Решение по делу № 2а-496/2021 от 16.04.2021

№ 2а-496/2021 г.

11RS0020-01-2021-000904-12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Лисиенко А.Ю., при секретаре судебного заседания Пирязевой Т.А.

с участием: административного истца Егорова В.В., представителя административного ответчика Служба Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора Поздеева А.П., действующего на основании доверенности, административного соответчика начальника инспекции-главного государственного инженера-инспектора гостехнадзора по Усть-Вымскому району Поздеева А.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Айкино Усть-Вымского района Республики Коми, 12 мая 2021 года, административное дело по административному иску Егорова В. В. к Службе Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора о признании незаконным отказа в регистрации трактора ....... с заводским номером ...... с двигателем ......., обязании произвести регистрацию трактора,

УСТАНОВИЛ:

административный истец Егоров В.В. обратился в Усть-Вымский районный суд Республики Коми с административным иском к Службе Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора о признании незаконным отказа в регистрации трактора ....... с заводским номером ...... с двигателем ......, обязании произвести регистрацию трактора.

Определением Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 20.04.2021 г. в качестве административного соответчика привлечен начальник инспекции-главного государственного инженера-инспектора гостехнадзора по Усть-Вымскому району Поздеев А.П.

Административный истец Егоров В.В. в судебном заседании доводы и основания, изложенные в административном иске поддержал в полном объеме.

В судебном заседании представитель административного истца Служба Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора Поздеев А.П. возражал против заявленных требований, поддержав доводы и основания, изложенные в отзыве на заявленный административный иск.

Административный соответчик начальник инспекции-главного государственного инженера-инспектора гостехнадзора по Усть-Вымскому району Поздеев А.П. в судебном заседании административные исковые требования Егорова В.В. не признал, указав на их необоснованность.

Заслушав административного истца Егорова В.В., представителя административного ответчика Служба Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора Поздеева А.П., административного соответчика начальника инспекции-главного государственного инженера-инспектора гостехнадзора по Усть-Вымскому району Поздеева А.П., проверив и оценив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно представленных суду доказательств следует, что административный истец Егоров В.В. – 13 марта 1996 г. приобрел в совхозе «Микуньский» два трактора б/у, а так же, узлы и агрегаты, бывшие в употреблении. Колесный трактор ....... и гусеничный трактор ...... с заводским номером ...., с двигателем ........, завод изготовитель «Кишеневский тракторный завод», год выпуска 1990 г. В подтверждении своих доводов, Егоров В.В. представил справку и квитанции к приходному кассовому ордеру № 14 от 13.03.1996 г., № 18 от 26.12.1996 г., накладную без номера от 16.12.2005 г. Технические паспорта и регистрационные документы отсутствуют.

12.11.2020 г. административный истец Егоров В.В. обратился с заявлением в государственную инспекцию технадзора Усть-Вымского района о регистрации трактора ....... с заводским номером ..... с двигателем ....... В тот же день, после проведения сверки номерных узлов и агрегатов трактора получил отказ, поскольку, не представил документы подтверждающие право собственности на трактор и не представил паспорт самоходной машины.

В связи с чем, административный истец Егоров В.В. считает, что тем самым административным ответчиком нарушено его право на регистрацию данного трактора и постановку его на учет.

В силу п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (действовавшей до 01.01.2021 г.) предусматривалось, что допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.

Порядок такого допуска определяется Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов техники на территории Российской Федерации», устанавливающим, что регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации в частности осуществляют: подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации - автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования; органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (органы Гостехнадзора) - тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования (пункт 2). При этом согласно пункту 4 того же Постановления регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производятся на основании паспортов транспортных средств, паспортов самоходных машин и других видов техники или электронных паспортов транспортных средств со статусом «действующий», оформленных в системе электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств), а также заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.

В свою очередь порядок выдачи паспортов на самоходные машины и другие виды техники, к которым отнесены тракторы, прицепы и полуприцепы, самоходные дорожно-строительные и иные машины, кроме боевой и специальной техники, состоящей на вооружении воинских формирований федеральных органов исполнительной власти и иных организаций, имеющих воинские формирования, установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 1995 года № 460.

В указанном нормативном акте также предписано, что наличие указанных паспортов является обязательным условием для регистрации этих машин и допуска их к эксплуатации (пункт 1), а также установлено, что такие паспорта на самоходные машины и другие виды техники, выпущенные предприятиями-изготовителями до 1 сентября 1995 года, выдаются органами Гостехнадзора при предъявлении их к регистрации (пункт 2).

Аналогичные нормы содержит Положение о паспорте самоходной машины и других видов техники, утвержденное Приказами Госстандарта России от 26 июня 1995 года и Минсельхозпрода России от 28 июня 1995 года (пункты 1.3, 1.5). В нем также дополнительно указано, что государственные инспекции Гостехнадзора вправе отказать в выдаче паспорта или предъявлении в нем отметки о регистрации машины, если отсутствуют необходимые регистрационные документы и (или) документы, подтверждающие право собственности на машины, в представленных документах на машины указаны неверные сведения (пункт 2.5); паспорта хранятся у собственников машин и представляются в государственную инспекцию Гостехнадзора при регистрации, изменении регистрационных данных и снятии с учета машин (пункт 2.9); записи о регистрации машины или снятии ее с учета вносятся государственной инспекцией Гостехнадзора (пункт 3.21).

Непосредственно правила государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзора) регламентированы одноименным нормативным актом, утвержденным Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации от 16 января 1995 года.

Пунктом 1.4 указанных Правил предусмотрено, что государственной регистрации, учету в соответствии с ними подлежат тракторы (кроме мотоблоков), самоходные дорожно-строительные, мелиоративные, сельскохозяйственные и другие машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см, не подлежащие регистрации в подразделениях государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также номерные агрегаты и прицепы (полуприцепы) этих машин. В подразделениях государственной автомобильной инспекции МВД России подлежат регистрации автомототранспортные средства с рабочим объемом двигателя более 50 куб. см, имеющие максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и прицепы к ним, предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования.

Пунктом 2.1 тех же Правил установлено, что машины регистрируются за юридическим или физическим лицом, указанным в документе, подтверждающем право собственности, и в паспорте самоходной машины и других видов техники, а снятые с учета в связи с изменением места регистрации (без изменения владельца), - в паспорте машины.

На то, что полномочия по осуществлению регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, а также выдачу на них государственных регистрационных знаков (кроме машин Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации) возложены на органы Гостехнадзора прямо указано и в пункте 5 Положения о государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации. (утв. Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 13 декабря 1993 года № 1291).

Указанные органы на момент обращения Егорова В.В. за совершением регистрационных действий и в настоящее время находятся в подчинении (ведении) органов государственной власти субъекта Российской Федерации (пп. 57.1 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).

В соответствии с п. 10 Положения о Службе Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля), утв. постановлением Правительства Республики Коми от 22.12.2015 № 541, Инспекция при осуществлении регионального государственного надзора в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, аттракционов, предоставляет государственную услугу – государственную регистрацию тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, а так же выдачу на них государственных регистрационных знаков.

В силу пункта 2.5 Положения о паспорте самоходной машины и других видов техники, утвержденного Приказами Госстандарта России от 26 июня 1995 года и Минсельхозпрода России от 28 июня 1995 года государственные инспекции Гостехнадзора вправе отказать в выдаче паспорта или предъявлении в нем отметки о регистрации машины исключительно в том случае, если отсутствуют необходимые регистрационные документы и (или) документы, подтверждающие право собственности на машины, в представленных документах на машины указаны неверные сведения.

На основании п. 2.8.1 Административного регламента предоставления государственной услуги по регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, а так же в выдаче на них государственных регистрационных знаков, утв. приказом Службы Республики Коми стройжилтехнадзора от 30.05.2016 № 01-05/49 для получения государственной услуги государственной регистрации машины, кроме заявления, необходимы, в том числе: паспорт самоходной машины и других видов техники (для техники, выпущенной в обращение до 1995 г. и которая была зарегистрирована в соответствии с ранее действующим порядком – формуляр, технический талон, технический паспорт или другие документы, подтверждающие возможность допуска машины к эксплуатации не территории Российской Федерации; а так же, документ, подтверждающий право собственности на машину (прицеп) и (или) номерной агрегат (в соответствии с Правилами государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации и т.д.

В силу п. 2.14 Административного регламента основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является, в том числе, предоставление полного комплекта документов, предоставляемых заявителем самостоятельно.

Приведенными выше положениями предусмотрена регистрация самих транспортных средств, обусловливающая допуск транспортных средств к участию в дорожном движении.

При этом, регистрация транспортных средств носит учетный характер и не служит основанием для возникновения на них права собственности и производится с соблюдением установленного действующим законодательством порядка.

Приобретение лицом транспортного средства автоматически не порождает обязанность управомоченного органа допустить транспортное средство к участию в дорожном движении и зарегистрировать его.

Таким образом, транспортные средства на территории Российской Федерации в целях их эксплуатации должны соответствовать техническим нормативам.

В силу положений ст. 2 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» технический регламент, принятый в установленном порядке, является документом, который устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования.

Статья 2 указанного Закона устанавливает, что под сертификацией понимается форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров. Сертификатом соответствия является документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.

Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.

Таким образом, государственный технический осмотр является обязательным условием для допуска транспортного средства к эксплуатации.

Административный истец Егоров В.В. представил суду следующие документы: накладную без номера от 16.12.2005 г. о приобретении в ООО «Тепличный Комбинат» металлолома весом 0,5 кг., справку директора совхоза «Микуньский» о том, что Егоровым В.В. приобретен металлолом от списания основных средств за 1996 г. в количестве 35,9 т. на сумму ..... рублей, квитанцию № 14 от 13.03.1996 г. о приобретении Егоровым В.В. узлов и агрегатов б/у от тракторов МТЗ-82 и Т-70, справку № 18 от 26.12.1996 г. о приобретении Егоровым В.В. металлолома общим весом 35,9 т.

На основании представленных доказательств, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска, поскольку истцом Егоровым В.В. не представлено суду надлежащих доказательств законного владения спорным трактором ...... с заводским номером ..... с двигателем .........

Представленные суду административным истцом доказательства суд не может принять, поскольку, данные доказательства не отвечают требованиям, указанным в статье 59 КАС РФ.

Исходя из положений части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

В силу пункта 1 части 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административных дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на суд возложена обязанность по выяснению, среди прочего, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. Обязанность доказывания обстоятельств наличия нарушения прав, свобод и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд.

Для удовлетворения административного иска необходимо установить несоответствие действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Суд полагает, что совокупность оснований для признания незаконными оспариваемых действий (бездействия), предусмотренных положениями статьи 227 КАС РФ, при рассмотрении настоящего административного дела не установлена.

Таким образом, никаких нарушенных прав административного истца Егорова В.В., нуждающихся в судебной защите, в данном случае не усматривается.

Соответственно, административный иск Егорова В.В. к Службе Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора, начальнику инспекции-главному государственному инженеру-инспектору гостехнадзора по Усть-Вымскому району Поздееву А.П. о признании незаконным отказа в регистрации трактора ....... с заводским номером ....... с двигателем ......., обязании произвести регистрацию трактора, надлежит оставить без удовлетворения.

руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 РФ, суд

РЕШИЛ:

административный иск Егорова В. В. к Службе Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора, начальнику инспекции-главному государственному инженеру-инспектору гостехнадзора по Усть-Вымскому району Поздееву А.П. о признании незаконным отказа в регистрации трактора ....... с заводским номером ........ с двигателем ......, обязании произвести регистрацию трактора, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Усть-Вымский районный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме.

.......

Судья - А.Ю. Лисиенко

2а-496/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Егоров Виктор Васильевич
Ответчики
Служба РК стройжилтехнадзора
начальник инспекции - главный государственный инженер - инспектор гостехнадзора по Усть-Вымскому району, Поздеев Артём Павлович
Суд
Усть-Вымский районный суд Республики Коми
Судья
Лисиенко А.Ю.
Дело на странице суда
uwsud.komi.sudrf.ru
16.04.2021Регистрация административного искового заявления
16.04.2021Передача материалов судье
20.04.2021Решение вопроса о принятии к производству
20.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.05.2021Судебное заседание
18.05.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.05.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее