Судья Алексеева К.В. Дело № 33а-394/2020
(УИД 37RS0005-01-2019-002036-27)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 февраля 2020 года город Иваново
Судебная коллегия по административным делам Ивановского областного суда в составе председательствующей судьи Мудровой Е.В.,
судей Запятовой Н.А., Луковкиной Е.О.
при секретаре Павловой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Запятовой Н.А. административное дело по апелляционной жалобе Ефимовой Натальи Владимировны на решение Ивановского районного суда Ивановской области от 29 октября 2019 г. по административному исковому заявлению Ефимовой Натальи Владимировны к Территориальному управлению социальной защиты населения по городскому округу Кохма и Ивановскому муниципальному району о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛА:
Ефимова Н.В. обратилась в суд с указанным административным иском, в котором просила признать незаконным решение Территориального управления социальной защиты населения по городскому округу Кохма и Ивановскому муниципальному району об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты на 3-го и последующего ребенка от 16 января 2019 г., отменить данное решение и назначить ей ежемесячную денежную выплату на 3-го и последующего ребенка, начиная с декабря 2018 г.
Заявленные требования мотивированы тем, что, являясь матерью 3-х несовершеннолетних детей, 29 декабря 2018 г. она обратилась в ТУСЗН по г.о. Кохма и Ивановскому муниципальному району с заявлением о назначении ежемесячной выплаты на 3-го (и последующего) ребенка, представив необходимый для этого пакет документов.
16 января 2019 г. административным ответчиком принято решение об отказе в назначении указанной выплаты в связи с непредставлением необходимых документов (отсутствие сведений о размере алиментов за сентябрь 2018 г.). Уведомление о принятом решении было получено Ефимовой Н.В. только 23 мая 2019 г. на личном приеме.
5 июня 2019 года Ефимова Н.В. обратилась с жалобой на упомянутое решение на имя начальника Департамента социальной защиты населения Ивановской области, по результатам рассмотрения которой 19 июня 2019 г. было отказано в ее удовлетворении.
Ефимова Н.В. полагает оспариваемое решение незаконным и нарушающим ее права, поскольку в подтверждение размера полученного дохода она прилагала к заявлению о назначении ежемесячной денежной выплаты удостоверенное в нотариальном порядке соглашение, заключенное с бывшим супругом Болдыревым А.С., об уплате алиментов на содержание их общего несовершеннолетнего сына Болдырева Н.А., и расписку о получении алиментов за сентябрь 2018 г., что свидетельствует о соблюдении требований к составу прилагаемых документов и исключает возможность отказа по критерию их неполноты.
Решением Ивановского районного суда Ивановской области от 29 октября 2019 г. заявленные Ефимовой Н.В. требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с указанным решением, Ефимова Н.В. обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В судебном заседании административный истец Ефимова Н.В. и ее представитель Баланец А.А. поддержали жалобу по изложенным в ней основаниям, просили ее удовлетворить.
Представитель административного ответчика ТУСЗН по г.о. Кохма и Ивановскому муниципальному району, заинтересованные лица Блудова В.В., Ровкина К.И., Соловьева Л.Л., Иванова В.Н.,будучи своевременно и надлежащим образом уведомленные о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие, в связи с чем на основании части 2 статьи 150 и части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.
Выслушав административного истца и его представителя, проверив материалы дела в полном объеме, обсудив доводы жалобы и возражения на нее, Судебная коллегия приходит к следующим выводам.
На основании статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представлении. Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в административном деле, а также дополнительно представленные доказательства.
Одним из оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение судом норм материального права (пункт 4 части 2 статьи 310 Кодекса).
В силу положений статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решения органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Предоставление ежемесячной денежной выплаты семьям на третьего и последующих детей регламентировано Законом Ивановской области № 48-ОЗ от 29 июня 2012 г. «О ежемесячной денежной выплате семьям на третьего и последующих детей», изданного во исполнение Указа Президента Российской Федерации № 606 от 07 мая 2012 г. «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации», а также Правилами обращения за ежемесячной денежной выплатой семьям на третьего и последующих детей, ее назначения, выплаты и организации доставки в Ивановской области, утвержденными постановлением Правительства Ивановской области от 22 января 2013 г. № 8-п (далее – Правила).
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона Ивановской области № 48-ОЗ от 29 июня 2012 г. право на ежемесячную денежную выплату имеют семьи граждан Российской Федерации, место жительства которых находится на территории Ивановской области. Ежемесячная денежная выплата назначается и выплачивается матери при рождении (усыновлении) после 31 декабря 2012 г. третьего и (или) последующих детей.
Ежемесячная денежная выплата осуществляется матери (отцу, воспитывающему детей без матери) (далее - заявители, получатели) на каждого третьего ребенка и (или) последующих детей до трех лет в случае, если среднедушевой доход семьи по не зависящим от нее причинам на момент обращения заявителя за ежемесячной денежной выплатой не превышает среднедушевой денежный доход населения Ивановской области, утвержденный Федеральной службой государственной статистики (часть 2 статьи 2 упомянутого Закона).
В соответствии с подпунктом «е» пункта 7 Правил, к документам, необходимым для назначения ежемесячной денежной выплаты, относятся в том числе, документы о доходах членов семьи, полученных за 3 последних календарных месяца, предшествующих месяцу обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи, либо документы, подтверждающие отсутствие доходов по независящим от членов семьи причинам, указанные в пункте 9 настоящих Правил.
Подпунктом «з» пункта 9 Правил предусмотрено, что к документам, подтверждающим доходы семьи либо их отсутствие по независящим от членов семьи причинам, относятся: документ, подтверждающий получение алиментов и их размер (справка с места работы должника о произведении удержания алиментов, об удержанных суммах, или копии корешков почтовых переводов, или справка кредитной организации, где алименты зачисляются на вклад получателя, или информация Федеральной службы судебных приставов, или соглашение об уплате алиментов), - для получателей алиментов.
В соответствии со статьей 5 Закона Ивановской области № 48-ОЗ от 29 июня 2012 г. решение об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты принимается, в том числе, и в случае непредставления заявителем документов, необходимых для назначения ежемесячной денежной выплаты, обязанность по представлению которых на него возложена, или в случае их предоставления при наличии в таких документах неполных и (или) недостоверных сведений.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что Ефимова Н.В. является матерью несовершеннолетних Болдырева Н.А., 2002 года рождения, Ефимовой В.Н., 2007 года рождения и Ефимовой В.Н., 2018 года рождения.
В связи с рождением третьего ребенка Ефимова Н.В. 29 декабря 2018 г. обратилась в ТУСЗН по г.о. Кохма и Ивановской муниципальному району Ивановской области с заявлением о предоставлении ежемесячной денежной выплаты, приложив к заявлению необходимый пакет документов, в том числе, документы, подтверждающие доход семьи, в частности, соглашение об уплате алиментов на содержание ребенка от 27 декабря 2018 г., удостоверенное в нотариальном порядке, согласно которому Болдырев А.С. обязуется выплачивать Ефимовой Н.В. алименты на содержание несовершеннолетнего сына ФИО17 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в размере 3000 рублей путем перечисления денежных средств на банковский счет Ефимовой Н.В. в Сбербанке РФ, в котором также содержалось указание на выплату Болдыревым А.С. денежных средств на содержание ребенка в период октября – декабря 2018 г. в сумме по 3000 руб.
Дополнительно в подтверждение получения алиментов за сентябрь 2018 г. в компетентный орган была представлена расписка Ефимовой Н.В. от 29 декабря 2018 г. о получении от Болдырева А.С. денежных средств в счет уплаты алиментов за сентябрь – ноябрь 2018 года в общей сумме 9000 руб. (л.д.47).
Решением ТУСЗН по г.о. Кохма и Ивановскому муниципальному району от 16 января 2019 г. № 229 Ефимовой Н.В. было отказано в назначении указанной выплаты на основании статьи 5 Закона Ивановской области № 48-ОЗ от 29 июня 2012 г. «О ежемесячной денежной выплате семьям на третьего и последующих детей» ввиду не предоставления документов, необходимых для назначения ежемесячной денежной выплаты (отсутствие алиментов за сентябрь 2018 г. от Болдырева А.С.).
Уведомление о принятом решении административный истец получила лично 23 мая 2019 г.
Не согласившись с упомянутым решением, в порядке досудебного урегулирования спора Ефимова Н.В. 5 июня 2019 г. обратилась с жалобой на имя начальника Департамента социальной защиты населения Ивановской области.
Письмом от 19 июня 2019 г. № 2670-023/11-24 Ефимовой Н.В. сообщено, что ее жалоба оставлена без удовлетворения, при этом указано, что при подаче заявления Ефимовой Н.В. не были представлены документы, предусмотренные в подпункте «з» пункта 9 Правил обращения за выплатой, о получении алиментов за сентябрь 2018 г., в то время как расписка о получении алиментов, представленная заявителем, в перечень документов, подтверждающих получение алиментов, не входит.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение соответствует требованиям закона и прав административного истца не нарушает, поскольку при обращении в компетентный орган заявителем не был представлен документ, предусмотренный соответствующим перечнем, установленным пунктом 9 Правил, состав которого является исчерпывающим, для подтверждения дохода семьи, в частности, получение алиментов и их размер за сентябрь 2018 г., необходимый для решения вопроса о назначении истребуемой Ефимовой Н.В. выплаты.
