21RS0024-01-2020-002894-63
№ 2-2270-2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 августа 2020 года г. Чебоксары
Калининский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Мартьяновой А.В., при секретаре судебного заседания Шипееве А.Д., с участием истца Иванова А.З., представителя ответчика Ванеркина А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Иванова Анатолия Зиноновича к ГУ-Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чебоксары Чувашской Республики- Чувашии об обязании включить в специальный страховой педагогический стаж периоды службы в Вооруженных силах СССР, работы, учебы, назначении досрочной страховой пенсии по старости,
установил :
Иванов А.З. обратился в суд с иском к ГУ-Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики-Чувашии об обязании включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периоды:
- службы в Вооруженных силах СССР по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- работы ДД.ММ.ГГГГ в должности мастера производственного обучения в МЦК ЧЭМК;
- учебы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в СГПТУ №;
и назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.
Исковые требования мотивированы тем, что решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого специального стажа на дату обращения, в который неправомерно не включены вышеуказанные периоды.
В судебном заседании истец Иванов А.З. поддержал свои требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, и вновь привел их суду.
Представитель ответчика ГУ- Управления Пенсионного фонда Российской федерации в городе Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии Ванеркин А.Н. в удовлетворении исковых требований просил отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве, и вновь привел их суду.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, обозрев материалы пенсионного дела истца, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Иванов А.З. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался в Чебоксарском среднем городском профессионально-техническом училище №, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу по призыву в Вооруженных силах СССР, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящем время работает в должности мастера производственного обучения Республиканского государственного образовательного учреждения начального профессионального образования «Профессиональное училище № <адрес> (ныне «Международный центр компетенций –Чебоксарский электромеханический колледж).
Положениями ст. ст. 18, 39 Конституции Российской Федерации гарантируется социальное обеспечение по возрасту.
В соответствии с п. 19 ч.1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ « О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № в назначении досрочной страховой пенсии в связи с педагогической деятельностью истцу отказано ввиду отсутствия требуемого специального стажа на дату обращения – ДД.ММ.ГГГГ. При этом продолжительность специального страхового стажа истца пределена в 23 года 5 месяцев 5 дней, тогда как требуемая продолжительность составляет 25 лет.
Одним из периодов, подлежащим, по мнению истца, включению в специальный страховой стаж, является период обучения в СГПТУ № с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно Положению «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 в стаж работы учителей и других работников просвещения, засчитывается, в что числе, время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
Однако как до обучения в СГПТУ №, так и непосредственно сразу после его окончания, истец педагогическую деятельность не осуществлял, в связи с чем период обучения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не подлежит включению в специальный страховой стаж, соответственно в удовлетворении исковых требований в этой части суд отказывает.
Следующим спорным периодом является период службы в Вооруженных силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В период прохождения истцом службы в Вооруженных Силах СССР по призыву также действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР N 1397 от 17 декабря 1959 года, пунктом 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
При этом в силу пункта 4 названного Положения в качестве условия зачета службы в армии в стаж работы по специальности было предусмотрено наличие у лица, обратившегося за назначением пенсии, не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
Данный период относится к периоду до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.
В соответствии с п.1.2 Инструктивного письма Министерства социального обеспечения РСФСР от 30 июня 1986 года указанный стаж составляет 16 лет 8 месяцев.
Таким образом, период службы в Вооруженных силах СССР может быть включен в специальный стаж в случае, если на момент обращения за пенсией у истца имеется стаж работы в должностях, предусмотренных Перечнем, утвержденным 17 декабря 1959 года, а также Списками, утвержденными 06 сентября 1991 года и постановлениями Правительства РФ от 22 сентября 1999 года и от 29 октября 2002 года, в размере 16 лет 8 месяцев.
Как следует из материалов дела, периоды работы, включенные в стаж пенсионным органом и не оспариваемые им, составляют 23 года 5 месяцев 5 дней, что более необходимого специального стажа (16 лет 8 месяцев), в связи с чем период военной службы по призыву подлежит включению в специальный страховой стаж истца.
Далее, истец просит обязать ответчика включить в специальный страховой стаж один день работы в должности мастера производственного обучения в МЦК ЧЭМК – ДД.ММ.ГГГГ.
Указанный день не включен в специальный страховой стаж ввиду того, что работодателем индивидуальные сведения представлены без указания специального стажа.
«Должность «мастера производственного обучения» поименована в подразделе 2 раздела I Номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 08 августа 2013 г. N 678.
В соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", работа за период с 01 ноября 1999 г. в должностях, указанных в Списке, в вечерних (сменных) общеобразовательных школах, открытых (сменных) образовательных учреждениях, в центрах образования, в вечерних (сменных) профессиональных училищах и в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях) засчитывается в стаж работы при условии обучения в указанных учреждениях не менее 50% детей в возрасте до 18 лет.
Судом установлено, что истец с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в должности мастера производственного обучения в государственном образовательном учреждении начального производственного образования «Профессиональное училище № <адрес>», ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время – в должности мастера производственного обучения в государственном автономной профессиональном образовательном учреждении Чувашской Республики «Межрегиональный центр компетенций – Чебоксарский электромеханический колледж» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики.
Пенсионным органом в добровольном порядке включены периоды работы истца в указанной должности и учреждении, имевшие место с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Спора по наименованию должности и количестве обучающихся детей в возрасте до 18 лет, являющимся необходимым условием для включения периода в специальный страховой стаж, не имеется. Указанный период не включен ввиду отсутствия сведений о специальном стаже.
Между тем данное обстоятельство не является основанием для отказа во включении данного периода в специальный страховой стаж, поскольку уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношений по обязательному социальному страхованию. Отсутствие в выписке из лицевого счета сведений о работе ввиду того, что работодателем не представлены в Пенсионный фонд Российской Федерации сведения индивидуального (персонифицированного) учета либо они представлены без кода льготы не может препятствовать реализации работниками права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию, поскольку предоставление данных сведений возлагается на работодателя и работник не имеет возможности каким-либо образом повлиять на полноту отраженных сведений. Отсутствие соответствующих сведений на индивидуальном лицевом счете истца свидетельствует лишь о неисполнении работодателем установленной законом обязанности, и не может служить подтверждением отсутствия у истца страхового стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Истец просит обязать ответчика назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения к ответчику, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п.1.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
Из приложения 7 к ФЗ № 400-ФЗ, лицам, имеющим право на страховую пенсию по старости независимо от возраста в соответствии с пунктами 19-21 ч.1 ст.30 ФЗ № 400-ФЗ, страховая пенсия по старости в 2019 году может быть назначена не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
Согласно ч.3 ст. 10 ФЗ № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий, гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Таким образом, с 01.01.2019 пенсия педагогам может быть назначена только через определенный период времени после выработки необходимого стажа. Данный период составляет в 2019 г. 12 месяцев и далее ежегодно увеличивается на 12 месяцев до достижения в 2023 г. 60 месяцев (п. 19 ч. 1, ч. 1.1, 2 ст. 30 Закона N 400-ФЗ; Приложение 7 к Закону N 400-ФЗ).
Вместе с тем, если педагоги выработают необходимый стаж в переходный период с 01.01.2019 по 31.12.2020, пенсия им может быть назначена на полгода раньше (ч. 3 ст. 10 Закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ).
Однако, с учетом удовлетворенной части исковых требований у истца отсутствует требуемая продолжительность специального стажа, в связи с чем суд в назначении досрочной страховой пенсии отказывает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Обязать ГУ- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики-Чувашии включить Иванову Анатолию Зиноновичу в специальный страховой стаж периоды:
- службы в Вооруженных силах СССР по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- работы ДД.ММ.ГГГГ в должности мастера производственного обучения в МЦК ЧЭМК.
В удовлетворении исковых требований Иванова Анатолия Зиноновича к ГУ-Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики- Чувашии об обязании включить в специальный страховой стаж период учебы в СГПТУ № с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, назначении досрочной страховой пенсии по старости, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Чувашской Республики через Калининский районный суд <адрес> в месячный срок со дня составления мотивированного решения. Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья А.В.Мартьянова