КОПИЯ
Решение в окончательной форме изготовлено 24 июня 2022 года
УИД 51RS0№-49
Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Шумиловой Т.Н.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к акционерному обществу «Мурманэнергосбыт» о защите прав потребителя,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась с иском к АО «Мурманэнергосбыт» (далее - АО «МЭС»), ООО «Севжилэксплуатация» о защите прав потребителя, взыскании денежных средств. В обоснование иска указала, что она является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время управление домом № по <адрес> в <адрес> осуществляет управляющая компания ООО «Севжилэксплуатация». Согласно квитанциям, оплата за услугу отопление производится на счет ресурсоснабжающей компании АО «Мурманэнергосбыт». В указанном доме был установлен и введен в эксплуатацию общедомовой прибор учета тепловой энергии. Дата истечения срока поверки ОДПУ ТЭ: апрель 2019г. Согласно акту МКУ «НФУ» № от ДД.ММ.ГГГГ в подвальном помещении установлен ОДНУ ТЭ, находится в рабочем состоянии, введен в эксплуатацию согласно акту АО «Мурманэнергосбыт» от ДД.ММ.ГГГГ. Однако, АО «МЭС» по настоящее выставляет истцу платежные документы с корректировкой платы за услугу теплоснабжение. За период времени с 01.01.2020г. по 31.12.2020г. показания ОДПУ ТЭ применялись в коммерческом учете потребленной тепловой энергии в <адрес> за период времени с 01.01.2020г. по 31.12.2020г. ОДПУ ТЭ не был введен в эксплуатацию и не принят к коммерческому учету, расчет платы за потребленную тепловую энергию за указанный период осуществлялся исходя из утвержденного в регионе норматива. В 2021г. АО «МЭС» осуществлена корректировка платы за потребленную тепловую энергию в сторону ее увеличения на сумму 5636,72 рублей, что отражено в квитанции за март 2021 года.
Положительная корректировка платы за потребленную с 01.01.2020г. по 31.12.2020г. тепловую энергию вызвана той причиной, что начисление такой платы осуществлялось исходя из утвержденного в регионе норматива, поскольку ОДПУ ТЭ не введен в эксплуатацию и не принят к коммерческому учету.
Полагает, что ООО «Севжилэксплуатация» несет непосредственную ответственность за допущение перерасхода тепловой энергии, потребляемой собственниками жилых помещений в указанном доме, поскольку не принял своевременно меры по вводу в эксплуатацию и поверке ОДПУ ТЭ, что повлекло причинение истцу материального вреда в виде положительной корректировки платы за потребленную тепловую энергию.
С учетом уточнений, просит признать незаконным бездействие ООО «Севжилэксплуатация», выразившееся в непринятии мер к вводу в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии в <адрес> с надлежащего ответчика по делу средства в размере 5 636,72 рублей, равные оплаченной истцом ранее корректировки платы за услугу по теплоснабжению в связи с неработоспособностью ОДПУ ТЭ в <адрес> за период с 01.01.2020г. по 31.12.2020г.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в части требований к ООО «Севжилэксплуатация» прекращено в связи с ликвидацией организации.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель ответчика АО «Мурманэнергосбыт» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в свое отсутствие, в ходе рассмотрения дела возражал против удовлетворения заявленных требований по мотивам, изложенным в отзыве.
Представитель третьего лица МКУ «НФУ» в судебное заседание не явился, извещен о дате и времени надлежащим образом, представил отзыв на исковое заявление, согласно которому полагает, что ООО «Севжилэксплуатация» в рамках обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности несет обязанность по техническому обслуживанию ОДПУ ТЭ, включающему в себя ввод в эксплуатацию, поверку прибора учета, исковые требования истца подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Представитель третьего лица Министерства государственного жилищного и строительного надзора <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально- бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами пли внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
В соответствии с п.5 ч.1.1 ст.161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать помимо прочего постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Согласно ч.2.3 ст.161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных ст. 157.2 ЖК РФ, за обеспечение готовности инженерных систем.
Частью 4 ст.12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об энергосбережении) предусмотрено, что в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. В соответствии с принципами, установленными Правительством Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно.
Согласно ч.5 ст.13 Закона об энергосбережении до ДД.ММ.ГГГГ собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены общедомовыми приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии.
Согласно ч.8 ст.13 Закона об энергосбережении действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий. Организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями названной статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют (ч.9 ст.13 данного Закона).
Согласно подп. «к» п.11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Правила №), содержание общего имущества включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию ОДПУ ТЭ, а также их надлежащую эксплуатацию (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Подпунктом «с» п.31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Правила №) предусмотрена обязанность исполнителя обеспечить установку и ввод в эксплуатацию общедомовых приборов учета, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее трех месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку общедомовых приборов учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением.
Как установлено в ходе рассмотрения дела истец с ДД.ММ.ГГГГ является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
Управление данным многоквартирным домом в спорный период, в который была проведена корректировка платы за отопление, осуществляло ООО «Севжилэксплуатация», ИНН 5190000460, (ранее до ДД.ММ.ГГГГ ООО «Севжилсервис») на основании решения общего собрания собственников помещений МКД, оформленного протоколом от ДД.ММ.ГГГГ.
АО «МЭС» является ресурсоснабжающей организацией в отношении указанного дома по предоставлению коммунальной услуги по отоплению.
Исходя из смысла заключенных между собственниками и управляющей компанией договора управления МКД, целью управляющей компании является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания собственников жилых помещений, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, предоставление коммунальных и иных услуг собственнику.
Учитывая, что между собственниками помещений многоквартирного <адрес> и управляющей компанией ООО «Севжилэксплуатация» заключен договор управления многоквартирным домом, предметом которого является оказание за плату собственникам помещений услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества, то на спорные правоотношения распространяет действие Закон Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О защите прав потребителей» (далее - Закон о защите прав потребителей).
Указанный МКД оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, допущенным в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается актом первичного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя от ДД.ММ.ГГГГ. Однако, согласно акту периодической проверки АО МЭС» от ДД.ММ.ГГГГ данный ОДПУ ТЭ не применяется для коммерческого учета тепловой энергии ввиду некорректной работы.
Согласно п.42(1) Правил № оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года. В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3(1) и 3(4) приложения № к настоящим Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии. В многоквартирном доме который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором хотя бы одно, но не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3(1) и 3(4) приложения № к настоящим Правилам на основании показаний индивидуального и (или) общего (квартирного) и коллективного (общедомового) приборов учета тепловой энергии.
В соответствии с п.1 Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП с июля 2016 года на территории <адрес> принят способ осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению - равномерно в течение календарного года (в том числе и в летний период).
При определении фактического потребления тепловой энергии используются:
а) показания ОДПУ ТЭ (в случае корректной работы прибора),
б) в случае нерабочего состояния ОДПУ ТЭ, в течение последующих трех месяцев объем фактического потребления определяется исходя из среднемесячного потребления, определенного по показаниям ОДПУ ТЭ за последний год, но не менее трех месяцев отопительного периода. После трех расчетных периодов, в течение которых ОДПУ ТЭ находился в нерабочем состоянии, фактический объем потребления определяется исходя из утвержденного норматива, который устанавливается для многоквартирных домов со схожими конструктивными особенностями одного или более муниципального образования.
В случаях, предусмотренных п.59(1) Правил №, для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ должна была быть проведена очередная периодическая поверка готовности к эксплуатации ОДПУ ТЭ, в период с апреля 2019 года по апрель 2021 года информация о проведении поверки в АО «МЭС» не поступала, в связи с чем объем тепловой энергии, используемый для расчета корректировки размера платы за коммунальную услугу по отоплению был определен в соответствии с п.п.59(1). 60(1) Правил №, а именно за период с апреля 2019 по апрель 2021 года - исходя из норматива потребления.
На основании обращения ООО «Севжилэксплуатация» ДД.ММ.ГГГГ проведена периодическая поверка после восстановления работоспособности ОДПУ ТЭ, по результатам которой ОДПУ ТЭ введен в эксплуатацию, о чем составлен соответствующий акт.
Согласно представленному акту периодической поверки от ДД.ММ.ГГГГ, ОДПУ ТЭ считается пригодным для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.
Проанализировав представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что бездействие управляющей компании, выразившееся в непринятии своевременных мер к вводу в эксплуатацию и поверке общедомового прибора учета тепловой энергии в <адрес>, свидетельствует об оказании услуги по содержанию общедомового имущества в спорный период ненадлежащего качества.
Таким образом, суд усматривает нарушение прав истца как потребителя коммунальной услуги со стороны управляющей компании ООО «Севжилэксплуатация», при этом судом не установлено нарушений прав истца со стороны ресурсоснабжающей организации АО «МЭС».
АО «МЭС» обоснованно была проведена корректировка платы по нормативу.
Согласно акту проверки органом государственного контроля ГЖИ МО (в настоящее время Министерство государственного жилищного и строительного надзора <адрес>) от ДД.ММ.ГГГГ, МКД оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии (далее - ОДНУ), в состав которого также входит преобразователь расхода на ГВС (заводской №). ОДПУ учитывает объем тепловой энергии, поданной в многоквартирный дом, а также расход тепловой энергии на горячую воду.
Проверка проведена по обращению жильца <адрес>, по обращению ФИО1 проверка не проводилась.
ОДПУ допущен в эксплуатацию в апреле 2015 г., срок поверки ОДПУ истек ДД.ММ.ГГГГ. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ОДПУ в эксплуатацию не введен.
Расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению в МКД АО «Мурманэнергосбыт» произведен следующим образом:
-в период с января 2019 г. по апрель 2020 г. исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления тепловой энергии за 2018 г. равного 0,0139077 Гкал/кв.м.;
-с мая 2020 г. по декабрь 2020 г. исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления тепловой энергии за 2019 г. равного 0,0107712 Гкал/кв.м.;
- в январе 2021 г и феврале 2021 г. при расчете применен объем потребления тепловой энергии 0,0166877 Гкал/кв.м.;
- с марта 2021 г. расчет производится исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденного приказом Минэнерго и ЖКХ МО от ДД.ММ.ГГГГ № в размере 0,0180739 Гкал/кв.м (с учетом коэффициента периодичности 0,75).
В связи с тем, что ДД.ММ.ГГГГ срок поверки ОДПУ истек, показания ОДПУ с апреля 2019 г. не принимаются к коммерческому учету.
При расчете среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за 2019 г. АО «Мурманэнергосбыт» объем тепловой энергии на отопление определен следующим образом:
Для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению с мая 2020 г. по декабрь 2020 г. АО «Мурманэнергосбыт» использовало среднемесячный объем потребления 28,13 Гкал (0,0107712 Гкал/кв.м.)
Учитывая, что показания ОДПУ в течение 2020 г. не принимались к коммерческому учету в связи с истечением срока поверки ДД.ММ.ГГГГ, расчет размера платы за отопление с ДД.ММ.ГГГГ должен быть выполнен исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
Учитывая, что в 2020 г. (с мая 2020 г. по декабрь 2020 г.) АО «Мурманэнергосбыт» неверно применен среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за 2019 год, то в марте 2021 г. отражено исправление допущенной ошибки (перерасчет, доначисление).
Размер указанного перерасчета по расчету АО «Мурманэнергосбыт» составил 131,39 руб./кв.м., в связи с чем потребителю в жилом помещении площадью 58,60 кв.м, за 2020 г. фактически, с учетом корректировки за 2019 г., предъявлено 38 321,40 руб.
Однако, по расчету Инспекции, потребителю в жилом помещении площадью 58,60 кв.м, за 2020 г. фактически, без учета корректировки, в том числе, исходя из среднемесячного объема за 2019 г. (0,0171402 Гкал/кв.м) за период с мая 2020 г. по декабрь 2020 г., должно быть предъявлено к оплате 39 055,0 руб.
Учитывая, что потребителю предъявлено в 2020 г. меньше, чем должно быть предъявлено, то размер доначисления должен составлять 83,53 руб./кв.м.
В связи с указанными нарушениями АО «Мурманэнергосбыт» выдано предписание № П1175/58 от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно актам проверки Инспекции от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, указанные в предписании нарушения выполнены в полном объеме.
Оценив представленные акты и предписания, суд приходит к выводу, что АО «МЭС размер корректировки за 2020 год в отношении ФИО1 составил менее, чем установлено по результатам проверки, поскольку в отношении дома, собственником квартиры в котором является истец, должен быть применен более высокий среднемесячный объем потребления.
Неисполнение ООО «Севжилэксплуатация» обязанности по поверке ОДПУ ТЭ не находится в прямой причинно-следственной связи с необходимостью несения истцом расходов по оплате корректировки в размере 5 636,72 руб., учитывая, что порядок начисления платы за коммунальную услугу отопление, производимый АО «МЭС» в заявленный истцом период, соответствует действовавшему в указанный период законодательству, обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета, а также их надлежащей эксплуатации (осмотр, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.) входит в обязанность управляющей организации, которая, пусть и несвоевременно, предприняла предусмотренные законом меры по поверке ОДПУ ТЭ.
При таких обстоятельствах, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных истцом требований о взыскании с ответчика АО «МЭС» уплаченной истцом корректировки в размере 5 636,72 руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований ФИО1 к акционерному обществу «Мурманэнергосбыт» о защите прав потребителя - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья подпись Т.Н. Шумилова
Копия верна: Судья Т.Н. Шумилова
ДД.ММ.ГГГГ. Решение не вступило в законную силу.
Секретарь с/з