Дело № 2-93/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 февраля 2019 года город Углегорск
Углегорский городской суд Сахалинской области в составе:
председательствующего судьи – Вавулиной А.С.,
при секретаре – Кругловой П.В.,
с участием истца Коршуновой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Углегорского городского суда гражданское дело по иску Коршуновой Ирины Владимировны к Дубровиной Алене Петровне, Дубровиной Юлии Андреевне о государственной регистрации перехода права собственности по договору купли-продажи квартиры,
УСТАНОВИЛ:
Коршунова И.В. обратилась в Углегорский городской суд с иском к Дубровиной А.П., в котором просила произвести государственную регистрацию перехода права собственности квартиры по договору купли-продажи, расположенной по адресу: <адрес>, от Дубровиной А.П., действующей от своего имени и имени своей <данные изъяты> дочери Дубровиной Ю.А., к Коршуновой И.В.
В обоснование заявленных требований указала, что данную квартиру приобрела по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ года у Дубровиной А.П., действующей от своего имени и имени своей <данные изъяты> дочери Дубровиной Ю.А. Договор купли-продажи был удостоверен нотариусом, однако не был зарегистрирован в бюро технической инвентаризации. В настоящее время в Едином государственном реестре недвижимости сведения о правообладателе данного жилого помещения отсутствуют, осуществить регистрацию перехода права собственности на квартиру во внесудебном порядке не представляется возможным.
Определением Углегорского городского суда от 21 января 2019 года (протокольная форма) к участию в деле в качестве соответчика привлечена Дубровина Ю.А.
21 января 2019 года истцом представлено заявление об уточнении исковых требований, согласно которому она просит произвести государственную регистрацию перехода права собственности квартиры по договору купли-продажи, расположенной по адресу: <адрес>, от Дубровиной А.П., Дубровиной Ю.А. к Коршуновой И.В.
В судебном заседании истец Коршунова И.В. исковые требования поддержала с учетом представленных уточнений. Дополнительно указала, что на указанную квартиру никто больше не претендует, с ДД.ММ.ГГГГ года истец владеет ею как собственник, оплачивает жилищно-коммунальные услуги, за свой счет осуществляет текущий ремонт жилого помещения и полностью несет бремя содержания квартиры. Зарегистрировать переход права собственности во внесудебном порядке в настоящее время не представляется возможным, поскольку при заключении договора купли-продажи ответчик Дубровина А.П. действовала от своего имени и имени <данные изъяты> дочери Дубровиной Ю.А., являвшейся собственником 1/2 части квартиры. В настоящее время Дубровина Ю.А. является совершеннолетней и ее мать не имеет полномочий действовать от ее имени.
Ответчик Дубровина А.П. в судебное заседание не явилась, о его месте и времени извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, в котором указала о согласии с исковыми требованиями. В судебном заседании, состоявшемся 21 января 2019 года, подтвердила, что действительно заключила с Коршуновой И.В. договор купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: <адрес>; деньги за квартиру получила в полном объеме, претензий к истцу не имеет. Ранее переход права собственности квартиры к истцу не оформили, в настоящее время она не имеет таких полномочий по договору, поскольку более не является законным представителем дочери.
Соответчик Дубровина Ю.А. в судебное заседание не явилась, о его месте и времени извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, в котором указала о согласии с исковыми требованиями.
Третье лицо – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Сахалинской области о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Руководствуясь положениями статьи 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституцией Российской Федерации гарантируются свобода экономической деятельности, право каждого иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, а также признание и защита собственности, её охрана законом (статьи 8 и части 1, 2 статьи 35).
Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ года между Дубровиной А.П., действующей лично за себя и за свою несовершеннолетнюю дочь Дубровину Ю.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Коршуновой И.В., заключен договор купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, общеполезной площадью 31,3 кв.м. Данный договор удостоверен государственным нотариусом Шахтерской государственной нотариальной конторы Сахалинской области Борисовой Н.И. и зарегистрирован в реестре за №.
Договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ года не противоречит гражданскому законодательству, содержит все существенные условия для данного вида договоров.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон № 218-ФЗ) государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется по заявлению сторон договора - при государственной регистрации договора и (или) права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, возникающих на основании такого договора, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (подпункт 3 пункта 3).
При уклонении одной из сторон договора от государственной регистрации прав переход права собственности регистрируется на основании решения суда, вынесенного по требованию другой стороны, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, также по требованию судебного пристава-исполнителя (пункт 7).
На основании пункта 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Согласно положениям пункта 1 статьи 549 ГК РФ по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество (статья 130).
В силу пункта 1 статьи 64 Семейного кодекса Российской Федерации родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8.1, пунктом 1 статьи 131, пунктом 2 статьи 223, пунктом 1 статьи 551, пунктом 2 статьи 558 ГК РФ переход права собственности на недвижимость, в том числе квартиры подлежит государственной регистрации, и право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации.
Согласно пункту 5 статьи 1 Федерального закона № 218-ФЗ государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В соответствии со статьей 27 Федерального закона № 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 44 части 1 статьи 26 Федерального закона № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены для осуществления государственной регистрации ранее возникшего права на объект недвижимого имущества заявление и документы, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» перехода данного права, его ограничения или обременения либо совершенной после вступления в силу указанного федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества.
Частью 2 статьи 135 Гражданского кодекса РСФСР, действовавшей на момент заключения сделки по отчуждению спорной квартиры, предусматривалось, что право собственности на вещь, если договор об отчуждении вещи подлежал регистрации, возникает в момент регистрации.
Согласно статье 239 Гражданского кодекса РСФСР договор купли-продажи жилого дома (части дома), находящегося в городе, рабочем, курортном или дачном поселке, должен быть нотариально удостоверен, если хотя бы одной из сторон является гражданин, и зарегистрирован в исполнительном комитете районного, городского Совета народных депутатов.
Функции по регистрации договоров купли-продажи жилых помещений городскими Советами народных депутатов были делегированы органам БТИ (Инструкция о порядке регистрации строений в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР, утв. Приказом Министерства коммунального хозяйства РСФСР от 21 февраля 1968 года №83; Постановление Совета Министров СССР от 10 февраля 1985 года №136 «О порядке государственного учета жилищного фонда»).
Судом установлено, что жилое помещение (квартира), расположенное по адресу: <адрес>, принадлежало Дубровиной А.П. и Дубровиной Ю.А. на праве личной долевой собственности на основании договора о передаче квартиры в собственность №, заключенного администрацией города Шахтерска в лице вице-мэра города Шахтерска Васильева В.А. ДД.ММ.ГГГГ года и зарегистрированного в БТИ г. Углегорска ДД.ММ.ГГГГ года за №.
Из ответа государственного бюджетного учреждения Сахалинской области «Сахалинский центр государственной кадастровой оценки» на запрос суда следует, что по данным архива технической документации по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года жилое помещение по адресу: <адрес>, зарегистрировано за Дубровиной Аленой Петровной, Дубровиной Юлией Андреевной на основании договора о передаче квартиры в собственность от ДД.ММ.ГГГГ года №. Сведения о переходе права в архиве отсутствуют.
Таким образом, судом достоверно установлено, что на момент заключения ДД.ММ.ГГГГ года договора купли-продажи с истцом, Дубровина А.П. и ее несовершеннолетняя дочь Дубровина Ю.А. являлись собственниками спорного жилого помещения, в силу чего Дубровина А.П. имела право на отчуждение данного имущества (квартиры) по договору купли-продажи. Договор купли-продажи квартиры по адресу: <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ года не изменялся, в установленном законом порядке недействительным не признавался, обстоятельств, указывающих на ничтожность договора, судом не установлено и таковых суду не представлено.
Судом установлено, что обязательства по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ года сторонами исполнены, стоимость жилого помещения уплачена покупателем продавцу, в свою очередь, продавец передал покупателю спорное жилое помещение, однако зарегистрировать переход права собственности от продавца к покупателю не представилось возможным.
В соответствии с пунктом 2 статьи 165 ГК РФ, если сделка, требующая государственной регистрации, совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от ее регистрации, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о регистрации сделки.
В пункте 61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что если одна из сторон договора купли-продажи недвижимого имущества уклоняется от совершения действий по государственной регистрации перехода права собственности на это имущество, другая сторона вправе обратиться к этой стороне с иском о государственной регистрации перехода права собственности (пункт 3 статьи 551 ГК РФ).
Иск покупателя о государственной регистрации перехода права собственности подлежит удовлетворению при условии исполнения обязательства продавца по передаче имущества. Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 556 ГК РФ в случае, если иное не предусмотрено законом или договором, обязательство продавца передать недвижимость покупателю считается исполненным после вручения этого имущества покупателю и подписания сторонами соответствующего документа о передаче.
Исходя из изложенного, учитывая, что истцом представлены доказательства, подтверждающие факт того, что продавец обладал всеми полномочиями собственника жилого помещения (квартиры), расположенной по адресу: <адрес>, для заключения договора купли-продажи квартиры, все обязательства сторон по сделке исполнены в полном объеме, сведения о заключении договора с нарушением действующего законодательства отсутствуют, государственная регистрация перехода права собственности должна быть произведена на основании решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Коршуновой Ирины Владимировны к Дубровиной Алене Петровне, Дубровиной Юлии Андреевне о государственной регистрации перехода права собственности по договору купли-продажи квартиры, – удовлетворить.
Произвести государственную регистрацию перехода права собственности по договору купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ года, расположенной по адресу: <адрес>, удостоверенному государственным нотариусом Шахтерской государственной нотариальной конторы Сахалинской области, от Дубровиной Алены Петровны, Дубровиной Юлии Андреевны к Коршуновой Ирине Владимировне.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Сахалинский областной суд через Углегорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 12 февраля 2019 года.
Председательствующий судья А.С. Вавулина