11RS0001-01-2021-018826-21 Дело № 2-1024/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Колосовой Н.Е.,
с участием истца Сидоренковой О.Л.,
представителя ответчика Ануфриевой М.В.,
прокурора Семеновой Я.В.,
при секретаре Онок М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 6 сентября 2022 года гражданское дело по искам Сидоренковой Оксаны Леонидовны к администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании выкупной цены жилого помещения незаконной и необоснованной, встречному иску администрации МО ГО «Сыктывкар» к Сидоренковой Оксане Леонидовне об изъятии недвижимого имущества, возложении обязанности, прекращении права собственности, признании права собственности,
установил:
Сидоренкова О.Л. обратилась в суд с иском к администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании незаконной и необоснованной установленной администрацией МО ГО «Сыктывкар» выкупной цены недвижимого имущества – квартиры, расположенной по адресу: ..., в размере 1 184 961 руб., указав в обоснование требований, что определенная ответчиком выкупная цена явно занижена и не учитывает все убытки собственника, причиненные изъятием его жилого помещения, так как Комистатом определена цена в 60 000 руб. за 1 кв.м.
Администрация МО ГО «Сыктывкар» обратилась в суд с иском к Сидоренковой О.Л. об изъятии путем выкупа квартиры, расположенной по адресу: ..., определив выкупную цену в размере 1 184 961 руб., возложении обязанности заключить с администрацией МО ГО «Сыктывкар» соглашение об изъятии недвижимого имущества, прекращении права собственности Сидоренковой О.Л. на недвижимое имущество, признании права собственности администрации МО ГО «Сыктывкар» на это имущество.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: Министерство строительства и жилищно-комунального хозяйства Республики Коми, Фонд развития жилищного строительства Республики Коми, ООО ЗСКЦ».
В судебном заседании истец Сидоренкова О.Л. заявленные требования поддержала, согласилась с выкупной ценой, определенной экспертом.
Представитель ответчика Ануфриева М.В. поддержала заявленные администрацией МО ГО «Сыктывкар» требования.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению частично.
Распоряжением администрации МО ГО «Сыктывкар» от 26.02.2016 № 88-р многоквартирный дом по адресу: ... признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от 21.05.2019 № 5/1440 утверждена муниципальная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования городского округа «Сыктывкар» на период 2019 - 2025 годы», куда вошли многоквартирные дома, которые признаны в установленном порядке до 1 января 2017 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
... подлежит включению в указанную муниципальную адресную программу переселения из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы, поскольку был признан в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу до 01.01.2017.
Жилое помещение по адресу: ... является собственностью Сидоренковой О.Л..
Администрацией МО ГО «Сыктывкар» принято постановление администрации МО ГО «Сыктывкар» от 31.01.2021 № 3/825 об изъятии для муниципальных нужд муниципального образования городского округа «Сыктывкар», путем выкупа земельного участка и жилых помещений многоквартирного ....
Ответчику письмом администрации МО ГО «Сыктывкар» от 2.08.2021 № 01-17/1230 были направлены: проект соглашения об изъятии недвижимого имущества и отчет от 28.06.2021 № 382/05, составленный ООО «ЗСКЦ», об оценке размера возмещения за изымаемое недвижимое имущество в рамках ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно отчету от 28.06.2021 № 382/05 размер возмещения за изымаемое недвижимое имущество в рамках статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, включающего рыночную стоимость и величину убытков, причиненных собственнику жилого помещения в многоквартирном доме в связи с изъятием жилого помещения - квартиры общей площадью 32,6 кв.м, расположенного по адресу: ..., по состоянию на дату оценки составляет: 1 184 961 рублей.
В связи с тем, что собственник квартиры Сидоренкова О.Л. с отчетом не согласна, судом назначена и проведена судебная оценочная экспертиза. Как следует из заключения экспертизы №..., проведенной ИП В.А., рыночная стоимость жилого помещения составляет 1 371 000 руб., с учетом стоимости общего имущества МКД и земельного участка, компенсация за непроизведенный капитальный ремонт – 576 359 руб., убытки, причиненные собственникам жилого помещения его изъятием – 87 866 руб. Итого размер возмещения 2 035 225 руб.
Исходя из положений части 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Согласно п. 10, п. 4 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.
В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.
В силу п. 9 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда.
На основании п. 6 и п. 7 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения.
Выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам части 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Согласно обзору судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014) к числу убытков, причиненных собственнику изъятием жилого помещения, подлежащих учету при определении выкупной цены жилого помещения, суды обоснованно относят суммы компенсации за непроизведенный капитальный ремонт.
Статьей 16 Закона РФ от 04.07.1991 №1541-1 «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации» предусмотрено сохранение за бывшим наймодателем обязанности производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, если он не был произведен им до приватизации гражданином жилого помещения в доме, требующем капитального ремонта.
К видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в соответствии с части 3 статьи 15 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» относятся в том числе ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло, газо-, водоснабжения, водоотведения, ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонт лифтовых шахт, ремонт крыш, подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах.
