Дело № 2-144/2022
УИД 29RS0020-01-2022-000117-96
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 апреля 2022 года с. Карпогоры
Пинежский районный суд Архангельской области в составе председательствующего Жук О.Ю., при секретаре судебного заседания Янковой М.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Земцовского П.П. к обществу с ограниченной ответственностью «ЭкоИнтегратор» и акционерному обществу «Центр расчетов» о возложении обязанности произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с марта 2021 года по февраль 2022 года до полного аннулирования начислений, взыскании денежной компенсации морального вреда и штрафа за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя, и возложении обязанности производить перерасчет платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за период временного отсутствия,
у с т а н о в и л:
Земцовский П.П. обратился в суд с указанным иском к ответчикам.
Требования мотивирует тем, что является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> Пинежского района Архангельской области. На имя истца открыт лицевой счет №***, АО «Центр расчетов» осуществляет начисление платы за коммунальную услугу – обращение с твердыми коммунальными (далее – ТКО) отходами с марта 2021 года, получателем платежа и исполнителем коммунальной услуги является ООО «ЭкоИнтегратор». С марта 2021 года на территории <адрес> коммунальную услугу по обращению с ТКО начало оказывать ООО «ЭкоИнтегратор». АО «Центр расчетов» с указанной даты производит начисление платы для ООО «ЭкоИнтегратор». Истец с <...> года проживает в жилом доме по другому адресу: <адрес> Пинежского района Архангельской области, по данному адресу получает и оплачивает потребленную коммунальную услугу по обращению с ТКО, задолженности не имеет. Между тем по адресу: <адрес> Пинежского района Архангельской области (лицевой счет №***) по состоянию на 01 января 2022 года числится задолженность за коммунальную услугу – за обращение с ТКО за период марта 2021 года по январь 2022 года в сумме 578,01 руб., а также начислены пени в размере 30,81 руб. При этом в доме №*** в <адрес> в спорный период никто не проживал, услугу по обращению с ТКО не потреблял. 29 октября 2021 года в АО «Центр расчетов» направлялось заявление истца с просьбой произвести перерасчет платы за обращение с ТКО по дому №*** в <адрес>. К заявлению были приложены поквартирные карточки, выданные МО «...» 22.10.2021, согласно которым по адресу: <адрес> за период с января 2020 года по 22 октября 2021 года движения граждан по указанному адресу не было, по указанному адресу на регистрационном учете никто не состоит. Согласно поквартирной карточке по адресу: <адрес> за период с января 2020 года по 22 октября 2021 года движения граждан по указанному адресу не было, по указанному адресу на регистрационном учете состоит два человека: истец с 10.11.2000 и его супруга – ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ. Однако АО «Центр расчетов» отказал истцу в перерасчете платы по обращению с ТКО, что истец считает незаконным.
Просит обязать надлежащего ответчика произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за период временного отсутствия Земцовского П.П., а также иных лиц по адресу: <адрес> Пинежского района Архангельской области (лицевой счет №***), за расчетные периоды с марта 2021 года по февраль 2022 года до полного аннулирования начислений в том числе пени, а также обязать производить перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за период временного отсутствия Земцовского П.П. по адресу: <адрес> Пинежского района Архангельской области, при его обращении в АО «Центр расчетов» или в ООО «ЭкоИнтегратор» при предоставлении необходимых документов, взыскать с надлежащего ответчика штраф за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя в размере 50 % от суммы, присужденной судом в пользу истца, и компенсацию морального вреда в размере 5000 руб.
Истец Земцовский П.П., представители ответчиков АО «Центр расчетов», ООО «ЭкоИнтегратор» в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом (л.д.52,59,60).
ООО «ЭкоИнтегратор» направило в суд возражения на иск, в которых указало, что между Министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области и ООО «ЭкоИнтегратор» 29.10.2019 заключено соглашение об организации деятельности регионального оператора по обращению с ТКО на территории Архангельской области. ООО «ЭкоИнтегратор» приступило к оказанию услуги по обращению с ТКО с 01.01.2020. Размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9 (1) приложения № 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. № 354, исходя из тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемую ООО «ЭкоИнтегратор» на территории Архангельской области, утвержденных постановлением агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 25.12.2019 № 86-в/1 «Об установлении единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемую ООО «ЭкоИнтегратор» на территории Архангельской области», от 30.09.2020 № 44-в/3, от 18.12.2020 № 70-в/12 «Об установлении единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемую ООО «ЭкоИнтегратор» на территории Архангельской области», от 24.12.2017 № 85-п/7 «Об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемую ООО «ЭкоИнтегратор», а также нормативов накопления ТКО на территории Архангельской области, утвержденных постановлениями Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 23.05.2018 № 11п «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Архангельской области», от 24.03.2022 № 5п «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Архангельской области».
Из пунктов 148 (22),148 (24), 148 (34), 148 (44) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. № 354, следует, что перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО возможен в случае временного отсутствия (то есть более 5 полных календарных дней подряд) проживающего (постоянно или временно) в жилом помещении потребителя, подтвержденного в установленном порядке в соответствии с разделом VIII Правил № 354.
Пунктом 56 (2) Правил № 354 установлено, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Согласно исковому заявлению, в спорном жилом помещении, расположенном по адресу: Архангельская область, Пинежский район, <адрес> постоянно (временно) зарегистрированных граждан (потребителей) не имеется, собственником указанного жилого помещения является истец. Верховным Судом Российской Федерации неоднократно указывалось, что неиспользование гражданином жилого помещения (непроживание в данном помещении) не тождественно понятию «временное отсутствие потребителя», применяемому в Правилах № 354 для проведения соответствующего перерасчета, следовательно, таковое не является основанием для освобождения потребителя, как собственника жилого помещения, от платы в связи с не проживанием в жилом помещении.
В связи с изложенным просят в иске отказать в полном объеме, дело рассмотреть в отсутствие представителя ООО «ЭкоИнтегратор» (л.д.61).
На основании ч.ч. 3, 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие сторон.
Исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу о том, что исковые требования Земцовского П.П. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
На основании ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также плату за коммунальные услуги.
Услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами относится к коммунальной услуге.
Порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами предусмотрен Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156.
В соответствии с п. 8(1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156, региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся:
а) в жилых помещениях в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 ЖК РФ, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации), - с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;
б) в жилых домах, - с организацией (в том числе некоммерческим объединением), действующей от своего имени и в интересах собственника;
в) в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 ЖК РФ, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации) (далее - нежилые помещения), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Указанными правилами установлен порядок оказания услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами и утверждены условия договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (типовая форма).
Отношения между региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и исполнителем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами регулируются Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156, а также заключенным между ними договором.
Согласно ч. 1 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
В ч. 11 ст. 155 ЖК РФ установлено, что неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, их права и обязанности, закреплены в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. № 354 (далее – Правила № 354).
Согласно п. 148 (24) Правил № 354 потребитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами имеет право получать в необходимых объемах коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами надлежащего качества; получать от исполнителя сведения о правильности исчисления предъявленного потребителю для уплаты размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также о наличии (об отсутствии) задолженности или переплаты потребителя за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, наличии оснований и правильности начисления исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней); требовать от исполнителя проведения проверок качества предоставляемой коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, оформления и предоставления акта проверки, акта об устранении выявленных недостатков; получать от исполнителя информацию, которую он обязан предоставить потребителю в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами; требовать в случаях и порядке, которые установлены настоящими Правилами, изменения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами при предоставлении указанной коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении; требовать от исполнителя возмещения убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также морального вреда в соответствии с законодательством Российской Федерации; требовать от исполнителя проведения проверок качества предоставляемой коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящими Правилами, оформления и направления потребителям акта проверки и акта об устранении выявленных недостатков; осуществлять иные права, предусмотренные жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с п. 148(36) Правил № 354, при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Согласно п. 148(44) вышеуказанных Правил № 354, при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном разделом VIII настоящих Правил.
Подпунктом «г» пункта 148(22) Правил № 354 установлена обязанность исполнителя коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу, в том числе в связи с предоставлением коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
Судом установлено, что с 1 января 2020 года ООО «ЭкоИнтегратор» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности, куда входит Пинежский муниципальный район, в том числе сельское поселение «...», осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или привлечением операторов по обращению с ТКО.
В соответствии с п. 4 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 05.09.2016 № 881 «О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами» (далее - Правила конкурсного отбора).
Пунктом 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
В силу вышеуказанных положений все собственники твердых коммунальных отходов, а именно собственники помещений в многоквартирных домах, собственники частных домовладений, а также юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы, заключают договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их сбора, оплачивают услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Данная норма существенным образом дополняется положениями п. 5 ст. 30 ЖК РФ, в соответствии с которой собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
16 декабря 2019 года ООО «ЭкоИнтегратор» и АО «Центр расчетов» заключили договор, по которому АО «Центр расчетов» производит начисление гражданам платы за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами; производит сбор платежей с физических лиц, уплаченных за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами. Настоящий договор действует на территории Архангельской области и г.Архангельска.
Из материалов дела следует, признаётся самим истцом (ч. 2 ст. 68 ГПК РФ), что Земцовский П.П. является собственником жилого дома <адрес> в <адрес> Пинежского района Архангельской области. Отсутствие государственной регистрации права собственности не опровергает принадлежность данного жилого помещения истцу на праве собственности, так как законом предусмотрены и иные моменты возникновения права (п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Из поквартирной карточки и справки, выданных истцу администрацией МО «...» 22 октября 2021 года и 10 марта 2022 года, следует, что по адресу: <адрес> Пинежского района Архангельской области никто не зарегистрирован по месту пребывания и (или) по месту жительства. С января 2020 года движения граждан по указанному адресу не было. Истец на регистрационном учете в указанном доме не состоит (л.д. 14,19,20).
Согласно справке, представленной администрацией МО «...» 10 марта 2022 года, адресной справке, поквартирной карточке, с 10 ноября 2000 года Земцовский П.П. состоит на регистрационном учете по адресу: <адрес> Пинежского района Архангельской области (л.д. 21, 22,51).
Из материалов дела следует, что услуги по ТКО предоставляются ООО «ЭкоИнтегратор», начисления по услуге «Обращение с ТКО» производятся АО «Центр расчетов» с марта 2021 года.
Судом установлено, что 29 октября 2021 года истец обратился в ООО «ЭкоИнтегратор» и АО «Центр расчетов» с заявлением о перерасчете платы за ТКО за 2021 год по адресу: <адрес>, в связи с получением данной услуги по месту фактического проживания: <адрес> (л.д. 13).
Согласно ответу АО «Центр расчетов» от 08 декабря 2021 года истцу отказано в перерасчете ввиду отсутствия правовых оснований (л.д. 18).
Как указано в выписке из финансово-лицевого счета истца по адресу: <адрес>, долг на 01 апреля 2022 года составляет 683 руб. 42 коп., пени – 63 руб. 64 коп., всего – 747 руб. 06 коп.
По адресу: <адрес>, долг на 01 апреля 2022 года составляет 104 руб. 60 коп., истцом по указанному лицевому счету периодически осуществляется оплата (л.д. 63,64).
Поскольку плата за коммунальную услугу по обращению с ТКО в отношении жилого помещения начисляется независимо от количества фактически проживающих в нем граждан, а в случае отсутствия проживающих и зарегистрированных начисляются по количеству собственников жилого помещения, то суд приходит к выводу, что отсутствуют основания для перерасчета платы за ТКО и не начисления платы за ТКО ввиду непроживания в жилом помещении истца, расположенном по адресу: <адрес> Пинежского района Архангельской области.
Неиспользование гражданином жилого помещения (непроживание в данном помещении) не тождественно понятию «временное отсутствие потребителя», применяемому в Правилах N 354 для проведения соответствующего перерасчета, в связи с чем не является основанием для освобождения истца, как собственника спорного жилого помещения, от оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Так, согласно пункту 148(36) Правил N 354 при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Указанная правовая позиция поддержана в Определении Верховного Суда РФ от 26.05.2021 N 301-ЭС21-6718 по делу N А43-24799/2019.
Таким образом, при установленных обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения требований истца о возложении обязанности произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за период временного отсутствия Земцовского П.П., а также иных лиц по адресу: <адрес> Пинежского района Архангельской области (лицевой счет №***), за расчетные периоды с марта 2021 года по февраль 2022 года до полного аннулирования начислений в том числе пени, а также об обязании производить перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за период временного отсутствия Земцовского П.П. по адресу: <адрес> Пинежского района Архангельской области при его обращении в АО «Центр расчетов» или в ООО «ЭкоИнтегратор» при предоставлении необходимых документов, и для удовлетворения производных требований о взыскании штрафа и компенсации морального вреда, в связи с чем исковые требования истца не подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Земцовского П.П. к обществу с ограниченной ответственностью «ЭкоИнтегратор» и акционерному обществу «Центр расчетов» о возложении обязанности произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с марта 2021 года по февраль 2022 года до полного аннулирования начислений, взыскании денежной компенсации морального вреда и штрафа за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя, возложении обязанности производить перерасчет платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за период временного отсутствия – отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда путём подачи апелляционной жалобы через районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято судом 27 апреля 2022 года.
Судья О.Ю. Жук
.
.
.
.
.
.
.
.
.