Решение по делу № 2-3566/2022 от 01.08.2022

УИД05RS0018-01-2022-014745-83

         Дело 2-3566/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 сентября 2022 г. г.Махачкала

Кировский районный суд г. Махачкалы Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Абдулгамидовой А.Ч., при секретаре Абдуллаевой Э.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Махачкалинского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в защиту прав Российской Федерации и законных интересов неопределенного круга лиц к Вагонному ремонтному депо Махачкала - филиалу ООО «Южная вагоноремонтная компания» об обязании выполнения мероприятий, направленных на устранение нарушений законодательства в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности,

У С Т А Н О В И Л:

Махачкалинский транспортный прокурор Южной транспортной прокуратуры обратился в суд с иском Вагоноремонтному депо Махачкала- филиала ООО «Южная вагоноремонтная компания» об обязании выполнения мероприятий, направленных на устранение нарушений законодательства в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Согласно доводам иска, следует, что Махачкалинской транспортной прокуратурой в деятельности вагонного ремонтного депо Махачкала - филиала ООО «Южная вагоноремонтная компания» (вагоноремонтное депо Махачкала) (ИНН ) проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды.

Установлено, что в вагоноремонтном депо Махачкала не в полном объеме обеспечивается исполнение требований законодательства в указанной сфере.

Так в нарушение требований п. 1 ст. 34 и ст. 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», вагоноремонтным депо Махачкала не выполнена обязанность по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

В нарушение требований ст. 67 Федерального закона № 7-ФЗ, ст. 25 Федерального закона № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» и приказа Минприроды России от 28.02.2018 № 74 вагоноремонтным депо Махачкала не разработана программа производственного экологического контроля. В нарушение требований п. 7 ст. 67 Федерального закона № 7-ФЗ, вагоноремонтным депо Махачкала не предоставляется отчетность об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля. В нарушение п. 1 ст. 73 Федерального закона № 7-ФЗ, руководители и специалисты вагоноремонтного депо Махачкала не прошли подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, лица, допущенные к обращению с отходами 1-4 класса опасности, не имеют документы о квалификации.

В нарушение требований п. 1 ст. 34 Федерального закона № 7-ФЗ, приказа Росстата от 09.10.2020 № 627 и приказа Росстата от 08.11.2018 №661 вагоноремонтным депо Махачкала в Северо-Кавказское межрегиональное управление Росприроднадзора не предоставляется статистическая отчетность по форме 2-ТП (отходы) и 2-ТП (воздух).

В нарушение требований закона в вагоноремонтном депо Махачкала учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов не ведется. Кроме этого, отсутствует проект нормативов образования отходов и лимитов их размещения.

В нарушение требований закона в вагоноремонтном депо Махачкала не имеется разработанных паспортов на опасные отходы, образующиеся в результате деятельности предприятия.

В нарушение требований п. 1 ст. 22 и п. 1 ст. 30 Федерального закона № 96-ФЗ, а также ст. 1, 2, 3 приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28 ноября 2019 г. № 811 в вагоноремонтном депо Махачкала не проводится инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не разработаны проекты предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух, а также отсутствует план мероприятий при неблагоприятных метеорологических условиях.

Таким образом, несоблюдение вагоноремонтным депо Махачкала требований законодательства в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности нарушает конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду и оказывает негативное воздействие на окружающую среду.

В нарушение требований закона по настоящее время вагонным депо соответствующий договор с региональным оператором на оказание услуг по обращению с опасными отходами, образующимися в результате производственной деятельности предприятия, не заключен, что может повлечь ухудшение экологической обстановки и нанесение вреда окружающей среде на территории указанного хозяйствующего субъекта.

По выявленным нарушениям прокуратурой в адрес начальника вагоноремонтного депо Махачкала 11.04.2022 внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено.

Согласно ответа депо о результатах рассмотрения вышеназванного представления от 20.04.2022 № 172, а также их письма, поступившего в прокуратуру 17.05.2022, последним были запланированы мероприятия по устранению выявленных прокуратурой нарушений до 2-го квартала 2022 года, в частности, по проведению инвентаризации источников выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, разработке нормативов предельно допустимых выбросов, разработки и оформления программы производственного экологического контроля, разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов их размещения, разработке плана мероприятий при неблагоприятных метеорологических условиях, оформлению декларации о воздействии на окружающую среду, разработке паспортов отходов I- IV классов опасности и подтверждения V класса опасности на отходы, а также по заключению договора с организацией, оказывающей услуги обучения в области окружающей среды и экологической безопасности, для обучения руководителей и специалистов вагонного ремонтного депо Махачкала.

Вместе с тем, по настоящее время вагоноремонтным депо Махачкала надлежащие меры по устранению выявленных в ходе проверки нарушений не приняты, чем грубо нарушены требования законодательства об охране окружающей среды.

В силу части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

На основании ст. 45 ГПК РФ, ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», просит суд обязать вагонное ремонтное депо Махачкала - филиал ООО «Южная вагоноремонтная компания» (ИНН ) в течении 6 (шести) месяцев с момента вступления решения суда в законною силу выполнить следующие мероприятия: -провести инвентаризацию источников выбросов вредных веществ в атмосферный воздух; -разработать нормативы предельно допустимых выбросов; -разработать и оформить программу производственного экологического контроля; -разработать проект нормативов образования отходов и лимитов их размещения; - разработать план мероприятий при неблагоприятных метеорологических условиях; -оформить декларацию о воздействии на окружающую среду; -разработать паспорта отходов I- IV классов опасности и подтверждения V класса опасности на отходы; -заключить договор с региональным оператором для сбора, транспортировки, обработки, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I и II классов опасности в соответствии с федеральной схемой обращения с отходами I и II классов опасности.

Представитель истца помощник прокурора Халикова Л.Х. требования иска поддержала, просила его удовлетворить по основаниям указанным в иске, рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель ответчика по доверенности Кравец А.А. ООО «Южная вагоноремонтная компания» просили рассмотреть дело в их отсутствие, на основании доводов представленных в письменном возражении на иск от 19.09.2022

Согласно письменных возражений на иск, следует, что в целях устранения выявленных нарушений ООО «ЮВК» проведена значительная работа, о чем письмом от ДД.ММ.ГГГГ № 317-0208/22Ф, Вагонное депо Махачкала уведомило Махачкалинского транспортного прокурора.

В целях устранения нарушений и исполнения предписаний от 16.02.2022 г. № 23/1-7-2022/399 и от 11.05.2022 г. № 23/1-7-2022/1057 были проведены следующие мероприятия: 24.05.2022 г. заключены договора с проектной организацией ООО «Региональный центр ЭРА» <адрес> и 46 от 24.05.2022 по оказанию услуг по разработке и согласованию Нормативов допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух

В области обращения с отходами- разработаны паспорта на отходы 1-1V классов опасности, а также оформлены соответствующие документы, подтверждающие V класс опасности отходов. В рамках разработки Проектов НДВ (нормативы допустимых выбросов в атмосферу) и ПЭК (программа экологического контроля) в настоящее время осуществляется следующая работы: инвентаризация отходов производства и потребления и объектов их размещения; инвентаризация источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; расчет нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; оформление плана-графика производственного контроля за соблюдением нормативов ПДВ.

После оформления ПДВ и его подписания со стороны ООО «ЮВК» Проектная документация в установленном порядке будет направлена в специализированную организацию для экспертного исследования на соответствие СанПиН и Управление Роспотребнадзора для получения Санитарно-Эпидемиологического заключения.

Учитывая, что в соответствии с действующими административными регламентами срок рассмотрения проектной документации в каждом органе составляет до 30-ти рабочих дней, ориентировочный срок завершения вышеуказанных работ с учетом всех необходимых корректировок- октябрь-ноябрь 2022 г.

По окончании всех работ, включая согласование ПДВ и получения соответствующей разрешительной документации ООО «Региональный центр ЭРА» обязуется передать ООО «ЮВК» оригиналы всех разработанных документов и соответствующую разрешительную документацию, выданную уполномоченными государственными органами. Сообщаю также, что в пределах вагонного ремонтного депо Махачкала- филиала ООО «ЮВК» обеспечиваются безопасность и санитарно-эпидемиологическое благополучие. Сбор, вывоз, утилизация и обезвреживание отходов I-IV класса опасности, образующихся в результате хозяйственной деятельности вагонным ремонтным депо Махачкала- филиала ООО «ЮВК», осуществляется ООО «ФАСАД» г. Махачкала, согласно Договору от 09.01.2018 г. № 33/03/18, в настоящее время - согласно нового Договора № 08/01/22 от 10 января 2022.

ДД.ММ.ГГГГ с региональным оператором - муниципальным бюджетным учреждением «Махачкала-1» (МБУ «Махачкала-1») заключен договор /А/2022-РО на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО)..

В текущем году отходы I-IV класса опасности: шлам очистки емкостей от нефти и обтирочный материал, загрязненный нефтепродуктами, вывезены и обезврежены ООО «ФАСАД» 18.03.2022 г. Акт № 840 от 18.03.2022 г. на выполнение работ-услуг прилагается. Оплата по договору № 08/01/22 от 10.01.2022 г. и счету № 840 от 18.03.2022 г. в размере 58 630,00 рублей произведена 14.04.2022 платежным поручением № 393 от 14.04.2022

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на промывочно-пропарочной станции вагонного ремонтного депо Махачкала- филиала ООО «ЮВК» образовались отходы 1-4 класса опасности в количестве 40 кг, которые хранятся в специальной бочке с закрывающейся крышкой. Вывоз и обезвреживание указанных отходов производится по мере накопления по заявке вагонного ремонтного депо.

В целях обучения работников вагонного ремонтного депо Махачкала по программе «Обеспечение экологической безопасности при работах в области обращения с опасными отходами I-IV класса опасности» заключен договор № ЕВИДПО-2735 от 18.04.2022 по результатам которого обученным сотрудникам выданы удостоверения о повышении квалификации.

Таким образом, в настоящее время ООО «ЮВК» практически выполнены требования, зафиксированные Предписаниями транспортной прокуратуры г. Махачкала от 16.02.2022 г. № 23/1-7-2022/399 и от 11.05.2022 г. № 23/1-7-2022/1057. Однако в полном объеме выполнить Предписания в установленные сроки не представляется возможным.

Согласно ФЗ «О государственном контроле» уполномоченное должностное лицо контрольного (надзорного) органа по ходатайству контролируемого лица вправе внести изменения в решение в сторону улучшения положения контролируемого лица.

При этом должностное лицо контрольного (надзорного) органа может отсрочить исполнение решения на срок до одного года, о чем принимается соответствующее решение. Кроме того, обращают внимание, что 19.03.2022г. Постановлением Правительства РФ были установлены ограничения на проведение контрольных (надзорных) мероприятий, плановых проверок при осуществлении государственного контроля.

На основании изложенного ходатайствует о продлении срока исполнения Предписаний от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ .

Исследовав материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд пришёл к следующему.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, ст. 27, ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. В этом случае прокурор выступает представителем неопределенного круга физических лиц, поскольку в силу закона действует в их интересах. Такое требование процессуального закона соблюдено, а основанием для обращения прокурора явилась необходимость осуществления защиты законных прав и интересов граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию.

В соответствии с п. 1 ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

Согласно п. 1 ст. 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ, объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством РФ федеральном органе исполнительной власти, за исключением объектов, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и федеральном органе исполнительной власти в области обеспечения безопасности в отношении подведомственных ему объектов или органе исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с их компетенцией.

Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов (п. 2 ст. 69.2 ФЗ ).

В соответствии с п. 1 ст. 67 Федерального закона № 7-ФЗ производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический * контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля (п. 2 ст. 67 ФЗ ).

Согласно п. 1 ст. 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух, должны осуществлять охрану атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха (п. 2 ст. 25 Федерального закона ).

Пунктом 3 Федерального закона установлено, что сведения о лицах, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного контроля за охраной атмосферного воздуха представляются в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный экологический контроль (надзор) или региональный государственный экологический контроль.

Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ утверждены требования к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля.

В соответствии с п. 7 ст. 67 Федерального закона № 7-ФЗ юридические лица, за исключением юридических лиц, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и индивидуальные предприниматели обязаны представлять в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и в сроки, которые определены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Юридические лица, подведомственные    федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, обязаны представлять в указанный федеральный орган исполнительной власти отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и сроки, которые определены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п. 1 ст. 73 Федерального закона № 7-ФЗ руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Приказом Росстата от ДД.ММ.ГГГГ утверждены формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления.

Приказом Росстата от ДД.ММ.ГГГГ утвержден статистический инструментарий для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за охраной атмосферного воздуха.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» - отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшей утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.

В процессе деятельности вагоноремонтного депо Махачкала осуществляется накопление отходов, образовавшихся у предприятия для последующей их утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.

Учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов осуществляется в соответствии с Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами» и Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами».

В соответствии с данными приказами учет в области обращения с отходами ведется на основании фактических измерений количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов.

В случае невозможности произвести фактические измерения количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов, учет ведется на основании следующих источников: технической и технологической документации; бухгалтерской документации; актов приема-передачи; договоров.

Учету подлежат все виды отходов I-V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период.

Данные учета в области обращения с отходами ведутся в электронном виде. При отсутствии технической возможности ведения в электронном виде данные учета в области обращения с отходами оформляются в письменном виде.

Заполнение таблиц данных учета в области обращения с отходами осуществляется лицом, ответственным за учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, по мере образования, использования, обезвреживания отходов, передачи отходов другим лицам или получения отходов от других лиц, размещения отходов.

Данные учета обобщаются по итогам очередного квартала (по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года), а также очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным) в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за указанным периодом.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица обеспечивают полноту, непрерывность и достоверность учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Пунктом 2 ст. 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», предусмотрено, что нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

Согласно ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства й потребления»: юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности; на отходы I-IV класса опасности должен быть составлен паспорт.

Порядок паспортизации отходов установлен постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности» (вместе с «Правилами проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности»).

Паспорт отходов I - IV классов опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, а также оценки их опасности в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица для составления паспорта подтверждают отнесение отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона № 96-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.

Согласно п. 1 ст. 30 Федерального закона № 96 юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.

Статьей 1 приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28 ноября 2019 г. № 811, установлено, что требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее - Требования, мероприятия, выбросы, НМУ) распространяются на разработку, согласование и организацию работ по реализации мероприятий в периоды НМУ на объектах I, II и III категорий, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, на которых расположены источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Согласно ст. 2 приказа № 811 мероприятия по уменьшению выбросов в периоды НМУ разрабатываются и реализуются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Согласно ст. 3 приказа № 811 при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий хозяйствующие субъекты обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.

Пунктом 4 ст. 14.2 Федерального закона № 89-ФЗ определено, что индивидуальные предприниматели, юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, федеральный оператор, операторы по обращению с отходами I и II классов опасности, региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами обязаны осуществлять свою деятельность в соответствии с федеральной схемой обращения с отходами I и II классов опасности.

В соответствии с пп. 1,3 ст. 14.4 Федерального закона № 89- ФЗ индивидуальные предприниматели, юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности (далее - опасные отходы), осуществляют обращение с данными отходами самостоятельно при наличии в собственности или на ином законном основании объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I и II классов опасности. В иных случаях индивидуальные предприниматели, юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, передают данные отходы федеральному оператору в соответствии с договорами на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности.

Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, не вправе отказаться от заключения договора на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности с федеральным оператором по обращению с отходами I и II классов опасности, за исключением случаев самостоятельного обращения с отходами I и II классов опасности, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.

Согласно представления об устранении нарушений требований законодательства об охране окружающей среды, причин и условий им способствующих Махачкалинского транспортного прокурора Ярмухамедова Р.Ф. от 11.04.2022 года №2311-32022\831, адресованного директору вагоноремонтного депо Махачкала-филиала ООО «Южная вагоноремонтная компания», прокурором потребовано безотлагательно принять конкретные меры, направленные на устранение выявленных в ходе проверки вышеприведенных нарушений закона, а также причин и условий, им способствующих и недопущении впредь, рассмотреть вопрос о привлечении к установленной законом ответственности работников предприятия, допустивших нарушения закона.

Согласно ч.2 ст.68 ГПК РФ, признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств. Признание заносится в протокол судебного заседания. Признание, изложенное в письменном заявлении, приобщается к материалам дела.

Из возражений ответчика, ответов на запросы и представление прокурора, следует, что ответчик признает допущенные нарушения законодательства об охране окружающей среды в организации, предпринимает конкретные меры по их устранению, обязуется до конца второго квартала 2022 года их устранить.

Из письменных возражений, следует, что для полного исполнения требований предписания, требований иска необходимо более длительное время.

Согласно доводов иска, следует, что истцом заявлено в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, исполнить требования иска.

Суд считает, что данный срок разумным и достаточным с учетом административных процедур заключения договоров, составления и согласования планов и графиков, проектов.

При таких обстоятельствах, судом, установлен факт нарушения ответчиком законодательства об охране окружающей среды и обязанность устранения нарушений в указанный срок.

Доводы ответчика о том, что часть мероприятий исполнена не может являться основанием для отказа в иске, не рассматривается в отрыве от всех заявленных требований и подлежит проверке, в том числе на этапе исполнения решения суда.

В силу ст. ст. 8, 12 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но, в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Статьей 1 Федерального закона от 04.05.1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" предусмотрено, что атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений.

В обязанность юридических лиц вменена охрана атмосферного воздуха, предусматривающая принятие мер по улучшению качества атмосферного воздуха и предотвращения его вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду.

Статьей 42 Конституции Российской Федерации, закреплено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Незаконное бездействие и действия ответчика нарушает право, предоставленное гражданам ст. 3 Федерального закона N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", на обеспечение права человека на благоприятную окружающую среду. Невыполнение ответчиком обязанностей по соблюдению требований природоохранного законодательства нарушает права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц, что в соответствии со ст. 45 ГПК РФ предоставляет прокурору право обратиться в суд для защиты этих прав и интересов.

Таким образом, суд находит, необходимым удовлетворить исковые требования Махачкалинского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в защиту прав Российской Федерации и законных интересов неопределенного круга лиц.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

                        Р Е Ш И Л:

Исковые требования Махачкалинского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в защиту прав Российской Федерации и законных интересов неопределенного круга лиц - удовлетворить.

Обязать Вагонное ремонтное депо Махачкала - филиал ООО «Южная вагоноремонтная компания» (ИНН в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления решения суда в законною силу выполнить следующие мероприятия:

- провести инвентаризацию источников выбросов вредных веществ в атмосферный воздух;

-разработать нормативы предельно допустимых выбросов;

-разработать и оформить программу производственного экологического контроля; -разработать проект нормативов образования отходов и лимитов их размещения; - разработать план мероприятий при неблагоприятных метеорологических условиях;

-оформить декларацию о воздействии на окружающую среду;

-разработать паспорта отходов I- IV классов опасности и подтверждения V класса опасности на отходы;

-заключить договор с региональным оператором для сбора, транспортировки, обработки, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I и II классов опасности в соответствии с федеральной схемой обращения с отходами I и II классов опасности.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда РД в месячный срок, со дня его вынесения, в окончательной форме, через районный суд.

(Мотивированное решение изготовлено 27.09.2022 г.)

Судья А.Ч.Абдулгамидова

2-3566/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Махачкалинский транспортный прокурор Южной транспортной прокуратуры
Ответчики
Вагоноремонтное депо Махачкала - филиал ООО "Южная вагоноремонтная компания"
Другие
Северо-Кавказское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
Суд
Кировский районный суд г. Махачкала
Судья
Абдулгамидова Айбике Чанакановна
Дело на странице суда
kirovskiy.dag.sudrf.ru
01.08.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.08.2022Передача материалов судье
03.08.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.08.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.09.2022Подготовка дела (собеседование)
02.09.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.09.2022Судебное заседание
20.09.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее