Дело № 2-260/2022
УИД 32RS0028-01-2022-000430-16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 мая 2022 г. г. Стародуб
Стародубский районный суд Брянской области в составе
председательствующего – судьи Будниковой Р.М.,
при секретаре Табуновой Н.В.,
с участием истца Ермакова В.А.,
представителя ответчика Трушко Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ермакова В.А. к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Брянской области о признании права на назначение досрочной пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Ермаков В.А. (истец) обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживал в <адрес>, территория которого относилась к зоне отселения. С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время он проживает в <адрес>, территория которого относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> (ответчик) с заявлением о назначении досрочной государственной пенсии по старости с применением Закона РФ от 15 мая 1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Однако решением ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в назначении досрочной пенсии в связи с недостижением возраста назначения пенсии.
Считая указанное решение незаконным, истец с учетом уточнения требований просит суд признать за ним право на назначение досрочной пенсии по старости в соответствии с Законом РФ от 15 мая 1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» со снижением пенсионного возраста на 4 года, обязать ответчика назначить ему досрочную пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ
В судебном заседании истец Ермаков В.А. поддержал заявленные требования.
Представитель ответчика Трушко Е.А., выступающая по доверенности, исковые требования не признала и пояснила, что период проживания истца в зоне отселения составляет 2 года 9 месяцев 5 дней (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), снижение пенсионного возраста составляет 1 год. С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время (период проживания - 30 лет 0 месяцев 2 дня) истец проживает в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, снижение пенсионного возраста составляет 3 года. Истцу было отказано в назначении досрочной пенсии по старости, поскольку Законом РФ от 15 мая 1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» суммирование величин уменьшения возраста за проживание в разных зонах радиоактивного загрязнения не предусмотрено.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что истец Ермаков В.А., родившийся ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ постоянно проживал в <адрес>, что подтверждается удостоверением серии АЗ № от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно распоряжению Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. №237-р, постановлению Правительства РФ от 18 декабря 1997 г. № 1582 территория <адрес> в период проживания истца отнесена к зоне отселения.
С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время Ермаков В.А. зарегистрирован и проживает в <адрес>, что подтверждается паспортом и справкой МАУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Стародубском муниципальном округе Брянской области» от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии с распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. №237-р, постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1997 г. №1582 и постановлением Правительства РФ от 8 октября 2015 г. №1074 территория <адрес> отнесена к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
В соответствии с п.п. 5, 7 п. 1 ст. 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют граждане, эвакуированные из зоны отчуждения и переселенные (переселяемые) из зоны отселения; граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Согласно абз. 4 п. 2 ст. 10 названного Федерального закона гражданам, указанным в подпунктах 3, 5 - 10 пункта 1 настоящей статьи, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О страховых пенсиях» по состоянию на 31 декабря 2018 г., в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Как указано в п. 6 ч. 1 ст. 13 Закона РФ №1244-1 от 15 мая 1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития.
В силу п. п. 5, 7, 8 ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 166-ФЗ от 15 декабря 2001 г., право на пенсию в соответствии с указанным законом имеют граждане, эвакуированные из зоны отчуждения и переселенные (переселяемые) из зоны отселения; граждане, постоянно проживающие в зоне отселения до их переселения в другие районы; граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Снижение пенсионного возраста для назначения пенсии по старости категориям граждан, указанных в пп. 5 - 10 п. 1 ст. 10 Федерального закона №166-ФЗ производится в зависимости от периода и продолжительности проживания на территории соответствующей зоны радиоактивного загрязнения, определенном Законом о социальной защите граждан.
В силу ст. 28.1 Закона РФ от 15 мая 1991 г. №1244-1 гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 31 декабря 2018 г., в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона «О страховых пенсиях», или Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» при наличии трудового стажа не менее 5 лет. Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет).
В соответствии со ст. ст. 13, 32, 34, 35 Закона РФ от 15 мая 1991 г. №1244-1 гражданам, переселенным из зоны отселения, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ч. 2 ст. 28.1 настоящего Закона, на 3 года и дополнительно на полгода за каждый полный год проживания или работы в зоне отселения, но не более чем на 7 лет в общей сложности.
На основании п. 8 ст. 13, ст. 34 указанного закона гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ч. 2 ст. 28.1 настоящего Закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная ст. ст. 32 - 35 Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 г., независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с данной территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения (примечание к ст. 35 указанного Закона).
Таким образом, с учетом периода проживания истца в зоне с правом на отселение (2 года 9 месяцев 5 дней) снижение пенсионного возраста составляет 1 год. Исходя из периода проживания Ермакова В.А. в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом (30 лет 0 месяц 2 дня) снижение пенсионного возраста составляет 3 года.
ДД.ММ.ГГГГ Ермаков В.А. обратился в Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в Брянской области с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости с применением Закона РФ от 15 мая 1991 г. №1244-1.
Решением ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием пенсионного возраста. Ответчик признает наличие у истца права на снижение пенсионного возраста за проживание в зоне отселения на 1 год, либо на снижение пенсионного возраста за проживание (работу) в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом на 3 года, указывая, что суммирование величин уменьшения возраста на проживание в разных зонах радиоактивного загрязнения не производится.
По смыслу закона, при решении вопроса о назначении пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию гражданам, переселившимся из зоны отселения в зону с меньшей плотностью радиационного загрязнения – зону проживания с льготным социально-экономическим статусом, факт проживания (работы) в зоне отселения не может игнорироваться: эти граждане имеют право на
назначение пенсии с уменьшением возраста на 3 года, если они проживали (работали) на такой территории в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по ДД.ММ.ГГГГ, и дополнительно на полгода за каждый полный год проживания или работы в зоне отселения, но не более чем на 7 лет в общей сложности.
Также при решении вопроса о назначении пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию должен учитываться срок проживания лица на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом с уменьшением возраста на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Право на досрочное назначение пенсии указанным гражданам должно быть обеспечено с учетом периода их проживания на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения независимо от того, на какой территории они проживают на момент обращения за пенсией. Иное противоречило бы смыслу и назначению правовых норм, устанавливающих льготное пенсионное обеспечение для лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, означало бы неправомерное ограничение закрепленного в статье 42 Конституции Российской Федерации права на возмещение ущерба, причиненного здоровью и, тем самым, нарушение статьи 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, приводило бы к нарушению принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, как правовом и социальном государстве, в том числе, право на социальное обеспечение.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Ермаков В.А. имеет право на снижение пенсионного возраста, установленного ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», на 4 года.
На основании ст. 23 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» пенсия назначается не ранее чем со дня возникновения права на нее.
С заявлением Ермаков В.А. обратился ДД.ММ.ГГГГ, однако право на назначение пенсии у него возникло ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, спорная пенсия должна быть назначена ему с даты возникновения права на пенсию.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск Ермакова В.А. к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации в Брянской области о признании права на назначение досрочной пенсии по старости – удовлетворить.
Признать за Ермаковым В.А. право на назначение досрочной пенсии по старости в соответствии с Законом РФ от 15 мая 1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» со снижением пенсионного возраста на 4 года.
Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в Брянской области назначить Ермакову В.А. с ДД.ММ.ГГГГ досрочную пенсию по старости в соответствии с Законом РФ от 15 мая 1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Стародубский районный суд Брянской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Р.М.Будникова
Мотивированное решение изготовлено 20 мая 2022 г.