Кроме того, суд первой инстанции пришел к выводу о пропуске административным истцом срока на обращение в суд с административным исковым заявлением и отсутствии уважительных причин для его восстановления.
В апелляционной жалобе Ефимова Н.В., выражая несогласие с выводами суда об исчерпывающем перечне документов, необходимых для предоставлении государственной услуги, в который расписка о получении денежных средств в счет уплаты алиментов не входит, настаивает на том, что представленная ею при подаче заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты дополнительно к соглашению об уплате алиментов в качестве подтверждения размера полученного дохода расписка о получении алиментов от Болдырева А.С. в том числе за сентябрь 2018 г., достоверность которой по существу подтверждена в судебном заседании показаниями свидетеля Болдыревой А.К., указавшей на факт передачи Ефимовой Н.В. в сентябре 2018 г. денежных средств по поручению сына на содержание несовершеннолетнего Болдырева Н.А., служили достаточным основанием для вывода о незаконности оспариваемого отказа в назначении ежемесячной денежной выплаты по мотивам неполноты представленных документов о доходе за 3 последних календарных месяца, предшествующих месяцу обращения с заявлением.
Судебная коллегия находит доводы апелляционной жалобы заслуживающими внимание и исходит при этом из следующего.
В соответствии с абзацем 2 пункта 10 Правил форма заявления, требования к его заполнению и к документам, необходимым для принятия решения о предоставлении ежемесячной денежной выплаты, устанавливаются Департаментом социальной защиты населения Ивановской области.
На момент подачи и рассмотрения заявления Ефимовой Н.В. о предоставлении ежемесячной денежной выплаты действовал Административный регламент предоставления государственной услуги «Предоставление ежемесячной денежной выплаты семьям на третьего и последующих детей», утвержденный Приказом Департамента социальной защиты населения Ивановской области от 8 августа 2014 г. № 304-о.д.н. (далее – Административный регламент).
Разделом 2.6 Административного регламента установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги.
Согласно пункту 2.6.1 Административного регламента обязанность по представлению документов возложена на заявителя, за исключением документов, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций и не включены в определенный частью 6 статьи 7 Федерального закона 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе.
В силу подпункта 8.2.3 таблицы пункта 2.6.2 Административного регламента к документам, необходимым для предоставления государственной услуги относятся, в том числе, сведения о размере получаемых алиментов, которые в случае их добровольного внесения должником предоставляются заявителем.
Таким образом, Административным регламентом не установлен конкретный перечень таких документов, а предусмотрено представление заявителем любых документов, подтверждающих размер алиментов при добровольном их внесении должником, из чего следует вывод, что представление расписки о получении денежных средств в счет уплаты алиментов не исключается.
С учетом изложенного Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о том, что перечень документов, подтверждающих получение алиментов и их размер, установленный подпунктом «з» пункта 9 Правил, является исчерпывающим. Указание в данном подпункте в качестве таковых справки с места работы должника о произведении удержания алиментов, об удержанных суммах, или копии корешков почтовых переводов, или справки кредитной организации, где алименты зачисляются на вклад получателя, или информация Федеральной службы судебных приставов, или соглашения об уплате алиментов, по мнению Судебной коллегии, в отсутствие указания на исчерпывающий характер указанного перечня, не исключает возможности предоставления иных документов, содержащих необходимые сведения о получении алиментов и их размере при их добровольном внесении должником на содержание ребенка.
Указание суда в качестве обоснования правомерности действий органа социальной защиты по непринятию расписки в качестве надлежащего подтверждения юридически значимых обстоятельств на составление расписки самой Ефимовой Н.В. и ее нахождение у нее, а не у должника, с учетом предмета заявленных требований является ошибочным, поскольку при получении денежных средств расписка составляется получателем, а ее нахождение у Ефимовой Н.В. связано с необходимостью подтверждения ею факта получения дохода в виде алиментов на содержание ребенка.
Кроме того, оценка судом показаний Болдыревой А.К., как не подтверждающих передачу денежных средств Ефимовой Н.В. на содержание несовершеннолетнего ребенка за спорный период, не основана на материалах дела. Так, из показаний свидетеля Болдыревой А.К., данных в судебном заседании 18 сентября 2019 г. (л.д. 105-107), прямо следует, что она по поручению сына Болдырева А.С., который проживает за пределами Ивановской области, передавала Ефимовой Н.В. алименты на содержание несовершеннолетнего сына Никиты, в том числе, в сентябре 2018 г. в сумме 3000 руб.
При установленных обстоятельствах основания для вывода о законности оспариваемого отказа в назначении Ефимовой Н.В. денежной выплаты на 3-го (и последующего) ребенка по мотиву не представления документов, подтверждающих получение дохода за сентябрь 2018 г., у суда отсутствовали.
Кроме того, Судебная коллегия полагает ошибочными выводы суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для восстановления пропущенного процессуального срока и, как следствие, необходимости отказа в удовлетворении заявленных требований по этому основанию, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В силу части 7 статьи 219 КАС РФ пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
При этом, гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Судом первой инстанции верно установлено, что с учетом того, что уведомление о принятом решении было направлено административным ответчиком в адрес Ефимовой Н.В. простой почтой, а последней отрицается факт ее получения посредством почтового отправления, то уставленный статьей 219 КАС РФ срок для обращения с настоящим заявлением в суд, составляющий 3 месяца с даты, когда лицо узнало о нарушении своего права, подлежит исчислению с 23 мая 2019 г.
Реализуя свое право обжаловать решение ТУСЗН по г.о. Кохма и Ивановской муниципальному району в досудебном порядке, Ефимова Н.В. 5 июня 2019 г. подала жалобу на имя начальника Департамента социальной защиты населения Ивановской области, в которой просила данное решение отменить и назначить ей ежемесячную денежную выплату на 3-его (и последующего) ребенка, начиная с декабря 2018 года.
По результатам рассмотрения жалобы в ее адрес направлено сообщение об отказе в удовлетворении жалобы, которое датировано 19 июня 2019 г.
С настоящим административным исковым заявлением Ефимова Н.В. обратилась в суд 28 августа 2019 г., то есть с пропуском установленного законом срока на 5 дней.
В суде апелляционной инстанции административный истец просила восстановить пропущенный процессуальный срок и указала на наличие уважительных причин для его восстановления, а именно, подачу жалобы на оспариваемое решение в порядке подчиненности, а также в связи с состоянием своего здоровья и здоровья малолетнего ребенка и прохождением периодического лечения.
Оценивая в совокупности с приведенными положениями закона установленные обстоятельства, принимая во внимание незначительный период пропуска срока, составляющий 5 дней, совершение административным истцом процессуальных действий, связанных с обжалованием решения в порядке подчиненности, а также наличие доказательств, подтверждающих состояние ее здоровья и здоровья ее малолетнего ребенка, свидетельствующих о прохождении Ефимовой Н.В. в спорном периоде лечения в связи с заболеванием почек, Судебная коллегия полагает, что имеются достаточные правовые основания для восстановления административному истцу пропущенного срока для подачи административного искового заявления.
При таких обстоятельствах имеются установленные процессуальным законом основания для отмены решения суда первой инстанции.
При принятии нового решения по заявленным Ефимовой Н.В. требованиям Судебная коллегия учитывает тот факт, что в назначении ежемесячной денежной выплаты административному истцу было отказано по причине непредставления документов, подтверждающих доход семьи. Из этого следует, что документы, приложенные к заявлению Ефимовой Н.В., в целом не проверялись на предмет установления величины среднедушевого дохода семьи, дающего право на получение ежемесячной денежной выплаты семьям на третьего и последующих детей в Ивановской области.
По этой причине административные исковые требования Ефимовой Н.В. о назначении ей ежемесячной денежной выплаты на 3-го и последующего ребенка, начиная с декабря 2018 г., Судебная коллегия находит преждевременными и считает необходимым в указанной части обязать административного ответчика повторно рассмотреть ее заявление с приложенными к нему документами.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 – 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ивановского районного суда Ивановской области от 29 октября 2019 г. отменить, апелляционную жалобу Ефимовой Натальи Владимировны удовлетворить.
Принять по делу новое решение.
Административный иск Ефимовой Натальи Владимировны удовлетворить.
Признать незаконным решение Территориального управления социальной защиты населения по городскому округу Кохма и Ивановскому муниципальному району от 16 января 2019 г. № 229 об отказе Ефимовой Н.В. в назначении ежемесячной денежной выплаты на 3-го и последующего ребенка.
Обязать Территориальное управления социальной защиты населения по городскому округу Кохма и Ивановскому муниципальному району повторно рассмотреть заявление Ефимовой Натальи Владимировны о назначении ежемесячной денежной выплаты на 3-го (и последующего) ребенка с приложенными к нему документами.
Председательствующий Мудрова Е.В.
Судьи Запятова Н.А.
Луковкина Е.О.