77RS0021-02-2021-004848-07 Дело № 2-768/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Интинский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Сапегиной Н.В.,
при секретаре Белозеровой О.Л.,
с участием прокурора Вертинской Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Инте Республики Коми 22 ноября 2021 года дело по иску заместителя военного прокурора Воркутинского гарнизона в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации в лице Департамента строительства Минобороны России о признании незаконным бездействия, выразившееся в неприятии мер, направленных на проведение капитального (текущего) ремонта помещений в здании военного комиссариата города Инта Республики Коми, возложении обязанности организовать проведение капитального (текущего) ремонта помещений в здании военного комиссариата города Инта Республики Коми,
У С Т А Н О В И Л:
Военный прокурор Воркутинского гарнизона обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации в лице Департамента строительства Минобороны России о признании незаконным бездействия, выразившееся в неприятии мер, направленных на проведение капитального (текущего) ремонта помещений в здании военного комиссариата города Инта Республики Коми, расположенного по адресу: ____; о возложении обязанности в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу организовать проведение капитального (текущего) ремонта помещений в здании вышеуказанного военного комиссариата города Инта Республики Коми, в том числе, путем совершения действий, направленных на включение указанного объекта в титульный список капитального (текущего) ремонта, с обязательным выполнением следующих видов работ:
- ремонт фундамента, цоколя и стен здания;
- ремонт кровли, провести обработку стропильной системы и обрешетки противопожарным составом;
- установить систему организованного водостока и провести монтаж ограждения;
- ремонт стен кабинетов и коридоров (с отбивкой разрушенного штукатурного слоя, постановка на раствор и побелка), замена обоев;
- ремонт полов в кабинетах с заменой изношенных напольных покрытий, ремонт полов в коридорах с заменой линолеума на соответствующий требования пожарной безопасности;
- произвести замену отделочных материалов стен коридоров 1, 2-го этажей и лестничных пролетов на соответствующие требованиям пожарной безопасности (пути эвакуации);
- осуществить проектирование и монтаж автоматических устройств пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при возникновении пожара (с привлечением сторонних специализированных организаций);
- ремонт системы электроснабжения (замена светильников в кабинетах), смена установочной арматуры (выключателей, патронов, розеток), смена электропроводки, замена поэтажных электрощитов со сменой автоматов;
- ремонт системы холодного водоснабжения от ввода с заменой труб на полипропиленовые, замена сантехнических приборов;
- ремонт системы теплоснабжения, с заменой отдельных батарей, покраска всех приборов.
В обоснование заявленных требований заместитель прокурора указал, что проведена проверка исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства по факту ненадлежащего технического состояния помещений для размещения военного комиссариата, расположенного по адресу: ____. В ходе прокурорской проверки установлено, что в настоящее время помещения, занимаемые военным комиссариатом г. Инты Республики Коми, нуждаются в проведении капитального (текущего) ремонта, необходимость которого образовалась еще в 2017 году, когда соответствующими специалистами были выявлены существенные недостатки технического состояния указанных помещений, однако, исчерпывающие меры по их устранению приняты не были. Неудовлетворительное техническое состояние помещений военного комиссариата, являясь местом массового пребывания людей, создает предпосылки для возникновения угрозы жизни и здоровья граждан, однако, ответчик Министерство обороны РФ, являясь собственником помещений, до настоящего времени необходимые меры для приведения помещений в надлежащее состояние не предпринял. По итогам предыдущей проверки в адрес военного комиссара Республики Коми заместителем военного прокурора Воркутинского гарнизона внесено представление об устранении нарушений закона №__/ПУ от __.__.__, требования которого до настоящего времени не исполнено, что послужило поводом для обращения в суд.
__.__.__ в Интинский городской суд Республики Коми поступили уточненные требования заместителя военного прокурора Воркутинского гарнизона согласно которым из объема заявленных требований исключены требования о проведении капитального ремонта цоколя, фундамента и кровли самого здания. На удовлетворении иска в части проведения в помещениях военного комиссариата г.Инты текущего ремонта настаивал (л.д.124-125,126-129).
Определением Пресненского районного суда ____ от __.__.__ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ.
Протокольным определением Пресненского районного суда ____ от __.__.__ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Инспекция Федеральной налоговой службы России № 46 по г.Москве.
Протокольным определением Интинского городского суда Республики Коми от __.__.__ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ФКП «Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны РФ».
В судебном заседании помощник прокурора ____ Вертинская Г.В., участвовавшая в деле на основании п. 4.2 Приказа Генпрокуратуры России от 11.01.2021 № 2 «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском и административном судопроизводстве», настаивала на удовлетворении заявленных требований, с учетом уточнений к иску, представленных 18.10.2021.
Дело рассматривалось в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие представителя ответчика Министерства обороны Российской Федерации в лице Департамента строительства Минобороны России, представителя третьего лица ФКУ «Военный комиссариат Республики Коми», представителя третьего лица ФКП «Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны РФ», представителя третьего лица Инспекции Федеральной налоговой службы России № 46 по г.Москве, представителя третьего лица ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлявших. Представитель третьего лица ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя (л.д.111).
Согласно отзывам на иск, представитель третьего лица ФКУ «Военный комиссариат Республики Коми» согласился с позицией, изложенной в иске (л.д.49-50, 55-56, 61-62, 68-70).
Представитель третьего лица ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ поддержал заявленные требования (л.д.111).
Суд, заслушав пояснения помощника прокурора, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с п. 12 ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 № 1082 утверждено Положение о Министерстве обороны Российской Федерации, в котором закреплены его полномочия.
Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
В соответствии с подпунктом 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами.
В силу пункта 68 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации осуществляет расквартирование и обустройство войск (сил), управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Минобороны России, в соответствии с его назначением, организует выполнение работ по инженерным изысканиям, по архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и техническому перевооружению объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах, а также эксплуатацию таких объектов.
Подпунктом 33 пункта 10 Положения на Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность по утверждению планов и программ по видам обеспечения Вооруженных Сил, планов капитального строительства в Вооруженных Силах.
Приказом Министерства обороны Российской Федерации от 14.05.2014 № 300 утверждено Положение о Департаменте строительства Министерства обороны Российской Федерации в соответствии, с которым Департамент строительства является центральным органом военного управления Министерства обороны Российской Федерации, осуществляет перспективное и текущее планирование объемов государственных капитальных вложений и организует деятельность по капитальному строительству и капитальному ремонту для реализации плана оперативного оборудования Российской Федерации в целях обороны.
В соответствии с ч. 1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу пункта 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Право оперативного управления имеет вещный характер (ст. 216 применяемого Кодекса), и как следствие, не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.
Из материалов дела следует, что нежилое помещение, занимаемое военным комиссариатом г. Инты Республики Коми по адресу: ____, располагается на первом этаже многоквартирного дома, общая площадь помещений составляет 624,5 кв.м. кадастровый №__, находится в собственности Российской Федерации, на основании распоряжения «О закреплении федерального имущества на праве оперативного управления за ФКУ «Военный комиссариат Республики Коми» от __.__.__ №__ указанное нежилое помещение закреплено на праве оперативного управления за ФКУ «Военный комиссариат Республики Коми» (л.д.20,21).
Из актов общих осмотров объекта военного комиссариата г. Инты Республики Коми от __.__.__, от __.__.__, от __.__.__ следует, что здание №__ по ____ в ____ Республики Коми, 1963 года постройки, подлежит текущему ремонту, в том числе:
- перекрытия: признаки износа - трещины в швах между плитами, ширина трещин до 4 мм. Физический износ - 20%;
- стены: признаки износа - глубокие трещины и зазоры в местах сопряжений со смежными конструкциями, диагональные трещины в штукатурном слое, выпучивание в вертикальной плоскости;
- перегородки: признаки износа - трещины на поверхности, глубокие трещины в местах сопряжений со смежными конструкциями. Ширина трещин на поверхности до 2 мм., в, сопряжениях ширина трещин до 10 мм.;
- полы: лаги прогнили, произошла деформация полового покрытия, образовались широкие щели, провалы S = 170,8 м2, линолеум вздулся, местами лопнул, истерся S = 429,5м2, в санитарно-технических комнатах разрушена цементно-песчаная стяжка, метлахская плитка в сколах и трещинах, многие плитки отсутствуют S = 13.1 м2;
- потолки: признаки износа – трещины в швах между плитами. Ширина трещин до 4 мм. Физический износ - 20%;
- окна: требуется замена оконных рам в количестве 44 шт. в связи с их износом, замена оконных решеток не распашных на распашные;
- двери: полный физический износ деревянных распашных дверей центрального входа (запасный выход) – 4 шт. Износ дверных полотен (деформация из-за длительного срока использования) – 25 шт., окраска дверных полотен S – 108,0 м2 Замена металлической решетки с фиксирующей дверью, установленной на пути к основному эвакуационному выходу на турникет – трипод;
- системы ХВС, ГВС, канализация: признаки износа – следы ремонта трубопроводов и магистралей следы заварки, хомуты, значительная коррозия трубопроводов. Трубы чугунные, значительная коррозия трубопроводов;
- отопление: износ труб ф.20 – 10 п.м.; ф.32 – 20,0 п.м.;
- энергоснабжение: замена электропроводки и замена ламп накаливания на энергосберегающие;
- вентиляция: износ труб ф.20 – 10 п.м.; ф.32 – 20,0 п.м.;
- пожарная безопасность: установка пожарной сигнализации и замена оконных глухих решеток на распашные.
Согласно акту общего осмотра объекта здания военного комиссариата г. Инты Республики Коми от __.__.__ требуется выполнить работы по проектированию и оборудованию помещений системой пожарной сигнализации (АУПС), а также системой оповещения и управления эвакуацией людей при возникновении пожара (СОУЭ).
ФКУ «Военным комиссариатом Республики Коми» направлялось письмо от __.__.__ в адрес ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление по ОСК Северного флота» о необходимости проведения инструментального обследования здания военного комиссариата г. Инты Республики Коми в целях приложения к тактико-техническому заданию на проведение капитального ремонта указанного здания, однако, __.__.__ был направлен ответ в адрес ФКУ «Военным комиссариатом Республики Коми» о том, что объекты военных городков, в том числе и указанное здание, не включены в утвержденный план-график обследования технического состояния объектов КЖФ и будут включены в 2020 и последующие годы (л.д.27,28).
Однако, до настоящего времени работы по капитальному (текущему) ремонту здания военного комиссариата г. Инты Республики Коми не проведены.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, стороной ответчика не опровергались.
Суд полагает, что выявленные в ходе обследования нарушения свидетельствуют о наличии угрозы жизни и здоровью граждан использующих указанный объект. Неисполнение ответчиком бремени по содержанию своей собственности в технически исправном состоянии создает реальную угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц и предпосылки к разрушению строительных конструкций здания и другим негативным последствиям.
На основании исследованных доказательств, суд приходит к выводу о том, что Министерство обороны Российской Федерации, как лицо, выступающее от имени собственника здания военного комиссариата г.Инты Республики Коми, расположенного по адресу: ____, ненадлежащим образом осуществляет содержание здания военного комиссариата, в связи с чем именно на указанного ответчика подлежит возложению ответственность за ненадлежащее техническое состояние здания военного комиссариата.
Таким образом, оценив в совокупности представленные доказательства, установив факт нахождения здания военного комиссариата г.Инты Республики Коми в ненадлежащем техническом состоянии, его эксплуатацию без проведения ремонтных работ, наличие угрозы возникновения несчастных случаев с военнослужащими и гражданским персоналом, учитывая отсутствие доказательств обратного со стороны ответчика, суд, с учетом уточненных исковых требований, приходит к выводу о наличии предусмотренных законом оснований для возложения на Министерство обороны Российской Федерации обязанности по организации проведения текущего ремонта помещений военного комиссариата г. Инты Республики Коми, расположенного по адресу: ____.
Оснований для возложения данных обязанностей на Департамент строительства Министерства обороны Российской Федерации суд не усматривает, поскольку Департамент является структурным подразделением Министерства обороны Российской Федерации, самостоятельным юридическим лицом не является, доказательств обратного не представлено.
В соответствии со ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Применительно к положениям ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учётом объёма подлежащих устранению нарушений, суд считает разумным и достаточным назначить срок для исполнения ответчиком заявленных требований шесть месяцев со дня вступления решения законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать Министерство обороны Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда организовать проведение текущего ремонта помещений Военного комиссариата города Инты Республики Коми, расположенного по адресу: ____, в виде следующих мероприятий:
- установить систему организованного водостока и провести монтаж ограждения;
- ремонт стен кабинетов и коридоров (с отбивкой разрушенного штукатурного слоя, постановка на раствор и побелка), замена обоев;
- ремонт полов в кабинетах с заменой изношенных напольных покрытий, ремонт полов в коридорах с заменой линолеума на соответствующий требования пожарной безопасности;
- произвести замену отделочных материалов стен коридоров 1, 2-го этажей и лестничных пролетов на соответствующие требованиям пожарной безопасности (пути эвакуации);
- осуществить проектирование и монтаж автоматических устройств пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при возникновении пожара (с привлечением сторонних специализированных организаций);
- ремонт системы электроснабжения (замена светильников в кабинетах), смена установочной арматуры (выключателей, патронов, розеток), смена электропроводки, замена поэтажных электрощитов со сменой автоматов;
- ремонт системы холодного водоснабжения от ввода с заменой труб на полипропиленовые, замена сантехнических приборов;
- ремонт системы теплоснабжения, с заменой отдельных батарей, покраска всех приборов.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Интинский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Н.В. Сапегина
Мотивированное решение изготовлено «29» ноября 2021 года.