Дело № 2а-4754/2020
УИД: 18RS0003-01-2020-005217-05
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 ноября 2020 года г. Ижевск
Судья Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики Кузнецова Н.В., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску прокурора Октябрьского района г. Ижевска Удмуртской Республики, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
установил:
В суд обратился административный истец прокурор Октябрьского района г. Ижевска в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети «Интернет» информацией, запрещенной к распространению на территории РФ.
Прокуратурой Октябрьского района г.Ижевска в результате проведённого мониторинга информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» выявлен факт размещения в свободном доступе для неограниченного круга лиц на странице сайта с URL-адресом: https://izhevsk.vodw-pravas.com/ запрещённой информации, а именно о продаже водительских удостоверений, изготовленных на официальных бланках в том числе лицам, лишенным права управления транспортными средствами, что противоречить действующему законодательству Российской Федерации.
На основании изложенного прокурор просил суд признать информацию, распространяемую посредством сети "Интернет", а именно размещенную по адресу https://izhevsk.vodw-pravas.com/, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Управление Роскомнадзора по Удмуртской Республике представило отзыв, согласно которому в удовлетворении требований прокурора не возражает. На данный момент заявленные прокурором Интернет-ресурсы в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не значатся.
Административным истцом заявлено ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства и заинтересованное лицо не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела, в связи с чем дело в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 291 КАС РФ рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в отсутствие сторон, без проведения устного разбирательства.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством организации подготовки водителей транспортных средств и обучения граждан правилам и требованиям безопасности движения. Согласно требованиям ст.ст. 25, 26 указанного закона управление транспортными средствами предоставляется лицам, сдавшим соответствующие экзамены при соблюдении условий, перечисленных в ст. 26 данного Федерального закона.
Согласно п. 2 Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2014 № 1097, проведение экзаменов, выдача российских национальных и международных водительских удостоверений и обмен иностранных водительских удостоверений осуществляются подразделениями ГИБДД МВД РФ, на которые возложены обязанности по проведению экзаменов, выдаче российских национальных и международных водительских удостоверений и обмену иностранных водительских удостоверений.
Статьей 324 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей; статьей 327 Уголовного кодекса Российской Федерации – за подделку удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа.
Получение водительских удостоверений в органах ГИБДД, минуя установленный законом порядок, может свидетельствовать об участии в указанной процедуре сотрудников полиции за вознаграждение, то есть о злоупотреблении ими своими должностными полномочиями и (или) о получении взятки, за что установлена уголовная ответственность, предусмотренная ст. 258 и 290 Уголовного кодекса Российской Федерации, соответственно.
В соответствии с ч.1 ст.10 ФЗ от 27.07.2006 №149–ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон № 149–ФЗ), в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.4 Закона РФ от 27.12.1991№ 2124-1 «О средствах массовой информации», не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.
На основании ч.5 ст.15 Закона № 149–ФЗ, передача информации посредством использования информационно-коммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В соответствии с п.4 ст.2 Закона № 149–ФЗ, информационно-телекоммуникационная сеть – технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Согласно п.13 ст.2 Закона № 149–ФЗ, сайт в сети «Интернет» - совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно – телекоммуникационной сети «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет».
В силу положений п.6 ст.10 Закона № 149–ФЗ, запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой и религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Таким образом, перечисленными выше правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации, за которую может быть предусмотрена уголовная и административная ответственность.
Предоставление возможности доступа к информации о способах приобретения водительских удостоверений за денежное вознаграждение в обход установленной законом процедуры их получения, в том числе лицами, лишёнными права управления транспортными средствами по решению суда, за которые законодателем предусмотрена уголовная ответственность, фактически способствует совершению таких преступлений.
Указанные обстоятельства нарушают публичные интересы Российской Федерации, а также права и законные интересы неопределенного круга лиц, создают угрозу для безопасности граждан, причинения вреда их жизни и здоровью, а также причинению ущерба их имуществу.
При рассмотрении дела установлено, что вышеуказанный сайт продолжает функционировать и на дату вынесения решения.
Порядок ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой запрещено, определен в ст. 15.1 Закона об информации: в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".
Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 15.1 Закона Об информации основанием для включения в Реестр является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В течение суток с момента получения от оператора реестра уведомления о включении доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети "Интернет" в реестр провайдер хостинга обязан проинформировать об этом обслуживаемого им владельца сайта в сети "Интернет" и уведомить его о необходимости незамедлительного удаления интернет-страницы, содержащей информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (часть 7 статьи 15.1 Закона о защите информации).
Частью 8 статьи 15.1 Закона об информации установлено, что в течение суток с момента получения от провайдера хостинга уведомления о включении доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети "Интернет" в реестр владелец сайта в сети "Интернет" обязан удалить интернет-страницу, содержащую информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В случае отказа или бездействия владельца сайта в сети "Интернет" провайдер хостинга обязан ограничить доступ к такому сайту в сети "Интернет" в течение суток.
Обращаясь с заявлением о признании информации, распространяемой в сети "Интернет", запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, прокурор выступает в интересах как неопределенного круга лиц, так и Российской Федерации на защиту основ конституционного строя и нравственности, формирования правового сознания граждан, в целях пресечения совершения гражданами преступлений и правонарушений.
Поскольку в судебном заседании установлен факт размещения на интернет - ресурсе https://izhevsk.vodw-pravas.com/ вышеуказанной информации, что противоречит целям и задачам действующего законодательства, данная информация должна быть запрещена к распространению на территории РФ, а доступ к сайту, где размещена вышеуказанная информация, в соответствии с законодательством РФ должен быть закрыт.
При изложенных обстоятельствах административное исковое заявление прокурора подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 181, 261.1 - 261.5 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление прокурора Октябрьского района г. Ижевска в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено удовлетворить.
Признать информацию, распространяемую посредством сети "Интернет", а именно размещенную по адресу: https://izhevsk.vodw-pravas.com/, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Копию решения направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации для включения названного сетевого адреса в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение привести к немедленному исполнению.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение 15 дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения, в Верховный суд УР через районный суд.
Решение изготовлено судьей на компьютере.
Председательствующий судья Н.В. Кузнецова