РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Дело № 2-1774/2017
г. Абакан 04 апреля 2017 г.
Абаканский городской суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Земба М.Г.,
при секретаре Сандыковой К.А.,
с участием истцов Бута С.С., Бут А.А., одновременно представляющей интересы истцов Бут О.С., Бута С.С.,
третьих лиц Коченова П.Н., Синицына Р.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам Бут А.А., Бут О.С., Бута С.С. к Кредитному потребительскому кооперативу «Сибирский Капитал» об исключении из состава учредителей кооператива,
УСТАНОВИЛ:
Бут А.А. обратилась в суд с иском к Кредитному потребительскому кооперативу «Сибирский капитал» (далее – КПК «Сибирский Капитал», Кооператив) об исключении из состава учредителей Кооператива.
Бут О.С. обратилась в суд с иском к КПК «Сибирский Капитал» об исключении из состава учредителей Кооператива.
Бут С.С. обратился в суд с иском к КПК «Сибирский Капитал» об исключении из состава учредителей Кооператива.
Заявленные исковые требования мотивированы тем, что истцы неоднократно в 2014, 2015, 2015 гг. направляли ответчику заявления о выходе из состава учредителей Кооператива, однако, председатель правления не выполнил свои обязанности и не зарегистрировал данные изменения в налоговом органе. Кроме того, истцы не исполняли обязанности членов Кооператива, не принимали участие в управлении Кооперативом, в связи с чем, председатель правления должен был самостоятельно исключить их из кооператива. Ссылаясь на положения Федерального закона «О кредитной кооперации», указывая, что членство в кооперативе основано на добровольных началах, Бут. А.А., Бут О.С., Бут С.С. просили исключить их из состава КПК «Сибирский Капитал».
Определением суда от 14.03.2017 указанные гражданские дела объединены в одно производство.
На основании определения суда от 14.03.2017 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Коченов П.Н., Москаленко Н.С., Лалетин Р.А., Коченов Н.А., Белек Н.Н., Синицын Р.П., Павлова О.В., Захаров В.В., Топоев Е.Н., Безденежных М.Н., Грачева К.В., Коков И.А..
В судебном заседании истцы Бут С.С., Бут А.А., одновременно по доверенностям представляющая интересы истцов Бут О.С., Бута С.С., настаивали на удовлетворении требований по изложенным в исках основаниям.
Представитель ответчика КПК «Сибирский капитал» в судебное заседание не явилась, будучи извещенной о времени и месте его проведения надлежащим образом. От председателя правления Кооператива Швыдченко Е.Н., действующей на основании выписки из ЕГРЮЛ, поступило заявление с указанием причин невозможности явки в судебное заседание, ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие. С учетом мнений лиц, участвующих в деле, суд определил, рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика на основании ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ).
Третье лицо Коченов П.Н. в судебном заседании не возражал против удовлетворения заявленных исковых требований, указал, что заявления от истцов о выходе их из состава учредителей Кооператива, он, будучи председателем правления КПК «Сибирский Капитал», получал, однако в связи с отсутствием времени они исключены не были.
Третье лицо Синицын Р.П. в судебном заседании также не возражал против удовлетворения исковых требований.
Иные третьи лица в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте его проведения надлежащим образом, что подтверждается вернувшимися почтовыми уведомлениями и конвертами. Москаленко Н.С., Коков И.В., Топоев Е.Н. ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие; иные третьи лица о причинах неявки не сообщили. С учетом мнения лиц, участвующих в деле, руководствуясь ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, суд определил, рассмотреть дело в отсутствие неявившихся третьих лиц.
Выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане (физические лица) приобретают свои гражданские права своей волей и в своем интересе.
Статьей 30 (часть 2) Конституции РФ провозглашено, что никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.
На основании п. 1 ст. 123.2 Гражданского кодекса Российской Федерации потребительским кооперативом признается основанное на членстве добровольное объединение граждан или граждан и юридических лиц в целях удовлетворения их материальных и иных потребностей, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ (в ред. от 03.07.2016) «О кредитной кооперации» кредитный кооператив является некоммерческой организацией.
В силу п. 3 ч. 3 ст. 3 Федерального закона «О кредитной кооперации» кредитный кооператив осуществляет свою деятельность на основе принципа добровольности вступления в кредитный кооператив и свободы выхода из него независимо от согласия других членов кредитного кооператива (пайщиков).
Выход из кредитного кооператива регламентирован ч. 2 ст. 14 Федерального закона «О кредитной кооперации», согласно которой заявление о выходе из кредитного кооператива подается в письменной форме в правление кредитного кооператива. Порядок выхода из кредитного кооператива определяется уставом кредитного кооператива и внутренними нормативными документами кредитного кооператива.
В случае выхода из кооператива членство в кооперативе прекращается (п. 1 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «О кредитной кооперации»).
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Межрайонной инспекцией ФНС № 1 по Республике Хакасия внесена запись о регистрации в качестве юридического лица КПК «Сибирский Капитал», что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с протоколом собрания членов Кооператива от ДД.ММ.ГГГГ № председателем правления назначен Коченов П.Н.Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 14.02.2017 учредителями (участниками) КПК «Сибирский Капитал» являются, в том числе, Бут А.А., Бут О.С., Бут С.С., которые 01.04.2014 на имя председателя правления Кооператива Коченова П.Н. подали заявления с просьбой, исключить их из состава Кооператива с передачей принадлежащей им доли в уставном капитале. Факт получения указанных заявлений 01.04.2014 председателем правления Кооператива Коченовым П.Н. подтверждается отметками на самих заявлениях и не оспаривался третьим лицом Коченовым П.Н. в судебном заседании.
Кроме этого, Бут А.А., Бут О.С. и Бут С.С. повторно направляли аналогичные заявления председателю правления КПК «Сибирский Капитал» Коченову П.Н. посредством почтовой связи 12.05.2015, которые не были им получены, что следует из отчетов об отслеживании почтовых отправлений от 28.02.2017 (почтовый идентификатор №), от 13.03.2017 (почтовые идентификаторы №, №).
Из листа записи ЕГРЮЛ от 22.05.2015 следует, что полномочия председателя правления КПК «Сибирский Капитал» Коченова П.Н. прекращены 22.05.2015, полномочия председателя правления Кооператива возложены на Швыдченко Е.Н.
В адрес Швыдченко Е.Н. истцы Бут А.А., Бут О.С. и Бут С.С. также направляли заявления от 15.07.2016 о выходе из состава учредителей Кооператива. Заявления Бут О.С. и Бут С.С. были получены председателем правления КПК «Сибирский Капитал» 16.07.2016, о чем свидетельствуют отчеты об отслеживании почтовых отправлений от 13.03.2017 (почтовые идентификаторы №, №). При этом заявление Бут А.А. представителем КПК «Сибирский Капитал» получено не было, возвращено в адрес истца по истечении срока хранения, что следует из отчета об отслеживании почтовых отправлений от 28.02.2017 (почтовый идентификатор №).
Согласно уставу КПК «Сибирский Капитал», утвержденному решением общего собрания членов Кооператива от 15.10.2012, одним из органов управления Кооператива является правление Кооператива и председатель правления (статья 6).
К компетенции правления Кооператива относится решение вопросов о приеме в члены Кооператива и рассмотрение заявлений о выходе из членов Кооператива (статья 11).
В соответствии со ст. 5 Устава, членство в Кооперативе прекращается в случае добровольного выхода из кредитного Кооператива.
Заявление о выходе из членов Кооператива подается в письменном виде в правление Кооператива, которое рассматривается на ближайшем собрании правления Кооператива.
Обобщая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что истцы выразили согласие на выход из Кооператива, подав соответствующие заявления председателю правления КПК «Сибирский Капитал», которые были получены, то есть процедура выхода из Кооператива, предусмотренная приведенными выше положениями ст. 14 Федерального закона «О кредитной кооперации» и ст. 5 Устава КПК «Сибирский Капитал», ими соблюдена.
Согласно той же ст. 5 Устава Кооператива и ч. 2 ст. 14 Федерального закона «О кредитной кооперации» выход из Кооператива оформляется путем внесения соответствующей записи в реестр членов Кооператива на основании решения правления Кооператива.
Третье лицо Коченов П.Н. в судебном заседании пояснил, что решение по вопросу исключения из членов КПК «Сибирский Капитал» Бут А.А., Бут О.С., Бут С.С. в период нахождения его в должности председателя, правлением Кооператива не принималось, реестр членов Кооператива утрачен.
Из письменных пояснений представителя ответчика Швыдченко Е.Н. от 27.02.2017 на запрос суда о предоставлении реестра членов (пайщиков) КПК «Сибирский Капитал» и решений правления Кооператива за период с 01.04.2014 по настоящее время следует, что все документы, касающиеся деятельности Кооператива, были переданы ею в качестве вещественных доказательств в СУ УМВД России по г. Абакану для приобщения к материалам уголовного дела № в отношении Коченова П.Н.
Исследовав в ходе судебного разбирательства материалы уголовного дела №, судом не было установлено наличие в них решений правления КПК «Сибирский Капитал», свидетельствующих об исключении истцов из состава учредителей (участников) данного Кооператива.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что решение по указанным выше заявлениям Бут А.А., Бут О.С., Бут С.С. об их исключении из состава участников КПК «Сибирский Капитал» не принималось.
Принимая во внимание, что в ст. 30 (часть 2) Конституции РФ содержится общее основополагающее нормативное предписание о невозможности принуждения к пребыванию в объединении, учитывая принцип добровольности вступления в кредитный кооператив и свободы выхода из него, установленный в п. 3 ч. 3 ст. 3 Федерального закона «О кредитной кооперации», суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований Бут А.А., Бут О.С., Бут С.С. и исключении их из состава учредителей КПК «Сибирский Капитал».
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Бут А.А., Бут О.С., Бута С.С. к Кредитному потребительскому кооперативу «Сибирский Капитал» об исключении из состава учредителей кооператива удовлетворить.
Исключить из состава учредителей Кредитного потребительского кооператива «Сибирский Капитал» Бут А.А., Бут О.С., Бута С.С..
Решение является основанием для исключения сведений о Бут А.А., Бут О.С., Буте С.С. из Единого государственного реестра юридических лиц, как об учредителях (участниках) Кредитного потребительского кооператива «Сибирский капитал».
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Абаканский городской суд.
Председательствующий М.Г. Земба
Мотивированное решение изготовлено и подписано 10 апреля 2017 г.
Судья М.Г. Земба