Решение по делу № 2а-251/2019 от 13.09.2019

Административное дело №2а-251/2019

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

с. Таштып                                 01 октября 2019 года

Таштыпский районный суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего судьи Петраковой Э.В.

при секретаре Токчинаковой Н.В.,

с участием административного истца – заместителя прокурора Таштыпского района Курмеля Д.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Таштыпского района к Администрации Анчулского сельсовета Таштыпского района Республики Хакасия о признании бездействия незаконным и возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Таштыпского района обратился в суд с административным иском к Администрации Анчулского сельсовета о признании бездействия незаконным и возложении обязанности создать специализированную организацию, осуществляющую водоснабжение на территории Анчулского сельсовета, определить для централизованной системы холодного водоснабжения пос. Верх-Таштып Таштыпского района Республики Хакасия гарантирующую организацию.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой Таштыпского района проведен анализ состояния законности в сфере исполнения администрацией Анчулского сельсовета законодательства о водоснабжении. Установлено, что администрацией Анчулского сельсовета осуществляется добыча подземных вод для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения с помощью водозаборов, расположенных по адресу: Республика Хакасия, Таштыпский район, пос. Верх-Таштып, ул. Нагорная, 3. При этом, специальное разрешение (лицензия) в установленном порядке администрацией не получена. По результатам анализа в администрации Анчулского сельсовета выявлены нарушения п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» 31.07.2019, а именно не организовано водоснабжение, не создана специализированная организация. 31.07.2019 г. с целью устранения нарушений прокуратурой Таштыпского района в адрес администрации Анчулского сельсовета внесено представление, 15.08.2019 г. в прокуратуру Таштыпского района из администрации Анчулского сельсовета поступил ответ на представление, согласно которому Администрация Анчулского сельсовета не имеет возможности создать юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения. С учетом изложенного, администрацией Анчулского сельсовета полномочия по организации холодного водоснабжения на территории поселения исполняются не надлежащим образом, поскольку специализированная организация, осуществляющая холодное водоснабжение не создана, эксплуатация централизованной системы холодного водоснабжения фактически не производится, а работа должностных лиц муниципалитета по обслуживанию системы водоснабжения противоречит требованиям законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации.

В ходе проведения подготовки дела к судебному разбирательству представитель административного истца – заместитель прокурора Таштыпского района Курмель Д.С. в порядке ст. 46 КАС РФ уточнил заявленные требования в части возложения обязанности на Администрацию Анчулского сельсовета создать специализированную организацию, осуществляющую водоснабжение на территории Анчулского сельсовета в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу, и определить для централизованной системы холодного водоснабжения пос. Верх-Таштып Таштыпского района Республики Хакасия гарантирующую организацию, в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу.

Определением судьи от 25.09.2019 г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство природных ресурсов и экологии Республики Хакасия, Управление Роспотребнадзора Республики Хакасия.

В судебном заседании представитель административного истца –заместитель прокурора Таштыпского района Курмель Д.С. заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в административном иске, в том числе, уточненные, суду пояснил, что в нарушение Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» администрацией Анчулского сельсовета полномочия по организации холодного водоснабжения на территории поселения исполняются не надлежащим образом, поскольку отсутствует хозяйствующий субъект, т.е. специализированная организация, осуществляющая хозяйственную деятельность по водоснабжению населения, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, таким образом, эксплуатация централизованной системы холодного водоснабжения фактически не производится.

Представитель административного ответчика Администрации Анчулского сельсовета Тибильдеев О.И. в зал судебного заседания не явился, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, административный иск признал. Представил суду обращение Администрации Анчулского сельсовета Таштыпского района РХ от 26.09.2019 г., адресованное в Министерство природных ресурсов и экологии РХ о лицензировании объектов водоснабжения на территории Анчулского сельсовета Таштыпского района Республики Хакасия, справку Администрации Таштыпского района о том, что в связи с отсутствием средств в районном бюджете отказано в выделении средств для организации предприятия, обслуживающего коммунальную инфраструктуру и получения лицензии на добычу воды.

Представитель заинтересованного лица Министерства природных ресурсов и экологии РХ в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Из письменного отзыва представителя Министерства природных ресурсов и экологии РХ следует, что от Администрации Анчулского сельсовета заявки на предоставление лицензий на пользование недрами с целью хозяйственно - питьевого водоснабжения, не поступали. Административный иск считает подлежащим удовлетворению.

Представитель заинтересованного лица Управления Роспотребнадзора РХ в судебное заседание не явился, направил суду телефонограмму, в которой просит рассмотреть дело в его отсутствие, против заявленных требований не возражает.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав участников судебного процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В соответствии со ст. ст. 41, 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 1 ст. 2 Закона Республики Хакасия от 07.11.2014 № 84-ЗРХ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в Республике Хакасия» к вопросам местного значения сельского поселения в Республике Хакасия относится организация в границах поселения водоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон) к полномочиям органов местного самоуправления сельских поселений по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе, принятие мер по организации водоснабжения населения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими холодное водоснабжение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации, утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений..

В соответствии с ч. 1.1 названной статьи Закона полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации. В то же время Законом Республики Хакасия от 07.11.2014 № 84-ЗРХ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в Республике Хакасия» полномочия по организации водоснабжения в границах поселения возложены на органы местного самоуправления таких поселений.

