Дело № 2-306/2022
УИД 75RS0004-01-2022-000670-75
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 сентября 2022 года г. Балей
Балейский городской суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Михайловой Т.М.,
при секретаре судебного заседания Пакуловой Е.О.,
с участием заместителя Балейского межрайонного прокурора Жамбаловой М.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Балейского межрайонного прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц к Акционерному обществу «Читаэнергосбыт» о возложении обязанности возобновить подачу электрической энергии,
у с т а н о в и л :
Балейский межрайонный прокурор обратился в суд с указанным иском ссылаясь на следующее.
В результате проведенной по обращению генерального директора АО «ЗабТЭК» ФИО2 проверки соблюдения федерального законодательства и прав граждан в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг установлено, что указанные требования закона АО «Читаэнергосбыт» исполняются не на должном уровне. Так, на территории <адрес> АО «ЗабТЭК» является эксплуатирующей организацией объектов ЖКХ, в том числе котельные в <адрес>. Согласно договору энергоснабжения № от 14 сентября 2011 года АО «Читаэнергосбыт» поставляет электрическую энергию ООО «<данные изъяты> а ООО «<данные изъяты>» принимает и оплачивает её (АО «ЗабТЭК» является правопреемником ООО «<данные изъяты> с 22.12.2017). На основании уведомлений и требований АО «Читаэнергосбыт» произвело отключение электроэнергии на вышеуказанных котельных. Указанные объекты теплоснабжения имеют 3 категорию надежности электроснабжения и являются социально-значимыми объектами, так как осуществляют поставку коммунальных услуг для детских садов, школ и административных объектов. Указанные действия приводят к невозможности пуско-наладочных работ на котельных по подготовке к отопительному сезону 2022-2023 годов, а также ставят под угрозу прохождение отопительного сезона. Таким образом, отключая подачу электроэнергии АО «Читаэнергосбыт» злоупотребило правом, предоставленным законом, поскольку в результате указанного ограничения нарушаются права третьих лиц - добросовестных потребителей на бесперебойное и качественное предоставление коммунальных ресурсов, предоставляемых АО «ЗабТЭК», в период осуществления подготовки котельных и котельного оборудования к предстоящему отопительному периоду 2022-2023 г.г. и в ходе его проведения. Прекращение подачи электроэнергии на котельные влечет невозможность оказания потребителям, а также социально-значимым объектам коммунальной услуги, что является нарушением прав потребителей, своевременно оплачивающих коммунальные услуги – добросовестных потребителей, а также негативные последствия для социальной инфраструктуры, в том числе детских учреждений, обслуживаемых указанными котельными, что может повлечь при отсутствии горячего водоснабжения, нарушение санитарно-гигиенических норм и как следствие различных заболеваний, то есть причинение вреда здоровью и жизни неопределенного круга лиц, детей. Действия АО «Читаэнергосбыт» по введению режима ограничения подачи электроэнергии и отключению объектов жилищно-коммунального хозяйства АО «ЗабТЭК» от электроэнергии являются незаконными, осуществлены с нарушением установленного законом порядка в сфере введения режима ограничения и прекращения подачи электроэнергии.
Просит возложить на Акционерное общество «Читаэнергосбыт» обязанность возобновить подачу электрической энергии в отношении следующих точек приема электрической энергии: котельную, расположенную по адресу: <адрес>; котельную, расположенную по адресу: <адрес>; котельную, расположенную по адресу: <адрес>; котельную, расположенную по адресу: <адрес>.
В судебном заседании прокурор Жамбалова М.Б. заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика АО «Читаэнергосбыт» в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, направил отзыв на исковое заявление, просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований АО «ЗабТЭК» в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, направил отзыв на исковое заявление, просит исковые требования удовлетворить.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, администрация МР «<адрес>», ПАО «<данные изъяты>» - «Читаэнерго» (<данные изъяты>») в судебное заседание не явились, своего представителя в судебное заседание не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежаще и своевременно, о причинах не явки суду не сообщили.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Положениями ст.2 Конституции РФ закреплено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита которых является обязанностью государства.
Согласно ч.1 ст.7 Конституции РФ, Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии с положениями ст.18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл содержание и применением законов, а равно деятельность законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
При этом право граждан на жилище, предусмотренное ст.40 Конституции РФ, включает, в том числе получение ими коммунальных услуг надлежащего качества.