Невыполнение наймодателем обязанности по производству капитального ремонта дома, в результате которого произошло снижение уровня надежности здания, может служить основанием для предъявления собственником жилого помещения, приобретшим право собственности в порядке приватизации либо по иному основанию, требований о включении компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома в выкупную цену жилого помещения на основании части 7 статьи 32 ЖК РФ.
Согласно разъяснениями, содержащимся в пп. "а" п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" нормы, содержащиеся в ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, в развитие положений ч. 3 ст. 35 Конституции Российской Федерации о возможности принудительного отчуждения имущества для государственных нужд только при условии предварительного и равноценного возмещения направлены прежде всего на обеспечение прав и законных интересов собственника жилого помещения.
Согласно разъяснениям, содержащимся в подпункте "д" пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", иск о выкупе жилого помещения может быть предъявлен органом государственной власти или органом местного самоуправления в течение двух лет с момента направления собственнику жилого помещения извещения о принятом ими решении об изъятии принадлежащего ему жилого помещения (часть 9 статьи 32 ЖК РФ). Пропуск данного срока является основанием к отказу в иске о выкупе жилого помещения.
Заключение судебной экспертизы №..., проведенной ИП В.А., признается судом допустимым, относимым и достоверным доказательством, поскольку соответствует положениям гражданского процессуального законодательства, Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", отвечает требованиям объективности, основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов, содержит точное описание объекта оценки, обоснование использования методов при проведении экспертизы, объекты-аналоги, определение стоимости объекта оценки путем сравнительного подхода, с учетом доли собственников в праве общей долевой собственности на общедомовое имущество многоквартирного дома, включая земельный участок.
Как разъяснено в п.п. «л» п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», резолютивная часть решения суда об удовлетворении иска о выкупе жилого помещения должна содержать вывод о прекращении права собственности лица на жилое помещение и о выплате собственнику денежной компенсации или предоставлении другого конкретного жилого помещения взамен изымаемого в собственность или на иных правовых основаниях Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (часть 6 статьи 32 ЖК РФ).
В силу приведенных норм подлежат удовлетворению требования администрации МО ГО «Сыктывкар» об изъятии у Сидоренковой О.Л. для государственных и муниципальных нужд МО ГО «Сыктывкар», путем выкупа земельного участка и жилого помещения по адресу: .... Суд определяет стоимость возмещения, подлежащую выплате собственнику квартиры в размере, определенном заключением судебной экспертизы -2 035 225 руб.
Таким образом, заявленные Сидоренковой О.Л. требования о признании незаконной и необоснованной установленной администрацией МО ГО «Сыктывкар» выкупной цены недвижимого имущества – квартиры, расположенной по адресу: ..., в размере 1 184 961 руб. подлежат удовлетворению, соответственно, в иске администрации МО ГО «Сыктывкар» к Сидоренковой О.Л. о возложении обязанности заключить с администрацией МО ГО «Сыктывкар» соглашение об изъятии недвижимого имущества, проект которого получен 10.08.2021, необходимо отказать.
В силу части 1 статьи 35 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им).
Исходя из разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14, суд также признает подлежащими удовлетворению требования Администрации МО ГО «Сыктывкар» о прекращении права собственности Сидоренковой О.Л. на жилое помещение .... Поскольку выплата администрацией МО ГО «Сыктывкар» возмещения за изымаемое имущество будет являться исполнением обязательств органа местного самоуправления перед собственником по выкупу жилого помещения для муниципальных нужд, суд считает возможным прекратить право собственности ответчика и признать право собственности МО ГО «Сыктывкар» на жилое помещение с кадастровым номером ... общей площадью 32,6 кв.м по адресу: ..., после выплаты указанного возмещения.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Изъять у Сидоренковой Оксаны Леонидовны, путем выкупа принадлежащий ей на праве собственности земельный участок с кадастровым номером ..., находящийся в общей долевой собственности собственников жилых помещений, расположенных в многоквартирном доме по адресу: ... жилое помещение с кадастровым номером ..., общей площадью 32,6 кв.м по адресу: ..., определив выкупную цену в соответствии с экспертным заключением ИП В.А. №..., в размере 2 035 225 рублей.
Прекратить право собственности Сидоренковой Оксаны Леонидовны на жилое помещение с кадастровым номером ..., общей площадью 32,6 кв. м. по адресу: ....
После выплаты администрацией МО ГО «Сыктывкар» Сидоренковой Оксане Леонидовне возмещения за изымаемое имущество в сумме 2 035 225 рублей признать право собственности МО ГО «Сыктывкар» на жилое помещение с кадастровым номером ..., общей площадью 32,6 кв.м по адресу: ....
Признать незаконной и необоснованной установленную администрацией МО ГО «Сыктывкар» выкупную цену недвижимого имущества в размере 1 184 961 рублей.
Оставить без удовлетворения исковые требования администрации МО ГО «Сыктывкар» к Сидоренковой Оксаны Леонидовны о возложении обязанности заключить соглашение об изъятии недвижимого имущества, проект которого получен 10.08.2021.
Решение является основанием для регистрации права собственности.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня составления в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 6.09.2022.
Судья Н.Е. Колосова