Решение по делу № 2-3972/2023 от 14.04.2023

    Дело № 2-3972/2023

24RS0046-01-2023-002067-90

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 августа 2023 года             г. Красноярск

Свердловский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи – Смирновой Т.П.,

при секретаре Радаевой Е.В.,

с участием старшего помощника прокурора Свердловского района г. Красноярска – Сапинской Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску муниципального образования город Красноярск в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска к Пинегину Вадиму Валерьевичу, Пинегиной Ирине Андреевне, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО2, ФИО4 об изъятии жилого помещения, прекращении права собственности, признании права собственности, выселении,

встречному иску прокурора Свердловского района г. Красноярска, действующего в интересах Пинегина Вадима Валерьевича, к муниципальному образованию город Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г. Красноярска о возложении обязанности предоставить жилое помещение, равнозначное изымаемому жилому помещению,

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное образование г. Красноярск в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска обратилось в суд с иском к Пинегину В.В., Пинегиной И.А., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО2, ФИО4 с требованием об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, определив размер возмещения в сумме 2 354 000 руб., выселении и снятии с регистрационного учета ответчиков, прекращении права собственности на жилое помещение, расположенного по адресу: <адрес>, признании права собственности на указанную квартиру за муниципальным образованием г. Красноярск.

Требования мотивированы тем, что собственником жилого помещения (общей площадью кв.м.), расположенного в аварийном многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес> является Пинегин В.В. Право собственности Пинегина В.В. зарегистрировано в установленном законом порядке. В спорной квартире проживают и состоят на регистрационном учете ФИО3, ФИО1, ФИО2, ФИО4 В соответствии с заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу. Кроме того, дом внесен в перечень аварийных домов, подлежащих расселению в рамках реализации региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилья фонда в Красноярском крае» на 2019-2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 29.03.2019 года № 144-п. Ответчику Пинегину В.В., как собственнику жилого помещения, ДД.ММ.ГГГГ направлено требование о сносе данного доме, совместно с собственниками других жилых помещений в разумный срок. Ответчику было предложено заключить соглашение об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд путем выплаты возмещения от ДД.ММ.ГГГГ, однако от заключения соглашения ответчик отказался.

Прокурор Свердловского района г. Красноярска, действующий в интересах Пинегина В.В. обратился в суд со встречными исковыми требованиями к муниципальному образованию г. Красноярск в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска о возложении обязанности предоставить в собственность равнозначное жилое помещение взамен изымаемого.

Требование мотивировано тем, что Пинегин В.В. является собственником квартиры, по адресу: <адрес>, ему предложено подписать соглашение о выплате возмещения за изымаемое помещение со стоимостью объекта недвижимости 2 354 000 руб. Данная оценка является заниженной, за такую стоимость невозможно приобрести равнозначное жилое помещение. Истец имеет право на предоставление жилого помещения взамен изымаемого. Просит суд возложить на ответчика обязанность предоставить Пинегину В.В. на праве собственности на территории г. Красноярск благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, исходя из нормы предоставления, но не менее ранее занимаемого, взамен принадлежащего ему жилого помещения , расположенного по адресу: <адрес>, признанного аварийным и подлежащим сносу.

В судебном заседание ответчик по первоначальному иску/материальный истец по встречному иску Пинегин В.В. заявленные встречные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, с первоначальным иском не согласен.

Старший помощник прокурора Свердловского района г. Красноярска/процессуальный истец по встречному исковому заявлению – Сапинская Е.В. в судебном заседании просила встречные исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель истца по первоначальному иску/представитель ответчика по встречному иску муниципальное образование г. Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г. Красноярска – Хозяинова Ю.С. (полномочия проверены) в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения извещена своевременно и надлежащим образом, представила ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Ответчики Пинегина И.А., действующая в своих интересах и интересах ФИО10 в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены своевременно и надлежащим образом, заявлений, ходатайств не представили, о причинах неявки суд не уведомили.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора МКУ г. Красноярска «УКС», Управления Росреестра по Красноярскому краю, администрации Свердловского района г.Красноярска в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены своевременно и надлежащим образом.

Выслушав участвующих в деле лиц, старшего помощника прокурора Свердловского района г. Красноярска Сапинскую Е.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Частью 1 ст. 32 ЖК РФ предусмотрено, что жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством (ч. 4).

Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом, по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное (часть 6).

Федеральный закон от 21.07.2007 года № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйств» в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (ст. 1).

В п. 3 ст. 2 указанного Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст. 32, 86, ч. ч. 2 и 3 ст. 88 ЖК РФ.

Согласно ч. 8 ст. 32 ЖК РФ предоставление собственнику взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения допускается только по соглашению с собственником жилого помещения с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения в выкупную цену.

В силу ч.9 указанной статьи, если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения.

Согласно п. 3 ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. При этом отказы, в том числе неоднократные отказы, граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населенного пункта по месту их жительства или в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014 года, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 года № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйств» имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Как установлено судом, Пинегину В.В. на праве собственности принадлежит жилое помещение общей площадью 47,1 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>. Право собственности Пинегина В.В. зарегистрировано с ДД.ММ.ГГГГ.

Многоквартирный жилой <адрес> в <адрес> расположен на земельном участке с кадастровым номером 24:50:0700033:366, находящемся в общей долевой собственности собственников жилых помещений многоквартирного дома пропорционально размеру общей площади квартиры.

Заключением межведомственной комиссии от 16.02.2015 года № 365, вышеуказанный многоквартирный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу, на основании п. 33 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N47, в связи с износом, приводящем к снижению уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.

Распоряжением администрации от 20.01.2023 года № 9-арх «Об изъятии земельных участков и объектов недвижимости в целях сноса многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу», жилое помещение , расположенное в многоквартирном доме по <адрес>, было признано подлежащим изъятию для муниципальных нужд. Департаменту градостроительства администрации г. Красноярска поручено обеспечить подготовку проектов соглашений и заключение от имени муниципального образования - города Красноярска с собственниками соглашений об изъятии у них земельных участков и жилых помещений для муниципальных нужд путем выплаты возмещения, либо предоставления иных земельных участков и (или) жилых помещений с выплатой разницы между рыночной стоимостью изымаемых земельных участков и жилых помещений и рыночной стоимостью предоставляемых земельных участков и (или) жилых помещений; организацию переселения граждан, проживающих в жилых помещениях; выплату собственникам изымаемых земельных участков и жилых помещений. МКУ «Управление капитального строительства» поручено проведение рыночной оценки изымаемых земельных участков и жилых помещений, а также рыночную оценку земельных участков и (или) жилых помещений, предоставляемых взамен изымаемых; представление документов, связанных с изъятием земельных участков и жилых помещений, на рассмотрение комиссии по определению размера возмещения.

Кроме того, согласно утвержденному "Перечню земельных участков и жилых помещений, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу" жилой дом по <адрес> внесен в перечень аварийных домов, подлежащих расселению в рамках реализации региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2019-2025 годы.

При этом разделом 5 Региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2019-2025 годы, утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ определено, что собственникам жилья предоставляются жилые помещения в построенных многоквартирных домах и приобретенные у застройщиков жилые помещения по договорам мены взамен изымаемых муниципальными образованиями жилых помещений в многоквартирных домах муниципальных образований, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными; предоставление осуществляется в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (при достижении соглашения с собственником жилого помещения в соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Приложением №1 к названной Региональной адресной программе утвержден перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до 01.01.2017, куда, в том числе, включен жилой многоквартирный <адрес> в <адрес> с планируемой датой расселения 01.09.2025г.

Ответчику Пинегину В.В., как собственнику жилого помещения, ДД.ММ.ГГГГ направлено требование о сносе данного доме, совместно с собственниками других жилых помещений в разумный срок.

Ответчику было предложено заключить соглашение об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд путем выплаты возмещения от ДД.ММ.ГГГГ, с выплатой возмещения в размере, состоящем из рыночной стоимости изымаемого жилого помещения, определенной с учетом стоимости изымаемого жилого помещения, определенной с учетом стоимости доли в праве общей долевой собственности на общее имущество, включая долю в праве общей долевой собственности на земельный участок, а также из стоимости убытков, связанных с изъятием, составляющем в соответствии с отчетом от ДД.ММ.ГГГГ об оценке размера возмещения – 2 354 000 руб., однако от заключения соглашения ответчик отказался.

Как следует из выписки из домовой книги (финансово-лицевого счета) Пинегин В.В с ДД.ММ.ГГГГ постоянно проживает состоит на регистрационном учете по адресу: <адрес>, не снят на дату рассмотрения дела с регистрационного учета по указанному адресу. Вместе с ним на регистрационном учете состоят ФИО1 (супруга), ФИО2 (дочь) и ФИО4 (сын).

Согласно ответам администраций районов г. Красноярска, сведения о заключении с ответчиком Пинегиным В.В. договоров социального найма отсутствуют.

Пинегин В.В. в судебном заседании пояснил, что предлагаемый муниципальным образованием размер возмещения за спорное жилье не позволит ему приобрести равноценное жилье взамен выкупаемого, в связи с чем, он имеет право выбора на предоставление ему взамен изымаемого другого жилого помещения, вместо получения выкупной стоимости, предложенной администрацией города.

С указанными доводами Пинегина В.В. суд полагает необходимым согласиться, поскольку они основаны на правильном толковании норм закона, приведенных выше, а также согласуются с разъяснениями Верховного суда РФ, данными в Обзоре судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ 02.07.2009 года, о том, что в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п.3 ст. 2, ст. 16 ФЗ от 21.07.2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в данном доме путем выкупа.

Согласно положениям части 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года), в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

Таким образом, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме имеет право либо на предоставление другого жилого помещения в собственность, либо на его выкуп.

При этом собственник жилого помещения вправе самостоятельно выбрать любой из названных способов реализации его жилищных прав.

Спорный аварийный жилой дом по <адрес> в феврале 2015 года включен в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2019-2025 годы; с этого же момента Пинегин В.В. - ответчик по первоначальному иску внесена в список граждан, подлежащих расселению до 01.09.2025г.

Как следует из разъяснений, содержащихся в подпункте "и" пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" судам для правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд, необходимо иметь в виду, что требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение, не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.

Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".

Указанный Федеральный закон N 185-ФЗ определяет в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).

В пункте 3 статьи 2 указанного Федерального закона N 185-ФЗ установлено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2012 г., утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 декабря 2012 г., обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".

Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу статьей 16, пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Таким образом, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Таким образом, включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса РФ, в связи с чем жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке изъятия помещения в доме путем выкупа или предоставления жилого помещения.

Как следует из материалов дела, Пинегин В.В. - собственник изымаемого жилого помещения имеет право выбора обеспечения его жилищных прав и, предъявив встречное исковое заявление, он выразил свое волеизъявление именно о предоставлении ему другого жилого помещения взамен изымаемой квартиры, признанной аварийной в рамках существующей Региональной адресной программы переселения граждан, т.е. определился с выбором.

Анализируя представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, с учетом фактически установленных обстоятельств дела, принимая во внимание тот факт, что поскольку изъятие квартиры у ответчика по первоначальному иску обусловлено признанием данного дома аварийным и подлежащим сносу, решение по его изъятию принято компетентным органом местного самоуправления с соблюдением предусмотренной частями 2 - 4 статьи 32 ЖК РФ процедуры, предшествующей изъятию недвижимого имущества у собственника, которому направлялось соглашение о выкупе жилого помещения для муниципальных нужд, а также принимая во внимание, что аварийный и подлежащий сносу дом по ул<адрес> включен в реализацию региональных адресных программ по переселению граждан в Красноярском крае, в связи с чем, суд приходит к выводу о наличии законных оснований для изъятия у ответчика по первоначальному иску Пинегина В.В., принадлежащего ему жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, для муниципальных нужд.

Исходя из того, что в рамках действующей региональной адресной программы Пинегин В.В. вправе претендовать на предоставление взамен изымаемой квартиры другого равнозначного жилого помещения, Пинегин В.В. выбрал способ обеспечения своих жилищных прав в виде предоставления ему в собственность жилого помещения, равнозначного по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, поскольку аварийный дом, в котором находилось спорное жилое помещение, принадлежащее ему на праве собственности, подлежит изъятию у последнего в связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу в рамках региональной программы, с учетом того, что выбор способа реализации своих жилищных прав принадлежал именно собственнику изымаемого жилого помещения, следовательно, с учетом выраженного волеизъявления Пинегина В.В. на предоставление ему в собственность равнозначного жилого помещения взамен изымаемого и учитывая фактическую реализацию в настоящее время утвержденной региональной адресной программы по расселению рассматриваемого многоквартирного дома, суд считает встречные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, при этом суд считает необходимым обязать истца по первоначальному иску предоставить Пинегину В.В. взамен изымаемой квартиры другое равнозначное жилое помещение, расположенное в пределах г. Красноярска, благоустроенное применительно к условиям г. Красноярска в соответствии с условиями действующей региональной адресной программы, отказав в удовлетворении иска муниципального образования г. Красноярск о выкупе изымаемого жилого помещения путем выплаты собственнику денежной компенсации.

Доводы стороны истца по первоначальному иску об отказе Пинегину В.В. во встречном иске подлежат отклонению, поскольку за Пинегиным В.В. зарегистрирована доля в праве на помещение в садовом товариществе, на дачном участке.

Принимая во внимание, что дом, в котором расположено спорное аварийное жилое помещение, признан аварийным и подлежащим сносу, включен в реализацию региональных адресных программ по переселению граждан в г. Красноярске, суд считает, что исковые требования муниципального образования город Красноярск в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска в части изъятия у Пинегина В.В. для муниципальных нужд жилого помещения площадью 41,7 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, признании права собственности на указанное жилое помещение за муниципальным образованием г. Красноярск после предоставления другого жилого помещения гражданину – собственнику, подлежат удовлетворению.

Так же суд полагает, что подлежат удовлетворению требования муниципального образования город Красноярск в лице департамента градостроительства администрации <адрес> о выселении ФИО3, ФИО1, ФИО2, ФИО4 из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

Рассматривая требования администрации о выплате взамен изымаемого жилого помещения собственнику размера возмещения в сумме 2 354 000 руб., встречные исковые требования о возложении обязанности предоставить в собственность Пинегина В.В. равнозначного помещения взамен изымаемого, в их взаимосвязи, суд приходит к следующему.

Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2014 года, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.

Обращаясь со встречным иском, Пинегин В.В. настаивал на выбранном им способе обеспечения своих жилищных прав путем предоставления иного жилого помещения взамен изымаемого аварийного и подлежащего сносу. Суд считает, что Пинегиным В.В. выбран правильный способ защиты нарушенного права.

Доводы муниципального образования город Красноярск в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска, о том, что действующим законодательством обеспечение жилищных прав собственников жилых помещений при расселении аварийных домов предусмотрено путем выплаты возмещения за изымаемое жилое помещение, а предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого допускается только по соглашению сторон и при отсутствии такого соглашения орган местного самоуправления не может быть обязан предоставить жилое помещение взамен изымаемого, подлежат отклонению, в связи с неправильным толкованием истцом норм материального права.

Правоотношения, связанные с признанием многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, а также последующим расселением проживающих в нем лиц, являются длящимися. В процессе таких правоотношений, на различных их этапах возникают жилищные права и обязанности, при урегулировании которых необходимо учитывать изменения норм материального права

Из Письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 02.10.2019 года № 36993-МЕ/06 следует, что под действие ч.8.2 ст. 32 ЖК РФ подпадают все случаи перехода права собственности (кроме наследования) после даты признания многоквартирного дома аварийным. Таким образом, при изъятии жилого помещения (заключения с конкретным собственником соглашения об изъятии), осуществляемом до 27.12.2019 года, способ изъятия определяется без учета положений части 8.2 ст. 32 ЖК РФ.

Право собственности Пинегина В.В. на изымаемое жилое помещение зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из ЕГРН.

В указанной связи, разрешая спор, суд приходит к выводу о том, что к спорным правоотношениям не подлежат применению положения части 8.2 статьи 32 ЖК РФ, поскольку указанная норма была введена в действие уже после приобретения истцом жилого помещения, и включения аварийного дома в региональную адресную программу и начала проведения процедуры расселения; в связи с чем, право выбора способа реализации своих жилищных прав принадлежало собственнику изымаемого жилого помещения; следовательно, с учетом выраженного волеизъявления Пинегина В.В. на предоставление ему в собственность равнозначного жилого помещения взамен изымаемого, имеются правовые основания для удовлетворения встречных исковых требований.

Согласно ст. 3 Закона Красноярского края от 09.07.2020 № 9-4060, дополнительной мерой поддержки является обеспечение собственника, указанного в статье 2 настоящего Закона, с его согласия жилым помещением, площадь которого не более площади, установленной настоящим пунктом, без уплаты разницы между рыночной стоимостью жилого помещения, предоставляемого взамен изымаемого жилого помещения, и размером возмещения за изымаемое жилое помещение, определенного соглашением с собственником.

В случае изъятия жилого помещения общей площадью равной 20 квадратным метрам и менее, без взимания разницы предоставляется жилое помещение общей площадью не менее ранее занимаемого, но не более 33 квадратных метров.

В случае изъятия жилого помещения площадью более 20 квадратных метров, без взимания разницы предоставляется равнозначное жилое помещение или жилое помещение общей площадью, превышающей размер общей площади изымаемого жилого помещения, но не более чем на 13 квадратных метров.

При таких обстоятельствах суд удовлетворяет требования истца по встречному иску о возложении на Администрацию г. Красноярска в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска обязанности предоставить в собственность ФИО3 жилое помещение в виде отдельной квартиры, пригодного для проживания, благоустроенного, отвечающего установленным санитарным и техническим правилам и нормам, находящееся на территории г. Красноярска, общей площадью равнозначной изымаемому жилому помещению или жилое помещение общей площадью, превышающей размер общей площади изымаемого жилого помещения, но не более чем на 13 квадратных метров, взамен аварийного, подлежащего сносу жилого помещения по адресу: <адрес>.

Таким образом, удовлетворение исковых требований МО г. Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г. Красноярска об изъятии жилого помещения является основанием для прекращения права собственности Пинегина В.В. в отношении объекта недвижимого имущества в рамках реализации региональной программы по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья, выселении и, как следствие, регистрации перехода права собственности на Муниципальное образование город Красноярск только после предоставления ответчику Пинегину В.В. по первоначальному иску равнозначного благоустроенного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, исходя из нормы предоставления – не более 60,1 кв.м. (47,1+13) и не менее 47,1 кв.м.

В соответствии с п.п. «е» п. 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713, снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением – на основании вступившего в законную силу решения суда.

Суд разъясняет, что названные положения законодательства свидетельствуют о том, что настоящее решение о выселении ответчиков будет являться основанием для снятия с регистрации ответчиков, состоящих на регистрационном учете по месту жительства в спорной квартире, после предоставления им иного жилого помещения.

При таких обстоятельствах, решение суда является основанием для снятия ФИО3, ФИО1, ФИО2, ФИО8 с регистрационного учета по адресу: <адрес>.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования муниципального образования город Красноярск в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска к Пинегину Вадиму Валерьевичу, Пинегиной Ирине Андреевне, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО2, ФИО4 об изъятии жилого помещения, прекращении права собственности, признании права собственности, выселении – удовлетворить частично.

Встречное исковые требования прокурора Свердловского района г. Красноярска, действующего в интересах Пинегина Вадима Валерьевича, к муниципальному образованию город Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г. Красноярска о возложении обязанности предоставить жилое помещение, равнозначное изымаемому жилому помещению – удовлетворить.

Обязать Администрацию города Красноярска в лице департамента градостроительства администрации города Красноярска предоставить Пинегину Вадиму Валерьевичу на праве собственности на территории Муниципального образования город Красноярск равнозначное благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, исходя из нормы предоставления: общей площадью не менее кв.м. и не более кв.м., взамен принадлежащего Пинегину Вадиму Валерьевичу на праве собственности жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, признанного аварийным и подлежащим сносу.

После предоставления Пинегину Вадиму Валерьевичу равнозначного благоустроенного жилого помещения изъять у Пинегина Вадима Валерьевича для муниципальных нужд жилое помещение площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.

Прекратить право собственности Пинегина Вадима Валерьевича на жилое помещение площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, после предоставления ему на праве собственности жилого помещения площадью не менее <данные изъяты> кв.м.

Признать право собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>, за Муниципальным образованием город Красноярск после предоставления Пинегину Вадиму Валерьевичу равнозначного жилого помещения общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м.

Выселить ФИО3, ФИО1, ФИО2, ФИО4 из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

Решение суда является основанием для снятия ФИО3, ФИО1, ФИО2, ФИО4 с регистрационного учета по адресу: <адрес>.

В удовлетворении исковых требований Муниципального образования город Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г. Красноярска к ФИО3, ФИО1, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО2, ФИО4 об изъятии жилого помещения посредством его выкупа путем определения размера возмещения в счет изъятого жилого помещения – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Свердловский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий: судья                 Т.П. Смирнова

Мотивированное решение изготовлено 14 сентября 2023 года.

Председательствующий: судья         Т.П. Смирнова

2-3972/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Муниципальное образование город Красноярск в лице департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска
Ответчики
Информация скрыта
Пинегин Вадим Валерьевич
Пинегина Ирина Андреевна
Другие
Управление федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Красноярскому краю
МКУ г. Красноярск "УКС"
Прокуратура Свердловского района г. Красноярска
Суд
Свердловский районный суд г. Красноярск
Судья
Смирнова Т.П.
Дело на странице суда
sverdl.krk.sudrf.ru
14.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.04.2023Передача материалов судье
19.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.04.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
20.06.2023Предварительное судебное заседание
13.07.2023Предварительное судебное заседание
23.08.2023Судебное заседание
14.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.08.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее