Дело № 5-37/2022
...
...
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
07 апреля 2022 года г.Псков, ул. А.Невского, д.1
Псковский районный суд Псковской области в составе председательствующего судьи Федоровой В.Н., при секретаре Суботней Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, отношении Толкачева Валерия Викторовича, ... года рождения, уроженца ..., зарегистрированного и проживающего по адресу: ... ранее не привлекавшегося к административной ответственности за административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность,
У С Т А Н О В И Л:
... в ... минут Толкачев В.В. в период действия режима повышенной готовности, введенного на территории Псковской области распоряжением Администрации Псковской области от 05.03.2020 № 133-р в соответствии с п. «м» ст.11 Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», не выполнил правила поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, установленные п.п. «е» п.п.4 п.2 Указа Губернатора Псковской области от 15.03.2020 № 30-УГ «О мерах по противодействию распространению на территории Псковской области новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)» (с изменениями и дополнениями), изданного в соответствии с п. «у» ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ, находился в магазине «...», расположенном по адресу: ..., без изделия, обеспечивающего индивидуальную защиту органов дыхания (маски), при одновременном нахождении в помещении более одного человека, чем совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Толкачев В.В. в судебном заседании с протоколом об административном правонарушении не согласился, вину в совершении вменяемого ему административного правонарушения не признал. Указал, что протокол в отношении него был составлен незаконно, поскольку при его составлении ему не были разъяснены права и обязанности, предусмотренные ч.1 ст. 25.1, ч.2 ст. 25.2, ч.3 ст. 25.6 КоАП РФ, ст. 51 Конституции РФ. Также ему не был предъявлен Указ Губернатора Псковской области от 15.03.2020 № 30-УГ. Отметил, что в протоколе указаны паспортные данные, однако паспорт им не предъявлялся; административного расследования не проводилось. Кроме того, он не был извещен о том, что в составленный протокол были внесены изменения. Полагал, что протокол следует исключить из числа доказательств по делу как недопустимое доказательство, просил производство по делу прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения. Также пояснил, что при составлении протокола присутствовал, копию протокола получил, в письменных объяснениях и протоколе расписывался.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, А. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело без ее участия. Ранее в судебном заседании пояснила, что она с еще одним сотрудником приехала по вызову, поскольку Толкачев В.В. со своим знакомым находились в магазине «...» без маски. Лицу, привлекаемому к административной ответственности, были разъяснены права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, ст. 51 Конституции РФ, положения ч.1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, предъявлена фабула Указа Губернатора Псковской области от 15.03.2020 № 30-УГ. Протокол был составлен в присутствии Толкачева В.В., который назвал свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес регистрации, документы, удостоверяющие личность, не представил, в связи с чем по указанным сведениям устанавливала данные о личности Толкачева В.В. на месте составления протокола по базе данных. Впоследствии были установлены его паспортные данные и внесены в протокол. Ошибка в написании фамилии Толкачева В.В. произошла, поскольку эти данные были записаны с его слов. Затем при внесении изменений в протокол она об этом Толкачева В.В. не уведомила, так как не думала, что ею была допущена данная ошибка в копии, выданной Толкачеву В.В. В ходе возбуждения дела она вела видеосъемку на служебный видеорегистратор, которую представила суду. Протокол изначально был подписан Толкачевым В.В., затем он стал отказываться от подписи. Также при составлении протокола присутствовали свидетели М. и С.
Свидетель М. показала суду, что днем в магазин «...», в котором она работает, заходил знакомый лица, привлекаемого к административной ответственности вместе с ребенком, хотел приобрести товар, но при этом был без маски, на просьбу одеть маску он ответил, что у него маски нет и просил, чтобы ему предоставили маску, но в магазине не предоставляются маски, поэтому он по истечении некоторого времени, достал из кармана маску, одел ее, оплатил товар и ушел. Вечером того же дня, данный гражданин вернулся в магазин с лицом, привлекаемым к административной ответственности, который был без маски и проводил видеосъемку всего магазина, весь штат, кассовую зону на свой мобильный телефон. Впоследствии данные граждане вызвали полицию по причине отказа в их обслуживании без маски. Также пояснила, что Толкачев В.В. называл свои данные, которые сотрудники полиции проверяли по базе, ему разъяснялись права, он расписывался в документах. Ей как свидетелю права также были разъяснены.
Свидетель С. дала суду аналогичные по содержанию показания.
Выслушав лицо, привлекаемое к административной ответственности, свидетелей, исследовав материалы дела, суд находит вину Толкачева В.В. в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, доказанной и подтверждающейся материалами дела.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, вмененного лицу, в отношении которого ведется производство по данному делу, выражается в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 названного кодекса.
Граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (статья 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 № 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "а.2" пункта "а" статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 № 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 № 417 (далее - Правила).
Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 3, подпункты "в", "г" пункта 4 Правил).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" пункта "а" статьи 10 названного федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 6 статьи 4.1, пункты "а", "у", "ф" части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 № 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Указом Губернатора Псковской области от 15.03.2020 № 30-УГ "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Псковской области в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (в редакции от 26.11.2021) на территории Псковской области были введены ограничительные мероприятия (карантин) по 31 января 2022 года.
Установленные пунктами 2, 3, 3.1, 3.2 и 7 Указа от 15.03.2020 № 30-УГ ограничительные мероприятия являются обязательными для исполнения гражданами и организациями правилами поведения на территории Псковской области при введенном в Псковской области режиме повышенной готовности (п. 24.1 Указа от 15.03.2020 № 30-УГ).
Невыполнение указанных пунктов Указа от 15.03.2020 № 30-УГ образует состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Согласно п.п. «е» п.п.4 п.2 Указа Губернатора Псковской области от 15.03.2020 № 30-УГ на граждан возложена обязанность в период действия ограничительных мероприятий (карантина) носить одноразовые маски, или многоразовые маски, или респираторы для защиты органов дыхания в общественном транспорте (в том числе в легковом такси), в местах приобретения товаров (в том числе на территориях рынков, ярмарок, торговых центров, торгово-развлекательных центров), в местах выполнения работ, оказания услуг (в том числе в спортивно-развлекательных центрах, объектах предприятий общественного питания, за исключением времени приема пищи), в лифте, на работе (при одновременном нахождении в помещении более одного гражданина), в иных общественных местах (в случае невозможности соблюдения социальной дистанции до других граждан, предусмотренной подпунктом "а" настоящего подпункта), за исключением случаев, когда настоящим указом, актами Главного государственного санитарного врача Российской Федерации разрешено нахождение граждан в общественном месте без масок.
Из материалов дела следует, что ... в .... Толкачев В.В. в месте приобретения товаров – магазине «...», расположенном по адресу: ..., без средств индивидуальной защиты органов дыхания, чем нарушил правила поведения, установленные п.п. «е» п.п.4 п.2 Указа Губернатора Псковской области от 15.03.2020 № 30-УГ.
В подтверждение вины лица, привлекаемого к административной ответственности, в материалах дела имеется протокол об административном правонарушении ... от ..., где отражены обстоятельства совершенного правонарушения, фотоматериал, видеозаписи, представленные как Толкачевым В.В., так и должностным лицом, составившим протокол.
Так, из видеозаписей установлено, что Толкачев В.В. присутствовал при составлении протокола, назвал сотруднику полиции свои данные о личности – фамилию, имя, отчество, адрес регистрации, знакомился с протоколом об административном правонарушении и объяснениями, данными сотруднику полиции и оформленными последним в письменном виде; собственноручно писал в объяснениях, что «с нарушение не согласен, с моих слов записано верно и мною прочитано», расписывался в них, а также расписывался в протоколе в графе - объяснения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении и писал, что «нарушение не совершал».
При сравнении видеозаписи и фотографии, представленной в материалы дела, судом установлено, что на них изображен Толкачев В.В., который находился в месте приобретения товаров - магазине без маски или респиратора для защиты органов дыхания.
Указанный факт подтвердили и свидетели М., С., должностное лицо, составившее протокол.
Оснований не доверять вышеуказанным доказательствам у суда не имеется, заинтересованности свидетелей в исходе дела не установлено, равно как и оснований для оговора Толкачева В.В.
Вопреки доводам Толкачева В.В. ему сотрудником полиции при составлении протокола разъяснялись права и обязанности, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ и иные права в соответствии с КоАП РФ; с протоколом, содержащим полный перечень прав и обязанностей лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также ст. 51 Конституции РФ, Толкачев В.В. ознакомлен путем личного прочтения, что достоверно подтверждается видеозаписью, представленной самим Толкачевым В.В.
При таких обстоятельствах оснований считать, что при составлении протокола об административном правонарушении были нарушены права Толкачева В.В., не имеется.
Оценивая доводы Толкачева В.В. относительно наличия в протоколе об административном правонарушении незаверенных в порядке ст. 28.2 КоАП РФ исправлений в части написания его фамилии, что, по его мнению, влечет недействительность данного процессуального документа, суд исходит из следующего.
В соответствии с положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (часть 2 статьи 28.2 названного Кодекса).
При этом существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (пункт 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года ...).
Действительно, в протоколе об административном правонарушении, фамилия лица, в отношении которого ведется производство по данному делу, указана как Толкачев, тогда как в копии протокола, его фамилия значится как Толкачов. При этом иные данные о личности – имя, отчество, дата и место рождения, равно как и адрес регистрации указаны верно.
Указанное подтверждается сведениям, представленными по запросу суда Отделом по вопросам миграции УМВД России по городу Пскова, согласно которым на имя Толкачева Валерия Викторовича, ... года рождения, зарегистрированного по адресу: ..., выдан паспорт серии ... от ...
При рассмотрении дела Толкачевым В.В. предъявлен заграничный паспорт, содержащий данные о его личности, указанные выше. Кроме того, Толкачев В.В. после личного ознакомления с протоколом, замечания по содержанию не выразил.
Учитывая вышеизложенное, а также фиксацию правонарушения на видео, где запечатлен Толкачев В.В., называющий свои данные о личности, суд находит, что сведения о нем как о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, установлены должностным лицом верно, а внесение в протокол незаверенных исправлений и паспортных данных не свидетельствует о недопустимости указанного протокола и наличии существенных процессуальных нарушений, ставящих под сомнение обоснованность возбуждения дела об административном правонарушении.
Вопреки доводам Толкачева В.В. протокол об административном правонарушении отвечает требованиям статьи 28.2 КоАП РФ, составлен уполномоченным должностным лицом – полицейским ППС ОМВД России по Псковскому району, наделенным правом составлять протоколы об административных правонарушений в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ, а также пункта 1 Перечня должностных лиц органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, включая должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.6.1 КоАП РФ, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от ... ...-р.
С учетом изложенного, ходатайство Толкачева В.В. о признании протокола об административном правонарушении недопустимым доказательством по делу и исключении его из числа доказательств удовлетворению не подлежит.
Доводы Толкачева В.В. о том, что ему при составлении протокола должен был быть предъявлен для ознакомления Указ Губернатора от 15.03.2020 № 30-УГ, суд находит не состоятельным.
Согласно ст. 1 Закона Псковской области от 12.02.2003г. № 242-ОЗ «О порядке опубликования и вступления в силу Устава и Законов области, иных нормативных правовых актов области» на территории области применяются Устав, законы области о поправках в Устав и иные законы области, иные нормативные правовые акты области, которые официально опубликованы.
В силу ст. 3 названного Закона официальным опубликованием Устава, законов области о поправках в Устав и иных законов области, иных нормативных правовых актов области считается публикация их полных текстов в газете «Псковская правда», размещение (опубликование) в сетевом издании «Нормативные правовые акты Псковской области» (pravo.pskov.ru), на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
Первоначальный текст указа Губернатора Псковской области от 15.03.2020г. опубликован в сетевом издании «Нормативные правовые акты Псковской области» (pravo.pskov.ru) – 15.03.2020г., на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) – 16.03.2020г., в «Псковской правде» № 11 – 20.03.2020г.
Таким образом, указ Губернатора Псковской области от 15.03.2020г. доведен до всеобщего сведения в установленном законодательстве порядке.
Доводы Толкачева В.В. о непроведении по делу административного расследования, необоснованны, поскольку, в силу ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ, а также правовой позиции, изложенной в подпункте "а" пункта 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий должностных лиц, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление, оно состоит из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, если осуществляются экспертиза или выполняются иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат (установление потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности), тогда как в рассматриваемом случае необходимость в осуществлении должностными лицами таких действий не усматривается. Обязательное проведение административного расследования по делу по ч.1 ст. 20.6.1 КоАП РФ не предусмотрено.
Оценив приведенные доказательства в совокупности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, суд приходит к выводу о наличии в действиях Толкачева В.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 статьи 20.6.1 КоАП РФ.
В связи с чем, оснований для прекращения производства по делу, о чем ходатайствовал Толкачев В.В. в ходе рассмотрения дела, не имеется.
Санкция ч. 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ предусматривает наказание в виде предупреждения или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей.
Как указано в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020, при решении вопроса о назначении лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, административного наказания конкретного вида и размера необходимо руководствоваться положениями главы 4 КоАП РФ и иметь в виду, что такое наказание должно отвечать требованиям пропорциональности, справедливости и соразмерности, индивидуализации административной ответственности, а также соответствовать целям предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
При назначении наказания Толкачеву В.В. суд учитывает характер и степень общественной опасности правонарушения, социальную значимость совершенного правонарушения, совершение правонарушения в месте приобретения товаров, данные о личности правонарушителя, его материальное и семейное положение, отсутствие по делу смягчающих и отягчающих обстоятельств.
При определении вида и размера наказания суд учитывает, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 № 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Нарушение правил поведения отдельным гражданином ставит под угрозу распространения коронавирусной инфекции среди других граждан, которые в равной степени имеют такое же конституционное право на охрану своего здоровья, ввиду чего частный интерес отдельного лица не может преобладать над публичным интересом общества, охраняемым законом.
С учетом установленных в ст. 3.1 КоАП РФ целей назначения наказания, направленных на предупреждение совершения новых правонарушений, суд полагает возможным назначить Толкачеву В.В. наказание в виде административного штрафа в минимальном размере.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
П О С Т А Н О В И Л:
Толкачева Валерия Викторовича признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 1 000 (одной тысячи) рублей.
Реквизиты для уплаты штрафа: ...
В соответствии ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
В указанный срок документ об оплате штрафа должен быть представлен в Псковский районный суд. При отсутствии сведений об уплате штрафа постановление суда направляется в службу судебных приставов для принудительного исполнения.
В соответствии с ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в указанный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Постановление может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии мотивированного постановления.
Постановление вступило в законную силу Судья В.Н. Федорова