Дело № 2-249/2024
24RS0003-01-2024-0000135-33
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Балахта 06 мая 2024 года
Балахтинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Хафизовой Ю.В.,
с участием представителя истца старшего помощника прокурора Балахтинского района Шнайдер О.П.,
третьего лица главы Огурского сельсовета Шайдулиной М.В.,
при секретаре Ивашиной С. Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Балахтинского района Красноярского края в защиту неопределенного круга лиц к Администрации Балахтинского района Красноярского края о возложении обязанности произвести постановку на учет бесхозяйный объект недвижимости – водонапорную башню в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, суд
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Балахтинского района обратился в суд с исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц к Администрации Балахтинского района Красноярского края о возложении обязанности произвести постановку на учет бесхозяйный объект недвижимости – водонапорную башню, расположенную на территории п. Щетинкина, Балахтинского района в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Балахтинского района проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, по результатам которой выявлены нарушения данного законодательства в деятельности администрации Балахтинского района Красноярского края. В соответствии со ст. 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Пунктом 1 ст. 225 ГК РФ определено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался. На основании п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом орган, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности. По смыслу указанных выше правовых норм орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан обратиться с таким заявлением в силу возложенных на него законом полномочий. Согласно п. 3, 4 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, организация в границах муниципального района водоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. В ходе проверки установлено, что на территории Балахтинского района имеется объект - водонапорная башня в п. Щетинкина Балахтинского района Красноярского края. На указанный объект право собственности в установленном законом порядке ни за кем не зарегистрировано. Администрация Балахтинского района не может контролировать вопросы эксплуатации и содержания, что влияет на качество водоснабжения указанного выше объекта, ресурсоснабжающая организация для обслуживания и содержания не определена, меры по признанию указанного объекта бесхозяйным в судебном порядке не принимает, что недопустимо. Данные обстоятельства указывают на ненадлежащее выполнение должностными лицами администрации Балахтинского района своих обязанностей по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящегося на территории муниципального района, что явилось причиной допущенных нарушений. В связи с чем в силу ст. 45 ГПК РФ, ст. 225 ГК РФ просит суд обязать администрацию Балахтинского района в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести постановку на учет бесхозяйный объект недвижимости - водонапорную башню, расположенную на территории п. Щетинкина, Балахтинского района, Красноярского края.
Определением Балахтинского районного суда Красноярского края от 14.03.2024 г. в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на стороне истца привлечена Администрация Огурского сельсовета (л.д.23-25).
Представитель истца старший помощник прокурора Балахтинского района Красноярского края Шнайдер О.П. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении и просила их удовлетворить.
Представитель ответчика администрация Балахтинского района Красноярского края глава ФИО5 в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен своевременно, надлежащим образом, предоставил заявление о рассмотрение дела в его отсутствие, по заявленным исковым требованиям возражений не имеет, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело без его участия (л.д.31).
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на стороне истца глава администрация Огурского сельсовета Балахтинского района Шайдулина М.В. в судебном заседании требования поддержала, показав, что все объекты водоснабжения переданы администрации Балахтинского района.
Выслушав стороны, исследовав и изучив все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
В силу ч.1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В соответствии с ч.3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
В силу ст. 210 ГК РПФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14, пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения, муниципального, городского округа относится организация в границах городского поселения, муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что в прокуратуру Красноярского края 06.12.2023 года обратилась депутат Законодательного Собрания Красноярского края ФИО7 с заявлением о принятии мер реагирования по оказанию содействия в решении вопроса о капительном ремонте оборудования водонапорной башни и помещения в <адрес> с обращением ФИО8 (л.д. 6-7, 8).
Согласно ответа министерства промышленности, энергетики и жилищно- коммунального хозяйства Красноярского края от 01.09.2022 г. на обращение ФИО8 по вопросу неудовлетворительного состояния насосной станции в <адрес>, следует, что по информации администрации Балахтинского района в сентябре 2022 г. планируется проведение обследования технического состояния насосной станции и оборудования. По результатам которого будет подготовлена заявка в рамках неотложных мероприятий по повышению эксплуатационной надёжности объектов коммунальной инфраструктуры, находящихся в муниципальной собственности в рамках программы «Модернизация, реконструкция и капитальный ремонт объектов коммунальной инфраструктуры муниципальных образований Красноярского края» утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 503-п на 2023год. Отбор заявляемых муниципальными образованиями края мероприятий осуществляется в порядке предоставления и распространения субсидий бюджетом муниципальных образований Красноярского края на финансирование расходов по капитальному ремонту, реконструкции находящихся в муниципальной собственности объектов коммунальной инфраструктуры, источников тепловой энергии и тепловых сетей, объектов электросетевого хозяйства и источников электрической энергии, а также на приобретение технологического оборудования, спецтехники для обеспечения функционирования систем теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения, водоотведения по очистки сточных ввод, утвержденный постановлением Правительства Красноярского рая от 21.02.2020 № 120-п. (л.д. 9-10).
Согласно информации главы Балахтинского района Красноярского края ФИО5 - заместителю Губернатора Красноярского края и ФИО8 от 18.11.2022 года следует, что ресурсоснабжающей организацией ГПКК «ЦРКК» по состоянию на 17.11.2022 г. закуплено необходимое оборудование для обеспечения безаварийной работы водонапорной башни в <адрес>. В настоящий момент ведется процедура оформление права собственности земельного участка, на котором стоит водонапорная башня. После чего планируется получить технические условия на электроснабжение. С момента подачи напряжения на водонапорную баню в течение 15 дней будет выполнена настройка и регулировка приобретенного оборудования для обеспечения безаварийной работы башни (л.д.11).
Глава администрации Балахтинского района Красноярского края от 30.12.2022 г. на обращение ФИО8 сообщает о водоснабжении <адрес> следующее, что эксплуатирующая инженерные сети служба ресурсоснабжающей организации ГПКК «Центр развития коммунального хозяйства» в настоящее время работает по устранению порыва в водопроводной сети. Для обеспечения жителей поселка водой 29.12.2022 г. будет выполнено подключение к старой ветке водопроводных сетей от каптажа до водопроводного колодца ВК-1 (л.д.12).
Прокуратурой Балахтинского района проведена проверка исполнения администрацией Балахтинского района требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, по результатам которой выявлены нарушения, в связи с чем 12.01.2024 г. главе Балахтинского района Красноярского края ФИО5 направлено представление «Об устранении нарушений исполнения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства», где указано что на территории Балахтинского района имеется объект - водонапорная башня в п. Щетинкина, Балахтинского района, Красноярского края. На указанный объект право собственности в установленном законом порядке ни за кем не зарегистрировано. Администрация Балахтинского района не может контролировать вопросы её эксплуатации и содержания, что влияет и на качество водоснабжения указанного выше объекта, ресурсоснабжающая организация для обслуживания и содержания не определена, меры по признанию указанного объекта бесхозяйным в судебном порядке не принимает, что недопустимо. Просит принять меры к устранению отмеченных нарушений закона, причин и условий, им способствующих, а также не допущения подобных нарушений впредь (л.д.13-15).
12.02.2024 г. главой Балахтинского района Красноярского края ФИО5 рассмотрено представление «Об устранении нарушений исполнения требований законодательства в сфере жилищно- коммунального хозяйства» от 12.01.2024 г. с участием представителя прокуратуры Балахтинского района, по результатам которого администрация Балахтинского района осуществляет мероприятия по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйную водонапорную башню в <адрес> (л.д.16).
По информации Администрации Огурского сельсовета водонапорная башня, расположенная в <адрес> на балансе администрации Огурского сельсовета с 29.12.2021 г не значится, в реестре муниципального имущества не состоит (л.д.18-19).
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Удовлетворяя требования прокурора, суд мотивирует это тем, что в судебном заседании установлено, что на территории Балахтинского района имеется объект - водонапорная башня в <адрес>, которая требует ремонта, в связи с чем не в полной мере обеспечивается безаварийная работа по водоснабжению жителей <адрес>, о чем поступали жадобы. На указанный объект право собственности в установленном законом порядке ни за кем не зарегистрировано. Администрация Балахтинского района Красноярского края, не может контролировать вопросы эксплуатации и содержания данного объекта, что влияет на качество водоснабжения населения. Ресурсоснабжающая организация для обслуживания и содержания спорного объекта не определена, меры по признанию указанного объекта бесхозяйным администрация Балахтинского района не принимает, что недопустимо, в связи, с чем суд возлагает обязанность на администрацию Балахтинского района в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную произвести постановку на учет бесхозяйный объект недвижимости - водонапорную башню, расположенную в <адрес>.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Балахтинского района Красноярского края - удовлетворить.
Обязать администрацию Балахтинского района в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную произвести постановку на учет бесхозяйный объект недвижимости водонапорную башню, расположенную в <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме с подачей жалобы через Балахтинский районный суд Красноярского края.
Председательствующий
Мотивированное решение изготовлено 07 мая 2024 года.