Гр. дело № 2-921/2021 года
УИД № 34RS0018-01-2021-00139-04
Решение
Именем Российской Федерации
(заочное)
Калачёвский районный суд Волгоградской области в составе председательствующего федерального судьи Запорожской О.А., при секретаре Бердниковой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Калач-на-Дону 13 октября 2021 года гражданское дело по иску Государственного казенного учреждения Республики Башкорстостан Центр организации дорожного движения к Якушеву А.Ю., Кан В.С. о взыскании суммы ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования регионального и/или межмуниципального значения Республики Башкортостан, при перевозке тяжеловесного груза,
Установил:
Государственное казенное учреждение Республики Башкорстостан Центр организации дорожного движения (далее ГКУ РБ ЦОДД) обратилось в Калачёвский районный суд Волгоградской области с исковым заявлением к Якушеву А.Ю., Кан В.С. о взыскании суммы ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования регионального и/или межмуниципального значения Республики Башкортостан при перевозке тяжеловесного груза в размере 55155 рублей.
В обоснование заявленного требования истец указал следующее.
26 февраля 2021 годапри осуществлении весового контроля на стационарном пункте весового контроля№ на 67 км. <адрес> а/д регионального значения РБ «Уфа - Инзер-Белорецк»сотрудниками контрольно-надзорного органа совместнос сотрудниками ГКУ РБ ЦОДД произведено взвешивание транспортного средства- грузового седельного тягача, <данные изъяты> государственный регистрационный знак №, полуприцеп маркиШварцмюллер, государственный регистрационный знак ВУ 2863 77, принадлежащих ответчикам, под управлением водителяФИО5
В ходе проверки выявлено превышение допустимых осевых нагрузок транспортного средства, а так же отсутствие специального разрешения, на перевозку тяжеловесного груза, предусмотренного частью 1 статьи 31 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
По результатам взвешивания специалистами пункта весового контроля был составлен акт№165 от26 февраля 2021 года о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось.
В связи с превышением допустимых осевых нагрузок транспортного средства сумма ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования регионального и/или межмуниципального значения Республики Башкортостан, составила 55155 рублей. Указанная сумма в добровольном порядке уплачена не была.
ГКУ РБ ЦОДЦ направила претензионное письмо№2931 от28 апреля 2021 годао необходимости уплаты суммы ущерба, однако денежные средства в возмещение ущерба не уплачены.
Просит суд взыскать солидарно с ответчиков Якушева А.Ю., Кан В.С. 55155 рублей в счет суммы ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан при перевозке тяжеловесного груза по автомобильным дорогам Республики Башкортостан.
Представитель истца ГКУ РБ ЦОДД в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела без его участия, не возражает против рассмотрения дела в порядке заочного производства (л.д. 7).
Ответчики Якушев А.Ю., Кан В.С. в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом, причины неявки суду не известны, возражений по существу заявленных требований не представлено.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон, в порядке заочного производства.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В силу ч. 2 ст. 195 ГПК РФ суд первой инстанции основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании. В соответствии с ч. 1 ст. 196 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены, и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск (заявление) удовлетворению.
В силу пункта 23.5 Правил дорожного движения Российской Федерации движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, осуществляется с учетом требований Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Согласно ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.
Порядок организации перевозки различных видов грузов автомобильным транспортом, обеспечения сохранности грузов, транспортных средств и контейнеров, а также условия перевозки грузов и предоставления транспортных средств для такой перевозки предусмотрены Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 года № 272.
В соответствии с пунктом 5 Правил под «тяжеловесным транспортным средством" понимается транспортное средство, масса которого с грузом или без груза превышает допустимую массу транспортного средства и (или) нагрузка на ось которого превышает допустимую нагрузку на ось транспортного средства. При этом под допустимой массой транспортного средства или допустимой нагрузкой на ось транспортного средства соответственно понимаются масса транспортного средства согласно приложению № 1 или нагрузка на ось транспортного средства согласно приложению № 2 либо масса транспортного средства или нагрузка на ось транспортного средства, значения которых установлены в отношении отдельной автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) владельцем этой автомобильной дороги при соблюдении следующих условий:
указанные значения массы транспортного средства превышают значения, предусмотренные приложением № 1 к настоящим Правилам, и (или) указанные значения нагрузки на ось транспортного средства превышают значения, предусмотренные приложением № 2 к настоящим Правилам;
владельцем автомобильной дороги установлены соответствующие дорожные знаки и на официальном сайте владельца автомобильной дороги в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещена соответствующая информация;
транспортно-эксплуатационные характеристики автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) соответствуют указанным значениям массы транспортного средства и (или) нагрузки на ось транспортного средства;
крупногабаритное транспортное средство - транспортное средство, габариты которого с грузом или без груза превышают предельно допустимые габариты транспортного средства согласно приложению № 3.
В Приложении №2 к Правилам определена допустимая нагрузка на ось транспортного средства.
Согласно ст. 9 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ порядок выдачи специального разрешения, указанного в части 1, 1.1 или 2 настоящей статьи, включая порядок согласования маршрута тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, порядок осуществления весового и габаритного контроля (в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля) и порядок установления постоянных маршрутов (в том числе маршрутов, движение по которым осуществляется в соответствии со специальным разрешением, выданным в упрощенном порядке в соответствии с частью 17 настоящей статьи) указанных в настоящей части транспортных средств, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 31.01.2020 N 67 " Об утверждении правил возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами, об изменении и признании утратившими силу некоторых актов правительства Российской Федерации " установлен порядок возмещения вреда.
Согласно п. 2 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (утв. постановлением Правительства РФ от 31 января 2020 года № 67, вред, причиняемый транспортными средствами автомобильным дорогам (далее - вред), подлежит возмещению владельцами транспортных средств (до 31.01.2020 действовало постановление Правительства РФ от 16.11.2009 № 934 (ред. от 27.12.2014) "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации".
В соответствии с п. 3 Правил осуществление расчета и взимания платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством, Государственной компанией "Российские автомобильные дороги", органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, владельцами частных автомобильных дорог в отношении соответственно участков автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог, переданных в доверительное управление Государственной компании "Российские автомобильные дороги", участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут движения транспортного средства.
Согласно п. 2 ч. 13 ст. 31 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения.
В соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан№28 от02 февраля 2012 года«Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения» автомобильная дорога «Уфа- Инзер-Белорецк» является автомобильной дорогой регионального значения.
В судебном заседании установлено.
ДД.ММ.ГГГГ при осуществлении весового контроля на стационарном пункте весового контроля№ <адрес>, на67 км. автодороги регионального значения Республики Башкортастан «Уфа - Инзер-Белорецк»сотрудниками контрольно-надзорного органа совместнос сотрудниками ГКУ РБ ЦОДД произведено взвешивание транспортного средства грузового седельного тягача, <данные изъяты>, государственный регистрационный знак № с полуприцепом маркиШварцмюллер, государственный регистрационный знак ВУ 2863 77, принадлежащих ответчикам, под управлением водителяФИО5
В результате взвешивания выявлено превышение допустимых осевых нагрузок транспортного средства, а также отсутствие специального разрешения на перевозку тяжеловесного груза.
Таким образом, Якушев А.Ю. и Кан В.С. допустили превышение установленных предельных значений полной массы и осевых нагрузок при отсутствии специального разрешения при перевозке груза автомобильным транспортном - грузовым седельным тягачом, марки Ивеко Стралис, государственный регистрационный знак О 754 ЕЕ 190 с полуприцепом марки Шварцмюллер, государственный регистрационный знак ВУ 2863 77 на региональной автомобильной дороге Уфа - Инзер - Белорецк.
Ответчиками суду не были представлены документы, подтверждающие разрешение на перевозку крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам регионального и межмуниципального значения.
В соответствии со ст. 1079 ГК РФ, юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной связанной с нею деятельностью и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
При таких обстоятельствах суд находит исковые требования ГКУ РБ ЦОДД к Якушеву А.Ю., Кан В.С. о взыскании суммы ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования регионального и/или межмуниципального значения Республики Башкортостан при перевозке тяжеловесного груза в размере 55155 рублей обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Учитывая, что исковые требования ГКУ РБ ЦОДД удовлетворены, а оно освобождено от уплаты государственной пошлины при подаче иска в суд, то с ответчиков на основании ч.1 ст.103 ГПК РФ следует взыскать государственную пошлину в бюджет Калачёвского муниципального района Волгоградской области в размере 1 855 рублей, по 927 рублей 50 копеек с каждого.
Руководствуясь ст. ст. 194-198,233-237 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования Государственного казенного учреждения Республики Башкортостан Центр организации дорожного движения к Якушеву А.Ю., Кан В.С. о взыскании суммы ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования регионального и/или межмуниципального значения Республики Башкортостан, при перевозке тяжеловесного груза - удовлетворить.
Взыскать с Якушева А.Ю., Кан В.С. в пользу Государственного казенного учреждения Республики Башкортостан Центр организации дорожного движения сумму ущерба в размере 55155 (пятьдесят пять тысяч сто пятьдесят пять) рублей 00 копеек- солидарно.
Взыскать с Якушева А.Ю., Кан В.С. в бюджет Калачёвского муниципального района Волгоградской области государственную пошлину в размере 1855 (одна тысяча восемьсот пятьдесят пять) рублей 00 копее, по 927 (девятьсот двадцать семь) рублей 50 копеек с каждого.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Волгоградский областной суд через Калачёвский районный суд.
Ответчик вправе подать в Калачёвский районный суд Волгоградской области заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчик вправе обжаловать заочное решение Калачёвского районного суда Волгоградской области в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий
Федеральный судья: