дело N 2-3519/2022
56RS0027-01-2022-004641-28
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Оренбург 26 декабря 2022 года
Оренбургский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Хаирова М.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Осоргиной О.К. к администрации муниципального образования Дедуровский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области о признании права собственности на фактически принятое наследство,
установил:
Осоргина О.К. обратилась в суд с данным иском к администрации МО Дедуровский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области, указав, что ДД.ММ.ГГГГ умерла мама истца ФИО2 После её смерти открылось наследство, состоящее из двух земельных долей в размере 17,4 га с качественной оценкой 365 баллогектаров в земельном массиве, площадью 12740 га, земель сельскохозяйственного назначения, по адресу: <адрес>, кадастровый номер №.
В семье было трое детей – истец, Уханев В.К. и ФИО6 (умер ДД.ММ.ГГГГ). Осоргина О.К. является наследником по завещанию после смерти ФИО2
В июне 2020 года истцу было отказано в получении свидетельства о праве на наследственное имущество после смерти матери в связи с пропуском 6-месячного срока, отведенного для обращения с заявлением на принятие наследства.
Однако, истец указывает, что в установленный шестимесячный срок со дня смерти матери – с ДД.ММ.ГГГГ фактически приняла наследство: швейную машинку, личные вещи матери, собаку, перечисленные выше земельные паи. Кроме этого, уважительными причинами пропуска срока Осоргина О.К. называет препятствие в виде распространения новой короновирусной инфекции и объявлением нерабочими днями (март-апрель 2020 г.).
На основании вышеизложенного, просит суд признать право собственности за Осоргиной О.К. фактически принявшей наследство: двух земельных долей, каждая в размере 17,4 га с качественной оценкой 365 баллогектаров в земельном массиве, площадью 12740 га, земель сельскохозяйственного назначения, по адресу: <адрес> кадастровый номер №, открывшегося ДД.ММ.ГГГГ после смерти ФИО17
Уточнив исковые требования, Осоргина О.К. просит установить факт принятия наследства после смерти ФИО2 двух земельных долей, каждая в размере 17,4 га с качественной оценкой 365 баллогектаров в земельном массиве, площадью 12740 га, земель сельскохозяйственного назначения, по адресу: <адрес> кадастровый номер №, открывшегося ДД.ММ.ГГГГ, и признать право собственности за Осоргиной О.К. фактически принявшей наследство: двух земельных долей, каждая в размере 17,4 га с качественной оценкой 365 баллогектаров в земельном массиве, площадью 12740 га, земель сельскохозяйственного назначения, по адресу: <адрес> кадастровый номер №, открывшегося ДД.ММ.ГГГГ после смерти ФИО2
В судебное заседание Осоргина О.К., представитель администрации МО Дедуровский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области, Уханев В.К., Гусева О.А., Уханева Н.А., Уханев В.А., нотариус нотариального округа Оренбургский район Оренбургской области Белова Н.А. не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, об отложении слушания по делу не просили, просили рассмотреть дело в свое отсутствие, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в исковом заявлении, суд приходит к следующему.
При рассмотрении дела судом установлено, что ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти от ДД.ММ.ГГГГ № №.
На основании свидетельства о праве собственности на землю серии № от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии № ФИО2 являлась собственником двух земельных долей в размере 17,4 га с качественной оценкой 365 баллогектаров, в земельном массиве, общей площадью 12740 га, земель сельскохозяйственного назначения, по адресу: <адрес> кадастровый номер №.
На основании завещания от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 делает завещательное распоряжение на случай своей смерти: все имущество, какое ко дню смерти окажется ей принадлежащим, в чем бы оно ни заключалось, и где бы оно ни находилось, в том числе жилой дом с землей в <адрес>, завещает Осоргиной О.К.
ДД.ММ.ГГГГ Осоргина О.К. обратилась к нотариусу с заявлением о вступлении в права наследования после смерти ФИО2
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась за выдачей свидетельства о праве на наследство по завещанию после смерти ФИО2
Ответчиком представлены справки от 06.07.2020 года №, из которых следует, что действительные две земельные доли, каждая в размере 17,4 га с качественной оценкой 365 баллогектаров в земельном массиве, площадью 12740 га, земель сельскохозяйственного назначения, по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, принадлежащие ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ, не отнесены к категории невостребованных земельных долей.
Согласно справке № от 26.12.2022 года, представленной <данные изъяты> Осоргина О.К. является арендодателем двух земельных долей, каждая в размере 17,4 га с качественной оценкой 365 баллогектаров в земельном массиве, площадью 12740 га, земель сельскохозяйственного назначения, по адресу: <адрес>, кадастровый номер № в пользу арендатора <данные изъяты> который выдавал последней арендную плату в 2021 году за фактическое использование и в размере 5 центнеров зерна, в 2022 году согласно договору аренды при множественности лиц на стороне арендодателя от 18.07.2022 года в размере 17,4 ц зерна.
Из справки № от 23.12.2022 года <данные изъяты> следует, что <данные изъяты> являлось арендатором земельного участка с кадастровым номером № до 2019 года включительно и арендную плату выдавало за фактическое пользование. В числе арендодателей по вышеуказанному участку была ФИО2 и арендную плату в октябре 2019 года получала она лично, позже ее дочь Осоргина О.К. сообщила о смерти ФИО2 и о том, что она вступает в наследство, в связи с данными обстоятельствами арендная плата в 2020 году выдавалась Осоргиной О.К.
В силу установленного правового регулирования при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в силу закона или завещания в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент (абзац второй пункта 2 статьи 218, статьи 1110, 1111 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии со статьей 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
В силу статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Таким образом, статья 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации закрепляет правовую презумпцию принадлежности имущества наследодателя принявшему его наследнику со дня открытия наследства независимо от времени фактического принятия, получения свидетельства о праве на наследство и государственной регистрации права собственности.
Статьей 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено два способа принятия наследства: юридический и фактический. Юридическим способом принятия наследства является подача по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления о принятии наследства либо заявления о выдаче свидетельства о праве на наследство, фактическим - совершение действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства (вступление во владение имуществом, принятие мер по его сохранности, несение затрат на содержание и т.п.).
Согласно пункту 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу. В качестве таких действий, в частности, может выступать вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания).
Оценивая фактическую основу иска, суд установил, что требования обусловлены фактическим принятием Осогиной О.К. наследства, открывшегося после смерти ее матери – ФИО2, и сложившейся неопределенностью в наследственных правах в связи с невозможностью оформления прав на наследственное имущество во внесудебном порядке.
Проверяя доводы истца, руководствуясь положениями статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд исходит из того, что фактическое принятие наследства предполагает совершение наследником активных действий в отношении наследственного имущества; предпринятые наследником действия по фактическому принятию наследства приводят к тому, что наследственное имущество, какая-либо его часть переходят в фактическое обладание наследника либо наследник, не изымая имущество в силу его физических свойств, предпринимает меры по содержанию имущества, несет иные расходы, связанные с данным имуществом, совершает в отношении данного имущества распорядительные действия.
Из дела усматривается, что после смерти ФИО2 ее дочь Осоргина О.К., являясь наследником по закону первой очереди, фактически приняла принадлежащее умершей имущество.
Сведений о том, что иные наследники приняли в наследство, в материалы дела не представлены.
Исходя из изложенного, от своих наследственных прав к имуществу умершей матери Осоргина О.К. не отказывалась, напротив, спорным имуществом пользовалась, несла бремя его содержания, фактически вступила в установленный законом шестимесячный срок во владение наследственным имуществом, не обращаясь к нотариусу с заявлением, тогда как принятое после наследство признается принадлежащим наследнику в соответствии с положениями пунктом 4 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия.
Непосредственно исследовав письменные доказательства, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетеля, суд установил, что Осоргина О.К. вступила во владение наследственным имуществом после смерти матери, совершив действия, свидетельствующие о вступление в фактическое обладание наследственным имуществом.
В этой связи заявленные требования об установлении факта принятия наследства подлежат удовлетворению.
Из разъяснений, данных в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", следует, что при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
В абзаце 3 пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 указано, что если наследодателю принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к наследнику независимо от государственной регистрации права на недвижимость.
Признание права как способ защиты гражданских прав в своей основе предполагает правомерность возникновения соответствующего права, в связи с чем признание судом принадлежности права конкретному лицу как один из способов защиты гражданских прав предполагает исключение возникающих сомнений в наличии у него субъективного права, предотвращение возможных споров в отношении объекта правопритязаний, а также служит основанием для оформления вещных прав на объект правопритязаний.
Принимая во внимание, что Осоргина О.К., как наследник первой очереди по закону, совершила действия по принятию наследства, открывшегося после смерти матери, свидетельствующие о вступлении в фактическое обладание наследственным имуществом, суд приходит к выводу, что к ней перешло право собственности на две земельные доли, каждая в размере 17,4 га с качественной оценкой 365 баллогектаров в земельном массиве, площадью 12740 га, земель сельскохозяйственного назначения, по адресу: <адрес>, кадастровый номер №.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Осоргиной О.К. к администрации муниципального образования Дедуровский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области о признании права собственности на фактически принятое наследство удовлетворить.
Установить факт принятия наследства Осоргиной О.К. после смерти ФИО20 двух земельных долей, каждая в размере 17,4 га с качественной оценкой 365 баллогектаров в земельном массиве, площадью 12740 га, земель сельскохозяйственного назначения, по адресу: <адрес> кадастровый номер №, открывшегося ДД.ММ.ГГГГ.
Признать право собственности за Осоргиной О.К. фактически принявшей наследство: двух земельных долей, каждая в размере 17,4 га с качественной оценкой 365 баллогектаров в земельном массиве, площадью 12740 га, земель сельскохозяйственного назначения, по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, открывшегося ДД.ММ.ГГГГ после смерти ФИО22.
Решение суда может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Оренбургский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий М.Р. Хаиров
Мотивированное решение в окончательной форме принято 09.01.2023