№2-3656(2018)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 октября 2018 года г. Ачинск Красноярского края,
ул. Назарова, 28-Б
Ачинский городской суд Красноярского края
в составе председательствующего судьи Большевых Е.В.,
с участием представителя процессуального истца Ачинского межрайонного прокурора – помощника прокурора Мигаля Д.С.,
при секретаре Вотиновой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ачинского межрайонного прокурора в интересах Титовой Ю. А. к Краевому государственному казенному учреждению для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Ачинский детский дом» о взыскании недоначисленной заработной платы,
У С Т А Н О В И Л:
Ачинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Титовой Ю.А. с иском к Краевому государственному казенному учреждению для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Ачинский детский дом» (далее - КГКУ «Ачинский детский дом») о взыскании недоначисленной заработной платы, мотивируя свои требования тем, что Ачинской межрайонной прокуратурой проведена проверка по обращению Титовой Ю.А. о нарушении ее трудовых прав. В ходе проверки установлено, что Титова Ю.А. состоит в трудовых отношения с КГКУ «Ачинский детский дом» в должности младшего воспитателя. Согласно трудовому законодательству месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда, не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Установленный законом за работу в местностях с особыми климатическими условиями районный коэффициент и процентная надбавка должны быть начислены к совокупной заработной плате работника, размер которой без этих коэффициентов не может быть менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации. Минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации с 01 июля 2017 года – 7800,00 руб., с 01 января 2018 года – 9489 руб., с 01 мая 2018 года – 11163,00 руб. Следовательно, с учетом районного коэффициента и процентной надбавки, заработная плата работника, отработавшего полный рабочий месяц на полную ставку, не может быть менее: 12480,00 руб. в период с 01 июля 2017 года по 31 декабря 2017 года; 15182,40 руб. в период с 01 января 2018 года по 30 апреля 2018 года; 17860,00 руб. с 01 мая 2018 года. Между тем, размер начисляемой и выплачиваемой Титовой Ю.А. работодателем заработной платы меньше указанных сумм. В связи с указанными обстоятельствами, Ачинский межрайонный прокурор просил взыскать с ответчика в пользу Титовой Ю.А. недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с января 2018 года по июнь 2018 года включительно в размере 7112,30 руб. (л.д.2,3).
Представитель процессуального истца помощник Ачинского межрайонного прокурора Мигаль Д.С. в судебном заседании поддержал заявленные требования по аналогичным основаниям.
Истец Титова Ю.А., будучи надлежащим образом извещенная о дате судебного заседания (л.д.27), в суд не явилась, просит дело рассматривать в ее отсутствие (л.д.26).
Представитель ответчика КГКУ «Ачинский детский дом», будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, (л.д.29), в суд не явился. В представленном отзыве на исковое заявление против исковых требований возражал, указав, что начисление заработной платы истцу осуществлялось в соответствии с Законом Красноярского края от 29.10.2009 N 9-3864; Постановлением Правительства Красноярского края от 15.12.2009 N 648-п;Приказом Министерства образования и науки Красноярского края от 15.12.2009 N 988. Сверх установленного финансирования выплачивать заработную плату не представлялось возможным (л.д. 30,31).
Выслушав процессуального истца, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Ачинского межрайонного прокурора в интересах Титовой Ю.А. обоснованными и подлежащими удовлетворению в следующем объеме и по следующим основаниям.
Согласно ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труд.
В силу требований ст. 2 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) одним из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Согласно ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со ст. 130 ТК РФ в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются в том числе, величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, который согласно ч. 1 ст. 133 ТК РФ устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, при этом в силу части 3 указанной нормы месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
На основании ст. 133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Согласно ст. 146 ТК РФ оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере. В повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
В соответствии со ст. 148 ТК РФ оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Таким образом, в силу статей 129, 135, 146, 148 Трудового кодекса РФ коэффициент за работу в местности с неблагоприятными климатическими условиями и районный коэффициент являются компенсационными выплатами (доплатой к заработной плате) и должны начисляться сверх установленного законодательством минимального размера оплаты труда.
Данная правовая позиция подтверждена Постановлением Конституционного Суда РФ от 07 декабря 2017 года №38-П, в пункте 4.2 которого указано, что в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (ст. 37, ч. 3) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, то есть, без учета природно-климатических условий различных регионов страны. Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
Постановлением администрации Красноярского края от 24.04.1992 №160-г «Об установлении районного коэффициента к заработной плате» с 1 апреля 1992 года размер районного коэффициента к заработной плате работников бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета края, установлен в размере - 1,30.
На основании Постановления Министерства труда РФ №49 от 11.09.1995 в южных районах Красноярского края, на территории которых применяются коэффициенты, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляется на фактический заработок 30-процентная надбавка к заработной плате.
Данное Постановление, устанавливающее повышенный коэффициент к заработной плате в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, в размере - 1,30, применяется и на территории г. Ачинска Красноярского края.
Как установлено по делу, КГКУ «Ачинский детский дом» является унитарной некоммерческой организацией, осуществляющей обучение, действует на основании Устава (л.д.67-98).
Приказом №-к от 25.04.2016 г. Титова Ю.А. была принята на должность <данные изъяты> КГКУ «Ачинский детский дом» (л.д. 32), с ней заключен трудовой договор от 25.04.2016 г. (л.д.33-34). Дополнительным соглашением к трудовому договору от 19.01.2018 г., Титовой Ю.А. установлен должностной оклад с 01.01.2018 г. в размере 3355 рублей (л.д. 37).
По условиям трудового договора, дополнительных соглашений, приказа о приеме на работу за выполнение трудовых обязанностей, предусмотренных трудовым договором, работнику установлена 40 часовая рабочая неделя, график работы сменный, должностной оклад с 01.01.2018 г. – 3355 руб. в месяц, районный коэффициент – 30%, северная надбавка – 30%, доплата за работу в образовательном учреждении, в ночное время (л.д. 33-34).
Начисление заработной платы и всех ее элементов производится в соответствии с действующими Положениями о системе оплаты труда, согласно которым система оплаты труда включает в себя размеры окладов, ставок заработной платы, выплаты компенсационного и стимулирующего характера. Фактическое начисление заработной платы работнику в каждом конкретном месяце отражено в расчетных листках. Исходя из отработанного времени истцу заработная плата начислялась и выплачивалась пропорционально фактически отработанному времени, с доплатой региональной выплаты до МРОТ, компенсационных выплат (л.д.49-51).
Вместе с тем, как видно из расчетных листов работника, начисленная истцу заработная плата за спорный период составляла размер ниже МРОТ с учетом районного коэффициента и северной надбавки, что указывает на нарушение работодателем требований трудового законодательства.
В связи с чем, начисление КГКУ «Ачинский детский дом» заработной платы Титовой Ю.А., в пределах размера, установленного региональным соглашением Красноярского края, но менее МРОТ и начисленных на МРОТ районного коэффициента и северной надбавки, противоречит закону, а сумма определенного работодателем ей вознаграждения за труд не соответствовала положениям ст.133 ТК РФ, поэтому суммы не начисленной заработной платы, подлежат взысканию с ответчика.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» от 19.06.2000 №82-ФЗ в редакции, действовавшей с 01.01.2016г., минимальный размер оплаты труда составлял 7 500 руб. в месяц, с 01.07.2017г. – 7 800 руб., с 01.01.2018г.– 9 489 руб., с 01.05.2018 г. – 11163 руб.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что за период с 01.01.2018 г. по 30.06.2018 г. требования Титовой Ю.А. о взыскании в ее пользу задолженности по заработной плате, являются обоснованными, не начисленные суммы задолженности в данный период подлежат взысканию в пользу, исходя из следующего расчета:
№ п/п | Месяц начисления | рабочих дней в соответствии с произв.календарем | План (дни/ часы) | Фактически (дни/часы | Сумма начисл. з/пл (руб.) | величина МРОТ | сумма подлежащая выплате с учетом районного и северного коэффициентов | Недополученная сумма (руб.) |
1 | янв.18 | 17 | 17 | 17 | 14464,32 | 9489 | 15182,40 | 718,08 |
2 | фев.18 | 19 | 19 | 13 | 9896,65 | 9489 | 10387,96 | 491,31 |
3 | мар.18 | 20 | 20 | 20 | 14464,32 | 9489 | 15182,40 | 718,08 |
4 | апр.18 | 21 | 21 | 21 | 14464,32 | 9489 | 15182,40 | 718,08 |
5 | Май.18 | 20 | 20 | 14 | 10227,92 | 11163 | 12502,56 | 2274,64 |
6 | Июн.18 | 20 | 20 | 16 | 11689,06 | 11163 | 14288,64 | 2599,98 |
итого: | 7519,77 |
В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Определяя размер подлежащей взысканию в пользу истца недоначисленной и невыплаченной заработной платы в сумме 7519,77 руб., который превышает сумму, заявленную к взысканию истцом, суд полагает, что в данном случае суд может выйти за пределы заявленных требований, поскольку данный размер задолженности рассчитан неверно, исчислен судом в соответствии с нормами действующего трудового законодательства.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика пропорционально удовлетворенной части исковых требований, поэтому с учетом суммы удовлетворенных исковых требований, а также требований о компенсации морального вреда, с ответчика в доход местного бюджета следует взыскать госпошлину в сумме 400 руб.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Ачинского межрайонного прокурора в интересах Титовой Ю. А. удовлетворить.
Взыскать с Краевого государственного казенного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Ачинский детский дом» в пользу Титовой Ю. А. недоначисленную заработную плату за период с 01 января 2018 года по 30 июня 2018 года включительно в размере 7519 (семь тысяч пятьсот девятнадцать) 77 копеек.
Взыскать с Краевого государственного казенного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Ачинский детский дом» в доход муниципального образования город Ачинск Красноярского края государственную пошлину в сумме 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд.
Судья Большевых Е.В.
Мотивированное решение изготовлено 10 октября 2018 года.