Дело № 12-12/2022
РЕШЕНИЕ
г. Ломоносов 18 февраля 2022 года
Судья Ломоносовского районного суда Ленинградской области Летников П.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Воробьева В.П. на постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Ленинградской области, главного специалиста Центрального межрайонного отдела департамента государственного экологического надзора Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области ФИО4 № 00025-21/Д от 5 апреля 2021 года, которым
ВОРОБЬЕВ Владимир Петрович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, гражданин Российской Федерации, зарегистрированный и проживающий по адресу: <адрес>
признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.2 КоАП РФ,
установил:
постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды Ленинградской области, главного специалиста Центрального межрайонного отдела департамента государственного экологического надзора Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области ФИО4 № 00025-21/Д от 5 апреля 2021 года Воробьев В.П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.2 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 3 500 рублей.
В жалобе Воробьев В.П. ссылается на незаконность и необоснованность постановления. Указывает, что виновность в совершении административного правонарушения не установлена. Какие-либо отходы на земельном участке не складировал. О дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении он не уведомлен. Просит постановление отменить.
В судебное заседание Воробьев В.П., извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, не явился, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял, дело рассмотрено в его отсутствие.
Защитник Воробьева В.П. - адвокат Коваль В.А. в судебном заседании доводы жалобы поддержал в полном объеме. Пояснил, что ФИО4 не являлась должностным лицом, которому было поручено проведение проверки; что протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие Воробьева В.П., не уведомленного о дате, времени и месте его составления; что в материалах дела отсутствуют доказательства несоблюдения Воробьевым В.П. требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации, обезвреживании отходов производства и потребления: лома асфальтовых и асфальтобетонных покрытий, грунта насыпного, загрязненного отходами строительных материалов, сброшенных на почву земельных участков. Сослался на недопустимость заключения эксперта ЛОГКУ «Леноблконтроль» № 166-Э-20 от 14 декабря 2020 года.
В соответствии с показаниями представителя Комитета государственного экологического надзора по Ленинградской области ФИО4, она обладала полномочиями для возбуждения дела об административном правонарушении и проведения расследования. Существенных противоречий в материалах дела не содержится, вся совокупность исследованных при рассмотрении дела об административном правонарушении доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости, достаточности и достоверности, свидетельствует о наличии в действиях Воробьева В.П. признаков состава административного правонарушения.
Согласно показаниям эксперта-эколога Рац Е.В., методология исследования не позволяла экспертам ЛОКГУ «Леноблконтроль» сделать вывод по одной лишь пробе для всех участков. При отборах проб были допущены многочисленные нарушения при изъятии, упаковке и опломбировке. Поскольку в пределах одного земельного участка перемещался грунт, используемый для планировки, он не является отходом.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 3 ст. 8.2 КоАП РФ административным правонарушением признается несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
В силу п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Как следует из содержания протокола об административном правонарушении № 00025-21/Д от 18 января 2021 года, в ходе проверки 4 августа 2020 года в 12 часов 50 минут в границах МО «Ропшинское сельское поселение» у д. Михайловская на территории земельного участка с кадастровым номером № зафиксировано накопление отходов производства и потребления, представляющих собой: лом асфальтовых и асфальтобетонных покрытий, грунт насыпной, загрязненный отходами строительных материалов, сброс указанных отходов непосредственно на почву земельных участков.
Обжалуемым постановлением собственник земельного участка Воробьев В.П. привлечен к административной ответственности по ч. 3 ст. 8.2 КоАП РФ.
Вместе с тем состоявшийся по настоящему делу об административном правонарушении акт законным признать нельзя.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Статьей 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в частности: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу положений частей 1,4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с актом планового (рейдового) осмотра, обследования № 1-15-00914-20/3 от 4 августа 2020 года, на территории земельного участка с кадастровым номером № выявлено место сброса отходов производства и потребления на почву. Морфологический состав отходов представляет собой: лом асфальтовых и асфальтобетонных покрытий, грунт насыпной, загрязненный отходами строительных материалов.
Определением № 00771-20/Д от 30 октября 2020 года для установления класса опасности, объемов и массы отходов, размещенных на территории вышеуказанного земельного участка, а также расчета ущерба, должностным лицом назначена экспертиза с изъятием проб и образцов отходов производства и потребления. При этом, перед экспертом поставлен ряд вопросов, включая, вопрос о необходимости определить морфологический состав отходов, находящихся на территории вышеуказанного участка.
Согласно протоколу № 00771-20/Д от 23 ноября 2020 года, в целях установления морфологического состава и класса опасности отходов с территории земельного участка с кадастровым номером № взята проба: № 06544834.
В соответствии с заключением эксперта № 166-Э-20 от 14 декабря 2020 года, вышеуказанные исследованные пробы представляют собой: грунт, массовой долей 100%, относящийся к отходам V пятого класса опасности для окружающей природной среды.
Из содержания представленного стороной защиты заключения специалиста № 1358/21-НЭ следует, что невозможно определить складирован ли на участке с кадастровым номером № грунт, как многокомпонентная динамичная система, в том числе, содержащая поверхностный слой, состоящий из неорганического и органического веществ и обладающая плодородием или отходы производства и потребления.
Анализ всей совокупности изложенных доказательств свидетельствует о том, что заключением эксперта № 166-Э-20 от 14 декабря 2020 года, выполненным на основании определения должностного лица, а также иными научно обоснованными доказательствами не подтверждается наличие на участке лома асфальтовых и асфальтобетонных покрытий, грунта насыпного, загрязненного отходами строительных материалов.
Учитывая изложенное, в рассматриваемом случае нельзя сделать однозначный вывод о том, что Воробьевым В.П. совершено указанное в протоколе об административном правонарушении деяние.
При рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.
В связи с этим обжалуемое постановление должностного лица подлежит отмене, производство по делу - прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, ст. 30.7 КоАП РФ,
решил:
постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Ленинградской области, главного специалиста Центрального межрайонного отдела департамента государственного экологического надзора Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области ФИО4 № 00025-21/Д от 5 апреля 2021 года в отношении Воробьева В.П. - отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд через Ломоносовский районный суд Ленинградской области в течение 10 суток.
Судья: