Решение по делу № 12-10/2022 (12-706/2021;) от 18.10.2021

№ 12-10/2022

РЕШЕНИЕ

17 января 2022 года

город Архангельск

Судья Октябрьского районного суда г. Архангельска Ярмолюк С.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника администрации городского округа «Город Архангельск» Климовой Н.А. на постановление начальника отделения - старшего судебного пристава отделения судебных приставов по Октябрьскому округу г. Архангельска УФССП России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Ильиной Г.Б. о назначении административного наказания от 29.09.2021 по делу об административном правонарушении № 469/21/29022-АП,

установил:

постановлением начальника отделения - старшего судебного пристава отделения судебных приставов по Октябрьскому округу г. Архангельска УФССП России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Ильиной Г.Б. о назначении административного наказания от 29.09.2021 по делу об административном правонарушении № 469/21/29022-АП (по исполнительному производству № 25595/18/29022-ИП) администрация ГО «Город Архангельск» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, защитник администрации городского округа «Город Архангельск» Климова Н.А. подала жалобу о его отмене.

Защитник Кузнецова Г.А. в судебном заседании поддержала доводы жалобы, указав, что местной администрацией предпринимались все возможные меры по исполнению решений судов о предоставлении жилья сиротам, но из областного бюджета выделяется недостаточно денежных средств. С учетом объема выделенных ресурсов в 2020 и 2021 году осуществлялось исполнение решений судов о предоставлении жилья сиротам, вступивших в законную силу не позднее 2017 года. При этом из более 600 объявленных аукционов (с учетом повторных) на приобретение жилых помещений состоялись только около 30.

Выслушав защитника, исследовав доводы жалобы и материалы дела, судья приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

Решением Октябрьского районного суда города Архангельска от 09 января 2018 года по делу № 2-747/2018, вступившим в законную силу 16.02.2018, на Администрацию МО «Город Архангельск» возложена обязанность предоставить КИВ по договору найма жилое помещение специализированного жилищного фонда, в виде квартиры или жилого дома, общей площадью не менее 15 квадратных метров, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, со степенью благоустройства применительно к условиям данного населенного пункта, расположенное в черте города Архангельска, за счет субвенции, предусмотренной на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Как следует из материалов дела, в вину местной администрации вменяется неисполнение указанного решения суда в установленный судебным приставом-исполнителем срок до 05 октября 2020 года (после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора).

Частью 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996
№ 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и частью 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что вступившее в законную силу решение суда является обязательным для исполнения для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Согласно частям 1 и 3 статьи 6 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, для исполнения указанного решения суда 24.04.2018 возбуждено исполнительное производство № 25595/18/29022-ИП, однако исполнительный документ до настоящего времени не исполнен. 06.07.2018 вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора за неисполнение решения суда.

Судебным приставом-исполнителем должнику направлено требование от 09.06.2020 об исполнении решения суда с установлением нового срока исполнения требований исполнительного документа до 05.10.2020. Требование получено местной администрацией 10.06.2020, что подтверждается отметкой о получении.

Как следует из материалов дела и жалобы, до настоящего времени решение суда о предоставлении жилого помещения КИВ не исполнено.

Поэтому деяние местной администрации правильно квалифицировано должностным лицом по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ. Сделанные в обжалуемом постановлении выводы подтверждаются представленными по делу доказательствами, которые оценены должностным лицом по правилам статьи 26.11 КоАП РФ на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.

Довод подателя жалобы об отсутствии вины в совершённом правонарушении отклоняется судьёй по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Исполнительное производство в указанный период не было приостановлено или прекращено. Также отсутствуют сведения о предоставлении в указанный период рассрочки или отсрочки исполнения решения суда.

В случае, если должник полагал, что имелись основания для изменения способа или порядка исполнения решения суда либо предоставления отсрочки вследствие недостаточности денежных средств, то должник вправе был обратиться в суд в установленном порядке.

Вопреки доводам жалобы о том, что местная администрация приняла все зависящие от нее меры по исполнению решения суда, сведения о таких мерах в рассматриваемый период с июня по октябрь 2020 года отсутствуют.

Российская Федерация – социальное государство, в котором, согласно статье 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита является обязанностью государства. Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, высказанной в пункте 2 Постановления от 30 июля 2001 года № 13-П, защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт своевременно не исполняется. В соответствии с практикой Европейского Суда по правам человека, необоснованно длительная задержка исполнения вступившего в силу решения может рассматриваться как нарушение пункта 1 статьи 6 Конвенции и статьи 1 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод. При этом отсутствие денежных средств и иных ресурсов не может являться оправданием неисполнения судебного решения.

Согласно решению суда, неисполнение которого стало основанием для привлечения к ответственности, жилье должно быть предоставлено за счет субвенции, предусмотренной на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Наделение органов местного самоуправления данными государственными полномочиями Архангельской области предусмотрено главой VII закона Архангельской области от 20.09.2005 № 84-5-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области отдельными государственными полномочиями» (далее – областной закон № 84-5-ОЗ).

Статьей 46 областного закона № 84-5-ОЗ предусмотрено, что в целях осуществления государственных полномочий по предоставлению детям-сиротам жилых помещений органы местного самоуправления муниципальных образований приобретают жилые помещения в том числе путем заключения договора купли-продажи жилых помещений на первичном или вторичном рынке жилья, заключения договора участия в долевом строительстве, организации строительства жилых домов.

В силу части 5 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ), финансовое обеспечение государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

С учетом этого в статье 2 областного закона № 84-5-ОЗ также предусмотрено, что одним из принципов наделения государственными полномочиями является принцип материально-финансовой обеспеченности передаваемых полномочий.

Частью 5 статьи 19 Федерального закона № 131-ФЗ также предусмотрено, что органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования. Однако использование данных собственных ресурсов является правом, и, следовательно, их неиспользование в рассматриваемом случае само по себе не вменяется в вину.

Кроме того, частью 3 статьи 20 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.Однако указанные нормы права о финансовой обеспеченности передаваемых полномочий не свидетельствуют о том, что в рассматриваемом случае не имеется состава правонарушения.

Из материалов дела следует, что субвенции на выполнение указанных полномочий выделялись из бюджета Архангельской области (и федерального бюджета) в размере, который недостаточен для исполнения всех решений судов о предоставлении жилых помещений данной категории граждан, а также для предоставления жилья тем сиротам, в отношении которых решения судов не выносились. Но данное обстоятельство не освобождает должника (местную администрацию) от обязанности по принятию мер по исполнению конкретного решения суда.

Из материалов дела следует, что, хотя и в недостаточном размере для единовременного исполнения всех решений суда, но финансирование в форме субвенций было выделено, что позволяло исполнять полномочия в определенной части. И при этом именно местная администрация определяла, каким образом осуществлять данные полномочия и кому предоставлять жилые помещения, а также предпринимать ли какие-либо меры по исполнению решения суда в установленный срок или бездействовать.

В частности, как следует из материалов дела и пояснений защитника, в установленный судебным приставом-исполнителем срок в соответствии с требованиями бюджетного законодательства не направлялось обращение местной администрации о необходимости выделения дополнительных средств или иных ресурсов для исполнения решения суда в отношении КИВ

В частности, согласно пункту 13 Порядка предоставления и расходования субвенций из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Архангельской области на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспеченным жилыми помещениями, утвержденного Постановлением Правительства Архангельской области от 14 января 2014 года № 1-пп (далее – Порядок), при необходимости изменения объема субвенций, выделенных местным бюджетам на текущий финансовый год, органы местного самоуправления не позднее 15 июля текущего финансового года обращаются в министерство с предложением о выделении дополнительных бюджетных ассигнований (при этом предоставляются документы и расчеты, обосновывающие размер дополнительных бюджетных ассигнований) либо об уменьшении объема субвенции.

Согласно пунктам 2 – 4 Порядка, финансовое обеспечение расходов на осуществление государственных полномочий по предоставлению детям-сиротам жилых помещений производится за счет субвенций в объеме средств, предусмотренных на указанные цели в областном бюджете на соответствующий год. Министерство финансов Архангельской области доводит расходными расписаниями до министерства образования Архангельской области предельные объемы финансирования в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и показателей кассового плана областного бюджета. Субвенции предоставляются министерством местным бюджетам в соответствии со сводной бюджетной росписью, кассовым планом областного бюджета в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на указанные цели министерству.

Как следует из материалов дела, в рассматриваемый период местная администрация не обращалась в уполномоченные органы исполнительной власти Архангельской области с мотивированным предложением о дополнительном финансировании исполнения конкретного решения суда.

По этой причине также отсутствуют основания и для освобождения от ответственности и прекращения производства по делу на основании части 4 статьи 24.5 КоАП РФ, согласно которой должно быть установлено, что соответствующим должностным лицом местного самоуправления вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации, соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, выполнение государственным, муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные ассигнования не выделялись.

Тот факт, что органам государственной власти Архангельской области было известно или должно было быть известно о недостаточном финансировании полномочий, а также то, что ежемесячно в адрес министерства образования Архангельской области направляются отчеты о расходовании средств субвенции и сведений о лицах, в отношении которых вынесены судебные решения о предоставлении жилого помещения, не свидетельствует о соблюдении порядка истребования дополнительного финансирования, поскольку направляемая информация не содержит мотивированных предложений, документов и расчетов, обосновывающих размер дополнительных бюджетных ассигнований, в том числе в отношении конкретного взыскателя в рамках исполнительного производства.

Довод о том, что местная администрация не имела права предоставить жилое помещение по указанному решению суда, поскольку была бы нарушена очередность, также отклоняется судом.

Законодательством не предусмотрено предоставление жилых помещений данной категории граждан в порядке очередности, о чем неоднократно указывал и Верховный Суд Российской Федерации (в том числе в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 8 декабря 2020 года № 16-КГ20-25-К4). В случае наличия сомнений в данной части, руководствуясь положениями законодательства об исполнительном производстве и гражданского процессуального законодательства, должник вправе был обратиться в суд за разъяснениями неясностей или определением порядка исполнения.

В случае, если местная администрация полагает, что субвенция выделяется в заведомо недостаточном размере, что не позволяет исполнять полномочия надлежащим образом, то вправе была выделить собственные ресурсы или оспаривать соответствующие решения, действия (бездействие) органов государственной власти Архангельской области и положения областного законодательства о размере субвенций, инициируя в том числе решение вопроса о прекращении осуществления государственных полномочий в соответствии со статьей 10 областного закона № 84-5-ОЗ. Однако сведения о таких действиях со стороны местной администрации также отсутствуют.

Ежемесячное направление в министерство образования Архангельской области общих сведений (списков) об исполнении полномочий по предоставлению жилых помещений; совершение действий по обеспечению жильем иных взыскателей, в том числе путем неоднократного проведения аукционов по покупке квартир, а также общая переписка с министерством образования Архангельской области и иными государственными органами Архангельской области по поводу исполнения указанных полномочий не свидетельствует о принятии мер по исполнению конкретного решения суда в отношении КИВ

Ссылка на то, что постановлением Правительства Архангельской области от 26.03.2019 № 153-пп утверждена адресная программа Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы», в рамках которой запроектировано 30 квартир для детей-сирот, также не дает оснований для освобождения от ответственности. Программа была принята в 2019 году и в ней отсутствует упоминание об исполнении рассматриваемого решения суда или иных аналогичных решений суда. Также отсутствуют сведения о том, что в рамках данной программы осуществлялись какие-либо мероприятия в отношении КИВ в рассматриваемый период, установленный судебным приставом-исполнителем.

Таким образом, доказательства того, что в рассматриваемый период с июня по октябрь 2020 года местной администрацией как юридическим лицом и органом местного самоуправления были предприняты какие-либо зависящие от нее меры для исполнения требований указанного исполнительного документа, в материалах дела отсутствуют.

При указанных обстоятельствах оценка правомерности или неправомерности действий (бездействия) органов власти и должностных лиц Архангельской области не может быть предметом рассмотрения по настоящему делу.

Следовательно, с учетом статьи 2.1 КоАП РФ не имеется оснований для вывода о том, что должник правомерно бездействовал в установленный судебным приставом-исполнителем срок. В обжалуемом постановлении сделан обоснованный вывод о том, что деяние местной администрации образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.

Сведения о существенном нарушении процессуальных требований не выявлены. Нормы материального права применены и истолкованы должностным лицом правильно. Правовых оснований для пересмотра постановления не имеется.

Административное наказание назначено в пределах санкции указанной статьи, с соблюдением общих правил назначения наказания, установленных статьями 4.1 – 4.3 КоАП РФ. Назначив наказание в минимально возможном размере, должностное лицо учло указанные обстоятельства дела и характер правонарушения. С учетом характера правонарушения отсутствуют основания для вывода о том, что наказание является чрезмерным.

Законные основания для снижения размера штрафа или признания правонарушения малозначительным отсутствуют.

Судья, руководствуясь статьями 30.7, 30.8 КоАП РФ,

решил:

постановление начальника отделения - старшего судебного пристава отделения судебных приставов по Октябрьскому округу г. Архангельска УФССП России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Ильиной Г.Б. о назначении административного наказания от 29.09.2021 по делу об административном правонарушении № 469/21/29022-АП оставить без изменения, жалобу Климовой Н.А. – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд непосредственно или через Октябрьский районный суд г. Архангельска в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья

С.Р. Ярмолюк

12-10/2022 (12-706/2021;)

Категория:
Административные
Ответчики
Администрация городского округа "Город Архангельск"
Другие
Кузнецова Галина Александровна
Климова Наталья Алексеевна
Суд
Октябрьский районный суд г. Архангельск
Судья
Ярмолюк С.Р.
Статьи

17.15

Дело на странице суда
oktsud.arh.sudrf.ru
18.10.2021Материалы переданы в производство судье
19.10.2021Истребованы материалы
09.12.2021Поступили истребованные материалы
17.01.2022Судебное заседание
20.01.2022Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
17.01.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее