РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Рязань 24 ноября 2016 года
Советский районный суд г.Рязани в составе председательствующего судьи Осиповой Т.В.,
при секретаре Вырнав Н.Н.,
с участием помощника прокурора Советского района г. Рязани Поплавской С.М.,
истицы Орловой Н.В.,
представителя ответчика Прокуратуры Рязанской области Ачимова А.В., также представляющего интересы третьего лица Генеральной прокуратуры Российской Федерации, действующего на основании доверенностей,
представителя ответчика ООО «Страховая компания «ВСК-Линия жизни» Жука А.Н., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Орловой Н.В. к прокуратуре Рязанской области, Обществу с ограниченной ответственностью «Страховая компания «ВСК - Линия жизни» о взыскании страховых сумм и компенсации в виде разницы между среднемесячным содержанием и назначенной пенсией,
Установил:
Орлова Н.В. обратилась в суд с иском к прокуратуре Рязанской области о взыскании страховых сумм и компенсации в виде разницы между среднемесячным содержанием и назначенной пенсией, мотивируя тем, что с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. она работала <...> С дд.мм.гггг. по день увольнения работала в должности <...>. дд.мм.гггг. бюро № филиала ФКУ «ГБ МСЭ по <...> формулировка инвалидности <...> изменена на формулировку инвалидности <...> Группа инвалидности <...> оставлена без изменения. дд.мм.гггг. она обратилась в прокуратуру Рязанской области с заявлением о выплате страховых сумм и компенсации в виде разницы между среднемесячным содержанием и пенсией на основании ч.5 ст.45 Закона РФ «О Прокуратуре Российской Федерации». дд.мм.гггг. прокурором Рязанской области отказано в удовлетворении ее обращения в связи с тем, что в справке от дд.мм.гггг. причиной ее инвалидности является заболевание, полученное в период <...>. Считает, что отказ в удовлетворении ее обращения противоречит действующему законодательству, поскольку она заболела при <...>, утратила возможность заниматься профессиональной деятельностью. На основании ст. 1084 ГК РФ, ч.5 ст.45 Федерального Закона «О прокуратуре Российской Федерации», Инструкции о мерах социальной защиты, осуществляемых в случае гибели (смерти), причинения телесных повреждений или иного вреда здоровью прокуроров органов прокуратуры Российской Федерации и в связи с их служебной деятельностью, прокуратура Рязанской области должна выплатить страховую сумму и компенсировать денежное содержание. Считает, что прокуратура Рязанской области обязана выплатить страховую сумму в размере <...>, с учетом того, что ее среднемесячное денежное содержание согласно справке прокуратуры Рязанской области от дд.мм.гггг. составляет <...>, а также ежемесячную компенсацию в виде разницы между ее среднемесячным денежным содержанием и назначенной пенсией в размере <...> Отказ прокурора Рязанской области в выплате страховой суммы и компенсации в виде разницы между среднемесячным денежным содержанием и назначенной пенсией не соответствуют действующему законодательству и ведомственной Инструкции о мерах социальной защиты инвалидов, заболевания которых связаны со службой в органах прокуратуры. Полагая, что прокуратура области создала препятствия к осуществлению ее прав на получение страховых сумм и компенсации в виде разницы между среднемесячным содержанием и назначенной пенсии, нарушила ее законные интересы и право на возмещение вреда здоровью, просила суд взыскать с прокуратуры Рязанской области в свою пользу страховую выплату в сумме <...> и ежемесячную компенсацию в виде разницы между среднемесячным денежным содержанием и пенсией в размере <...>
Определением суда от дд.мм.гггг. к участию в деле в качестве соответчика привлечено ООО «Страховая компания «ВСК - Линия жизни».
В судебном заседании истица Орлова Н.В. исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям, просила суд взыскать с прокуратуры Рязанской области с дд.мм.гггг. ежемесячную компенсацию в виде разницы между ее среднемесячным денежным содержанием и пенсией в размере <...>; взыскать с ООО «Страховая компания «ВСК - Линия жизни» страховое возмещение в размере <...>
Представитель ответчика прокуратуры Рязанской области Ачимов А.В., также представляющий интересы третьего лица Генеральной прокуратуры Российской Федерации, исковые требования Орловой Н.В. не признал, пояснил, что Орлова Н.В. была уволена из <...> по собственному желанию, а не в связи с наличием заболевания, связанного <...>, причинная связь между инвалидностью Орловой Н.В. и <...> отсутствует.
Представитель ответчика ООО «Страховая компания «ВСК - Линия жизни» Жук А.Н. исковые требования Орловой Н.В. не признал, ссылаясь при этом на то, что установление Орловой Н.В. инвалидности в связи с заболеванием, полученным в период <...>, не является страховым случаем.
Суд, выслушав объяснения истицы, представителей сторон, показания свидетеля Б.И.Ю., заключение старшего помощника прокурора Советского района г. Рязани Поплавской СМ., полагавшей иск Орловой Н.В. удовлетворению не подлежащим, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства с точки зрения относимости, допустимости и достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. Орлова Н.В. работа <...> С дд.мм.гггг. по день увольнения она работала в должности <...> уволена из <...> по собственному желанию.
дд.мм.гггг. Орловой Н.В. <...> установлена <...> группа инвалидности, причина инвалидности - <...>
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и сторонами в судебном заседании не оспаривались.
Обращаясь в суд с настоящим иском, Орлова Н.В. ссылается на то, что вред здоровью, причиненный в связи с ее служебной деятельностью, исключал дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью.
Проверяя наличие обстоятельств, послуживших основанием обращения Орловой Н.В. с настоящим иском, суд исходит из следующего
В соответствии со ст. 56 ГК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Федерального закона РФ "О прокуратуре Российской Федерации" прокуроры и следователи, являясь представителями государственной власти, находятся под особой защитой государства.
Согласно ч. 4 ст. 45 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" прокуроры подлежат обязательному государственному личному страхованию на сумму, равную 180-кратному размеру их среднемесячного денежного содержания.
Согласно п. 2 ст. 9 Закона РФ "Об организации страхового дела" страховым случаем является совершившееся событие, предусмотренное контрактом страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату выгодоприобретателю.
Перечень юридических фактов, свидетельствующих о наступлении страхового случая и возникновении права на страховую сумму предусмотрен ч.1 и ч.5 ст.45 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", к которым относятся: гибель (смерть) прокурора в период работы либо после увольнения, если она наступила вследствие причинения телесных повреждений или иного вреда здоровью в связи с его служебной деятельностью; причинение прокурору в связи с его служебной деятельностью телесных повреждений или иного вреда здоровью, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью; причинение прокурору в связи с его служебной деятельностью телесных повреждений или иного вреда здоровью, не повлекших стойкой утраты трудоспособности, не повлиявших на способность заниматься в дальнейшем профессиональной деятельностью.
В соответствии с абзацем 1 ст. 1 Закона "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" социальная защита прокуроров применяется при наличии угрозы посягательства на жизнь, здоровье и имущество указанных лиц в связи с их служебной деятельностью.
В силу п. 2 ст. 9 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" страховым случаем является совершившееся событие, предусмотренное контрактом страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам.
В судебном заседании установлено, что дд.мм.гггг. между Генеральной Прокуратурой РФ и ООО «Страховая компания «ВСК - Линия жизни» заключен "Государственный контракт обязательного государственного страхования личного страхования прокуроров и следователей прокуратуры Российской Федерации".
Страховые случаи установлены разделом 3 Государственного контракта, к ним относятся, в том числе, причинение застрахованному лицу в связи с его служебной деятельностью телесных повреждений или иного вреда здоровью, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью.
Согласно Инструкции «О порядке проведения обязательного государственного личного страхования прокуроров и следователей органов прокуратуры Российской Федерации», утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации дд.мм.гггг. № (далее - Инструкция), и действовавшей на момент увольнения Орловой Н.В. из органов прокуратуры, наступление вредных последствий (смерть, утрата трудоспособности - временной или постоянной) в результате общего заболевания, бытового травмирования, нарушения мер безопасности, стихийных бедствий, аварий и катастроф, иных не связанных со служебной деятельностью прокурора или следователя причин независимо от места и времени их наступления не может быть признано основанием для применения норм, содержащихся в п.4 ст.45 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».
Причинная связь гибели (смерти), причинения телесных повреждений, иного вреда здоровью или утраты трудоспособности прокурора и следователя определяется в каждом конкретном случае как результат противоправного поведения физических лиц, либо следствие воздействия физического, химического, бактериологического, радиационного, механического или иного травматического происхождения (п.3 Инструкции).
Таким образом, основанием для наступления страхового случая является совокупность одновременно трех обстоятельств: причинение вреда здоровью, причинная связь вреда здоровью со служебной деятельностью, а также наличие угрозы посягательства на жизнь и здоровье прокуроров в связи с их служебной деятельностью.
Служебная деятельность прокурора - это исполнение служебных обязанностей в пределах полномочий, очерченных законом, приказами и указаниями соответствующих прокуроров (начальников) и распределением обязанностей.
Как бесспорно установлено в судебном заседании, <...> группа инвалидности Орловой Н.В. была установлена дд.мм.гггг. в связи с <...>
Между тем, данный факт доказательством, подтверждающим наличие посягательств на жизнь и здоровье Орловой Н.В. в связи со служебной деятельностью, не является.
Анализируя установленные в судебном заседании обстоятельства и доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что установление истице инвалидности страховым случаем не является ввиду отсутствия совокупности одновременного трех обстоятельств, являющихся основанием для наступления страхового случая: причинение вреда здоровью, причинная связь вреда здоровью со служебной деятельностью, а также наличие угрозы посягательства на жизнь и здоровье прокуроров в связи с их служебной деятельностью.
А потому, в удовлетворении исковых требований Орловой Н.В. о взыскании с ООО «Страхования компания «ВСК - Линия жизни» страхового возмещения должно быть отказано.
Разрешая исковые требования Орловой Н.В. о взыскании с прокуратуры Рязанской области компенсации в виде разницы между среднемесячным денежным содержанием и пенсией в размере <...> суд исходит из следующего.
Согласно ч.5 ст.45 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в случае причинения прокурору в связи с его служебной деятельностью телесных повреждений или иного вреда здоровью, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, ему ежемесячно выплачивается компенсация в виде разницы между его среднемесячным денежным содержанием и назначенной в связи с этим пенсией без учета суммы выплат, полученных по обязательному государственному личному страхованию.
Как отмечалось выше, служебная деятельность - это исполнение служебных обязанностей в пределах полномочий, очерченных законом, приказами и указаниями соответствующих прокуроров (начальников) и распределением обязанностей.
В соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.02.2003 года №, определение причинной связи увечий, заболеваний у военнослужащих, сотрудников, граждан, проходящих военные сборы, граждан, проходивших военную службу (приравненную службу), граждан, проходивших военные сборы, прокуроров, научных и педагогических работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации (далее - органы и организации прокуратуры), граждан, уволенных из органов и организаций прокуратуры, пенсионное обеспечение которых осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, возлагается на военно-врачебные комиссии.
В зависимости от обстоятельств наступления инвалидности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, от которых зависит уровень пенсионного обеспечения, в том числе выплата компенсаций и предоставление иных льгот, законодательство определяет формулировки причин инвалидности, а также заключений о причинной связи увечий, заболеваний.
Пунктом 41 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 года №, предусмотрено, что военно-врачебная комиссия выносит заключения о причинной связи увечий, заболеваний со следующими формулировками: "военная травма", "заболевание получено в период военной службы" и др.
Аналогичное правовое регулирование следует из действующего Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 года №
Пунктом 94 Указанного Положения о военно-врачебной экспертизе предусмотрены различные основания для вынесения комиссией заключения о причинной связи увечий, заболеваний с формулировками: "военная травма", "заболевание получено в период военной службы", "заболевание радиационно-обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС", "заболевание радиационно-обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска", "общее заболевание".
П. п. "б" п. 94 Положения о военно-врачебной экспертизе предусматривает, что к заболеванию, возникшему в период военной службы, относится, в том числе, заболевание, возникшее в период прохождения военной службы; либо в указанный период имело место прогрессирование (утяжеление течения) заболевания, возникшего до призыва на военную службу; а также при хроническом, медленно прогрессирующем заболевании, диагностированном после увольнения с военной службы, если медицинские документы и особенности течения заболевания позволяют отнести начало заболевания к периоду прохождения военной службы.
В свою очередь, пп. "а" п. 94 Положения к военной травме относит увечья, полученные при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей); заболевание, полученное при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в результате поражений, обусловленных воздействием радиоактивных веществ, источников ионизирующего излучения, компонентов ракетных топлив и иных высокотоксичных веществ, токсичных химикатов, относящихся к химическому оружию, источников электромагнитного поля и лазерного излучения, микроорганизмов I и II групп патогенности; заболевание, возникшее в период проведения контртеррористических операций, выполнения задач в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах.
Таким образом, по смыслу закона, само по себе возникновение того или иного заболевания в период несения военной службы, не является безусловным основанием для его отнесения к военной травме. Для отнесения такого заболевания или увечья к военной травме необходимо наличие квалифицирующих признаков, которые связывают его получение с негативными последствиями прохождения службы (выполнение боевого задания, служебных обязанностей, воздействие вредных веществ и т.д.).
Определение причинной связи увечий, заболеваний прокурорских работников с прохождением службы в органах и организациях прокуратуры проводится военно-врачебными комиссиями федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), заочно (по документам) на основании государственных контрактов, заключаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд между военно-медицинскими организациями, в которых созданы военно-врачебные комиссии, и органами и организациями прокуратуры (п. 92(1) Положения).
По ходатайству стороны истца, для определения причинной связи между установлением истице инвалидности и ее служебной деятельностью, был допрошен председатель военно-врачебной комиссии ФКУЗ «Медико-санитарная часть МВД России по <...> Б.И.Ю., из показаний которого следует, что изучив все представленные медицинские документы, военно-врачебная комиссия, пришла к выводу о том, что заболевания, имеющие у истицы, действительно возникли в период <...> но они не могут быть связаны с исполнением ею своих служебных обязанностей.
При таких обстоятельствах, учитывая, что правом на установление причинной связи заболевания обладают исключительно военно-врачебные комиссии, заключение в отношении Орловой Н.В. принято компетентным органом - военно-врачебной комиссией ФКУЗ «Медико-санитарная часть МВД России по Рязанской области, формулировка причинной связи, указанная в заключении, соответствует формулировкам, предусмотренным законом, а также то, что представленные истицей документы не содержат сведений о том, что ее заболевания получены при обстоятельствах, перечисленных в Положении и дающих основание определить причину заболевания как <...> у суда не имеется оснований для удовлетворения требований истицы и взыскания с прокуратуры Рязанской области в ее пользу ежемесячной компенсации в виде разницы между ее среднемесячным денежным содержанием и пенсией.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Орловой Н.В. к прокуратуре Рязанской области, Обществу с ограниченной ответственностью «Страховая компания «ВСК - Линия жизни» о взыскании страховых сумм и компенсации в виде разницы между среднемесячным содержанием и назначенной пенсией, - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда через Советский районный суд г.Рязани в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья-подпись.