Решение по делу № 2-314/2022 (2-3435/2021;) от 25.10.2021

Дело № 2-314/2022; УИД: 42RS0005-01-2021-005040-40

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

Заводский районный суд города Кемерово

в составе: председательствующего- судьи Айткужиновой Т.Г.

при секретаре- Кононец Э.Н.,

с участием представителя истца- Конева А.Д.,

представителя ответчика – Галимовой Ю.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово

26 января 2022 года

гражданское дело по иску Томского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов Калистратовой Галины Алексеевны к Кемеровской таможне о взыскании недоплаченных сумм компенсации денежного содержания,

У С Т А Н О В И Л :

Истец Томский транспортный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов Калистратовой Г.А. к Кемеровской таможне о взыскании недоплаченных сумм компенсации денежного содержания.

Свои требования мотивирует тем, что Томской транспортной прокуратурой в ходе проведения проверки обоснованности расчетов денежной компенсации, выплаченной служащим Томского таможенного поста Кемеровской таможни установлено, что Калистратова Г.А. на основании приказа начальника Томской таможни от ДД.ММ.ГГГГ назначена с ДД.ММ.ГГГГ на должность государственного таможенного инспектора отдела оформления и таможенного контроля Томского таможенного поста Томской таможни.

В соответствии с дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений в служебный контракт ск/11 от ДД.ММ.ГГГГ исполняла обязанности государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля Томского таможенного поста Кемеровской таможни с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с приказом начальника Кемеровской таможни от ДД.ММ.ГГГГ Калистратова Г.А. уволена с государственной гражданской службы в таможенных органах с ДД.ММ.ГГГГ в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе. Служебный контракт от ДД.ММ.ГГГГ прекращен с ДД.ММ.ГГГГ.

Прокуратурой установлено что Кемеровской таможней при увольнении Калистратовой Г.А. произведена выплата компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания – 133350,28 рублей. В ходе проверочных мероприятий прокуратурой установлено, что приказами Сибирского таможенного управления ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ распределены бюджетные ассигнования на материальное стимулирование государственных гражданских служащих таможенных органов СТУ за достижение показателей результативности и эффективности деятельности, а начальникам таможенных органов поручено обеспечить выплату средств материального стимулирования в ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с чем, приказами начальника Томской таможни о материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих таможни за достижение показателей результативности и эффективности деятельности Калистратовой Г.А. были произведены следующие выплаты материального стимулирования: приказ от ДД.ММ.ГГГГ – 19289 рублей за ДД.ММ.ГГГГ, приказ от ДД.ММ.ГГГГ – 21835 рублей за ДД.ММ.ГГГГ, приказ от ДД.ММ.ГГГГ – 16397 за ДД.ММ.ГГГГ, приказ от ДД.ММ.ГГГГ – 12180 рублей за ДД.ММ.ГГГГ.

Однако при расчете денежного содержания для исчисления компенсации при увольнении и компенсации за неиспользованные дни отпуска Калистратовой Г.А. Кемеровской таможней не были учтены указанные произведенные выплаты материального стимулирования, в связи с чем размер окончательного расчета с Калистратовой Г.А. произведен не в полном объеме.

На основании приказа ФТС России от 26 декабря 2019 года №1970 «О реорганизации Томской и Кемеровской таможен» в целях совершенствования структуры и повышения эффективности деятельности таможенных органов Российской Федерации, расположенных в Сибирском федеральном округе, реорганизованы с ДД.ММ.ГГГГ Томская и Кемеровская таможни в форме присоединения Томской таможни к Кемеровской таможне с внесением изменений в штатную численность и фонд оплаты труда таможенных органов.

Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц Томская таможня прекратила деятельность ДД.ММ.ГГГГ путем реорганизации в форме присоединения к Кемеровской таможне.

Общая сумма, выплаченного Калистратовой Г.А. материального стимулирования на основании приказов начальника Томской таможни за 12 календарных месяцев составила 69701 рублей. Полагает, что в пользу Калистратовой Г.А. подлежит взысканию доплата сумм компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания в размере 23233,6 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ в Томскую транспортную прокуратуру поступило заявление Калистратовой Г.А. об обращении в ее интересах в суд с целью взыскания недоплаченных сумм компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания и компенсации за неиспользованный отпуск с Кемеровской таможни.