Законодателем в развитие названных конституционных положений введены дополнительные механизмы защиты абонентов, которые надлежащим образом исполняют обязательства по оплате использованных топливно-энергетических ресурсов, при этом не состоят в непосредственных отношениях с поставщиками этих ресурсов.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Соблюдение вышеприведенных конституционных норм по существу стало предметом обращения прокурора с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц в связи с нарушенным правом потребителей, являющихся добросовестными плательщиками коммунальных услуг на их получение.
В соответствии с п.1 ст.10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотреблением правом в иных формах.
Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Исходя из положений ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Согласно п.1 ст.539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Статьей 540 ГК РФ установлено, что в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным статьей 546 настоящего Кодекса. Договор энергоснабжения, заключенный на определенный срок, считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора. Если одной из сторон до окончания срока действия договора внесено предложение о заключении нового договора, то отношения сторон до заключения нового договора регулируются ранее заключенным договором.
В силу ст.546 ГК РФ предусмотрены случаи, когда в отношении граждан возможен перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии – по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента; в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом.
Из содержания приведенных норм следует, что в отношении граждан-потребителей, добросовестно производящих платежи, возможен перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии из-за наличия спора по исполнению обязательств между юридическими лицами, состоящими в технологической цепочке.
В силу и интересов сторон договор на поставку энергоресурсов заключается, как правило, не с гражданами-потребителями, а с обслуживающими организациями (исполнителями), однако гражданин, использующий тепловую энергию для бытовых нужд, фактически становится абонентом энергоснабжающей организации вне зависимости от наличия между ними письменного договора.
Обстоятельства, при наступлении которых вводится ограничение режима потребления электрической энергии, а также порядок ограничения режима потребления определены Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442.
В силу абзаца 3 пункта 1(1) Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии N 442, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012, (далее - Правила N 442) полное ограничение режима потребления определяется как ограничение режима потребления, предполагающее прекращение подачи электрической энергии (мощности) потребителю в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, ограничение режима потребления которыми подлежит введению в соответствии с настоящими Правилами.
Пунктом 3 Правил (в ред. Постановления от 30.12.2017 N 624) предусмотрено, что ограничение режима потребления, кроме вводимого в связи с наступлением обстоятельств, указанных в подп. "з" и "и" настоящих Правил, должно применяться индивидуально в отношении каждого потребителя при условии соблюдения прав и законных интересов иных потребителей, энергопринимающие устройства и (или) объекты электроэнергетики которых технологически присоединены к тем же объектам электросетевого хозяйства сетевой организации (абзц. 1).
К потребителям, в отношении которых не допускается введение режима ограничения потребления электрической энергии относятся организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населения (п. 2 приложения к Правилам).
Согласно ч. 5 ст. 20 Федерального закона РФ от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» теплоснабжающие организации и теплосетевые организации обязаны организовать наладку принадлежащих им тепловых сетей; обеспечивать качество теплоносителей; обеспечивать проверку качества строительства принадлежащих им тепловых сетей; обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения; обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.
Отношения, связанные с предоставлением услуг по теплоснабжению, урегулированы Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.
Потребителем в соответствии с данными Правилами является, в частности, гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, которому в соответствии с п. 3, 9, 85, 122 Правил должно быть обеспечено бесперебойное отопление жилого помещения в течение отопительного периода в зависимости от температуры наружного воздуха.
Данные Правила не предусматривают возможность приостановления или прекращения предоставления тепловой энергии в случае неполной оплаты коммунальных услуг потребителем или при наличии задолженности по оплате, в связи с чем, АО «ЗабТЭК», как теплоснабжающая организация, обеспечивающая теплом граждан, которые являются непосредственными потребителями, не может быть отключено от электроэнергии. Случаи, предусмотренные п. п. 115, 117 Правил не относятся к настоящему спору.
Судом установлено, что в ходе проведенной проверки, проведенной Балейской межрайонной прокуратурой на основании обращения директора АО «ЗабТЭК» ФИО2 установлен факт отсутствия с 30 мая 2022 года отключения электроэнергии на котельных, расположенных в <адрес> по причине введения гарантирующим поставщиком АО «Читаэнергосбыт» полного ограничения режима потребления электроэнергии.
