Дело № 2-1104/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Фролово 23 ноября 2017 года
Фроловский городской суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи Лиферовой Т.А.,
при секретаре судебного заседания Ярахановой О.В.,
с участием помощника прокурора Фроловской межрайонной прокуратуры Гонтарь А.О,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фроловского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределённого круга лиц к администрации городского округа город Фролово Волгоградской области о понуждении к устранению нарушений законодательства о благоустройстве,
установил:
Фроловский межрайонный прокурор обратился с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа г.Фролово Волгоградской области о понуждении к устранению нарушений законодательства о благоустройстве. В обосновании требований указав, что Фроловской межрайонной прокуратурой с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения законодательства о благоустройстве и о пожарной безопасности в деятельности администрации городского округа город Фролово, в ходе которой установлено, что напротив домовладений № по <адрес> в <адрес> расположен наружный однониточный газопровод, отделенный от жилых домов автомобильной дорогой общего пользования. От границы охранной зоны газопровода до водоема «Лиман» располагается территория, являющая свободной городской землей и, следовательно, территорией общего пользования. Территория не входит в охранную зону газопровода. При этом работы по благоустройству данной территории администрацией городского округа г.Фролово не осуществляются. Скопления поваленных деревьев, сухих пней, свидетельствуют о нарушении закона о благоустройстве, в случае возникновения пожара представляют опасность для здоровья граждан, проживающих и пребывающих на территории городского округа город Фролово, и нарушают право граждан на благоприятную окружающую среду. ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию городского округа г.Фролово поступило заявление жительницы <адрес> ФИО3 по вопросу о ненадлежащем содержании территории, расположенной напротив домовладения № по <адрес> в пройме водоема «Лиман». ДД.ММ.ГГГГ администрацией дан ответ о том, что данная территория будет убрана до конца второго квартала 2017 года. В ходе проведения проверки установлено, что на данной территории имеется упавшие деревья, прошлогодняя листва. Пни, оставшиеся после вырубки сухостойных, аварийных деревьев не удалены. Высота травяного покрова превышает установленные нормативы и местами равна .... см.
Просит суд признать бездействие администрации городского округа город Фролово Волгоградской области по непринятию мер к благоустройству территории, напротив домовладений № по <адрес> в <адрес>, расположенной между охранной зоной газопровода и водоемом, незаконным и обязать администрацию городского округа город Фролово Волгоградской области организовать работы по благоустройству территории, напротив домовладений № по <адрес> в <адрес>, от границы охранной зоны наружного однониточного газопровода и до водоема «Лиман», путем удаления упавших деревьев, пней, осуществления покоса травы.
Впоследствии Фроловский межрайонный прокурор изменил исковые требования, просит суд признать бездействие администрации городского округа город Фролово Волгоградской области по непринятию мер к благоустройству территории, расположенной между охранной зоной газопровода и водоемом «Лиман», незаконным и обязать администрацию городского округа город Фролово Волгоградской области организовать работы по благоустройству территории, расположенной напротив домовладений № по <адрес>, расстояние (длина) между которыми составляет .... м, а от границы охранной зоны газопровода до водоема «Лиман» ширина .... м, путем удаления упавших деревьев и пней.
В судебном заседании помощник Фроловского межрайонного прокурора Гонтарь А.О. полностью поддержала заявленные требования, просит их удовлетворить по указанным в иске основаниям.
Представитель ответчика администрации городского округа город Фролово Волгоградской области Гюрджян А.И. в судебное заседание не явился, предоставив заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика. В представленных ранее возражениях, требования не признал, указав, что территория, на которой прокурор просит суд обязать Администрации организовать работы по благоустройству, входит в зону Р-2 и зону СХ-2 Правил благоустройства городского округа город Фролово Волгоградской области, утвержденных Решением Фроловской городской Думы Волгоградской области от 24.02.2016 года №18/165. Согласно Правилам благоустройства, зона Р-2 относится к зоне лесопарков, а зона СХ-2 относится к зоне сельскохозяйственных угодий. Для каждой из указанных зон установлены основные виды разрешенного использования и условно разрешенные виды использования. Эти зоны относятся к понятию объекты благоустройства. В основании иска неверно толкует Правила благоустройства. Ссылка истца на п.1.1.1 правил благоустройства неверная. Прокурор в иске неверно трактует основные понятия «элементы благоустройства территории» и «объекты благоустройства». Та территория, на которой прокурор просит суд обязать Администрации организовать работы по благоустройству, входит в зону Р-2 и зону СХ-2 и относится к объектам благоустройства. На указанной территории нет элементов благоустройства территории. В связи с отсутствием элементов благоустройства на той территории, на которой прокурор просит суд обязать Администрации организовать работы по благоустройству, к этой территории не применяются часть III Правила эксплуатации элементов благоустройства территории городского округа город Фролово Волгоградской области Правил благоустройства. Указанная часть III Правил распространяется только на элементы благоустройства, но никак не действуют по отношению к объектам благоустройства. Следовательно, все пункты указанной части Правил эксплуатации элементов благоустройства территории городского округа город Фролово Волгоградской области, на которые ссылается прокурор в своем иске - не относится к территории, на которой прокурор просит суд обязать Администрации организовать работы по благоустройству, а, следовательно, никаких нарушений со стороны Администрации допущено не было. Администрацией городского округа г.Фролово Волгоградской области были частично исполнены требования прокурора в связи с добровольным волеизъявлением. Просит суд отказать в удовлетворении исковых требований.
Выслушав помощника прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст.34 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности», граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
Пунктом 10 ч.1 ст.16 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
В силу ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности», первичные меры пожарной безопасности – реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Согласно п.25 ч.1 ст.16 Федерального закона №131-ФЗ, к вопросам местного значения городского округа относится утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
Решением Фроловской городской Думы Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены правила благоустройства территории городского округа город Фролово Волгоградской области.
В соответствии с п.п.2.1 п.2.1 Правил, объекты благоустройства - совокупность всех территорий города, которые состоят из отдельных территорий (их частей) разного целевого назначения, в том числе территорий сельскохозяйственного использования, жилищной и общественной застройки, природоохранного назначения, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения, территорий промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и другого назначения, территорий лесного, водного фондов и другие объекты благоустройства.
1) территории общего пользования: парки, рекреационные зоны, сады, скверы и площадки и т.д.; памятники культурного и исторического наследия; площади, бульвары, проспекты и т.д.; улицы, дороги, переулки, спуски, проезды, пешеходные и велосипедные дорожки; проезжая часть улиц и тротуары, дороги, обособленные пешеходные территории, площадки, мосты, набережные, пешеходные и велосипедные дорожки, хозяйственные площадки, территории вокруг предприятий торговли, подъезды и территории, прилегающие к строительным площадкам, территории кладбищ и подъезды к ним; места для стоянки транспортных средств (автостоянки, места парковки транспорта); пляжи; кладбища; места для организации ярмарок, площадки сезонной торговли; внутриквартальные и внутридворовые территории (в том числе детские и спортивные площадки); привокзальные территории, остановки городского пассажирского транспорта, переезды через железнодорожные пути; пустыри и иные поверхности земельных участков; другие территории общего пользования в пределах городского округа город Фролово Волгоградской области.
Как следует из п.1.1.1 Правил, физические и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм, обязаны обеспечить своевременную и качественную очистку и уборку принадлежащих им на праве собственности или ином вещном праве земельных участков и прилегающих территорий.
Организация уборки иных территорий осуществляется органами местного самоуправления по соглашению со специализированной организацией в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете муниципального образования.
Согласно п.1.3.1 Правил, период летней уборки территории города устанавливается с 15 апреля по 14 октября включительно. В зависимости от погодных условий сроки начала и окончания периода летней уборки могут быть изменены администрацией городского округа город Фролово Волгоградской области.
В соответствии с п.п.7 п.1.3.2 Правил, в летний период уборки производятся следующие виды работ: скашивание травы.
Как следует из п.1.3.11 Правил, высота травяного покрова не должна превышать 15 сантиметров.
В силу п.1.3.13 Правил, в период листопада лица, ответственные за уборку закрепленных и прилегающих территорий, производят сгребание и вывоз опавшей листвы. При этом запрещается сгребание листвы к комлевой части зеленых насаждений и ее складирование на площадках для сбора и временного хранения ТБО.
На основании п.4.25 Правил, снос деревьев и их вывоз осуществляются организациями, производящими работы по удалению сухостойных, аварийных, потерявших декоративность деревьев и обрезке ветвей в кронах, в течение рабочего дня с озелененных территорий вдоль основных улиц и дорог и в течение 3 суток с улиц второстепенного значения и придомовых территорий. Пни, оставшиеся после вырубки сухостойных, аварийных деревьев, должны быть удалены в течение суток на основных улицах и дорогах города и в течение трех суток на улицах второстепенного значения и придомовых территориях. Упавшие деревья должны быть удалены немедленно с проезжей части дорог, тротуаров, от токонесущих проводов, фасадов многоквартирных (жилых) домов и производственных зданий, а с других территорий - в течение 6 часов с момента обнаружения.
В ходе проведенной помощником Фроловского межрайонного прокурора проверки, установлено, что напротив домовладений № по <адрес> в <адрес> расположен наружный однониточный газопровод, отделенный от жилых домов автомобильной дорогой общего пользования.
Согласно подпункта «е» п.3 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 года №878, «охранная зона газораспределительной сети» - территория с особыми условиями использования, устанавливаемая вдоль трасс газопроводов и вокруг других объектов газораспределительной сети в целях обеспечения нормальных условий ее эксплуатации и исключения возможности ее повреждения.
В соответствии с законодательством Российской Федерации газораспределительные сети относятся к категории опасных производственных объектов, что обусловлено взрыво- и пожароопасными свойствами транспортируемого по ним газа.
В силу п.4 Правил охраны газораспределительных сетей, в состав газораспределительных сетей входят: а) наружные подземные, наземные и надземные распределительные газопроводы, межпоселковые газопроводы, газопроводы-вводы с установленной на них запорной арматурой; б) внеплощадочные газопроводы промышленных предприятий; в) переходы газопроводов через естественные и искусственные препятствия, в том числе через реки, железные и автомобильные дороги; г) отдельно стоящие газорегуляторные пункты, расположенные на территории и за территорией населенных пунктов, промышленных и иных предприятий, а также газорегуляторные пункты, размещенные в зданиях, шкафах или блоках; д) устройства электрохимической защиты стальных газопроводов от коррозии и средства телемеханизации газораспределительных сетей, объекты их электропривода и энергоснабжения.
В соответствии с подпунктом «а» п.7 Правил охраны газораспределительных сетей, для газораспределительных сетей устанавливаются следующие охранные зоны: а) вдоль трасс наружных газопроводов - в виде территории, ограниченной условными линиями, проходящими на расстоянии 2 метров с каждой стороны газопровода.
Согласно п.8 Правил охраны газораспределительных сетей, отсчет расстояний при определении охранных зон газопроводов производится от оси газопровода - для однониточных газопроводов и от осей крайних ниток газопроводов - для многониточных.
Судом установлено, а также из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что помощником Фроловского межрайонного прокурора Гонтарь А.О. проведена проверка исполнения законодательства об отходах производства и потребления, о благоустройстве и пожарной безопасности, в ходе которой установлено, что территория напротив домовладений <адрес>, расположенная между охранной зоной газопровода и водоемом, является свободный городской землей. При этом работы по благоустройству данной территории не осуществляются. Высота травяного покрова превышает установленные нормативы и местами равна .... см. На данной территории имеется упавшие деревья, прошлогодняя листва. Пни, оставшиеся после вырубки сухостойных, аварийных деревьев не удалены (л.д.№).
Кроме того, из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что в ходе проверки установлено, что работы по благоустройству территории по <адрес>, напротив домов №, администрацией не проведены. На территории имеются упавшие деревья, покос травы в полном объеме не осуществлен, пни, оставшиеся после вырубки деревьев не удалены (л.д.№).
Как следует из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной старшим помощником Фроловской межрайонной прокуратуры, что на территории, расположенной между домами <адрес> имеются упавшие деревья, сухие пни.
Согласно справки начальника отдела по управлению имуществом, землепользованию архитектуре и градостроительству Администрации городского округа г.Фролово от ДД.ММ.ГГГГ, территория, расположенная между домами <адрес>, расстояние (длина) между которыми составляет .... м, а от границы газопровода до водоема «Лиман» ширина .... м, расположена на территории городского округа г.Фролово Волгоградской области и является свободной городской землей.
Таким образом, от границы охранной зоны газопровода до водоема «Лиман» располагается территория, являющаяся свободной городской землей, территорией общего пользования, которая не входит в охранную зону газопровода, а является территорией подлежащая обслуживанию и благоустройству администрацией г.Фролово. Однако работы по благоустройству данной территории ответчиком не осуществляются.
Доводы представителя ответчика администрации городского округа г.Фролово Волгоградской области Гюрджян А.И. о том, что территория на которой прокурор просит суд обязать администрацию организовать работы по благоустройству, относится к объектам благоустройства, на данной территории нет элементов благоустройства территории, в связи с чем Правила благоустройства не относятся к указанной территории, а потому никаких нарушений со стороны администрации городского округа г.Фролово допущено не было, суд считает несостоятельными, поскольку основаны на неправильном толковании законодательства. Как следует из Федерального закона №131 от 06 октября 2003 года и правил благоустройства территории городского округа город Фролово Волгоградской области, утвержденных решением Фроловском городской Думы Волгоградской области 24 февраля 20165 года, в обязанности администрации входит организация благоустройства территории городского округа, а указанная прокурором территория является свободной городской землей и расположена на территории городского округа г.Фролово Волгоградской области.
Кроме того, пояснения представителя ответчика администрации городского округа г.Фролово Волгоградской области Гюрджян А.И., о том, что администрацией городского округа г.Фролово Волгоградской области требования прокурора были частично исполнены в связи с добровольным волеизъявлением, несостоятельны, поскольку эти требования обязательны в силу закона.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что скопления поваленных деревьев, сухих пней на территории городского округа г.Фролово, свидетельствуют о нарушении законодательства о благоустройстве.
При таких обстоятельствах исковые требования Фроловского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа город Фролово о понуждении к устранению нарушений законодательства о благоустройстве, подлежат удовлетворению в полном объёме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199, ст.233-235 ГПК РФ, суд
решил:
признать бездействие администрации городского округа город Фролово Волгоградской области по непринятию мер к благоустройству территории, расположенной между охранной зоной газопровода и водоемом «Лиман» – незаконным.
Обязать администрацию городского округа город Фролово Волгоградской области организовать работы по благоустройству территории, расположенной напротив домовладений <адрес>, расстояние (длина) между которыми составляет .... метра, а от границы охранной зоны наружного однониточного газопровода и до водоема «Лиман» ширина .... метра, путем удаления упавших деревьев и пней.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Волгоградский областной суд через Фроловский городской суд.
Судья: Т.А. Лиферова