-го типа. Фактически не соответствует.

Изменение существующей конструкции полового покрытия, с выполнением работ по устройству цементной стяжки и укладке керамогранитной плитки, произведено без подтверждения расчетов на увеличение нагрузки на перекрытие Согласно Постановлению администрации МО ГО «Сыктывкар» № 6/2215 от 27.06.2012 года «Административный регламент предоставления муниципальной услуги по согласованию переустройства и (или) перепланировки жилых помещений на территории МО ГО «Сыктывкар», не допускается переустройство и (или) перепланировка помещений, при котором увеличиваются нагрузки на несущие конструкции сверх допустимых по проекту (расчету по несущей способности, по деформациям) при устройстве стяжек в полах, замене перегородок из легких материалов на перегородки из тяжелых материалов, размещении дополнительного оборудования в помещениях квартир. Фактически в помещении в 2016 году произведено изменение конструкции пола, с облицовкой полов керамогранитной плиткой по цементной стяжке и установка дополнительного торгового оборудования.

Исходя из установленных фактических обстоятельств суд первой инстанции обязал собственника нежилого помещения Амосову Е.Н. привести нежилое помещение по адресу: <Адрес обезличен> в прежнее состояние, существовавшее до перепланировок, в течение 6 месяцев. Дополнительным решением определены действия, которые Амосовой Е.Н. необходимо совершить для приведения нежилого помещения в прежнее состояние.

Решение и дополнительное решение суда ответчиком Амосовой Е.Н. не обжалованы.

Из материалов дела следует, что нежилое помещение после произведенной в нем перепланировки предоставлено по договору аренды ЗАО «Йошкар-Олинский мясокомбинат», который организовал в помещении торговлю продовольственными товарами.

В результате проведенной по делу экспертизы установлено, что организация торговли в нежилом помещении после произведенной перепланировки осуществляется с нарушением Санитарные правила 2.3.6.1066-01 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов:

3.3. Внутренняя система канализации, производственных и хозяйственно-бытовых сточных вод должна быть раздельной, с самостоятельными выпусками во внутриплощадочную сеть канализации. Фактически подсоединена к обще домовым системам жилого дома.

3.7. В организациях торговли, размещенных в жилых зданиях и зданиях иного назначения, сети бытовой и производственной канализации не объединяются с канализацией этих зданий. Фактически объединены.

4.2. Торговые, складские, вспомогательные и санитарно-бытовые помещения оборудуются приточно-вытяжной механической вентиляцией в соответствии с требованиями действующих норм и правил. Фактически отсутствует, проветривание осуществляется через открытые створки ПВХ - окон.

Санитарно-бытовые помещения (туалеты) оборудуются автономными системами вытяжной вентиляции с естественным побуждением, превышающим кратность воздухообмена основных помещений организации торговли. Фактически отсутствует.

4.4. Система вентиляции организаций торговли, расположенных в жилых домах и зданиях иного назначения, оборудуется отдельно от системы вентиляции этих зданий. Фактически не соответствует.

В результате организации торговли в нежилом помещении нарушены требования Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.2.2645-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях:

3.7. Загрузка материалов, продукции для помещений общественного назначения со стороны двора жилого дома, где расположены окна и входы в квартиры, не допускается. Фактически имеются окна жилых квартир со стороны торцевой части жилого дома, где происходит выгрузка товаров.

В результате проведенной по делу дополнительной экспертизы также установлено, что работа магазина осуществляется с нарушением п.п. 4.12, 9.8 Санитарных правил СП 54.13330.2016 «Здания жилые многоквартирные», СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов», СанПиН 2.1.2.2645-10 «Требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».

Принимая решение об отказе Калимову А.П. в удовлетворении исковых требований о запрете работы магазина «Йола» в нежилом помещении, суд первой инстанции указал на то, что нарушений прав и интересов Калимова А.П. от деятельности магазина не установлено. Проведенное ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РК» исследование уровня шума доводы истца не подтвердило. Кроме того, поскольку требования о незаконности произведенной перепланировки и восстановлению помещения в первоначальное положение удовлетворены, необходимости в запрете деятельности магазина не имеется.

Вместе с тем такой вывод суда противоречит фактическим обстоятельствам и не соответствует требованиям закона.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", который согласно преамбуле направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, санитарно-эпидемиологические требования это обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами, а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.

Согласно ст. 2 Федерального закона санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе, посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Разработка санитарных правил осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в связи с установленной необходимостью санитарно-эпидемиологического нормирования факторов среды обитания и условий жизнедеятельности человека в порядке, установленном положением о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании (ст. 39)

Согласно п. 3 ст. 39 Федерального закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Таким образом, установленный факт использования ответчиком нежилого помещения в жилом доме для организации торговли продовольственными товарами с нарушением установленных санитарных правил и норм является нарушением прав истца на безопасность и (или) безвредность для человека факторов среды обитания.

Статья 24 Федерального закона предписывает осуществлять при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечивать безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 указанной статьи индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.

При рассмотрении дела установлено, что истец проживает в квартире, расположенной на четвертом этаже над нежилым помещением, принадлежащем Амосовой Е.Н., где в настоящее время осуществляется торговля продовольственными товарами. Данное обстоятельство подтверждает нарушение прав лица, проживающего в жилом доме, окна которого выходят на торцевую часть дома, где происходит с нарушением установленных правил загрузка продукции в магазин.

Действующие правила предусматривают возможность организации загрузки продукции в магазин при наличии окон жилых квартир с устройством дебаркадера. При этом согласно пояснениям эксперта Забоевой Е.Ю. устройство дебаркадера в данном месте с учетом расположения проезжей части дороги для проезда во двор дома не возможно.

Нарушение в результате работы магазина в перепланированном нежилом помещении санитарных норм и правил в части организации самостоятельных систем канализации и вентиляции, обеспечивающих безопасность проживания в жилом доме с встроенным помещением, но не предусмотренных произведенной перепланировкой, также свидетельствует о нарушении прав истца.

Также судом первой инстанции оставлено без внимания установленное нарушение правил пожарной безопасности.

Согласно ст. 80 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", который принят в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, и определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения, при изменении функционального назначения зданий, сооружений, строений или отдельных помещений в них, а также при изменении объемно-планировочных и конструктивных решений должно быть обеспечено выполнение требований пожарной безопасности, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом применительно к новому назначению этих зданий, сооружений, строений или помещений.

Согласно п. 7.1.12 СНиП 31-01-2003 "Здания жилые многоквартирные" (встроенные в жилые здания помещения общественного назначения) следует отделять от помещений жилой части глухими противопожарными стенами, перегородками и перекрытиями с пределом огнестойкости не ниже REI 45 или EI 45 соответственно, а в зданиях I степени огнестойкости - перекрытиями 2-го типа.

Как следует из материалов дела указанные требования правил пожарной безопасности при использовании встроенного нежилого помещения в целях торговли продовольственными товарами не соблюдены.

При установленных фактических обстоятельствах с учетом положений Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» судебная коллегия полагает решение суда в части отказа Калимову А.П. в удовлетворении требований о запрете работы магазина в нежилом помещении подлежащим отмене с вынесением в этой части нового решения об удовлетворении исковых требований.

Поскольку истец при подаче искового заявления освобожден судом от оплаты государственной пошлины, в соответствии со ст. 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации является плательщиком государственной пошлины.

Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 3 августа 2017 г. в части оставления без удовлетворения исковых требований Калимова А.П. к ЗАО «Йошкар-Олинский мясокомбинат» о запрете работы магазина отменить и вынести в этой части новое решение, которым запретить ЗАО «Йошкар-Олинский мясокомбинат» осуществлять деятельность по организации торговли продовольственными товарами в нежилом помещении, расположенном по адресу: <Адрес обезличен>.

Взыскать с ЗАО «Йошкар-Олинский мясокомбинат» государственную пошлину в доход бюджета МО ГО «Сыктывкар» в размере 300 руб.

Председательствующий

Судьи

33-2815/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Калимов Аркадий Пантелеймонович
Ответчики
Смирнов И.И.
Амосова Елена Николаевна
ЗАО "Йошкар-Олинский мясокомбинат"
Другие
Твердов А.Н.
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Семенчина Л А
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
28.01.2020Судебное заседание
28.01.2020Судебное заседание
28.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.01.2020Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее