Х А Б А Р О В С К И Й К Р А Е В О Й СУД
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
от 25 марта 2020 года по делу № 33-2154/2020
(в суде первой инстанции материал № 9-1126/2019)
Апелляционная инстанция Хабаровского краевого суда в составе судьи Серёгиной А.А., при секретаре Плиско Э.С.,
рассмотрев единолично частную жалобу Елисеевой Т.В. на определение судьи Центрального районного суда г. Хабаровска от 29 ноября 2019 года о возвращении искового заявления Елисеевой Т.В. к страховому акционерному обществу «ВСК» о взыскании неустойки, штрафа, судебных расходов, компенсации морального вреда, возложении обязанности завершить ремонтные работы,
У С Т А Н О В И Л А:
Елисеева Т.В. обратилась в суд с иском о взыскании с САО «ВСК» о взыскании неустойки, штрафа, судебных расходов, компенсации морального вреда, возложении обязанности завершить ремонтные работы.
Определением судьи Центрального районного суда г. Хабаровска от 29 ноября 2019 года исковое заявление возвращено истцу в связи с несоблюдением досудебного порядка урегулирования спора в соответствии с положениями Федерального закона от 04 июня 2018 года № 123-Ф3 «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг».
В частной жалобе истец просит отменить определение как незаконное. Полагает, что поскольку договор ОСАГО заключен до 01.06.2019 г., то досудебный порядок на ее исковые требования не распространяется.
В соответствии с ч.ч. 3, 4 ст. 333 Гражданского процессуального кодекса РФ частная жалоба рассмотрена без вызова сторон судьей единолично.
Изучив материалы дела, проверив доводы частной жалобы, прихожу к следующему.
Возвращая исковое заявление, судья, руководствуясь п. 1 ч. 1, ч. 3 ст. 135 ГПК РФ, положениями Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», Федерального закона от 4 июня 2018 года № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг», пришел к выводу о том, что истцом не соблюден установленный федеральным законом для данной категории споров досудебный порядок урегулирования спора, указав, что с 01 июня 2019 года процедура досудебного урегулирования спора включает в себя обязательное обращение в досудебном порядке к финансовому уполномоченному.
Считаю такой вывод суда правильным, основанным на правильном применении норм материального и процессуального права.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 30 января 2020 года № 39-О указал, что согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации независимо от даты заключения договора потребители финансовых услуг обязаны представить доказательства соблюдения досудебного порядка урегулирования спора в отношении страховых организаций, названных в части 5 статьи 32 данного Федерального закона, при обращении в суд после 1 июня 2019 года.
В соответствии с абз. 3 ч. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 2002 года № 40-ФЗ (в редакции от 01 мая 2019 года) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» при наличии разногласий между потерпевшим, являющимся потребителем финансовых услуг, определенным в соответствии с Федеральным законом «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг», и страховщиком относительно исполнения последним своих обязательств по договору обязательного страхования до предъявления к страховщику иска, вытекающего из неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязательств по договору обязательного страхования, несогласия указанного в настоящем абзаце потерпевшего с размером осуществленной страховщиком страховой выплаты, несоблюдения станцией технического обслуживания срока передачи указанному в настоящем абзаце потерпевшему отремонтированного транспортного средства, нарушения иных обязательств по проведению восстановительного ремонта транспортного средства указанный в настоящем абзаце потерпевший должен направить страховщику письменное заявление, а страховщик обязан рассмотреть его в порядке, установленном Федеральным законом «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг».Часть 2 статьи 15 Федерального закона от 04 июня 2018 года № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» предусматривает, что потребитель финансовых услуг вправе заявить в судебном порядке требования о взыскании денежных сумм в размере, не превышающем 500 тысяч рублей, с финансовой организации, включенной в реестр, указанный в ст. 29 данного Федерального закона (в отношении финансовых услуг, которые указаны в реестре), или перечень, указанный в ст. 30 данного Федерального закона, а также требования, вытекающие из нарушения страховщиком порядка осуществления страхового возмещения, установленного Федеральным законом от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», в случаях, предусмотренных ст. 25 данного Федерального закона.
Потребитель финансовых услуг вправе заявлять в судебном порядке требования к финансовой организации, указанные в ч. 2 ст. 15 данного Федерального закона, только после получения от финансового уполномоченного решения по обращению, за исключением случаев, указанных в п. 1 ч. 1 данной статьи (ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 04 июня 2018 года № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг»).
Частью 8 ст. 32 Федерального закона установлено, что потребители финансовых услуг вправе направить обращения финансовому уполномоченному в отношении договоров, которые были заключены до дня вступления в силу настоящего закона (услуг, которые были оказаны или должны были быть оказаны до дня вступления в силу настоящего Федерального закона).
В отношении страховых организаций, осуществляющих деятельность по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, предусмотренному Федеральным законом от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», страхованию средств наземного транспорта (за исключением средств железнодорожного транспорта) и добровольному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, положения Федерального закона от 04 июня 2018 года № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» применяются с 01 июня 2019 года (ч. 5).
Исходя из изложенного, при обращении в суд с 01 июня 2019 года потребители финансовых услуг, к которым относится истец, должны представить доказательства соблюдения обязательного досудебного порядка урегулирования споров со страховыми организациями по договорам обязательного страхования владельцев транспортных средств (ОСАГО), добровольного страхования транспортных средств (КАСКО), добровольного страхования владельцев автотранспортных средств (ДСАГО).
Как следует из искового материала, исковое заявление подано в суд 26.11.2019 года, то есть после 01 июня 2019 года без соблюдения указанного досудебного порядка урегулирования спора, что в силу п. 1 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ является основанием для возврата искового заявления.
Доводы жалобы о том, что положения Федерального закона от 04.06.2018 г. № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» не распространяются на договоры обязательного страхования гражданской ответственности, заключенные до вступления указанного закона в силу, основаны на неверном толковании норм права.
Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению указанного вопроса, судьей не допущено. Определение судьи является законным и отмене по доводам жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьями 333, 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья
О П Р Е Д Е Л И Л А:
определение судьи Центрального районного суда г. Хабаровска от 29 ноября 2019 года о возвращении искового заявления Елисеевой Т.В. к страховому акционерному обществу «ВСК» о взыскании неустойки, штрафа, судебных расходов, компенсации морального вреда, возложении обязанности завершить ремонтные работы оставить без изменения, частную жалобу Елисеевой Т.В. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение трех месяцев в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Судья А.А. Серёгина