Судья: Родивилова Е.О. гр.дело №
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 июня 2015 года г.Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сивохина Д.А. (докладчик),
судей Шабаевой Е.И. и Лазаревой М.А.,
при секретаре Гратер Л.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя министерства имущественных отношений Самарской области на решение Октябрьского районного суда г.Самары от 14 апреля 2015 года, которым постановлено:
«Заявление Никишова ФИО1 о признании незаконным решения Министерства имущественных отношений Самарской области, обязании рассмотреть заявление, удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Министерства имущественных отношений Самарской области от 28.11.2014 г. № в предоставлении Никишову ФИО1 земельного участка площадью 1499,1 кв.м., с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>, уч. № № для садоводства.
Обязать Министерство имущественных отношений Самарской области направить в адрес Администрации г.о. Самара материал по заявлению Никишова ФИО1 от 19.10.2010 г. (уточненное 20.07.2011) № о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, площадью 1499,1 кв.м., с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>, уч. № №, для садоводства, для рассмотрения по существу и принятия законного и обоснованного решения.
Признать незаконными действия Министерства имущественных отношений Самарской области, выраженные в направлении в Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара письма от 08.12.2014 г. об отмене распоряжения Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от 02.08.2013 № РД-761 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: <адрес>, уч. №, «для садоводства».
Признать незаконным и отменить распоряжение Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара № РД-70 от 13.02.2015 г. «Об отмене распоряжения Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от 02.08.2013 № РД-761 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: <адрес>, уч. № № «для садоводства».
В удовлетворении остальной части заявленных требований Никишову ФИО1 отказать».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.В., объяснения представителя Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара Ртищева Д.О., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Никишова В.Н. – Паладьева М.А., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Никишов В.Н. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения Министерства имущественных отношений Самарской области (МИО Самарской области, Министерство) об отказе в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка.
В обоснование требований указал, что 19 октября 2010 года он обратился в Министерство с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, участок №, площадью 1499,1 кв.м, под приусадебный участок. Заявлением от 20 июля 2011 года цель использования земельного участка была уточнена - под садоводство. Министерство направило в Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара (ДСА г.о. Самара) обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Распоряжением Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории. 11 ноября 2013 года осуществлен кадастровый учет испрашиваемого заявителем земельного участка, ему присвоен кадастровый номер №. С нарушением срока рассмотрения заявления, 28 ноября 2014 года Министерство отказало Никишову В.Н. в предоставлении земельного участка на основании того, что градостроительный регламент в пределах расположения испрашиваемого земельного участка отсутствует. Кроме того, министерство направило письмо в адрес ДСА г.о. Самара об отмене распоряжения об утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка.
Считает, что действия Министерства, выраженные в отказе в предоставлении земельного участка и направлении письма об отмене распоряжения, являются незаконными и необоснованными.
С учетом уточнений просил признать незаконными действия Министерства, выраженные в отказе от 28 ноября 2014 года № признать незаконными действия Министерства выраженные в направлении письма от 08 декабря 2014 г. №; обязать Администрацию г.о. Самара на основании действующего законодательства рассмотреть заявление Никишова В.Н. от 19 октября 2010 года (уточненное 20 июля 2011 года) № о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, площадью 1499,1 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, уч. №, для садоводства; признать незаконным распоряжение Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара № РД-70 от ДД.ММ.ГГГГ «Об отмене распоряжения Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № РД-761 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: <адрес>, уч. № №, «для садоводства».
В судебном заседании представитель заявителя уточненные требования поддержал, просил заявление удовлетворить. Представители МИО <адрес>, ДСА г.о. Самара, Администрации г.о. Самара требования не признали, просили в удовлетворении заявления отказать.
Судом постановлено указанное выше решение (л.д. 120-122).
В апелляционной жалобе МИО Самарской области просит решение суда отменить, в удовлетворении заявления отказать (л.д. 124-129).
В заседании судебной коллегии представитель Никишова В.Н. – Паладьев М.А. доводы апелляционной жалобы поддержала, представитель Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара – Ртищев Д.О. просил решение суда оставить без изменения, другие надлежаще извещенные лица, участвующие в деле, не присутствовали.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 254 ГПК РФ предоставляет гражданину, организации право оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы; к таким действиям (бездействию) относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст. 255 ГПК РФ). По данной категории дел обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно ч. 1 ст. 249 ГПК РФ и с учетом положений п. 20 Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие), а на заявителя в силу ч. 1 ст. 247 ГПК РФ возложена обязанность доказать нарушение его прав и свобод.
Частью 1 ст. 258 ГПК РФ предусмотрено, что суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Согласно ч.2 ст.34 ЗК РФ граждане (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ.
В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 9 Закона Самарской области от 11.03.2005 г. № 94-ГД «О земле» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) земельные участки, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, размер которых менее минимальных размеров земельных участков, предоставляются в собственность граждан однократно для ведения садоводства, огородничества и личного подсобного хозяйства при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством.
Постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 года N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самаре" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством, с 1 июля 2006 года возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Согласно п.2.4 Порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N74 (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), Министерство в рамках осуществления межведомственного информационного взаимодействия в течение 14 рабочих дней с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка направляет межведомственные запросы в органы и организации в целях получения документов и информации, необходимых для принятия решения о предоставлении земельного участка, в соответствии с приложением N 2 к настоящему Порядку.
При выявлении в процессе рассмотрения заявления препятствий для предоставления земельного участка, предусмотренных действующим законодательством, министерство в течение 14 дней принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка и направляет его в адрес заявителя с указанием причин невозможности предоставления земельного участка.
Согласно ст. 3 ч. 3 Закона Самарской области от 29.12.2014 N 134-ГД (с изм. от 27.01.2015) "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области, определении полномочий органов государственной власти Самарской области по предметам ведения субъектов Российской Федерации, наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере градостроительной деятельности на территории Самарской области и внесении изменения в статью 1 Закона Самарской области "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области", полномочия, предусмотренные пунктом 9 части 1 настоящей статьи, в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в городском округе Самара, полномочия, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом "О рекламе" и иными нормативными правовыми актами органами государственной власти (органами местного самоуправления), уполномоченными на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в сфере размещения наружной рекламы, предусмотренные пунктами 11, 12 части 1 настоящей статьи, осуществляют Правительство Самарской области или органы исполнительной власти Самарской области, определяемые Правительством Самарской области.
Судом установлено, что 19 октября 2010 года Никишов В.Н., на основании ст. 9 Закона Самарской области от 11 марта 2005 года № 94-ГД «О земле» в ред. от 07 октября 2010 года обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка площадью 1 499, 1 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, участок №, под приусадебный участок (л.д. 11). 20 июля 2011 года Никишовым В.Н. было подано уточненное заявление в части вида разрешенного использования испрашиваемого земельного участка - для садоводства (л.д. 69).
26 марта 2012 года Министерство имущественных отношений Самарской области в адрес Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара направило запрос об утверждении схемы расположения земельного участка (л.д. 58-59).
Распоряжением Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара № РД-761 от 02 августа 2013 г. утверждена схема расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории (л.д. 55).
10 октября 2013 года осуществлен кадастровый учет испрашиваемого Никишовым В.Н. земельного участка, ему присвоен кадастровый номер № После постановки земельного участка на кадастровый учет, 11 ноября 2013 года заявитель Никишов В.Н. представил в Министерство кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка (л.д. 10).
Согласно п.3.3. Порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N74, в двухнедельный срок с момента получения кадастрового паспорта земельного участка министерство принимает решение о предоставлении земельного участка.
Вместе с тем, спустя год уведомлением от 28 ноября 2014 года № Министерство отказало заявителю в предоставлении земельного участка в собственность, сославшись на поступивший ответ Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от 04 сентября 2014 года № САМВ-142226, из которого следует, что Правилами застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденными постановлением Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 года № 61, градостроительные регламенты на указанный земельный участок не установлены, разрешенные виды использования - не определены. Отказ Министерства, в свою очередь, основан на том, что поскольку градостроительные регламенты в пределах рассматриваемой территории не установлены, т.е. виды разрешенного использования земельных участков не определены, федеральным законодательством установлен запрет на приватизацию земельных участков цель использования которых не соответствует основным видам разрешенного использования, определенным градостроительным регламентом (л.д. 5-6).
08 декабря 2014 года МИО Самарской области в адрес ДСА г.о. Самара направлено письмо об отмене ранее принятого распоряжения от 02 августа 2013 года № РД-761 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: <адрес>, участок № для садоводства».
На основании указанного обращения Департаментом строительства и архитектуры г.о. Самары вынесено распоряжение № РД-70 от 13 февраля 2015 года об отмене распоряжения Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от 02 августа 2013 года № РД-761 об утверждении схемы расположения испрашиваемого заявителем земельного участка по названому выше адресу на кадастровом плане территории (л.д. 17).
Разрешая заявленные требования и частично удовлетворяя заявление Никишова В.Н., суд первой инстанции, исходя из положений ч.1 ст. 258 ГПК РФ, пришел к правильному выводу о том, что отказ министерства имущественных отношений в предоставлении заявителю земельного участка является необоснованным и безусловно нарушало права и законные интересы заявителя, препятствуя к реализации его права на приобретение земельного участка.
При этом суд правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно пункта 3 ст. 85 Земельного кодекса РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Пунктом 4 ст. 85 Земельного кодекса РФ установлено, что земельный участок не соответствует градостроительному регламенту, если вид его использования не входит в перечень видов разрешенного использования.
Установлено, что на момент утверждения Департаментом строительства и архитектуры г.о. Самара схемы расположения спорного земельного участка - 02 августа 2013 года и постановки его на кадастровый учет – 10 ноября 2013 года, территориальная зона в которой он располагался была определена, вид разрешенного использования «под садоводство» соответствовал цели его использования.
Внесение изменений в Правила застройки и землепользования и не определение градостроительного регламента на указанный земельный участок, равно как и осуществления процедуры изменения территориальной зоны, не может повлечь нарушение прав Никишова В.Н., поскольку как объект земельных правоотношений с разрешенным видом использования «под садоводство» земельный участок был образован на законных основаниях.
Удовлетворяя требования Никишова В.Н. в части признания незаконными действий Министерства по направлению в ДСА г.о. Самара письма об отмене ранее вынесенного распоряжения об утверждении схемы расположения испрашиваемого заявителем земельного участка на кадастровом плане территории, суд правомерно исходил из отсутствия у Министерства правовых оснований для совершения указанных действий.
Поскольку, распоряжение ДСА г.о. Самара № РД-70 от 13 февраля 2015 года об отмене ранее вынесенного распоряжения ДСА г.о. Самара об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: <адрес>, уч№, «для садоводства», вынесено на основании обращения Министерства, которое не обладало правом направлять обращения по отмене актов органов местного самоуправления в случае изменения градостроительных регламентов, суд правомерно удовлетворил требование Никишова В.Н. в указанной части.
В силу положений статьи 258 ГПК РФ права заявителя подлежали восстановлению путем возложения на министерство имущественных отношений Самарской области обязанности по рассмотрению заявления Никишова В.Н. о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, уч. №, под садоводство.
Суд, правомерно сославшись в решении на Закон Самарской области от 29.12.2014 N 134-ГД (с изм. от 27.01.2015) "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области, определении полномочий органов государственной власти Самарской области по предметам ведения субъектов Российской Федерации, наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере градостроительной деятельности на территории Самарской области и внесении изменения в статью 1 Закона Самарской области "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области", указал на то, что полномочия министерства имущественных отношений по решению спорного вопроса исключены, возложил на МИО Самарской область обязанность направить заявление Никишова В.Н. со всеми прилагаемыми к нему документами в администрацию г.о. Самара и обязал администрацию г.о. Самара рассмотреть заявление Никишова В.Н. по существу.
Доводы апелляционной жалобы МИО Самарской области о законности принятого отказа при наличии поступивших из ДСА г.о.Самара сведений о не определении вида разрешенного использования испрашиваемого земельного участка, несостоятельны, по вышеизложенным мотивам.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований для предоставления Никишову В.Н. в собственность спорного земельного участка, отклоняются судом апелляционной инстанции как не имеющие отношения к предмету спора, поскольку сам по себе вопрос о предоставлении земельного участка в собственность заявителя в рамках данного дела не разрешался, а заявление Никишова В.Н. по существу рассмотрено не было.
Ссылка Министерства на судебную практику не может быть принята во внимание, поскольку судами учитываются обстоятельства, присущие каждому конкретному делу и основанные на доказательствах, представленных участвующими в деле лицами.
Нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 330 ГПК РФ привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Октябрьского районного суда г.Самары от 14 апреля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя министерства имущественных отношений Самарской области - без удовлетворения
Председательствующий:
Судьи: