Дело № 2а-4601/2021
59RS0001-01-2021-006656-23
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 ноября 2021 года г. Пермь
Дзержинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего Богомоловой Л.А.,
при секретаре судебного заседания Зайцевой А.В.,
с участием старшего помощника прокурора Дзержинского района г. Перми С.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора Дзержинского района г. Перми, действующего в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к А.С. о прекращении права управления транспортным средством,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Дзержинского района г. Перми обратился в суд с административным исковым заявлением к А.С. о прекращении права управления транспортным средством.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что прокуратурой Дзержинского района г.Перми проведена проверка исполнения законодательства о соблюдении ограничений к управлению транспортными средствами на территории Пермского края. В ходе проведенной проверки установлено, что А.С. по сведениям ГБУЗ «Пермский краевой наркологический диспансер» состоит на учете с диагнозом: «...». Данных за стойкую ремиссию и оснований для снятия с учета не имеется. Установлено, что А.С. выдано водительское удостоверение на право управления транспортным средством (категория В, В1, М). Административный ответчик, имеющий медицинские противопоказания к управлению транспортными средствами, в нарушение закона обладает правом на управление транспортными средствами, являющимися источником повышенной опасности, в результате чего нарушаются права граждан на безопасное передвижение по дорогам Российской Федерации, на защиту жизни и здоровья, обеспечение общественной безопасности.
В судебном заседании старший помощник прокурора Дзержинского района г.Перми С.О. доводы, изложенные в административном исковом заявлении, поддержал.
Административный ответчик А.С. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Заинтересованные лица Управление ГИБДД ГУ МВД России по Пермскому краю, ГБУЗ «Пермский краевой наркологический диспансер», ГУ МВД России по Пермскому краю, Управление МВД России по г.Перми в судебное заседание не явились, представителя не направили, извещены надлежащим образом.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд установил следующее.
В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу положений статьи 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в Вене 08.11.1968 года и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 года, водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
Статьей 24 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон № 196-ФЗ) установлено, что права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 28 Закона № 196-ФЗ основанием прекращения действия права на управление транспортными средствами является выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
Пунктом 1 статьи 23 Закона № 196-ФЗ установлено, что медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании кандидатов в водители транспортных средств; обязательном медицинском освидетельствовании водителей транспортных средств в связи с заменой водительского удостоверения после истечения срока его действия, либо в связи с возвратом водительского удостоверения после истечения срока лишения права на управление транспортными средствами в случае, если прохождение обязательного медицинского освидетельствования требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, либо в связи с возвратом водительского удостоверения после отбытия наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (в случае лишения права на управление транспортными средствами); внеочередном обязательном медицинском освидетельствовании водителей транспортных средств, при проведении обязательного периодического медицинского осмотра которых выявлены признаки заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями либо ранее не выявлявшимися медицинскими показаниями или медицинскими ограничениями к управлению транспортными средствами и подтвержденных по результатам последующих обследования и лечения; обязательных предварительных, периодических (не реже одного раза в два года), предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотрах; проведении санитарно-просветительной работы по вопросам профилактики управления транспортным средством в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения; оказании медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях и обучение участников дорожного движения, сотрудников экстренных оперативных служб, а также населения навыкам оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.
В силу положений статьи 24 Закона № 196-ФЗ права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Участники дорожного движения обязаны выполнять требования указанного Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.
Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.
Согласно пунктам 1, 4 статьи 23.1 Закона № 196-ФЗ медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством.
Перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 года №1604 утвержден Перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством. В пункте 7 раздела II указано противопоказание - психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ - F10-F16, F18, F19. Наличие таких расстройств препятствует управлению транспортными средствами до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением).
Целью профилактического наблюдения является предупреждение развития у лиц группы риска хронического алкоголизма, наркоманий и токсикоманий.
Прекращение профилактического наблюдения осуществляется в аналогичном порядке, как и при диспансерном наблюдении, но вместо длительной ремиссии (выздоровления) у лиц группы риска основанием для прекращения данного наблюдения является длительное (в течение года) воздержание от пьянства, прекращение употребления в немедицинских целях наркотических и других одурманивающих средств.
Из материалов дела следует, что Дата В.С. выдано водительское удостоверение № на право управления транспортными средствами категории «В, В1, М» сроком до Дата.
Прокуратурой Дзержинского района г.Перми в ходе проверки установлено, что административный ответчик состоит на учете у врача нарколога с диагнозом «пагубное употребление каннабиноидов».
Согласно информации ГБУЗ Пермского края «Пермский краевой клинический наркологический диспансер» от Дата №, № А.С. с июня 2021 года состоит на наркологическом учете с диагнозом «пагубное употребление каннабиноидов», с сентября 2021 года – с диагнозом «синдром зависимости от каннабиноидов, начальная стадия зависимости» (F12.24). В июне и в сентябре 2021 года был на приеме у врача психиатра-нарколога по постановлению мирового судьи с целью прохождения диагностики. Диагностику прошел, рекомендовано лечение и диспансерное наблюдение. В дальнейшем на прием к врачу психиатру-наркологу не обращался, от лечения и наблюдения уклоняется.
Согласно информации, предоставленной РЭО ГИБДД УМВД России по г.Перми от Дата, по запросу суда, Дата А.С. выдано водительское удостоверение серии 9923 № действительное до Дата, категории В, В1, М.
Доказательств неправомерной постановки на наркологический учет либо годности к управлению транспортными средствами административным ответчиком суду не представлено.
Приказом Минздрава России от 30.12.2015 года № 1034н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «психиатрия-наркология» и Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ» установлено, что снятие с диспансерного учета (прекращение диспансерного наблюдения) производится на основании заключения врачебно-консультативной комиссии учреждения, в котором наблюдался больной.
Доказательств снятия с диспансерного наблюдения в связи с длительным (в течение года) прекращением употребления в немедицинских целях наркотических средств материалы дела не содержат. Напротив, из справки наркологического диспансера усматривается, что с сентября 2021 года на прием к врачу психиатру-наркологу не обращался, от лечения и наблюдения уклоняется.
Продолжение действия права управления транспортными средствами при указанных выше обстоятельствах противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения, в связи с чем, такая деятельность подлежит запрету посредством прекращения действия права на управление транспортными средствами.
Установление у гражданина наличия прямого противопоказания к управлению транспортными средствами свидетельствует о наличии непосредственной угрозы для безопасности дорожного движения, пресечение которой необходимо для реализации основных принципов Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движения.
В силу п. 3 ст. 28 Закона № 196-ФЗ и пункта 8 Постановления Правительства Российской Федерации № 1191 от 14.11.2014 года «Об утверждении Правил возврата водительского удостоверения после утраты оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами» в случае если у административного ответчика отпадут основания прекращения права управления транспортными средствами, указанное право восстанавливается путем возврата водительского удостоверения.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности требований административного истца о прекращении права управления транспортным средством А.С.
Согласно ч.1 ст.114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которой административный истец освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления, взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Размер госпошлины, подлежащей уплате при подаче административного искового заявления неимущественного характера, подлежащего оценке, установлен положениями ст. 333.19 НК РФ.
В связи с чем, с В.С. подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой освобожден административный истец, в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░, ░░░░░░░░░ «░, ░1, ░» ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №, ░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ №, ░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░.░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░.
░░░░░ – ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░: ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 11.11.2021 ░░░░