Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Тольятти 24.04.2018 года
Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области в составе судьи Винтер А.В., при секретаре Усмановой Ю.Т., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-603/2018 года по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области к САМАРИНОЙ О.В. о взыскании обязательных платежей,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы № 19 по Самарской области (далее по тексту МИФНС) обратился в суд с административным иском к Самариной О.В. о взыскании суммы задолженности по налогам и пени, мотивируя свои требования тем, что в соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги. Согласно пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. В случае просрочки налогоплательщиком исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, за каждый календарный день просрочки начисляется пени (п. 3 ст. 75 НК РФ). К налогам, обязанность уплаты которых возложена на налогоплательщиков - физических лиц, относится транспортный налог (гл. 28 НК РФ), налог на имущество физических лиц (гл. 32 НК РФ). Сведения о наличии у налогоплательщиков - физических лиц объектов налогообложения по указанным налогам предоставляется в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств (п. 4 ст. 85 НК РФ). В силу п. 2 ст. 52 НК РФ обязанность по исчислению сумм данных налогов в отношении налогоплательщиков - физических лиц возложена на налоговый орган. В связи с чем, налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. В случае, указанном в абз. 2 данного пункта, при условии исполнения налогоплательщиком в установленный срок обязанности, предусмотренной п. 2.1 ст. 23 НК РФ, исчисление суммы налога производится начиная с того налогового периода, в котором была исполнена эта обязанность. Согласно п. 4 ст. 52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В нарушении ст. 45 НК РФ Самарина О.В. не исполнила установленную законом обязанность, в связи с чем, в ее адрес было направлено налоговое уведомление № 602346 от 15.04.2013 года, в котором транспортный налог и налог на имущество рассчитаны за налоговый период 2012 год, также налоговое уведомление № 124083196 от 04.09.2016 года, в котором транспортный налог и налог на имущество рассчитаны за налоговый период 2015 год. Налоги в установленные налоговых уведомлениях сроки ответчиком не оплачен. В связи с неуплатой налогов, налогоплательщику со ст. 75 НК РФ налоговым органом начислены пени за каждый календарный день просрочке исполнения обязанности и направлено требование об уплате налога № 25772 от 25.11.2013 года и № 11082 от 20.12.2013 года с предложением добровольно погасить задолженность. Данные требования также оставлены Самариной О.В. без удовлетворения. В связи с чем, МИФНС обратилось с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание задолженности. 25.07.2017 года мировым судьей судебного участка № 109 Комсомольского судебного района г. Тольятти Самарской области был вынесен судебный приказ о взыскании с Самариной О.В. недоимки и пени по налогам, который на основании ее заявления определением мирового судьи от 15.08.2017 года отменен. Согласно ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком – физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога. В связи с изложенным, административный истец просит взыскать с административного ответчика недоимку по транспортному налогу за 2012 и 2015 года в размере 2 987 руб. 50 коп. и пени – 21 руб. 48 коп., недоимку по налогу на имущество за 2012 и 2015 года в размере 373 руб. 92 коп. и пени – 02 руб. 45 коп., а всего 3 385 руб. 35 коп.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела без его участия, на исковых требованиях настаивает в полном объеме.
Административный ответчик Самарина О.В. в судебное заседание также не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела без ее участия, пояснений и возражений по заявленным к ней требованиям не предоставила.
Суд на основании положений ст.ст. 150, 152 КАС РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца и административного ответчика, и исследовав материалы дела, приходит к следующему:
Положениями ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее по тексту КАС РФ) предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Конституция Российской Федерации в ст. 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержатся также в п. 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ (далее по тексту НК РФ).
Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 2 НК РФ).
Таким образом, налоговые правоотношения это публичные правоотношения, а уплата налога является публичной и конституционной обязанностью каждого налогоплательщика.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (п. 1 и 3 п. 1 ст. 45 НК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки, ему направляется требование об уплате налога.
К налогам, обязанность уплаты которых возложена на налогоплательщиков - физических лиц, относится транспортный налог (гл. 28 НК РФ), налог на имущество физических лиц (гл. 32 НК РФ).
В соответствии со ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства.
Согласно ст. 362 НК РФ сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 3 Закона Самарской области «О транспортном налоге на территории Самарской области» № 86-ГД от 06.11.2002 года налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог не позднее 15 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Обязанность по уплате налога на имущество физических лиц до 01 января 2015 года была предусмотрена Законом РФ от 09 декабря 1991 года № 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц".
С 01 января 2015 года данная обязанность определена в главе 32 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В силу ст. 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Согласно п. 4 ст. 52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
В соответствии со ст. 393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год. При этом, в силу ч. 4 ст. 393 НК РФ налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Из материалов дела следует, что объектами налогообложения за спорный период являются автомобиль марки ЛАДА 11193 г/н ..., ЛАДА ПРИОРА 217030 г/н ... и квартира, расположенная по адресу: ...., принадлежащие на праве собственности административному ответчику.
На основании ст. 52 НК РФ в адрес ответчика было направлено налоговое уведомление № 602346 от 15.04.2013 года и № 124083196 от 04.09.2016 года, содержащие сведения об объектах налогообложения, налоговой базе, доли в праве, налоговых ставках, количестве месяцев в году, в течение которых у налогоплательщика сохранялось право собственности на объект, сумме налоговых льгот и в результате о выведенной сумме налога, подлежащей уплате за соответствующий налоговый период, что подтверждается почтовыми реестрами.
Оплаты по налоговым уведомлениям не последовало.
При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В соответствии со ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
В соответствии с п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Из материалов дела следует, что в установленный ст. 70 НК РФ срок налоговый орган направил в адрес налогоплательщика требования об уплате недоимки по налогам и пени № 25772 от 25.11.2013 года, № 11082 от 20.12.2013 года с предложением добровольно погасить задолженность. Данные требования также были оставлены административным ответчиком без удовлетворения.
25.07.2017 года мировым судьей судебного участка № 109 Комсомольского судебного района г. Тольятти Самарской области был вынесен судебный приказ о взыскании недоимки и пени по налогам, который на основании заявления Самариной О.В. определением мирового судьи от 15.08.2017 года отменен.
Согласно ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком – физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.
В соответствии со ст. 62 КАС каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательств в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в совокупности.
Административный ответчик достоверных и объективных доказательств в обоснование обстоятельств, подтверждающих отсутствие задолженности перед истцом по обязательным платежам, либо возражений по заявленным требованиям, суду не предоставил.
Таким образом, изучив материалы дела, расчеты налогов и пени, предоставленные административным истцом, суд, приходит к выводу о правомерности и обоснованности требований административного истца о взыскании и недоимки, и пени, поскольку административный ответчик не исполнил установленную законом обязанность по уплате налога, однако, при принятии решения по данному делу, суд полагает необходимым принять во внимание положения ст. 12 Федерального закона от 28.12.2017 года № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливающей, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 года, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.
Из приведенной нормы следует, что признается безденежной к взысканию и подлежит списанию имеющаяся у административного ответчика недоимка по транспортному и имущественному налогу, а также пени за 2012 год, в связи с чем, с Самариной О.В. в пользу МИФНС России № 19 по Самарской области подлежит взысканию недоимка по налогу на имущество за 2015 год в размере 191 руб. 00 коп. и пени, - 01 руб. 27 коп., недоимка по транспортному налогу за 2015 год в размере 17 835 руб. 00 коп. и пени - 118 руб. 90 коп.
Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в связи с чем, с административного ответчика подлежит взысканию госпошлина в размере 400 руб. 00 коп.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 19 по Самарской области к САМАРИНОЙ О.В. о взыскании обязательных платежей, – удовлетворить частично.
Взыскать с САМАРИНОЙ О.В. в пользу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 19 по Самарской области недоимку по налогу на имущество за 2015 год в размере 268 руб. 00 коп. и пени, - 01 руб. 61 коп., недоимку по транспортному налогу за 2015 год в размере 1 010 руб. 00 коп. и пени - 06 руб. 06 коп.
Взыскать с САМАРИНОЙ О.В. государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 400 руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 28.04.2018 года.
Судья А.В. Винтер