Дело № 2а-1381/2021
УИД 22RS0069-01-2021-002039-40
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Барнаул 24 мая 2021 года
Ленинский районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Золотарева В.В.,
при секретаре судебного заседания Радченко С.С.,
с участием:
представителя административного истца по доверенности Бобринских Т.С.,
административного ответчика Бардакова В.Я. (посредством видеоконференц-связи),
помощников прокурора Ленинского района г. Барнаула Чиндяскиной Ю.С. и Остапчук О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального казенного учреждения Лечебное исправительное учреждение № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю об установлении административного надзора в отношении:
ФИО1, <данные изъяты>,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение Лечебное исправительное учреждение № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении в отношении ФИО1, освобождаемого из мест лишения свободы, административного надзора сроком на восемь лет и административных ограничений в виде обязательной явки три раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрета посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков; запрета на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, в период с 22 часов до 06.00 часов.
В обоснование административных исковых требований административным истцом указано, что ФИО1 отбывает наказание за совершение в том числе особо тяжких преступлений при особо опасном рецидиве, что в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» и статьи 173.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации является основанием для установления судом административного надзора, преступления совершены в состоянии алкогольного опьянения и в ночное время суток, конец срока отбытия наказания - +++.
В судебном заседании представитель административного истца административное исковое заявление поддержал по изложенным в нём основаниям, дополнительно указав, что, поскольку ФИО1 не имеет постоянного места жительства и намерен после отбытия наказания проживать в г. Москве, полагал необходимым установить последнему также административное ограничение в виде запрещения выезда за территорию г. Москвы. Административный ответчик административные исковые требования не признал, указывая, что Федеральный закон, в соответствии с которым рассматривается вопрос об установлении в его отношении административного надзора, к нему не может быть применен, поскольку он отбывает наказание с 2002 года, то есть когда данный Федеральный закон еще не был принят, а назначенное ему наказание по приговору суда он отбыл. Помощник прокурора дал заключение о наличии оснований для удовлетворения административного искового заявления в полном объеме, а также необходимости установления административного ограничение в виде запрещения выезда за территорию г. Москвы, где ФИО1 планирует проживать после отбытия наказания.
Изучив доводы административного искового заявления, исследовав материалы административного дела, выслушав стороны и заключение прокурора, суд приходит к следующему решению.
В соответствии с частью 1 статьи 173.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы, если это лицо отбывало наказание за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, судом устанавливается административный надзор в соответствии с федеральным законом.
Согласно статье 1 Федерального закона от +++ № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее – Федеральный закон № 64-ФЗ) административный надзор - это осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов (статья 2 Федерального закона № 64-ФЗ).
На основании пункта 2 части 2 статьи 3 Федерального закона № 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.
Из представленных в суд материалов следует, что ФИО1 отбывает наказание в виде лишения свободы по приговору мирового судьи судебного участка № 1 г. Абакана от +++ за совершение преступления, предусмотренного статьей 119 Уголовного кодекса Российской Федерации, к которому в соответствии с частью 3 статьи 69 Уголовного кодекса Российской Федерации присоединено наказание по приговору Алтайского краевого суда от +++ за совершение преступлений, предусмотренных пунктом «в» части 3 статьи 162, частью 4 статьи 111, пунктом «н» части 2 статьи 105, частью 4 статьи 150 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Согласно названным приговорам преступления, предусмотренные пунктом «в» части 3 статьи 162, частью 4 статьи 111 и пунктом «н» части 2 статьи 105 Уголовного кодекса Российской Федерации, совершены при особо опасном рецидиве, а преступления, предусмотренные частью 4 статьи 150 и статьей 119 Уголовного кодекса Российской Федерации, совершены при опасном рецидиве.
Таким образом, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 3 Федерального закона № 64-ФЗ ФИО1 является лицом, в отношении которого подлежит установлению административный надзор.
Довод административного ответчика о том, что Федеральный закон № 64-ФЗ к нему не может быть применен, поскольку он отбывает наказание с 2002 года, то есть когда данный Федеральный закон еще не был принят, а назначенное ему наказание по приговору суда он отбыл, основан на неверном толковании действующих правовых норм.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, неоднократно изложенной в его определениях (от 22 марта 2012 года № 597-О-О, от 24 сентября 2012 года № 1739-О, от 22 ноября 2012 года № 2064-О, от 22 апреля 2014 года № 885-О, от 23 апреля 2015 года № 898-О, от 22 декабря 2015 года № 2876-О, от 19 июля 2016 года № 1676-О, от 18 июля 2017 года № 1512-О, от 29 мая 2018 года № 1393-О, от 25 октября 2018 года № 2782-О), административный надзор, как осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с Федеральным законом № 64-ФЗ временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных данным Федеральным законом (пункт 1 статьи 1), относится к мерам предупреждения преступлений и других правонарушений, оказания на лицо индивидуального профилактического воздействия (статья 2), а не к мерам ответственности за совершенное правонарушение. При этом применение административного надзора, в отличие от уголовной ответственности, связывается не со временем совершения преступления, а с освобождением лица из мест лишения свободы и с наличием непогашенной либо неснятой судимости, которая в соответствии с частью 1 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации влечет за собой правовые последствия в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами. Установление судом административных ограничений не может рассматриваться как возложение ответственности за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением, или ее отягчение. Соответственно, и положениям Федерального закона № 64-ФЗ при их применении в отношении лиц, имеющих судимость, не придается обратная сила.
Установление административного надзора для предупреждения совершения правонарушений и оказания профилактического воздействия на лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, двух и более преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 228, статьей 228.3, частью 1 статьи 231 и частью 1 статьи 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, при наличии предусмотренных Федеральным законом № 64-ФЗ оснований и в целях защиты государственных и общественных интересов (статьи 2 и 3), включая административные ограничения в виде запрещения пребывания в определенных местах, посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в таких мероприятиях, пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток, выезда за установленные судом пределы территории, а также в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения поднадзорного для регистрации (часть 1 статьи 4), согласуется с нормой статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и является соразмерным тем конституционно защищаемым целям, ради которых административный надзор вводится.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 Федерального закона № 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункта 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Согласно пункту «д» части 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации (в редакции на момент совершения преступлений – +++) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за особо тяжкие преступления, судимость погашается по истечении восьми лет после отбытия наказания.
Конец срока отбытия ФИО1 наказания наступит +++, следовательно, дата погашения судимости наступит +++.
В силу пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона № 64-ФЗ срок административного надзора исчисляется в отношении лиц, указанных в частях 2 и 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Согласно частям 1 и 2 статьи 4 Федерального закона № 64-ФЗ в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации. Установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, а также в виде запрета поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории, является обязательным.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», следует, что выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер, должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. С учетом образа жизни лица, обстоятельств совершения им преступления, поведения лица в период и после отбытия наказания суд вправе установить административное ограничение в виде запрещения пребывания в определенных местах. В случае запрещения выезда за установленные судом пределы территории в решении надлежит, в частности, указывать наименование субъекта Российской Федерации, муниципального образования, границы которого не разрешается покидать поднадзорному лицу в период действия административного надзора.
Исправительным учреждением ФИО1 характеризуется отрицательно, за период отбывания наказания имел 42 дисциплинарных взыскания и 15 поощрений, имеет действующее дисциплинарное взыскание, признавался злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, к установленному порядку отбывания наказания относится не удовлетворительно, требования правил внутреннего распорядка исправительного учреждения выполняет не всегда, к проводимой воспитательной работе относится не удовлетворительно, из индивидуально-воспитательных бесед правильные выводы не делает.
Из названных приговоров следует, что преступления, предусмотренные пунктом «в» части 3 статьи 162, частью 4 статьи 111 и пунктом «н» части 2 статьи 105 Уголовного кодекса Российской Федерации, совершены ФИО1 в ночное время суток, а преступления, предусмотренные пунктом «н» части 2 статьи 105 и статьей 119 Уголовного кодекса Российской Федерации, совершены последним в состоянии алкогольного опьянения.
В судебном заседании ФИО1 пояснил, что постоянного места жительства и близких родственников у него нет, по какому-либо адресу он не зарегистрирован, после освобождения из исправительного учреждения намерен проживать в Центре социальной адаптации для лиц без определенного места жительства имени ФИО6, расположенном по адресу: ///.
Из приговора Алтайского краевого суда от +++ следует, что ФИО1 до осуждения постоянного места жительства не имел. В ходе рассмотрения административного дела представителем административного истца в суд дополнительно представлены письменное заявление ФИО1 и справка исправительного учреждения о намерении последнего после освобождения проживать в г. Москве, а также сведения об отсутствии у ФИО1 места регистрации и постоянного места жительства на территории Российской Федерации.
Таким образом, с учетом характера и общественной опасности совершенных ФИО1 преступлений, сведений о его личности, отсутствия определенного места жительства, в целях предупреждения совершения поднадзорным лицом преступлений и правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, суд считает необходимым установить ФИО1 административный надзор на срок до погашения судимости (8 лет) и административные ограничения в виде: обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации три раза в месяц: запрещения посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков; запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, в период с 22 часов до 06.00 часов; запрещения выезда за территорию города федерального значения Москвы.
При изложенных обстоятельствах административные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь статьями 175-180, 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ № 1 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░1, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 8 (░░░░░░) ░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░1 ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░:
- ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ 3 (░░░) ░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░ 22 ░░░░░ ░░ 06.00 ░░░░░;
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 24 ░░░ 2021 ░░░░