Дело № 2а-984/2021
29RS0001-01-2021-001899-09
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 декабря 2021 года г. Вельск
Вельский районный суд Архангельской области в составе председательствующего Смоленской Ю.А.,
при секретаре Власовой Ю.Н.,
с участием прокурора Порошиной Я.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 14 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области» об установлении административного надзора в отношении <данные изъяты>,
установил:
ФКУ ИК-14 УФСИН России по Архангельской области обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сроком на 8 лет со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания, с одновременным установлением административных ограничений: обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации; запрета выезда за пределы территории; запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания в ночное время суток с 22:00 часов до 06:00 часов, обосновывая требования тем, что НБ приговором Надымского городского суда ЯНАО от 18 декабря 2017 года признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 134 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) и приговорен к 5 годам 10 месяцам лишения свободы в исправительной колонии общего режима. Зачтено время содержания под стражей с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ из расчета один день за полтора дня. Срок наказания исчисляется с 18 декабря 2017 года. Совершенное НБ деяние является преступлениям против половой неприкосновенности в отношении заведомо несовершеннолетнего лица и относится к категории тяжких преступлений, судимость будет погашена ДД.ММ.ГГГГ. Указанные обстоятельства являются основанием для установления административного надзора в целях предупреждения совершения НБ преступлений и правонарушений, оказания индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
На судебное заседание представитель ФКУ ИК-14 УФСИН России по Архангельской области не явился, о времени и месте рассмотрения дела административный истец извещен надлежащим образом, согласно заявлению просил рассмотреть дело без участия, требования поддерживает в полном объеме.
В судебном заседании административный ответчик НБ с заявленными требованиями не согласился в части срока административного надзора, считая его чрезмерно длительным, и установления ограничения в виде запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания в ночное время суток с 22:00 до 06:00, поскольку данное ограничение повлечет существенное нарушение его трудовых прав. Указал, что после освобождения из мест лишения свободы намерен проживать в <адрес>, у знакомых. Регистрации по месту жительства не имеет.
Суд в соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) рассматривает дело без участия административного истца.
Выслушав объяснения административного ответчика, заключение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить административный иск, исследовав и изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 55 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статьёй 1 Федерального закона № 64-ФЗ от 06 апреля 2011 года «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Закона) установлено, что под административным надзором понимается осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с Законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных Законом. В свою очередь, административное ограничение представляет собой временное ограничение прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы, установленное судом в соответствии с Законом.
Согласно ст. 2 Закона административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В соответствии с пп. 1, 3 ч. 1 Закона административный надзор устанавливается судом в отношении совершеннолетнего лица, освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 3 Закона административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи).
В п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона указано, что административный надзор устанавливается в отношении перечисленных лиц, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
В силу п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона в отношении вышеперечисленных лиц срок административного надзора полежит исчислению со дня постановки на учёт в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Согласно ч. 4 ст. 5 Закона в случае назначения лицу ограничения свободы в качестве дополнительного вида наказания, а также при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы срок административного надзора исчисляется со дня отбытия наказания в виде ограничения свободы.
Из материалов дела следует, что <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес> <адрес>, вступившим в законную силу приговором Надымского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по уголовному делу №, признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 134 УК РФ, и ему назначено наказание в виде лишения свободы на срок 5 лет 10 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима, с ограничением свободы сроком на 1 год. Срок основного наказания исчислен с ДД.ММ.ГГГГ. НБ зачтено в срок отбывания наказания время его содержания под стражей в период предварительного следствия и судебного разбирательства с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно из расчета один день за один день. Срок отбывания ограничения свободы исчислять со дня освобождения осужденного из исправительного учреждения. В период отбывания ограничения свободы на НБ возложены следующие ограничения: не выезжать за пределы соответствующего муниципального образования, где осужденный будет проживать после отбывания лишения свободы без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы; не изменять место жительства или пребывания, без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы. На НБ возложена обязанность в период отбывания наказания в виде ограничения свободы 2 раза в месяц являться в специализированный государственный орган, осуществляющий надзор за отбыванием осужденным наказания в виде ограничения свободы, для регистрации.
Постановлением Вельского районного суда Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ приговор Надымского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ приведен в соответствие с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 186-ФЗ. На основании п. «б» ч. 3.1 ст. 72 УК РФ (в редакции Федерального закона от 03 июля 2018 года № 186-ФЗ) время содержания под стражей НБ с ДД.ММ.ГГГГ по день вступления приговора в законную силу ДД.ММ.ГГГГ (включительно) зачтено в срок лишения свободы из расчета один день содержания под стражей за полтора дня отбывания наказания в исправительной колонии общего режима, с учетом положений, предусмотренных ч. 3.3 ст. 72 УК РФ. В остальной части данный приговор оставлен без изменения.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Уголовного кодекса Российской Федерации преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 134 УК РФ, за которое осуждён и отбывает наказание НБ, является умышленным преступлением против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, и относится к категории тяжких.
В местах лишения свободы осужденный в целом характеризуется отрицательно, за время отбывания наказания неоднократно допускал нарушения установленного порядка отбывания наказания, в настоящее время имеет неснятые в установленном законом порядке взыскания. Мер к досрочному снятию ранее наложенных взысканий не принимает, поощрений не имеет. Решением дисциплинарной комиссии учреждения (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, переведен на строгие условия отбывания наказания. Решением административной комиссии учреждения (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) был поставлен на профилактический учет, как лицо, склонное к посягательствам на половую свободу и половую неприкосновенность. Решением административной комиссии учреждения (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) снят с профилактического учета, как лицо склонное к посягательствам на половую свободу и половую неприкосновенность.
В силу положений ст. 86 УК РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения преступления и вынесения приговора) лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. Судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, по истечении восьми лет после отбытия наказания.
Поскольку приговором Надымского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ НБ наряду с основным было назначено дополнительное наказание в виде ограничения свободы на срок 1 год, то срок погашения судимости НБ истекает ДД.ММ.ГГГГ.
Принимая во внимание изложенное, с учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных норм материального права, всех обстоятельств дела, его поведения, характеризующих данных, степени общественной опасности совершённого преступления, суд приходит к выводу о том, что имеются предусмотренные Законом основания для установления в отношении НБ административного надзора на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, исчисляемый в соответствии с ч. 4 ст. 5 Закона, со дня отбытия наказания в виде ограничения свободы, то есть по ДД.ММ.ГГГГ включительно, что соответствует требованиям ст. 5 Закона и отвечает задачам административного надзора.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 273 КАС РФ суд, принимая решение об установлении или о продлении административного надзора, одновременно устанавливает и административные ограничения, предусмотренные ст. 4 Федерального закона Российской Федерации от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы». Суд вправе установить одно или несколько административных ограничений.
Частью 1 ст. 4 Закона предусмотрено, что в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться административные ограничения в виде: запрещения пребывания в определенных местах; запрещения посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещения выезда за установленные судом пределы территории; обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, а так же запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории, является обязательным, в соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона.
С учётом характера совершённого деяния, категории преступления, характеризующих административного ответчика данных, его отношения к соблюдению установленного порядка отбывания наказания, с целью решения задач административного надзора, для предупреждения совершения им новых правонарушений, оказания индивидуального профилактического воздействия на него и надлежащего контроля за поведением, суд считает, что НБ следует установить административные ограничения в виде двух обязательных явок в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, запрещения выезда за пределы территории муниципального образования «<адрес> «<адрес>» <адрес> (исходя из того, что НБ не имеет регистрации по месту жительства, и того, что им в судебном заседания указано место жительства после освобождения из мест лишения свободы – <адрес>), и запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания в период с 22 часов до 6 часов (учитывая, что преступление совершено НБ, в том числе и в ночное время).
Определения исключений из вышеуказанного периода в настоящее время не имеется, так как суду не представлено доказательств возможного нахождения НБ в указанное время в учебном заведении или работе, а поэтому трудовые и иные права НБ в этой части не нарушены, доводы об обратном, несостоятельны.
При этом в дальнейшем поднадзорное лицо не лишено возможности обратиться в суд в соответствии с п. 1 ст. 10 Закона с заявлением о досрочном прекращении административного надзора и отмене административных ограничений.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области» к <данные изъяты> об установлении административного надзора - удовлетворить.
Установить в отношении Назарматова Бекжана, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина Российской Федерации, административный надзор на срок погашения судимости, то есть по ДД.ММ.ГГГГ, включительно.
Срок административного надзора исчислять со дня отбытия Назарматовым Бекжаном наказания в виде ограничения свободы.
На период административного надзора установить <данные изъяты> административные ограничения в виде обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, запрещения выезда за пределы территории муниципальное образование «<адрес> «<адрес>» <адрес>, запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания в период с 22:00 часов до 06:00 часов.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение десяти дней со дня его принятия, путём подачи апелляционной жалобы через Вельский районный суд Архангельской области.
Председательствующий подпись Ю.А. Смоленская