На основании изложенного, просит взыскать с Кемеровской таможни в пользу Калистратовой Г.А. недоплаченную сумму компенсации четырехмесячного денежного содержания в сумме 23233,6 рублей.

Представитель истца помощник Кемеровского транспортного прокурора Конев А.Д., действующий на основании служебного удостоверения , в судебном заседании исковые требования поддержал, пояснил по изложенным в иске обстоятельствам, просил восстановить пропущенный по уважительной причине срок для обращения в суд, поскольку с момента обращения Калистратовой Г.А. за защитой ее прав и интересов не истек 30-ти дневный срок проведения прокурорской проверки.

Истец Калистратова Г.А. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в свое отсутствие (л.д.156).

Представитель ответчика Кемеровская таможня –Галимова Ю.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, иск не признала, поддержала доводы возражений на исковое заявление (л.д. 91-100), заявила ходатайство о применении последствий пропуска истцом срока исковой давности, поскольку Калистратова Г.А. уволена с государственной гражданской службы ДД.ММ.ГГГГ, все выплаты, в связи с ее увольнением были произведены ДД.ММ.ГГГГ, однако, с исковое заявление поступило в Заводский районный суд ДД.ММ.ГГГГ, копия искового заявления поступила в Кемеровскую таможню ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, истцом пропущен установленный ст.392 Трудового кодекса Российской Федерации срок на обращение в суд с заявленными требованиями.

Согласно требованиям ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, потому, учитывая, что истец была надлежаще извещена о времени и месте слушания дела, просила о рассмотрении идела в свое отсутствие, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца.

Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституцией Российской Федерации закреплено право каждого на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (часть 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации).

Конституция Российской Федерации гарантирует также равенство прав и свобод человека и гражданина и устанавливает, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием (статья 18, часть 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации).

Государственная гражданская служба Российской Федерации (далее также- гражданская служба) согласно ст. 5 Федерального закона от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» и статье 3 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» является видом государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

Государственным гражданским служащим (далее также- гражданский служащий) в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» является гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению государственной гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.

Названными федеральными законами (п. 2 ст. 2 и ст. 5 Федерального закона от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации») предусмотрено, что государственная гражданская служба Российской Федерации включает в себя, в том числе государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации (далее также- гражданская служба субъектов Российской Федерации), под которой понимается профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий субъекта Российской Федерации, а также полномочий государственных органов субъекта Российской Федерации и лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации.

Частью 7 ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

В соответствии со ст. 73 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной данным федеральным законом.

Следовательно, данной статьей предусмотрено субсидиарное применение норм трудового законодательства к отношениям, связанным с государственной гражданской службой.

Согласно ст. 23 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» служебный контракт- соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон.

Представитель нанимателя обязуется предоставить гражданину, поступающему на гражданскую службу, возможность прохождения гражданской службы, а также предоставить указанному гражданину или гражданскому служащему возможность замещения определенной должности гражданской службы, обеспечить им прохождение гражданской службы и замещение должности гражданской службы в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами о гражданской службе, своевременно и в полном объеме выплачивать гражданскому служащему денежное содержание и предоставить ему государственные социальные гарантии.

Гражданин, поступающий на гражданскую службу, при заключении служебного контракта о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы и гражданский служащий при заключении служебного контракта о замещении должности гражданской службы обязуются исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом и соблюдать служебный распорядок государственного органа.

В силу п. 8 ч. 3 ст. 24 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» существенным условием служебного контракта являются в числе прочих,-условия оплаты труда (размер должностного оклада гражданского служащего, надбавки и другие выплаты, в том числе связанные с результативностью его профессиональной служебной деятельности), установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания.

Частью 13 статьи 46 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрено, что при прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.

Статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы (ч. 1).

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее- должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее- оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее- оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее- дополнительные выплаты) (ч. 2).

Размеры должностных окладов и окладов за классный чин государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации устанавливаются в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (ч. 4).

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается); ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (ч. 5).

В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, к денежному содержанию гражданского служащего устанавливается районный коэффициент (коэффициент) (ч. 9).

Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (ч. 10).

Судом установлено, что приказом начальника Федеральной таможенной службы Сибирского таможенного управления Томская таможня от ДД.ММ.ГГГГ Калистратова Г.А. с ДД.ММ.ГГГГ принята на государственную гражданскую службу в Томскую таможню в порядке перевода из Алтайской таможни и назначена на должность государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля Томского таможенного поста Томской таможни, установлен должностной оклад в размере 3608 рублей, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ежемесячное денежное поощрение в размере одного должностного оклада в месяц, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ежемесячное денежное поощрение в зависимости от сложности, объема и важности выполняемых задач в размере двух должностных окладов, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ежемесячная надбавка за особые условия государственной службы в размере 75% должностного оклада, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ежемесячная премия за выполнение особо важных и сложных заданий в размере 10% денежного содержания, Калистратовой Г.А. сохранен ранее присвоенный личный номер Ч-187267 и ранее присвоенный классный чин – советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса (л.д. 15-16).

ДД.ММ.ГГГГ между начальником Томской таможни и Калистратовой Г.А. был заключен служебный контракт (л.д. 19-20), согласно условиям которого Калистратова Г.А. взяла на себя обязательства, связанные с прохождением государственной гражданской службы Российской Федерации, а представитель нанимателя обязался обеспечить гражданскому служащему прохождение государственной гражданской службы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации.

Согласно пункта 2 служебного контракта гражданский служащий обязуется исполнять должностные обязанности по должности государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля Томского таможенного поста Томской таможни.

Датой начала исполнения должностных обязанностей является ДД.ММ.ГГГГ (п. 4 служебного контракта).

В соответствии с пунктом 9 служебного контракта гражданскому служащему установлено денежное содержание, которое состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации (должностного оклада) в размере 3608 рублей в месяц; месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином государственной гражданской службы (оклада за классный чин) в размере 1429 рублей в месяц; ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации в размере от 0% до 30% этого оклада; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы Российской Федерации в размере от 60% до 90% этого оклада; премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с положением, утвержденным представителем нанимателя; ежемесячного денежного поощрения в размере 1 должностного оклада; ежемесячного денежного поощрения в зависимости от сложности, объема и важности выполняемых задач в размере до 2 должностных окладов; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Пунктом 11 служебного контракта установлено, что гражданскому служащему устанавливается: ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней; ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации; ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный служебный день; другие виды отпусков, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Как следует из пункта 12 служебный контракт заключен на неопределенный срок.

ДД.ММ.ГГГГ между Калистратовой Г.А. и начальником Кемеровской таможни было заключено дополнительное соглашение о внесении изменений в служебный контракт от ДД.ММ.ГГГГ, согласно условиям которого в связи с переподчинением с ДД.ММ.ГГГГ, гражданский служащий обязуется исполнять должностные обязанности по должности государственный таможенный инспектор отдела таможенного оформления и таможенного контроля Томского таможенного поста Кемеровской таможни. Соглашение является неотъемлемой часть. Служебного контракта и вступает в силу с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17-18).

Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к служебному контракту месячный оклад Калистратовой Г.А. установлен с ДД.ММ.ГГГГ в размере 4198 рубля, оклад за классный чин в размере 1663 рублей (л.д. 109).

Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к служебному контракту месячный оклад Калистратовой Г.А. установлен с ДД.ММ.ГГГГ в размере 4379 рубля, оклад за классный чин в размере 1919 рублей (л.д. 110).

Калистратова Г.А. приказом -К и.о. начальника Кемеровской таможни от ДД.ММ.ГГГГ была уволена с ДД.ММ.ГГГГ с федеральной государственной гражданской службы в таможенных органах Российской Федерации, с должности государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля Томского таможенного поста Кемеровской таможни в соответствии с п. 8.2 ч.1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (сокращение должностей гражданской службы в государственном органе). Стаж государственной гражданской службы Российской Федерации в таможенных органах Калистратовой Г.А. на ДД.ММ.ГГГГ составляет 21 год 08 месяцев 27 дней. Отделу бухгалтерского учета и финансового мониторинга поручено произвести с Калистратовой Г.А. окончательный расчет по ДД.ММ.ГГГГ включительно и выплатить компенсацию в размере четырехмесячного денежного содержания (л.д. 21-22).

Как усматривается из расчета ТН-670, при увольнении Калистратовой Г.А. произведены следующие выплаты: отпускные <данные изъяты> – 23402 рублей, ЕДП при увольнении облагаемая (00вж) – 33337,57 рублей, компенсация четырехмесячного денежного содержания при увольнении ГС (211) (00ВЧ) – 133350,28 рублей. Всего на ДД.ММ.ГГГГ начислено к выплате 218842,14 рублей (л.д. 23-28).

Как следует из справки-расчета от ДД.ММ.ГГГГ среднемесячное денежное содержание в ДД.ММ.ГГГГ Калистратовой Г.А. составляло 33337,57 рублей, в связи с чем произведен расчет компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания в размере 133350,28 рублей (л.д. 112).

На основании приказа Федеральной таможенной службы от ДД.ММ.ГГГГ Томская таможня прекратила деятельность с ДД.ММ.ГГГГ путем реорганизации в форме присоединения к Кемеровской таможне (29-44).

По мнению Томского транспортного прокурора, при расчете денежного содержания для исчисления компенсации при увольнении Калистратовой Г.А. Томской таможней не были учтены вышеуказанные выплаты материального стимулирования, в связи с чем размер окончательного расчета с последней произведен не в полном размере.

Представителем ответчика заявлено ходатайство о пропуске истцом срока исковой давности для обращения в суд, разрешая которое, суд приходит к следующему.

Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются, в частности, обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту; обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров (абзацы пятнадцатый, шестнадцатый статьи 2 Трудового кодекса Российской Федерации).

Статьей 381 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что индивидуальный трудовой спор - это неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами (статья 382 Трудового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

За разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении (часть 2 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации).

Установив, что срок обращения в суд пропущен без уважительных причин, судья принимает решение об отказе в иске.

При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой, второй и третьей этой статьи, они могут быть восстановлены судом (часть 4 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации).

В абзаце пятом п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).

Судом установлено и сторонами не оспаривалось, что Калистратова Г.А. была уволена с государственной гражданской службы ДД.ММ.ГГГГ, в указанную дату с Калистратовой Г.А. был произведен расчет, то есть последним днем срока исковой давности по настоящему спору было ДД.ММ.ГГГГ.

Истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд, разрешая которое суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Калистратова Г.А. обратилась к и.о. Томского транспортного прокурора с заявлением об обращении в суд с целью взыскания недоплаченной компенсации четырехмесячного денежного содержания ДД.ММ.ГГГГ. Как указывают стороны, указанное заявление поступило в Томскую транспортную прокуратуру ДД.ММ.ГГГГ, то есть за пределами срока исковой давности. С настоящим иском Томский транспортный прокурор обратился в Заводский районный суд <адрес> ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 86).

В соответствии с ч.2 ст.10 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.

Согласно п.5.1. Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генпрокуратуры России от 30 января 2013 № 45 обращения граждан, военнослужащих и членов их семей, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки - в течение 15 дней, если иное не предусмотрено федеральным законодательством. Если установленный срок рассмотрения обращения истекает в выходной или праздничный день, последним днем рассмотрения считается следующий за ним рабочий день.

Согласно ч.3, ч.4 ст. 202 Гражданского кодекса Российской Федерации 3. если стороны прибегли к предусмотренной законом процедуре разрешения спора во внесудебном порядке (процедура медиации, посредничество, административная процедура и т.п.), течение срока исковой давности приостанавливается на срок, установленный законом для проведения такой процедуры, а при отсутствии такого срока - на шесть месяцев со дня начала соответствующей процедуры. Со дня прекращения обстоятельства, послужившего основанием приостановления течения срока исковой давности, течение ее срока продолжается. Остающаяся часть срока исковой давности, если она составляет менее шести месяцев, удлиняется до шести месяцев, а если срок исковой давности равен шести месяцам или менее шести месяцев, до срока исковой давности.

Суд соглашается с представителем ответчика в том, что установленный с частью 2 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации годичный срок на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора по требованию о взыскании задолженности по трудовому договору истцом пропущен, однако, поскольку Калистратова Г.А. обратилась за защитой нарушенных прав в адрес Томского транспортного прокурора в пределах срока исковой давности - ДД.ММ.ГГГГ, после чего Томским транспортным прокурором проводилась соответствующая проверка по ее обращению, исковое заявление было подано в суд по истечении срока исковой давности, суд приходит к выводу о том, что срок исковой давности пропущен по уважительной причине и подлежит восстановлению, в связи с чем суд считает необходимым отказать ответчику в удовлетворении ходатайства о применении последствий пропуска истцом срока исковой давности.

Обращаясь с требованием о защите нарушенного права, истец указывает, что при расчете компенсации при увольнении с федеральной гражданской службы в связи с реорганизацией государственного органа неправомерно не учтены выплаченные средства материального стимулирования.

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом – Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007года №562.

В соответствии с п. 6 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007года №562, при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.

Размер денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске определяется путем деления исчисленного денежного содержания на 29,3 (среднемесячное число календарных дней) и умножения на число календарных дней отпуска.

В случае, предусмотренном подп. «д» п. 1 Правил (при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской служб), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц (п.8).

Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а» – «г» п. 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами «д» – «ж» п. 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.

Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.

При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): оклада за классный чин – в размере четырех должностных окладов; ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе – в размере трех должностных окладов; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы – в размере четырнадцати должностных окладов; ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, – в размере полутора должностных окладов; премий за выполнение особо важных и сложных заданий – в размере двух окладов денежного содержания; ежемесячного денежного поощрения – в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (ч.2 ст.51).

Фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, а также за счет средств: на выплату районного коэффициента (коэффициента), если такая выплата в соответствии с законодательством Российской Федерации производится в федеральном государственном органе; на выплату в отдельных федеральных государственных органах повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; на иные выплаты, предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч.3 ст.51).

Порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации (ч.6 ст.51).

В соответствии с п. 8 Указа Президента РФ от 25 июля 2006 года №763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: должностных окладов; окладов за классный чин и дополнительных выплат, – в размерах (в расчете на год), предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»; ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).

Фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 настоящего Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, – в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; повышенного денежного содержания, – в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, – в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п.9).

В соответствии со ст.ст. 50, 51 и 55 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года №763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» приказом ФТС России от 30 октября 2006 года №1058 утвержден Порядок выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий и единовременных поощрений федеральным государственным гражданским служащим таможенных органов Российской Федерации.

Порядок выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий единовременных поощрений федеральным государственным гражданским служащим таможенных органов Российской Федерации, утвержденный приказом ФТС России от 30 октября 2006 года № 1058, разработан в целях повышения эффективности деятельности федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов Российской Федерации (далее соответственно - гражданские служащие, таможенные органы), уровня их ответственности по выполнению возложенных на таможенные органы задач и функций, в том числе в рамках реализации приоритетных проектов (программ).

Премирование гражданских служащих производится за выполнение особо важных и сложных заданий руководства таможенного органа, выполнение установленных плановых заданий с учетом добросовестного и качественного исполнения должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом и задачами, возложенными на таможенный орган (структурное подразделение таможенного органа) согласно Положению о Федеральной таможенной службе и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п.2).

Гражданским служащим за безупречную и эффективную службу производится выплата единовременных поощрений: при поощрении Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, при присвоении почетных званий Российской Федерации и награждении знаками отличия Российской Федерации, при награждении орденами и медалями Российской Федерации, знаками особого отличия - медалью «Золотая Звезда» и золотой медалью «Герой Труда Российской Федерации»; при объявлении благодарности; при награждении Почетной грамотой ФТС России; при награждении ведомственными наградами Минфина России, нагрудными знаками и медалями ФТС России; в связи с праздничными днями и юбилейными датами (достижением 50-, 55-, 60- и 65-летнего возраста); за существенный вклад в результаты деятельности таможенного органа (структурного подразделения таможенного органа), инициативу и профессионализм при выполнении установленных должностным регламентом полномочий (задач и функций) (п.9).

В письме Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ указано, что в соответствии со ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определен состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих. Кроме того, частью 10 данной статьи предусмотрена возможность осуществления гражданским служащим других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. При этом в соответствии с ч. 3 ст. 51 Федерального закона № 79-ФЗ фонд оплаты труда гражданских служащих формируется за счет средств для выплаты (в расчете на год) денежного содержания, состав которого определен ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ, а также за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Учитывая положения ст.ст. 50 и 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ, формирование фонда оплаты труда гражданских служащих федерального государственного органа должно осуществляться с учетом бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года № 238-7.

В соответствии с положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 329, предусмотрено, что Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности (п.1).

Пунктом 5.5 данного положения определено, что Министерство финансов Российской Федерации обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.

Учитывая, что на Министерство финансов Российской Федерации как на федеральный орган исполнительной власти возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, при разрешении исковых требований следует принять во внимание содержащиеся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 № 14-04-05/34482 разъяснения.

Из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных ч.ч. 2,3 ст. 51 Федерального закона № 79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.

Следовательно, к юридически значимым обстоятельствам по настоящему делу с учетом заявленных Калистратовой Г.А. требований о составе ее денежного содержания для исчисления компенсации при увольнении с федеральной гражданской службы в связи с реорганизацией государственного органа относится определение правовой природы произведенных ей в течение 12 месяцев перед увольнением выплат в виде материального стимулирования и единовременного поощрения.

Как следует из писем ФТС России начальникам региональных таможенных управлений, таможен, непосредственно подчиненных ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О материальном стимулировании в ДД.ММ.ГГГГ федеральных государственных гражданских служащих федеральных государственных органов», от 17 февраля 2020года №168-8«О материальном стимулировании в первом полугодии 2020 года федеральных государственных гражданских служащих федеральных государственных органов» Федеральной таможенной службе в 2019 году, на первое полугодие 2020 года выделены бюджетные ассигнования на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов сверх установленного фонда оплаты труда. Материальное стимулирование гражданских служащих территориальных таможенных органов за достижение таможенными органами установленных показателей эффективности деятельности в 2019 году, 1 и 2 кварталах 2020 года осуществляется за счет указанных бюджетных ассигнований, выделяемых таможенному органу ежеквартально приказом ФТС России. Выплата материального стимулирования производится в виде единовременных поощрений за существенный вклад в результаты деятельности таможенного органа, инициативу и профессионализм при выполнении установленных должностным регламентом полномочий (задач и функций) в соответствии с Порядком выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий и единовременных поощрений федеральным государственным гражданским служащим таможенных органов Российской Федерации, утв. приказом ФТС от ДД.ММ.ГГГГ , после подведения итогов работы за квартал в пределах выделенных таможенному органу денежных средств на эти цели.

Приказами Сибирского таможенного управленияот ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ,от ДД.ММ.ГГГГ,-П от ДД.ММ.ГГГГ,-П от ДД.ММ.ГГГГ, в целях осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих за достижение показателей результативности и эффективности деятельности в 1, 2, 3, 4 квартале 2019 года, 1 квартале 2020 года в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , приказами ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , с изменениями, внесенными приказом ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , с учетом итоговых (интегральных) оценок деятельности таможенных органов Сибирского таможенного управления утверждено распределение бюджетных ассигнований на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов СТУ за достижение показателей результативности и эффективности деятельности в 1, 2, 3, 4 квартале 2019 года, 1 квартале 2020 года.

Приказами Томской таможни от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п. 9 Порядка выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий и единовременных поощрений Федеральным государственным гражданским служащим таможенных органов Российской Федерации, утвержденного приказом ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ и приказами Сибирского таможенного управления от ДД.ММ.ГГГГ , ДД.ММ.ГГГГ , ДД.ММ.ГГГГ , ДД.ММ.ГГГГ , ДД.ММ.ГГГГ , установлен размер выплат в виде единовременного поощрения за существенный вклад в результаты деятельности таможенного органа, инициативу и профессионализм при выполнении установленных должностным регламентом полномочий (задач и функций) федеральным государственным гражданским служащим таможни за 2, 3, 4 кварталы 2019 года, 1 квартал 2020 года, в том числе Калистратовой Г.А за 2 квартал 2019 года –19289 рублей, за 3 квартал 2019 года –21835 рублей, за 4 квартал 2019 года –16397 рублей, за 1 квартал 2020 года –12180 рублей.

Принимая во внимания разъяснения Министерства финансов Российской Федерации в письме от ДД.ММ.ГГГГ , а также учитывая, что материальное стимулирование носило регулярный характер, производилось в течение 2019, 2020 года за существенный вклад в результаты деятельности таможенного органа, инициативу и профессионализм при выполнении установленных должностным регламентом полномочий (задач и функций) в соответствии Порядком выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий и единовременных поощрений федеральным государственным гражданским служащим таможенных органов Российской Федерации, утвержденного приказом ФТС от ДД.ММ.ГГГГ , суд приходит к выводу, что указанное материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч. 10 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.

При этом, доказательств того, что произведенные в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 19 марта 2019 года № 283-14 «О материальном стимулировании в первом полугодии в 2019 году федеральных государственных гражданских служащих федеральных государственных органов», от 17 февраля 2020 года № 168-8 «О материальном стимулировании в первом полугодии 2020 года федеральных государственных гражданских служащих федеральных государственных органов» стимулирующие выплаты не подлежат включению в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих ответчиком согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.

Поскольку в соответствии с положениями ч. 3 ст. 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, выплаченное Калистратовой Г.А. в соответствии с приказами Томской таможни от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ материальное стимулирование подлежит учету при расчете компенсации при увольнении с федеральной гражданской службы в связи с реорганизацией государственного органа.

При расчете компенсации при увольнении с федеральной гражданской службы в связи с реорганизацией государственного органа за счет средств материального стимулирования суд исходит из п. 8 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 сентября 2007 года № 562.

Как следует, из приказов Томской таможни от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, общая сумма выплаченного Калистратовой Г.А. материального стимулирования составила69701 рублей (19289 рублей + 21835 рубля + 16397 рубля +12180 рублей).

Таким образом, 1/12 суммы материального стимулирования за ДД.ММ.ГГГГ составляет5808,4 рублей. (69701/12); недоплаченная сумма компенсации при увольнении с федеральной гражданской службы в связи с реорганизацией государственного органа составляет23233,6 рублей (5808,4 рублей х 4 месяца).

На основании изложенного, исковые требования Томского транспортного прокурора в интересах Калистратовой Г.А. к Кемеровской таможне подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Томского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов Калистратовой Галины Алексеевны к Кемеровской таможне о взыскании недоплаченных сумм компенсации денежного содержания, удовлетворить.

Взыскать с Кемеровской таможни в пользу Калистратовой Галины Алексеевны сумму недоплаченной компенсации четырехмесячного денежного содержания в размере 23333 (двадцать три тысячи триста тридцать три) рублей 60 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд через Заводский районный суд г.Кемерово в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 02 февраля 2022 года.

Председательствующий: Т.Г. Айткужинова


2-314/2022 (2-3435/2021;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Калистратова Галина Алекеевна
Томский транспортный прокурор
Ответчики
Кемеровская таможня
Суд
Заводский районный суд г. Кемерово
Судья
Айткужинова Татьяна Габдуллаевна
Дело на странице суда
zavodskiy.kmr.sudrf.ru
25.10.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.10.2021Передача материалов судье
25.10.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.11.2021Подготовка дела (собеседование)
16.11.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
09.12.2021Предварительное судебное заседание
29.12.2021Судебное заседание
29.12.2021Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
26.01.2022Судебное заседание
02.02.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.03.2022Дело оформлено
24.03.2022Дело передано в архив
26.01.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее