Решение по делу № 2а-3062/2017 от 19.09.2017

Подлинник данного решения приобщен к административному делу

№ 2а-1625/17 Альметьевского городского суда РТ

дело № 2а-3062/2017

Р Е Ш Е Н И Е

именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22ноября 2017 года г. Альметьевск РТ

Альметьевский городской суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Исмагилова А.Т.,

при секретаре Гараевой А.В.,

с участием представителя прокуратуры Саитова И.И.

рассмотрев административное исковое заявление кандидата в депутаты в Альметьевского городского совета РТ третьего созыва по Интернациональному одномандатному избирательному округу № 2 Андреева С.В. к участковой избирательной комиссии № 766 об оспаривании результатов голосования,

У С Т А Н О В И Л:

Кандидат в депутаты Альметьевского городского Совета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан третьего созыва по Интернациональному одномандатному избирательному округу №2 Андреев С.В. обратился в суд с административным исковым заявлением по вышеуказанной формулировке, указывая, что 09 сентября 2017 года в участковую избирательную комиссию членом УИК с правом совещательного голоса Якуповой М.В. подано обращение о предоставлении на руки по окончанию досрочного голосования на избирательном участке заверенную копию реестра избирателей, подавших заявку на голосование вне помещения избирательного участка в день голосования. На данное обращение выдана выписка реестра, состоящая из списка 70 избирателей. На следующий день члены УИК № 766 Якупова М.В., Маннанов М.З. также обратились с просьбой о предоставлении копии самого реестра обращений, а не просто выписку, при этом им было сообщено, что реестр в бумажном виде не ведется, имеется в электронном. После чего Маннановым М.З. была подана жалоба о признании данного реестра не действительным по причине отсутствия его на бумажном носителе. По результатам рассмотрения жалобы УИК 766 принято решение о том, что недочеты указанные в жалобе устранены, и данные нарушения не повлияли на определение волеизъявления избирателей. Кроме того, в нарушение действующего избирательного законодательства, предпринимались попытки навязывания голосования, подкупа и велась активная агитация в отношении определенного кандидата, что помешало прямому волеизъявлению со стороны избирателей. Указывая на данные обстоятельства, административный истец просил признать незаконным - реестр заявлений (устных обращений) о голосовании вне помещения для голосования УИК № 766 по состоянию на 09 сентября 2017 и реестра за период времени с 08 часов 01 минуты до 08 часов 47 10 сентября 2017 года, результаты голосования в день голосования отменить.

В судебном заседании Андреев С.В. доводы, изложенные в административном исковом заявлении, поддержал, просил его удовлетворить, обосновывая на обстоятельствах, изложенных в нем.

Представитель ответчика – Председатель участковой избирательной комиссии № 766 просил в удовлетворении административного иска отказать, пояснив, что нарушений избирательного законодательства допущено не было, фактов подкупа избирателей каким-либо конкретным кандидатом, принуждения для голосования, не имеется.

Представитель заинтересованного лица - Территориальной избирательной комиссии Альметьевского района (далее- ТИК) по доверенности Т.Н. Кузьмина административное исковое заявление признала необоснованным и не подлежащим удовлетворению, представила письменные возражения относительно предмета спора.

Представители заинтересованного лица – кандидата в депутаты Каморова Р.Ф. по доверенности Новикова Ю.В., Хисматуллин Р.Г. в судебном заседании просили в удовлетворении административного иска отказать, мотивируя тем, что со стороны их доверителя в период предвыборной кампании и в день голосования каких-либо нарушений законодательства не допущено.

Выслушав мнение сторон, свидетелей, исследовав материалы административного искового заявления, заслушав заключение прокурора, полагавшего административное заявление не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Согласно ч. 1 ст. 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) избиратели, участники референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.

Согласно частью 15 данной статьи с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии, о результатах выборов могут обратиться гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата, избирательное объединение, участвовавшее в выборах и выдвинувшее кандидата или список кандидатов на выборные должности, инициативная группа по проведению референдума и (или) ее уполномоченные представители, в установленных законом случаях прокурор.

Согласно ст. 240 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, административное исковое заявление о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда административному истцу стало известно или должно было стать известно о нарушении его избирательных прав или права на участие в референдуме, законодательства о выборах и референдумах (ч. 1).

Статья 75 Федерального закона N 67-ФЗ, которая предусматривает, что в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными законами, суд может отменить решение соответствующей комиссии, в том числе об итогах голосования, о результатах выборов или иное решение комиссии.

В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона "Об основных гарантиях прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" для проведения выборов образуются одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа.

В силу п. 3 и п. 4 ст. 20 ФЗ N 67-ФЗ комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, осуществляют подготовку и проведение выборов и референдумов в Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 12 статьи 77 Федерального закона суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае:

а) нарушения правил составления списков избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;

б) нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;

в) воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;

г) нарушения порядка формирования избирательной комиссии, комиссии референдума, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей, участников референдума;

д) других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.

Не могут служить основанием для отмены решения о результатах выборов, признания итогов голосования, результатов выборов недействительными нарушения настоящего Федерального закона, способствовавшие избранию либо имевшие целью побудить или побуждавшие избирателей голосовать за не избранных по результатам голосования кандидатов, за не принявшие участия в распределении депутатских мандатов списки кандидатов.

По смыслу указанной нормы закона, основанием к отмене решения избирательной комиссии об итогах голосования, результатах выборов в избирательном округе являются не любые нарушения избирательного законодательства, а лишь такие, которые не позволяют выявить действительную волю избирателей, проголосовавших в данном избирательном округе.

На территории Российской Федерации вопросы проведения выборов, а также обеспечения прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления регулируются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (подпункт 1 пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").

Как видно из материалов дела, протоколом УИК № 766 по Интернациональному одномандатному избирательному округу № 2 от 10 сентября 2017 года утверждены результаты голосования, согласно которому разница между голосами, поданными избирателями за победившего кандидата и иных, участвовавших и зарегистрированных кандидатов, существенна, превышает более 150 – 250 голосов избирателей.

Согласно сводной таблицы по 4 избирательным участкам №№ 766, 767, 768, разрыв голосов избирателей, отданных за победившего кандидата по сравнению к иным кандидатам составляет от 400 до 800 голосов.

Количество лиц, проголосовавших вне помещения для голосования в день голосования, составило – 47 граждан.

Согласно выписки из реестра заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования, предоставленного административным истцом к материалам административного искового заявления, в нем указаны анкетные данные 70 лиц, проживающих на территории Интернационального избирательного округа № 2 и адреса их проживания. Иных отметок в графах для заполнения не имеется.

В то же время, как следует из реестра заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования, предоставленного административным ответчиком, следует, что в нем указаны данные 80 лиц, изъявивших намерение проголосовать вне помещения участковой избирательной комиссии в день голосования в виду наличия причин для этого в большинстве случаев заболевания.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенные в пункте 39 Постановления от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", основаниями для отмены судом решения соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума являются нарушения, перечисленные в подпунктах "б", "в", "г" пункта 2, пунктов 3 и 4 статьи 77 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", при условии, что они не позволяют выявить действительную волю избирателей.

Перечень оснований для признания решения об итогах, результатах голосования недействительным является исчерпывающим и прямо предусмотрен указанным выше Федеральным законом. Наличие данных нарушений в ходе судебного заседания не установлено и административным истцом не указано.

Порядок голосования избирателей, участников референдума вне помещения для голосования установлен статьей 66 Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Нарушений требований избирательного законодательства в ходе формирования реестра лиц, изъявивших желание голосовать вне помещения для голосования, порядка голосования указанных лиц, которые могли быть повлиять на результаты выборов на данном избирательном участке (с учетом того что разрыв в голосах избирателей между победителем на выборах и иными кандидатами является значительным) и которые не позволили бы выявить действительную волю избирателей, не установлено.

Иные доводы административного истца Андреева С.В., приведенные в административном исковом заявлении и в судебном заседании не состоятельны, подтверждения своего не нашли и не могут служить основанием для признания результатов выборов и голосования по реестру заявлений (устных обращений) вне помещения участковой избирательной комиссии №766 в день голосования недействительными и повлечь их отмену в судебном порядке.

Видеоматериалы, предоставленные административным истцом и просмотренные в судебном заседании, не свидетельствуют о том, что в нарушение норм избирательного законодательства со стороны определенного кандидата производился подкуп избирателей, направленный на оказание влияния на их волеизъявление. Жалоб со стороны избирателей по данным фактам не имеется. Кроме того, видеосъемка велась самим административным истцом – кандидатом в депутаты по данному избирательному округу, с приведением собственного видения ситуации, комментариев, заснятых на видео обстоятельств. Лица, которые запечатлены на данных видеозаписях, не идентифицированы, данные о личности не установлены. По этим основаниям данные видеозаписи допустимыми и относимыми доказательствами к данному предмету судебного разбирательства признаны быть не могут.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административного искового заявления кандидата в депутаты в Альметьевского городского совета РТ третьего созыва Андреева С.В. к Участковой избирательной комиссии № 766г.Альметьевск, о признании незаконным реестра заявлений (устных обращений) о голосовании вне помещения для голосования по состоянию на 09 сентября 2017 года и реестра за период времени с 08 часов 01 минуты до 08 часов 47 минут 10 сентября 2017 года и об отмене результатов голосования в день голосования 10 сентября 2017 года - отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Альметьевский городской суд РТ в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Мотивированное решение по делу изготовлено 27ноября 2017 года.

Судья подпись

Копия верна:

Судья Альметьевского городского суда РТ А.Т. Исмагилов

Решение вступило в законную силу «_____ » ___________ 201__ года

Судья

2а-3062/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор г. Альметьевск
Андреев С.В.
Ответчики
Участковая избирательная комиссия №766 г. Альметьевск
Другие
Комаров Р.Ф.
Денисова Е.и.
Горшенина В.А.
Якупова М.В.
Территориальная Избирательная комиссия г. Альметьевск
Магнавиева Л.Г.
Туктарова А.Г.
Демьянова А.В.
Камалетдинов И.И.
Суд
Альметьевский городской суд Республики Татарстан
Дело на странице суда
almetevsky.tat.sudrf.ru
19.09.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
19.09.2017[Адм.] Передача материалов судье
21.09.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
21.09.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.09.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.10.2017[Адм.] Судебное заседание
15.11.2017[Адм.] Судебное заседание
22.11.2017[Адм.] Судебное заседание
27.11.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.11.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.11.2017[Адм.] Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее