Дело № 12-494/2021
Санкт-Петербург 12 августа 2021 года
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Кировского районного суда Санкт-Петербурга, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. Маршала Говорова, д. 38, Сезева О.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале № 313 жалобу защитника ООО «Коллекция» Родионова С.В. на постановление заместителя главы администрации Кировского района СПб Изотова В.А. от 24.08.2020 года № 20/09/402217-1 о привлечении ООО «Коллекция» к административной ответственности по ст. 8.6.1 п. 1 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 года № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт- Петербурге»
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением заместителя главы администрации Кировского района СПб Изотова В.А. от 24.08.2020 года № 20/09/402217-1 ООО «Коллекция» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.6.1 п. 1 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 года № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт- Петербурге» с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Защитник ООО «Коллекция» Родионов С.В. обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с жалобой об отмене вынесенного постановления и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава правонарушения и недоказанности обстоятельств на основании которых было вынесено постановление. В обоснование жалобы указал, что общество осуществляет хозяйственную деятельность по предоставлению услуг маникюра и педикюра в студии, расположенной по адресу: <адрес> основной вид деятельность общества согласно классификации по ОКВЭД-2 – «96.02 Предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты». В соответствии с Указом Президента России № 206 от 25.03.2020 года «Об объявлении в РФ нерабочих дней», с 30.03.2020 года деятельность студии была полностью приостановлена. Постановлением Правительства Санкт-Петербурга № 409 от 13.06.2020 в постановление Правительства СПб № 121 были внесены изменения, согласно которым по 28.06.2020 года на территории СПб запрещено (временно приостановлено) предоставление услуг гражданам, предусматривающих при их оказании (предоставлении) очное присутствие граждан за исключением, в том числе, парикмахерских услуг, косметических услуг по предварительной записи. Услуги по маникюру и педикюру входят в группу парикмахерских услуг. С 15.06.2020 года студия возобновила свою работу. Постановлением Правительства Санкт-Петербурга № 462 от 25.06.2020 были внесены дополнительные изменения в постановление Правительства СПб № 121, согласно которым по 12 июля 2020 года на территории Санкт-Петербурга было запрещено (временно приостановлено) предоставление услуг гражданам, предусматривающих при их оказании (предоставлении) очное присутствие гражданина, за исключением парикмахерских услуг, за исключением косметических услуг (по предварительной записи), услуг маникюра, педикюра (по предварительной записи). Изменения в части услуг маникюра и педикюра, вступили в силу с 29.06.2020. На момент рассмотрения дела об административном правонарушении постановление правительства Санкт-Петербурга № 121 от 13.03.2020 действовало в редакции, отменяющей запрет на предоставление услуг маникюра и педикюра, что являлось основанием для прекращения производства по делу. Протокол об административном правонарушении был составлен спустя 10 суток с момента выявления правонарушения, без надлежащего извещения ООО «Коллекция». Проверка сотрудниками администрации была проведена по адресу: <адрес> ООО «Коллекция» осуществляет свою хозяйственную деятельность по адресу<адрес>.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.12.2020 года по делу № А56-74397/2020 постановление заместителя главы администрации Кировского района СПб Изотова В.А. от 24.08.2020 года № 20/09/402217-1, вынесенное в отношении ООО «Коллекция» было признано незаконным и отменено.
Постановлением Тринадцатого Арбитражного Апелляционного суда от 25.03.2021 года была рассмотрена жалоба третьего лица – Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга на Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.12.2020 года по делу № А56-74397/2020, указанное решение отменено, дело передано в Санкт-Петербургский городской суд для направления его в суд общей юрисдикции к подсудности которого оно отнесено.
17.05.2021 года жалоба защитника ООО «Коллекция» Родионова С.В. с материалами дела поступила в Кировский районный суд СПб.
В судебное заседание 12.08.2021 года законный представитель ООО «Коллекция» не явился, о дате, месте и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела в суд не поступало, доверил представлять интересы защитникам Родионову С.В. и Пятышеву В.Ю.
В соответствии с ч.2 ст.25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть рассмотрено в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, «если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела».
При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие законного представителя ООО «Коллекция».
В судебном заседании защитники Родионов С.В., действующий на основании доверенности от 10 августа 2021 года, и Пятышев В.Ю., действующий на основании доверенности от 24 июня 2021 года, доводы жалобы поддержали, представили письменную позицию, в которой указано на неверную квалификацию вменяемого в вину ООО «Коллекция» административного правонарушения по п. 1 ст. 8-6-1 Закона № 273-70 вместо ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, на невозможность привлечения юридического лица к административной ответственности при отмене положений закона, устанавливающих ответственность за их несоблюдение, на то, что с 29.06.2020 года оказание услуг маникюра и педикюра было разрешено на территории СПб, и на возможность замены назначенного ООО «Коллекция» наказания в виде штрафа на предупреждение на основании ст. 4.1.1 КоАП РФ.
В судебное заседание явился представитель Администрации Кировского района Санкт-Петербурга – главный специалист юридического отдела Садовников А.Г., действующий на основании доверенности № 01-06-155/21-0-0 от 22.01.2021, который полагала, что обжалуемое постановление законно и обоснованно, отмене не подлежит, а вина ООО «Коллекция» подтверждается собранными по делу доказательствами.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав защитников Родионова С.В. и Пятышева В.Ю., представителя Администрации Садовникова А.Г., суд считает, что постановление заместителя главы администрации Кировского района СПб Изотова В.А. от 24.08.2020 года № 20/09/402217-1 подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Согласно ст.26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Из обжалуемого постановления следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 15 час. 40 мин. ООО «Коллекция» по адресу: <адрес> не исполнило требования о временной приостановке проведения мероприятий с очным присутствием граждан в помещении студии «Кисточки» по оказанию услуг маникюра и педикюра, чем нарушило п. 2.1.9 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 № 121 «О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавируской инфекции (СOVID-19)», что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрено ст. 8.6.1 п.1 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 года № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге».
Частью 1 ст. 8.6.1 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" (принят ЗС СПб 12.05.2010) предусмотрена административная ответственность за неисполнение требований о временной приостановке проведения мероприятий с очным присутствием граждан, а также работы объектов розничной торговли, организаций (предприятий) общественного питания, оказания услуг с посещением гражданами таких объектов, организаций (предприятий), если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния и не влекут административной ответственности в соответствии с КоАП РФ.
Согласно ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ административная ответственность предусмотрена за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
Согласно ч.1 «Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 N 417, граждане и организации обязаны выполнять решения Правительства РФ, Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности или должностных лиц, указанных в пунктах 8 и 9 ст. 4.1 ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», направленные на принятие дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Пунктами «м» и «у» ст. 11 ФЗ от 21.12.1994 года (ред. от 01.04.2020 года) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусмотрено, что органы государственной власти субъектов РФ принимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с п. «м» настоящего пункта.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" пункта "а" статьи 10 названного федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 6 статьи 4.1, пункты "а", "у", "ф" части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 г.) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Граждане РФ обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (ст. 19 ФЗ от 21.12.1994 года № 68-ФЗ(в редакции от 01.04.2020 года) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 N 121 (ред. от 13.04.2020) "О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" с 13.03.2020 года на территории Санкт-Петербурга введен режим повышенной готовности для органов управления и сил Санкт-Петербургской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций введен режим повышенной готовности.
Согласно п.2.1.9 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 № 121 «О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (в редакции действовавшей на момент проведения осмотра), запрещена (временно приостановлена) на территории Санкт-Петербурга по 12.07.2020 работа объектов розничной торговли, за исключением аптечных учреждений, объектов розничной торговли, в которых осуществляется заключение договоров на оказание услуг связи и реализация связанных с данными услугами средств связи, в том числе мобильных средств связи, объектов розничной торговли периодическими печатными изданиями, объектов розничной торговли автотранспортными средствами (по предварительной записи), объектов розничной торговли моторным топливом, заправочных электростанций для зарядки электрических транспортных средств, объектов розничной торговли табачной продукцией, объектов розничной торговли семенами и удобрениями, специализированных объектов розничной торговли мебелью (за исключением объектов розничной торговли, находящихся в зданиях торгово-развлекательных центров (комплексов), торговых центров), специализированных торговых центров, в которых осуществляется исключительно розничная торговля мебелью, а также объектов розничной торговли в части реализации исключительно непродовольственных товаров первой необходимости и(или) продовольственных товаров. Запрет (временное приостановление), установленный (установленное) в настоящем пункте, не распространяется на объекты розничной торговли (за исключением объектов розничной торговли, находящихся в зданиях торгово-развлекательных центров (комплексов), торговых центров) с площадью торгового зала не более 400 кв. м с отдельным наружным (уличным) входом для посетителей при условии ограничения одновременного присутствия посетителей (не более 1 человека на 4 кв. м), а также при условии закрытия примерочных зон.
Согласно п. 2.1.10 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 № 121, запрещено (временно приостановлена) на территории Санкт-Петербурга по 12.07.2020 предоставление услуг гражданам, предусматривающих при их оказании (предоставлении) очное присутствие гражданина, за исключением услуг, оказываемых дистанционным способом либо посредством курьерской доставки, отдельных медицинских услуг, реабилитационных услуг, услуг по уходу за престарелыми и иными нуждающимися лицами и иных услуг в сфере социального обслуживания населения, транспортных услуг, услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, услуг по проведению технического осмотра, услуг по реализации жилых, нежилых помещений, машино-мест застройщиками (по предварительной записи), услуг по химической чистке и стирке одежды, гостиничных услуг (в части исключительно услуг проживания), ветеринарных услуг, финансовых услуг (в том числе банковских и страховых), жилищно-коммунальных услуг, услуг связи, в том числе почтовой, сотовой, фиксированной, спутниковой связи, услуг по обеспечению бесперебойной работы телекоммуникационных сетей, центров обработки данных, услуг в сфере информационных технологий, массовых коммуникаций и средств массовой информации, услуг по погребению, государственных, муниципальных и иных услуг, нотариальных и юридических услуг (только по предварительной записи), услуг библиотек и архивов (по предварительной записи), услуг по операциям с недвижимым имуществом (по предварительной записи), услуг по трудоустройству и подбору персонала (по предварительной записи), парикмахерских услуг, за исключением косметических услуг (по предварительной записи), услуг маникюра, педикюра (по предварительной записи), банных услуг (в части исключительно помывочных зон), оказываемых государственными унитарными предприятиями Санкт-Петербурга, бытовых услуг населению, осуществляемых организациями (индивидуальными предпринимателями) вне зданий и помещений торгово-развлекательных центров (комплексов), торговых центров, в соответствии с перечнем согласно приложению N 1 (далее - бытовые услуги).
Судом установлено, что в постановлении должностного лица в вину ООО «Коллекция» вменяется нарушение требований пункта 2.1.9 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 № 121, тогда как из протокола об АП следует, что ООО «Коллекция» были нарушены требования п. 2.1.10 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 № 121. Указанное не имеет обоснования в обжалуемом постановлении и является по своей сути неверным, поэтому суд признает неверное указание пункта постановления Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 № 121 технической ошибкой.
В соответствии с положениями частей 2 и 5 статьи 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с полномочиями Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Из анализа приведенных норм в их системной взаимосвязи следует, что граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ как за нарушение Правил, так и за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта РФ режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Кроме того, согласно п. 17 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространения на территории РФ новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020 года, юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, при нарушении подпунктов 3.2.1, 3.2.2, 3.2.3 пункта 3.2 раздела 3 Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 года № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности».
Исследование указанного Обзора также позволяет прийти к выводу, что нарушения Правил, установленных Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 N 417, а также направленных в развитие положений Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» обязательных и дополнительных ограничений, установленных нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российский Федерации, подлежат квалификации по статье 20.6.1 КоАП РФ. То есть действия ООО «Коллекция» неверно квалифицированы пол п. 1 ст. 8-6-1 Закона № 273-70.
Также суд учитывает, что на момент рассмотрения жалобы пункт 2.1.10 исключен из постановления Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 № 121.
Согласно ч.2 ст.1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Положения части 2 статьи 1.7 КоАП РФ должны подлежать учету при внесении изменений не только в КоАП РФ и принимаемые в соответствии с ним законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, но и в законы и иные нормативные правовые акты, устанавливающие правила и нормы, за нарушение которых предусмотрено наступление административной ответственности (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 декабря 2015 г. N 2735-О).
С учетом изложенного отмена нормативного правового акта, принятого уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации и содержащего обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности, или исключение из такого акта отдельных правовых норм, закрепляющих те или иные правила поведения, являются основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном соответствующей частью статьи 20.6.1 КоАП РФ, либо отмены состоявшегося по делу об указанном правонарушении постановления о назначении административного наказания, если оно не было исполнено (пункт 5 части 1 статьи 24.5 данного кодекса).
С учетом изложенного, постановление заместителя главы администрации Кировского района СПб Изотова В.А. от 24.08.2020 года № 20/09/402217-1 о привлечении ООО «Коллекция» к административной ответственности по ст. 8.6.1 п.1 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 года № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» и назначении наказания в виде штрафа в размере 200 000 руб. подлежит отмене на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, а производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п.5 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с признанием утратившим силу п. 2.1.10 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 года № 121 «О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19), устанавливающего административную ответственность за содеянное.
Иные доводы защитников суд не оценивает, так как вышеуказанное является безусловным основанием для отмены обжалуемого постановления и прекращения производства по делу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, 30.7 ч.1 п.3 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Жалобу защитника ООО «Коллекция» Родионова С.В. удовлетворить частично.
Постановление заместителя главы администрации Кировского района СПб Изотова В.А. от 24.08.2020 года № 20/09/402217-1 о признании ООО «Коллекция» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 8.6.1 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 года № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт- Петербурге» и назначении наказания в виде штрафа в размере 200 000 руб. – отменить на основании п.3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, производство по делу прекратить на основании п. 5 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с признанием утратившим силу п. 2.1.10 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 года № 121 «О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», устанавливающего административную ответственность за содеянное.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в порядке и сроки, установленные ст.ст.30.1-30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья: Сезева О.Б