Согласно договора электроснабжения № от 14.09.2011 года АО «Читаэнергосбыт» поставляет электрическую энергию ООО «<данные изъяты>», согласно выписке из ЕГРЮЛ от 24 августа 2022 года правопреемником ООО «Коммунальник» является АО «ЗабТЭК» с 22 декабря 2017 года.
Пунктами 2.1, 2.2 Договора определено, что поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии в объемах, согласованных Сторонами; поставщик обязуется обеспечить передачу электрической энергии и предоставление иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией, а потребитель обязуется принимать и оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги. Согласно дополнительным соглашениям №9, 11 к Договору энергоснабжения, точками поставки по Договору является: 1.Котельная, расположенная по адресу: <адрес>; 2. Котельная, расположенная по адресу: <адрес>; 3. Котельная, расположенная по адресу: <адрес>; 4. Котельная, расположенная по адресу: <адрес>. Указанные котельные вырабатывают тепловую энергию в целях предоставления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению в детские сады, школы и административные объекты.
Судом из материалов дела установлено, что АО «ЗабТЭК» на основании концессионного соглашения б/н от 07 декабря 2021 года обязуется в том числе осуществлять с использованием Объекта соглашения и иного имущества деятельность по производству, передаче и распределению тепловой энергии в границах муниципального района «<адрес>». Согласно п.2.1 указанного Концессионного соглашения, объектом Концессионного соглашения является совокупность объектов теплоснабжения, описание и технико-экономические показатели которых приведены в приложении №1, в перечне которого в качестве объектов соглашения указаны в том числе и когтельные, расположенные в <адрес>.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ, основным видом деятельности юридического лица является производство, передача и распределение пара и горячей воды, кондиционирование воздуха (л.д.№
Снабжение тепловой энергией детских садов и школ, в том числе административных объектов осуществляется котельными, расположенными в <адрес> и являющиеся муниципальной собственностью, закрепленной за АО «ЗабТЭК» на праве хозяйственного ведения.
Из материалов дела следует, что 19 мая 2022 года в адрес АО «ЗабТЭК» АО «Читаэнергосбыт» направлено уведомление о нарушении АО «ЗабТЭК» договора энергоснабжения № от 14 сентября 2011 года в части оплаты электроэнергии и образования задолженности по состоянию на 19 мая 2022 года в размере 16 824 780,13 руб. При непогашении АО «ЗабТЭК» задолженности в полном объеме, оно обязано самостоятельно ввести с 30 мая 2022 года после 12 часов 00 минут полное ограничение режима потребления электрической энергии путем ограничения объектов.
30 мая 2022 года гарантирующим поставщиком АО «Читаэнергосбыт»введено ограничение режима потребления электроэнергии путем отключения присоединений по точкам поставки: 1.Котельная, расположенная по адресу: <адрес>; 2. Котельная, расположенная по адресу: <адрес>; 3. Котельная, расположенная по адресу: <адрес>; 4. Котельная, расположенная по адресу: <адрес>.
Материалами дела подтверждается, что на указанных котельных с 30 мая 2022 года отсутствует подача электроэнергии по причине введения гарантирующим поставщиком АО «Читаэнергосбыт» полного ограничения режима потребления электроэнергии котельных путем ограничения, что приведет к ненадлежащей работе указанных объектов в период проведения отопительного сезона, что может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью жителей муниципального района «<адрес>», возникновению на территории муниципального района «<адрес>» чрезвычайной ситуации. До настоящего времени электропитание на котельные не поступает.
Факт отключения котельных от электрической энергии подтверждается соответствующими актами АО «ЗабТЭК» от 30 мая 2022 года, и представителем ответчика не оспаривается, что следует из письменного отзыва последнего.
Разрешая вопрос о правомерности действий АО «Читаэнергосбыт» суд учитывает следующее.
В соответствии с п.1 ст.10 Гражданского кодекса РФ, не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции установлено, что запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие): экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок (п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции).
К субъектам, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, относятся, в том числе субъекты естественных монополий.
В силу ст.4 Федерального закона «О естественных монополиях» от 17.08.1995 №147-ФЗ к сферам деятельности субъектов естественных монополий относятся услуги по передаче электрической энергии.
АО «Читаэнергосбыт», являясь субъектом естественных монополий по передаче электрической энергии (мощности), занимает на рынке доминирующее положение, следовательно, на него распространяются ограничения, установленные ст.10 Закона о защите конкуренции.
Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи электроэнергии допускаются, в том числе, в случае нарушения абонентом обязательств по оплате (п.2, 3 ст.546 Гражданского кодекса РФ).
Пунктом 10.1 Правил полного или частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442 предусмотрено, что введение полного ограничения режима потребления в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, до получения от него исполнителем (субисполнителем) уведомления о готовности к введению полного ограничения режима потребления не допускается.
Котельные, энергоснабжение которых прекращено ответчиком, относятся к объектам централизованного водоснабжения, указанным в п.2 приложения к Правилам полного и/или частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 422 (далее Правила № 442), и относится к числу потребителей, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям. В соответствии с п.16 указанных Правил частичное ограничение режима потребления вводится не ниже уровня аварийной брони, при этом введение в отношении таких потребителей ниже величины аварийной брони не допускается до получения от него исполнителем уведомления о готовности к введению полного ограничения режима потребления.
На основании п.17.1 Правил №442, введение ограничения режима потребления в отношении граждан – потребителей коммунальной услуги по электроснабжению осуществляется по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.3 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» потребителями электрической энергии являются лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд.
В силу пунктов 1, 7 статьи 38 названного Федерального закона, запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством и соглашением сторон обязательства. Правительством РФ утверждается порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями - участниками оптового и розничных рынков, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями. Указанный порядок обеспечивает запрет на нарушение прав иных потребителей в связи с вводимым ограничением режима потребления электрической энергии.
Постановлением Правительства РФ «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» от 06.05.2011 №354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее по тексту – Правила), разработанные с целью защиты прав потребителей на основе Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 №2300-1, которые определяют порядок предоставления оплаты услуг, права и обязанности потребителей, права, обязанности и ответственность исполнителей.
В соответствии с п.31 Правил, исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Пунктом 121 указанных Правил предусмотрено, что ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается.
Таким образом, действующим законодательством закреплен принцип недопустимости произвольного ограничения права на получение коммунальных услуг, которое неразрывно связано с конституционным правом граждан на жилище.
В соответствии с вышеуказанным Договором энергоснабжения от 14.09.2011 АО «Читаэнергосбыт» обязалось подавать потребителю ООО <данные изъяты>», правопреемником которого является АО «ЗАбТЭК» электрическую энергию, в том числе на котельные в <адрес>, вырабатывающие тепловую энергию в целях предоставления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению в детские сады, школы и административные объекты.
Как следует из положений п.2.1, п.2.2 Договора, АО «Читаэнергосбыт» обязан осуществлять продажу электрической энергии в объемах, согласованных Сторонами в договоре по адресу, указанному в Приложении №4 к Договору, а также обеспечить передачу электрической энергии и предоставление иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией.
В соответствии с пунктами 6.1 ГОСТ Р 51617-2014 «Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Коммунальные услуги. Общие требования» (утв. Приказом Росстандарта от 11.06.2014 №544-ст), коммунальная услуга теплоснабжения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и должна обеспечивать теплоснабжение помещений, входящих в состав многоквартирного дома. Услуга теплоснабжения должна оказываться круглосуточно, непрерывно в течение отопительного периода, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, установленную Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
В силу п.6.2 ГОСТ Р 51617-2014, коммунальная услуга горячего водоснабжения потребителей в многоквартирном доме осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и должна обеспечивать круглосуточное, бесперебойное горячее водоснабжение в течение года, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, установленную Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354.
Согласно пп.«в» п.3 раздела II Правил условием предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) является предоставление коммунальных услуг потребителю круглосуточно (предоставление коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг.
Из материалов дела следует, что АО «ЗАбТЭК» на 19 мая 2022 года имеет перед гарантирующим поставщиком задолженность, составляющую 16 824 780,13 руб.
Вместе с тем, на основании приведенных выше положений законодательных актов, возникновение в ходе поставки электрической энергии задолженности АО «ЗАбТЭК» перед АО «Читаэнергосбыт» не может служить основанием для отказа в поставке электрической энергии в целях обеспечения потребностей в коммунальных услугах по горячему водоснабжению лиц, проживающих в <адрес>, а также в детских садах и школах.
Споры хозяйствующих субъектов не должны ограничивать конституционные и жилищные права граждан – потребителей коммунальных услуг на благоприятные условия жизни и предоставление в необходимых объемах коммунальных услуг надлежащего качества.
Доводы представителя АО «Читаэнергосбыт» о неэффективности иных способов защиты нарушенного права, в том числе взыскания задолженности в судебном порядке, изложенного вывода суда не опровергают.
В соответствии с п. 15 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. N 442 высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) ежегодно, до 1 июля, утверждает перечень потребителей, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям (далее - перечень), на основании обращений потребителей, сетевых организаций, гарантирующих поставщиков.
Потребители, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, обязаны направлять высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обращения о включении в указанный перечень информации о принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающих устройствах и (или) объектах электроэнергетики, ограничение режима потребления которыми может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, и о наличии либо об отсутствии соответствующих актов согласования технологической и (или) аварийной брони, а сетевые организации и гарантирующие поставщики при наличии у них соответствующей информации вправе направлять такие обращения в отношении указанных потребителей.
В соответствии с п. 15 (2) Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. N 442 высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в течение 10 рабочих дней после дня утверждения перечня обеспечивает размещение перечня на своем официальном сайте в сети "Интернет" и его опубликование в периодическом печатном издании, являющемся источником официального опубликования нормативных правовых актов органов государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, АО «ЗабТЭК» 25 января 2022 года за исх№ направило Губернатору <адрес> края ФИО4 обращение о включении в указанный перечень информации о принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающих устройствах и (или) объектах электроэнергетики, ограничение режима потребления которыми может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям. Таким образом, свою обязанность, возложенную на них вышеуказанными Правилами о направлении руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации обращения о включении в указанный перечень исполнило.
Вопреки доводам представителя АО «Читаэнергосбыт», отсутствие сведений об утверждении направленного АО «ЗабТЭК» в адрес высшего должностного лицо субъекта Российской Федерации перечня потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям в энергосистеме <адрес>, не являются основанием для отказа в удовлетворении исковых требований прокурора и не может быть поставлено в вину АО «ЗабТЭК».
Таким образом, гарантирующий поставщик АО «Читаэнергосбыт» допускает злоупотребление своим правом, в результате которого ограничиваются права и интересы граждан на пользование коммунальными ресурсами в виде горячего водоснабжения.
В соответствии с п.4 ст.27, п.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Поскольку судом установлено, что указанные действия ответчика приведут к невозможности пуско-наладочных работ на котельных поселений по подготовке к предстоящему отопительному сезону 2022-2023 г.г., ставят под угрозу прохождение отопительного сезона, а также нарушают права третьих лиц – добросовестных потребителей на бесперебойное и качественное предоставление коммунальных ресурсов, предоставляемых АО «ЗабТЭК» в период подготовки котельных и котельного оборудования к предстоящему отопительному периоду 2022-2023г.г. и в ходе его проведения, что может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью жителей муниципального района «<адрес>», возникновению на территории муниципального района «<адрес>» чрезвычайной ситуации, обращение прокурора с настоящим иском в суд соответствует требованиям действующего законодательства.
При таких обстоятельствах, суд признает действия АО «Читаэнергосбыт» по введению полного ограничения режима потребления электроэнергии на котельных в <адрес> в период с 30 мая 2022 года по настоящее время незаконными и обязывает ответчика возобновить подачу электроэнергии на котельные АО «ЗАбТЭК» для обеспечения населения, а также детских садов, школ и административных объектов, горячим водоснабжением.
В силу ст. 212 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Учитывая характер нарушенного права, а также необходимость в подготовке к отопительному сезону 2022-2023, а также недопустимость угрозы жизни и здоровью людей, наступления негативных экономических, социальных последствий, суд полагает необходимым обратить решение к немедленному исполнению.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от судебных расходов, в размере 6 000 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Балейского межрайонного прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц к АО «Читаэнергосбыт» удовлетворить.
Обязать Акционерное общество «Читаэнергосбыт» возобновить подачу электрической энергии в отношении следующих точек приема электрической энергии: котельную, расположенную по адресу: <адрес>; котельную, расположенную по адресу: <адрес>; котельную, расположенную по адресу: <адрес>; котельную, расположенную по адресу: <адрес>
Решение суда обратить к немедленному исполнению.
Взыскать с АО «Читаэнергосбыт» госпошлину в доход местного бюджета в размере 6 000 (шесть тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через Балейский городской суд Забайкальского края в течение одного месяца с момента изготовления в окончательном виде.
Судья: Т.М. Михайлова
Мотивированное определение изготовлено 09.09.2022 года.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>