Дело №2а-139/2018 26 апреля 2018 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Октябрьский районный суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи Бескровного Д.Г.,
при секретаре ФИО1,
с участием прокурора ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Ильменского сельского поселения Октябрьского муниципального района <адрес> о признании бездействия незаконным и понуждении разработать и утвердить генеральную схему очистки муниципального образования,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> обратился в суд с административным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц, указывая на то, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в части обращения с отходами производства и потребления на территории Ильменского сельского поселения Октябрьского муниципального района <адрес>.
В ходе проверки установлено, что на ответчика, в силу закона возложена обязанность по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
Также установлено, что генеральная схема очистки населенных пунктов Ильменского сельского поселения, ответчиком до настоящего времени не разработана и не утверждена, в связи с чем, в адрес главы Ильменского сельского поселения внесено представление об устранении нарушений природоохранного законодательства.
Просил суд признать незаконным бездействие администрации Ильменского сельского поселения Октябрьского муниципального района <адрес> в части непринятия мер по разработке и утверждению генеральной схемы очистки населенных пунктов Ильменского сельского поселения, и обязать администрацию Ильменского сельского поселения Октябрьского муниципального района <адрес> в 3-месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить генеральную схему очистки населенных пунктов Ильменского сельского поселения.
В судебном заседании прокурор, участвующий по делу, заявленные требования поддержал и просил удовлетворить. Не возражал рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика.
Представитель административного ответчика – администрации Ильменского сельского поселения Октябрьского муниципального района <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, не просил об отложении рассмотрения дела, причина не явки не известна.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика.
Выслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
На основании п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В ч.ч. 3, 4 данного закона указано, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 – 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений. Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОД «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в <адрес>», вопросы местного значения, в том числе, предусмотренные п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплены за сельскими поселениями.
Таким образом, именно на администрацию Ильменского сельского поселения Октябрьского муниципального района <адрес> действующим законодательством возложена обязанность по обеспечению на территории соответствующего муниципального образования мест сбора и временного хранения отходов.
Действительно, утвержденные Постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 152 Методические рекомендации о порядке разработки генеральных схем очистки территорий населенных пунктов Российской Федерации, не могут быть применены к территории настоящего муниципального образования, поскольку распространяются на разработку генеральной схемы очистки территорий населенных пунктов РФ с расчетной численностью населения свыше 10 тысяч человек.
Вместе с тем, указанное обстоятельство, не освобождает органы местного самоуправления от решения вопросов местного значения, поскольку иное нарушало бы права и законные интересы граждан на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия, как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией РФ прав на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Так, согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и ч. 1 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок, должны отвечать санитарным правилам.
Требования по сбору, временному хранению, вывозу твердых и жидких бытовых отходов и уборке населенных пунктов, установлены СанПиН 42-128-4690-88, утвержденными главным государственным санитарным врачом СССР ДД.ММ.ГГГГ.
В силу п. 1.2 указанных СанПиН, система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов.
Пунктом 1.1 СанПиН 42-128-4690-88 установлено, что организация рациональной системы сбора и временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям настоящих "Санитарных правил содержания территорий населенных мест".
В соответствии с СанПиН 42-128-4690-88, орган местного самоуправления обязан разработать генеральную схему очистки населенного пункта.
В силу ч. 3 ст. 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Таким образом, исходя из изложенного, следует, что необходимость разработки генеральной схемы очистки территорий населенных пунктов определена "Санитарными правилами содержания территорий населенных мест" (СанПиН 42-128-4690-88), соблюдение которых в силу действующего законодательства является обязательным и не зависит от численности населения муниципального образования.
Поскольку в нарушение требований действующего законодательства на территории администрации Ильменского сельского поселения Октябрьского муниципального района <адрес> до настоящего времени не разработана и не утверждена генеральная схема очистки населенных пунктов муниципального образования, имеются правовые основания для удовлетворения настоящего заявления, так как реализация администрацией Ильменского сельского поселения Октябрьского муниципального района <адрес> установленных законом полномочий по организации сбора и вывоза бытовых отходов не в полной мере, может привести к образованию несанкционированных свалок, а также к возникновению чрезвычайных ситуаций, при которых жизнь и здоровье граждан будут поставлены под угрозу.
Суд также принимает во внимание то обстоятельство, что допустимых и достоверных доказательств, подтверждающих, тот факт, что на территории данного муниципального образования надлежащим образом организован плановый процесс сбора и вывоза бытовых отходов, присутствуют контейнеры для сбора отходов, определены контейнерные площадки и порядок их обслуживания, организовано удаление негабаритных отходов, имеется расчет фактического количества мусора, то есть доказательств подтверждающих соблюдение СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", ответчиком не представлено.
Поскольку для разработки генеральной схемы необходимы исходные данные о месте для утилизации и переработки отходов (местоположение, решение об отводе, площадь, подъездные пути, и т.д.), то при установлении срока для исполнения решения суда о понуждении ответчика разработать и утвердить генеральную схему, необходимо учитывать период, в течение которого будет определено это место.
Кроме того, согласно ст. ст. 49, 53, 54 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от извещения о проведении открытого конкурса на разработку генеральной схемы до заключения контракта по его результатам с организацией-исполнителем ответчику необходимо 2 месяца.
Также необходимо время для изготовления и утверждения генеральной схемы, ее согласования с заинтересованными организациями, в частности с Управлением Роспотребнадзора по <адрес>.
Исходя из изложенного, суд считает, что срок для исполнения судебного постановления следует установить 3 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
административное исковое заявление прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Ильменского сельского поселения Октябрьского муниципального района <адрес> о признании бездействия незаконным и понуждении разработать и утвердить генеральную схему очистки муниципального образования, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Ильменского сельского поселения Октябрьского муниципального района <адрес> в части непринятия мер по разработке и утверждению генеральной схемы очистки населенных пунктов Ильменского сельского поселения.
Обязать администрацию Ильменского сельского поселения Октябрьского муниципального района <адрес> в 3-месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить генеральную схему очистки населенных пунктов Ильменского сельского поселения.
Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ и может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Волгоградского областного суда через Октябрьский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья подпись Д.<адрес>
Копия верна
Судья Д.<адрес>
Секретарь ФИО1