Дело № 2-152/2016 КОПИЯ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(мотивированное)
с. Орда 4 мая 2016 года
Ординский районный суд Пермского края
в составе председательствующего судьи Тутыниной Т.Н.,
с участием прокурора Новокрещенных А.С.,
представителя ответчика администрации Ординского сельского поселения Кузнецовой Н.В., Голузина Р.И.,
представителя третьего лица администрации Ординского муниципального района Старовойта Д.П.
при секретаре П
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ординского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Ординского сельского поселения Ординского муниципального района Пермского края о возложении обязанности зарегистрировать право собственности на объекты водоотведения, определения обслуживающей организации,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ординского района, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ответчику, требуя возложить на ответчика обязанность выполнить мероприятия по включению в реестр муниципальной собственности бесхозяйных объектов водоотведения: канализационных сетей (труб, колодцев, накопителей) многоквартирных жилых домов № по <адрес>; определить организацию, которая будет обязана обслуживать данный объект.
Свои требования прокурор мотивировал тем, что проведенной проверкой установлено, что по заявлению администрации Ординского сельского поселения указанные объекты с ДД.ММ.ГГГГ г. поставлены на учет в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю как бесхозяйные, что следует из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, № регистрации №, № от ДД.ММ.ГГГГ г.
Регистрация права на указанные объекты водоотведения не произведена, недвижимое имущество является бесхозяйным, информация о регистрации прав на спорные объекты отсутствует, собственник данных объектов не установлен, в реестре муниципальной собственности они не значатся, в ведение или управление организаций или предприятий не переданы, в настоящее время ни у кого на балансе не состоят.
Спорные объекты относятся к объектам коммунальной инфраструктуры, и органы самоуправления обязаны организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы сетей и сооружений, в том числе бесхозяйных систем водоотведения, а также обеспечить включение бесхозяйных объектов недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ г. принято заявление об изменении исковых требований, согласно которого прокурор просит обязать Ординское сельское поселение в лице администрации Ординского сельского поселения в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу зарегистрировать право собственности на бесхозяйные объекты водоотведения - канализационные сети (трубы, колодцы, накопители) многоквартирных жилых домов № по ул. <адрес> и определить организацию, которая до момента регистрации права собственности будет обслуживать указанные бесхозяйные объекты водоотведения.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал в полном объеме.
Представители ответчика Кузнецова Н.В., Голузин Р.И. иск не признали, суду пояснили, что требования прокурора не соответствуют требованиям закона, спорное имущество состоит на учете в качестве бесхозяйного. Оснований для постановки его на учет в реестр муниципальной собственности нет. Они исчерпывающие в соответствии с Законом Пермского края от 2007 года «О наделении собственностью Ординского сельского поселения» - договор купли-продажи, акт введения в эксплуатацию строящегося объекта, договор дарения, выморочное имущество или решение суда. Перечень не предусматривает включение в муниципальную собственность бесхозяйного имущества. Ординское сельское поселение наделил собственностью муниципальный район, передав часть своего имущества по Закону Пермского края. Однако спорное имущество указанным Законом сельскому поселению передано не было. Предыдущий правообладатель Ординский муниципальный район, сельское поселение указанным имуществом не наделил, сохранив право собственности за собой. Из представленных суду документов видно, что канализационные сети находятся в казне муниципального района. Поэтому считают, что иск прокурора о возложении обязанности на сельское поселение о включении в реестр муниципальной собственности бесхозяйного имущества канализационных сетей является незаконным. В иске просят отказать.
Представитель третьего лица администрации Ординского муниципального района Старовойт Д.П. с иском не согласен, представил письменный отзыв, в котором указал, что согласно Постановлению Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 в состав общего имущества в многоквартирном доме включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 водоотведение - это отвод бытовых стоков из жилого дома (домовладения), из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам.
Из выгребных ям по <адрес>, централизованное отведение сточных вод не осуществляется, в силу отсутствия у них стыков с централизованными системами водоотведения муниципального образования, что исключает возможность отведения сточных вод к конечным точкам - очистным сооружениям. То есть, водоотведение в данных домах осуществляется по внутридомовым инженерным системам.
Таким образом, выгребные ямы по <адрес> не относятся к системам централизованного отведения и являются частью общедомового имущества многоквартирных домов, присоединенных к данным выгребным ямам.
Согласно позиции Пленума ВАС, отраженной в Постановлении от 23.07.2009 г. № 64 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания», собственнику отдельного помещения в здании во всех случаях принадлежит доля в праве общей собственности на общее имущество здания.
Согласно ст. 289, 290 Гражданского кодекса РФ, собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома, находящееся, в том числе за пределами квартиры и обслуживающее более одной квартиры.
Указанные нормы устанавливают запрет на отчуждение названного права отдельно от квартиры, что говорит об отсутствии правовых оснований для регистрации права собственности бесхозяйных объектов за иными лицами, кроме собственников квартир, так как возникновение права собственности на общедомовое имущество в многоквартирном доме неразрывно связано с возникновением права собственности на квартиру.
Согласно ст. 40 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», при государственной регистрации права собственности на квартиру или нежилое помещение в многоквартирном доме одновременно осуществляется государственная регистрация доли в праве общей собственности на помещения и земельный участок, составляющие общее имущество в нем.
Таким образом, учитывая также положения ст. 38 Жилищного кодекса РФ, считает, что регистрировать право собственности за кем либо нет необходимости, так как в силу указанных норм права, учитывая, что право на все квартиры в многоквартирных домах по <адрес> уже зарегистрировано за жильцами, регистрация права собственности на объекты общедомового имущества осуществляется автоматически при регистрации права собственности на квартиры независимо от воли приобретателя помещения в многоквартирном доме.
Кроме того, согласно указанной нормы, государственная регистрация права собственности на многоквартирный дом не осуществляется. Таким образом, ни многоквартирный дом, ни общедомовое имущество в нем не могут быть отдельным элементом имущественного права, так как имущество многоквартирного дома следует судьбе права собственности на расположенное в нем жилое помещение и не может существовать отдельно от него. То есть, не могут быть зарегистрированы отдельно от права собственности на квартиры и за кем-либо, кроме собственника квартир в многоквартирном доме.
Свидетель П В.Р. суду пояснил, что в ДД.ММ.ГГГГ г. наружная канализация между домами № по <адрес> стала выбегать наружу. Он, как старший по дому стал выяснять, кому принадлежат канализационные сети многоквартирных домов. Оказалась, что канализационные сети никому не принадлежат. Обратились в суд с заявлением к администрации Ординского сельского поселения о возложении обязанности поставить их на учет как бесхозяйные. На учет канализационные сети как бесхозяйные были поставлены. В дальнейшем через год сельское поселение данное имущество на баланс не приняло и не содержит, право собственности не регистрирует. Жители домов страдают от бездействия сельского поселения, канализационные сети являются бесхозяйными, опасными для жителей села, т.к. никто их не содержит, не обслуживает, трубы разрушаются, их ремонтом никто не занимается, нужен собственник. Канализационным сетям домов № по ул. <адрес> по <адрес> более 20 лет. МП «Т» по договору с жильцами домов осуществляет откачку и вывоз жидких бытовых отходов. Откачивается на полметра, остальные 5,5 метра глубиной отстаиваются. Поскольку полностью накопители не очищаются, они приходят в непригодность. МП «Т» содержанием, ремонтом канализационных сетей, накопителей не занимается.
Свидетель Ч В.А. суду пояснил, что является председателем ТСЖ «П». Собственника канализационных сетей домов №, по <адрес> нет более 20 лет. Канализационные сети состоят на учете как бесхозяйные, никто их в собственность не регистрирует. Вывоз нечистот в данных многоквартирных домах осуществляет МП «Т» на основании договора с собственниками квартир и квартиросъемщиками по найму. Канализационные сети, накопители МП «Т» не обслуживает. Канализационные сети данных многоквартирных домов составляют систему централизованного водоотведения на 6 домов, имеется два накопителя.
Выслушав прокурора, представителя ответчика, представителя третьего лица, свидетелей, исследовав представленные доказательства, суд полагает иск подлежащим удовлетворению.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения относятся к ведению органов местного самоуправления поселения.
Согласно ст. 50 указанного Федерального закона в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения. В частности в собственности поселений может находиться имущество, предназначенное для водоснабжения и водоотведения.
В силу п. 4.3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений и муниципальных районов обладают, в том числе, и полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении». У4
Части 1, 1.1 ст. 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» закрепляют обязанность органов местного самоуправления сельских поселений принимать меры по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Как следует из ст. 2 Жилищного Кодекса РФ, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, обеспечивают защиту прав и законных интересов потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда.
В соответствии с п. 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491 в состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» в соответствии с Жилищным Кодексом РФ утверждены «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», которые регулируют отношения между потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права, обязанности и ответственность.
Согласно п. 2 указанных Правил в жилых домах внутридомовые инженерные системы включают расположенные в пределах земельного участка, на котором расположен жилой дом, а также находящиеся в жилом доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, с использованием которых осуществляется потребление коммунальных услуг.
К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, которыми является совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для подачи коммунальных ресурсов к внутридомовым инженерным системам (отвода бытовых стоков из внутридомовых инженерных систем).
На основании п. 4 Правил, в состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг входит водоотведение, под которым понимается отвод бытовых стоков из жилого дома (домовладения), из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам.
В соответствии с п. 8 Приложения № 1 к вышеуказанным Правилам требованием нормативного уровня и режима обеспечения коммунальными услугами в части водоотведения является бесперебойное круглосуточное водоотведение в течение года. Допустимая продолжительность перерыва водоотведения не более 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно (в том числе при аварии).
Пунктом 33 Правил потребителю предоставлено право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.
В соответствии с п. 5.1, 5.2, 5.4 СанПиН 3.1./3.2.1379-03 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней» благоустройство населенных пунктов должно быть направлено на предупреждение возникновения и распространения инфекционных болезней и соответствовать санитарным нормам и правилам, жилые помещения должны соответствовать санитарным правилам в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока.
Пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» закреплено, что муниципальные образования владеют, пользуются и распоряжаются только тем имуществом, которое является муниципальной собственностью.
Статьей 2 Федерального закона от 21.07.1992 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имуществ и сделок с ним» установлено, что государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В силу ст. 4 Закона № 122-ФЗ обязательной государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст.ст. 130, 131, 132, 164 ГК РФ.
Статьей 130 ГК РФ к недвижимым вещам отнесены земельные участки, участки недр, обособленные объекты и всё, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. Канализационные сети неразрывно связаны с землей, являются недвижимым имуществом.
Таким образом, законодательством Российской Федерации установлена обязанность регистрации прав на недвижимое имущество, принадлежащее гражданам и организациям, в том числе, органам государственной власти и органам местного самоуправления.
Как усматривается из материалов дела, администрацией Ординского сельского поселения сети канализации по адресу: <адрес>, сети канализации д. № <адрес> <адрес> ДД.ММ.ГГГГ г. поставлены на учет в качестве бесхозяйных (л.д. 40-41).
По настоящее время право собственности на данные объекты ни за кем не зарегистрировано (л.д. 42-44).
Что установлено в ходе проведенной прокуратурой Ординского района проверки по обращению председателя ТСН «П» Ч В.А.
В реестре муниципальной собственности Ординского сельского поселения Ординского района, в муниципальной собственности Ординского муниципального района, в реестре федерального имущества, в реестре государственной собственности указанные объекты не значатся (л.д. 45, 80, 70, 67, 71), в МП «БТИ Ординского района» сведений о правообладателях не имеется (л.д. 68). Согласно информации Кунгурского филиала ЦТИ Пермского края сети канализации к домам № по <адрес> не учтены и не зарегистрированы. В технический паспорт домов сети канализации не входят (л.д. 5 гражданское дело № 2-41/2011).
Согласно информации Комитета имущественных и земельных отношений администрации Ординского муниципального района при строительстве многоквартирных домов по <адрес> и <адрес> в проектной документации канализационные сети не предусмотрены (л.д. 79).
Государственная регистрация права на указанные объекты водоотведения не произведена, недвижимое имущество является бесхозяйным, информация о регистрации прав на спорные объекты отсутствует, собственник данных объектов не установлен, в реестре муниципальной собственности они не значатся, в ведение или управление организаций или предприятий не переданы, в настоящее время ни у кого на балансе не состоят.
Право собственности на указанные объекты недвижимого имущества подлежит государственной регистрации на основании ст. ст. 130, 131 ГК РФ, ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Согласно ч. 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Спорные объекты, признанные в установленном законом порядке бесхозяйными, относятся к объектам коммунальной инфраструктуры и органы самоуправления обязаны организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы сетей и сооружений, в том числе, бесхозяйных систем водоотведения, а также обеспечить включение недвижимого имущества в реестр муниципальной собственности на бесхозяйные объекты.
В настоящее время сети канализации никем не обслуживаются, не ремонтируются. С МП «Т» заключены договоры с жителями многоквартирных домов по откачке, вывозу жидких бытовых отходов. Ремонт и обслуживание накопителей по данным договорам не осуществляется (л.д. 9 дело № 2-41/2011).
В соответствии с ч. 5 ст. 8 Федерального закона № 416-ФЗ в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам, со дня подписания с органом местного самоуправления поселения передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности.
Оценивая в совокупности представленные доказательства, суд находит исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению в полном объеме. Администрация Ординского сельского поселения в силу Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и Устава Ординского сельского поселения обязана организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы сетей и сооружений водоотведения, в том числе, бесхозяйных систем, а также обеспечить признание права муниципальной собственности на бесхозяйные системы.
Включение объектов водоотведения в реестр муниципальной собственности позволит исключить бесконтрольное состояние спорных объектов и создаст условия для беспрепятственного обеспечения надежного и бесперебойного обслуживание населения.
При этом, суд находит правильным установить срок для исполнения требования о регистрации права собственности на сети канализации в 3 месяца с момента вступления решения суда в законную силу, т.к. на таком сроке настаивает истец, а суд не может самостоятельно выйти за пределы исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Иск прокурора Ординского района удовлетворить.
Возложить на Ординское сельское поселение в лице администрации Ординского сельского поселения в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу зарегистрировать право собственности на бесхозяйные объекты водоотведения: канализационные сети (трубы, колодцы, накопители) многоквартирных жилых домов № по <адрес> и дом № по ул. <адрес>.
Возложить на Ординское сельское поселение в лице администрации Ординского сельского поселения обязанность определить организацию, которая до момента регистрации права собственности будет обслуживать бесхозяйные объекты водоотведения - канализационные сети (трубы, колодцы, накопители) многоквартирных жилых домов № по <адрес> и дом № по ул. <адрес>
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ординский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: подпись Т.Н. Тутынина
Копия верна судья: