УИД 51RS0011-01-2024-000973-09
Решение в окончательной форме составлено 20.09.2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 сентября 2024 года |
г. Оленегорск |
Оленегорский городской суд Мурманской области в составе
председательствующего Черной М.А.,
при секретаре Кочетовой Я.С.,
с участием истца К.
представителя ответчиков П.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К. к Администрации муниципального округа город Оленегорск с подведомственной территорией Мурманской области, Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации муниципального округа город Оленегорск с подведомственной территорией Мурманской области, Муниципальному казенному учреждению "Управление городского хозяйства" о признании договора служебного найма жилого помещения социальным,
установил:
К. обратилась суд с иском к Администрации муниципального округа город Оленегорск с подведомственной территорией Мурманской области, Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации муниципального округа город Оленегорск с подведомственной территорией Мурманской области Муниципальному казенному учреждению "Управление городского хозяйства" о признании договора служебного найма жилого помещения социальным.
Мотивирует свои требования тем, что является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: ..., которое было предоставлено ей по ордеру №155 от 16.03.1991, как служебное жилье.
03.11.2011 с ней был заключен договор социального найма №1196 на предоставление этого же жилого помещения. На момент заключения она являлась неработающим пенсионером с 03.03.2010.
В 2014 году её пригласили в Администрацию г.Оленегорска, пояснив, что необходимо перезаключить договор найма жилого помещения. Поскольку ей пояснили, что она продолжит проживать в данном жилом помещении, поэтому она подписала этот договор. На момент подписания договора служебного найма она являлась неработающим пенсионером, и не понимала, что значит договор служебного найма, то есть считает, что её ввели в заблуждение при перезаключении договора.
27.06.2024 она получила письмо от Администрации г.Оленегорска о начисленной платы за наем жилого помещения в размере 25636,34 рублей.
Со ссылками на ст.10, 60 и ч.3 ст.104 Жилищного кодекса РФ, полагает, что заключённый с ней договор по своей сути и фактически сложившимся обстоятельствам является договором социального найма.
Просит признать договор найма служебного жилого помещения на жилое помещение, расположенное по адресу: ..., договором социального найма.
Истец в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объеме, дополнив, что при перезаключении договора она являлась неработающим пенсионером, в связи с чем, договор служебного найма с ней не мог быть заключен. Ссылается на то, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются лица, поименованные в ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, к которым она и относится.
Ссылки ответчика в отзыве на постановление Администрации г.Оленегорска от 01.08.2017 № 355, считает несостоятельными, поскольку данный нормативно-правовой акт не действовал на момент заключения с ней договора социального найма в 2011 году.
Указывает также на то, что ответчиком не представлено доказательств наличия оснований для заключения в 2014 году договора служебного найма.
Обращает внимание на то, что на момент заключения социального найма в 2011году, она являлась неработающим пенсионером, иного жилья не имела, с 16.09.2001 состоит на учёте в списках на переселение из районов Крайнего Севера, то есть относилась к категории граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, соответственно имела право на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Представитель ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения требований истца, пояснив, что договор социального найма жилого помещения № 1196 с К. был заключён неправомерно, поскольку основанием для предоставления жилого помещения, расположенного по адресу: ..., общей площадью 30,4 кв.м, является ордер № 155 от 16.03.1991, выданный на жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда на территории муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией Мурманской области (служебное жилое помещение). Законных оснований для заключения с истцом договора социального найма не имелось и не имеется, поскольку данная муниципальная услуга носит заявительный характер, а К.. с заявлением о принятии на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не обращалась. На учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не состояла. В 2014 году сотрудниками был выявлен факт неверного заключения с истцом договора, в связи с чем, 17.06.2014 договор социального найма был перезаключен на договор найма служебного жилого помещения. Обратила внимание на то, что основанием в договорах как от 03.11.2011, так и от 17.06.2014 является ордер № 155 от 16.03.1991 выданный на служебное жилое помещение. За период с 17.06.2014 по 24.07.2024 К. в Администрацию с заявлением о постановке на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма или для перезаключении договора, не обращалась.
Представитель муниципального казенного учреждения "Управление городского хозяйства" извещённый о месте и времени судебного заседания в судебное заседание не явились, мнения по иску не представил, что в силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что К. осуществляла свою трудовую деятельность в ... с 1969 по 03.03.2010.
При осуществлении трудовой деятельности в ... 16 марта 1991г. истцу по ордеру № 155 было предоставлено служебное жилое помещение, расположенное по адресу: ...
03 ноября 2011 года с истцом был заключен договор социального найма жилого помещения № 1196.
17 июня 2014 года договор социального найма был перезаключен на договор найма служебного жилого помещения.
При этом основанием в договорах как от 03.11.2011, так и от 17.06.2014 является ордер № 155 от 16.03.1991 выданный на служебное жилое помещение.
В силу положений частей 1 и 2 статьи 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.
Согласно статье 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся: 1) служебные жилые помещения; 2) жилые помещения в общежитиях; 3) жилые помещения маневренного фонда; 4) жилые помещения в домах системы социального обслуживания граждан; 5) жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев; 6) жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами; 7) жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан; 8) жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Сведений об исключении спорного жилого помещения из реестра специализированных жилых помещений не имеется.
Истец в обоснование своих требований ссылается на то, что на момент заключения оспариваемого договора служебного найма она являлась неработающим пенсионером и относится к категории граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Вместе с тем, статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В соответствии с частью 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.
Определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее также - нуждающиеся в жилых помещениях), и установление порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относятся к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации (пункты 3 и 7 статьи 13 ЖК РФ).
Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве, нуждающихся в жилых помещениях в силу части 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Так, малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации (в редакции, действующей с 2005г.) основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном данном Кодексом порядке, при этом малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учётом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (часть 2 статьи 49 ЖК РФ).
Исходя из названных норм для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.
Судом установлено, что истец К.. с заявлением о принятии её на учёт граждан в качестве, нуждающихся в жилых помещениях, не обращалась. На учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не состояла.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что имеются основания для квалификации договора от 17 июня 2014г., как заключённого в отношении служебного жилого помещения, которое было предоставлено истцу в период осуществления трудовой деятельности в 1968 ОМИС Министерства обороны СССР.
Указанный договор недействительным кем-либо не признан.
Правовых оснований, предусмотренных жилищным законодательством, в том числе положений статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", для признания договора найма служебного жилого помещения договором социального найма, не имеется, поскольку решение об исключении указанного жилого помещения из числа служебных уполномоченный орган не принимал.
Спорное жилое помещение на основании распоряжения Правительства РФ от 19.10.1996 № 1579-р является муниципальной собственностью и не принадлежало государственному или муниципальному предприятию.
С учетом установленных по делу обстоятельств и приведённых правовых норм, суд приходит к выводу о том, что между сторонами не возникли отношения по социальному найму спорного жилого помещения.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требования К. о признании договора служебного найма жилого помещения по адресу: ... социальным, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований К. к Администрации муниципального округа город Оленегорск с подведомственной территорией Мурманской области, Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации муниципального округа город Оленегорск с подведомственной территорией Мурманской области, Муниципальному казенному учреждению "Управление городского хозяйства" о признании договора служебного найма жилого помещения социальным- отказать.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Оленегорский городской суд Мурманской области в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья М.А. Черная