Дело № 2а-1264/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Ялта 6 сентября 2016 года
Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Корпачевой Л.В. при секретаре Сёмченко В.В.,
рассмотрев открытом судебном заседании административное дело по иску Кострюченко Н. Н.ча к судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по г. Ялта Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым Воробьевой А. В., отделу судебных приставов по г. Ялте Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым о признании действий незаконными и отмене постановления, заинтересованное лицо: акционерное общество «Фондовый Конверс-Центр»,
у с т а н о в и л :
Кострюченко Н.Н. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по г. Ялте Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым (далее – ОСП по г. Ялте УФССП по Республике Крым) Воробьевой А.В., выразившихся в принятии постановления о возбуждении исполнительного производства от 3 августа 2015 года, о признании указанного постановления незаконным и его отмене.
Требования мотивированы тем, что обжалуемое постановлении судебного пристава-исполнителя от 3 августа 2016 года о возбуждении исполнительного производства №-ИП вынесено незаконно, поскольку исполнительный документ выдан 21 марта 2012 года судом Украины до вступления Республики Крым в состав Российской Федерации, для которых установлен специальный порядок исполнения. Кроме этого, на момент возбуждения исполнительного производства истек трехлетний срок предъявления исполнительного документа к исполнению.
При подготовке дела к судебному разбирательству судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ОСП по г. Ялте УФССП по Республике Крым, УФССП по Республике Крым.
Истец, ответчик судебный пристав-исполнитель Воробьева А.В., надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились.
Ответчики ОСП по г. Ялте УФССП по Республике Крым, УФССП по Республике Крым, заинтересованное лицо АО «Фондовый Конверс-Центр», надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд представителей не направили.
В соответствии с ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела, 10 августа 2012 года Ялтинским городским судом Автономной Республики Крым на основании решения суда от 21 марта 2012 по гражданскому делу №, вступившему в законную силу 23 марта 2012 года, был выдан исполнительный лист № о взыскании с Кострюченко Н.Н. в пользу ПАО «Дочерний банк Сбербанк России» задолженности по кредиту в размере 538 335, 24 гривен (л.д. 12).
На основании данного исполнительного листа, 12 февраля 2015 года было возбуждено исполнительное производство №-ИП, которое находилось на исполнении в Межрайонном отделе судебных приставов по исполнению исполнительных производств УФССП по Республике Крым.
Определением Ялтинского городского суда Республики Крым от 3 июня 2015 года по делу 2/0124/488/2012 произведена замена взыскателя ПАО «Дочерний банк Сбербанк России» на правопреемника АО «Фондовый Конверс-Центр».
В связи со вступлением в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» на территории Республики Крым создано УФССП по Республике Крым, являющееся территориальным органом Федеральной службы судебных приставов, а также созданы его структурные подразделения - отделы судебных приставов, в частности, отдел судебных приставов по г. Ялте.
В соответствии со ст. 6 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ до 1 января 2015 года действовал переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.
Согласно ч. 21 ст. 9 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ в течение переходного периода, обеспечение деятельности судов и исполнение судебных решений осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов на территории Российской Федерации определен Федеральным законом от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Федеральный закон № 229-ФЗ).
Судом установлено, что отделом судебных приставов по г. Ялте УФССП по Республике Крым обеспечивалось возбуждение исполнительных производств в соответствии с Федеральным законом № 229-ФЗ по находящимся на исполнении и вновь поступившим на исполнение исполнительным документам, выданным до момента принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя (то есть до 21 марта 2014 года), на основании вступивших в законную силу решений судов Автономной Республики Крым и г. Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя, Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Согласно ч. 1 ст. 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
На основании указанных норм исполнительные листы, выданные на основании вступивших в законную силу решений судов Автономной Республики Крым до момента принятия в состав Российской Федерации Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, принимаются на исполнение отделами судебных приставов, как документы, соответствующие требованиям законодательства, действовавшего на момент их выдачи.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Ялте УФССП по Республике Крым Воробьевой А.В. 3 августа 2015 года возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении Кострюченко Н.Н. на основании исполнительного документа № от 10 августа 2012 года с предметом исполнения – взыскание задолженности в размере 1 458 888,5 рублей в пользу взыскателя АО «Фондовый Конверс-Центр».
В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании действий и решений органа, наделенного государственными полномочиями должна быть совокупность двух условий: не соответствие оспариваемого решения (действия) нормативному правовому акту, а также нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Как установлено судом, постановление о возбуждении исполнительного производства вынесено 3 августа 2015 года судебным приставом- исполнителем на основании надлежащим образом оформленного исполнительного документа; основания для отказа в возбуждении исполнительного производства отсутствовали.
Доводы истца о пропуске срока предъявления исполнительного документа к исполнению не подтверждаются установленными обстоятельствами, поскольку судом установлено, что взыскателем ранее было выражено волеизъявление на принудительное исполнение решение суда, исполнительные документы были предъявлены к исполнению и находились на принудительном исполнении в Межрайонном отделе судебных приставов по исполнению исполнительных производств УФССП по Республике Крым с 12 февраля 2015 года.
С учетом изложенного, обжалуемое истцом решение должностного лица службы судебных приставов принято в пределах полномочий, в соответствии с законодательством, регулирующим порядок принудительного исполнения; не нарушает прав, свобод и законных интересов истца, а изложенные им в заявлении доводы основаны на неправильном толковании Федерального закона № 229-ФЗ.
Ч. 2 ст. 441 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент обращения в суд) было установлено, что заявления об оспаривании постановлений должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в суд, в районе деятельности которого исполняет свои должностные обязанности указанное должностное лицо, в десятидневный срок со дня вынесения постановления, совершения действий либо со дня, когда взыскателю, должнику и иным лицам, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием), стало известно о нарушении их прав и интересов.
Согласно ч. 3 ст. 219 КАС РФ (подлежащей применению на момент рассмотрения настоящего дела) административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (ч. 5 ст. 219 КАС РФ).
Истец просит признать незаконными действия судебного пристава-исполнителя по возбуждению 3 августа 2015 года исполнительного производства и отменить постановление о возбуждении исполнительного производства. Копия обжалуемого постановления судебного пристава-исполнителя от 3 августа 2015 года была получена истцом 18 августа 2015 года, что подтверждается почтовым уведомлением. Рассматриваемое судом исковое заявление подано в суд 1 сентября 2015 года, то есть с пропуском установленного законом десятидневного срока.
В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Истцом ходатайство о восстановлении пропущенного срока не заявлено, на наличие уважительных причин его восстановление не указано.
Таким образом, исковые требования Кострюченко Н.Н. не обоснованы и удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л :
отказать в удовлетворении заявления Кострюченко Н. Н.ча к судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по г. Ялта Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым Воробьевой А. В., отделу судебных приставов по г. Ялте Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым о признании действий незаконными и отмене постановления.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.
Судья Л.В. Корпачева