В силу п. 15 ст. 2 Закона организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.

Частями 1, 2 ст. 7 Закона установлено, что водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем холодного водоснабжения осуществляются на основании договоров холодного водоснабжения. Абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения, заключают с гарантирующими организациями договоры холодного водоснабжения.

В силу ч. 1 ст. 12 Закона органы местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) для каждой централизованной системы холодного водоснабжения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности.

Пунктом 4 ст. 2 Закона установлено, что водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение). Таким образом, водоснабжение - это комплекс технических мероприятий.

По смыслу приведенных требований закона на органы местного самоуправления возложены полномочия по организации водоснабжения, хозяйственная деятельность по водоснабжению населения осуществляется специализированной организацией, которая может быть наделена муниципалитетом статусом гарантирующей в случае, если к водопроводным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение.

31.07.2019 г. прокуратурой Таштыпского района РХ в адрес главы Администрации Анчулского сельсовета вынесено представление об устранении нарушений законодательства о водоснабжении.

В ответ на представление 08.08.2019 г. Администрация Анчулского сельсовета сообщила, что Администрация Анчулского сельсовета создать юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения, не имеет возможности.

Согласно ст. 42 Федерального закона №416-ФЗ до 1 июля 2013 года органы местного самоуправления поселения осуществляют инвентаризацию водопроводных и канализационных сетей, участвующих в водоснабжении и водоотведении (транспортировке воды и сточных вод), утверждают схему водоснабжения и водоотведения, определяют гарантирующую организацию, устанавливают зоны ее деятельности.

Неисполнение администрацией Анчулского сельсовета Таштыпского района обязанности по определению гарантирующей организации также препятствует определению и контролю лицензионных требований в отношении участков недр используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения поселения.

Согласно части 3 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) порядок использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливается законодательством о недрах.

Статьей 9 Закона РФ от 21 февраля 1992 года №2395-1 «О недрах» установлено, пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами.

Согласно статье 11 вышеуказанного Закона предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Согласно части 1 статьи 43 ВК РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.

По смыслу части 2 статьи 43 ВК РФ для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

При этом согласно частям 4, 5 статьи 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно- эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

Согласно части 3 статьи 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

Таким образом, в связи с неисполнением администрацией Анчулского сельсовета обязанности по определению гарантирующей организации источники водоснабжения Анчулского сельсовета Таштыпского района РХ эксплуатируются с нарушением вышеуказанных требований санитарного законодательства.

Бездействие администрации Анчулского сельсовета Таштыпского района РХ в части непринятия мер по определению гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения поселения влечет за собой отсутствие контроля за рациональным использованием и охраной недр, отсутствие санитарно- эпидемиологического контроля за состоянием водных объектов, приводит к отсутствию контроля за состоянием работоспособности водозаборных скважин, отсутствию обязанности по их содержанию и ремонту, что может привести к аварии, повлечь загрязнение, засорение или истощение подземных водных объектов, ухудшает экологическую обстановку, в связи с чем нарушается гарантированное Конституцией РФ право граждан на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Бездействие ответчика по определению гарантирующей организации также затрагивает интересы неопределенного круга лиц, в части того, что лишает граждан права на обращение в суд с требованием о надлежащем содержании имущества и может повлечь нарушение прав граждан на получение услуг водоснабжения надлежащего качества.

Устранение нарушенных прав неопределенного круга лиц может быть обеспечено только путем возложения обязанности администрации Анчулского сельсовета Таштыпского района Республики Хакасия определить гарантирующую организацию для каждой централизованной системы холодного водоснабжения на территории поселения и установить зоны ее деятельности.

Таким образом, требования прокурора Таштыпского района подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 - 180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск прокурора Таштыпского района к Администрации Анчулского сельсовета Таштыпского района Республики Хакасия о признании бездействия незаконным и возложении обязанности удовлетворить.

Признать бездействие администрации Анчулского сельсовета Таштыпского района Республики Хакасия, выразившееся в неисполнении полномочий по организации холодного водоснабжения на территории Анчулского сельсовета Таштыпского района Республики Хакасия, незаконным.

Возложить на администрацию Анчулского сельсовета Таштыпского района Республики Хакасия обязанность создать специализированную организацию, осуществляющую водоснабжение на территории Анчулского сельсовета, в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.

Возложить на администрацию Анчулского сельсовета Таштыпского района Республики Хакасия обязанность определить для централизованной системы холодного водоснабжения пос. Верх-Таштып Таштыпского района Республики Хакасия гарантирующую организацию, в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Хакасия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей жалобы через Таштыпский районный суд.

Судья Э.В. Петракова

Решение суда в окончательной форме изготовлено 04 октября 2019 года.

2а-251/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Таштыпского района
Ответчики
Администрация Анчулского сельсовета
Суд
Таштыпский районный суд Республики Хакасия
Дело на странице суда
tashtipsky.hak.sudrf.ru
28.03.2020Регистрация административного искового заявления
28.03.2020Передача материалов судье
28.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
28.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.03.2020Подготовка дела (собеседование)
28.03.2020Подготовка дела (собеседование)
28.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.03.2020Судебное заседание
28.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее