Решение по делу № 33-1735/2024 от 20.06.2024

УИД: 19RS0001-02-2024-001473-80

Председательствующий: Земба М.Г.

Дело № 33-1735/2024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:

председательствующего Топоева А.С.,

судей Морозовой В.Н., Прониной А.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Кляйн И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 16 июля 2024 года гражданское дело по апелляционной жалобе и дополнениям к ней истца Ситниковой Галины Михайловны, апелляционной жалобе представителя ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия Шевченко О.В. на решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 22 апреля 2024 года, которым частично удовлетворены исковые требования Ситниковой Галины Михайловны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия о возврате удержанных пенсионных выплат.

Заслушав доклад судьи Прониной А.В., объяснения представителя ответчика Шевченко О.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Ситникова Г.М. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия (далее – ОСФР по Республике Хакасия) о возврате удержанных пенсионных выплат. Требования мотивировала тем, что за период с 23.12.2020 по 11.11.2023 пенсионный орган удержал из ее страховой пенсии 89342 руб. 74 коп. В связи с тем, что страховая пенсия является гарантированной государством ежемесячной выплатой, а ее размер не может быть уменьшен произвольно, действия пенсионного органа по удержанию из ее страховой пенсии сумм является незаконным. Просила обязать ОСФР по Республике Хакасия вернуть ей удержанные пенсионные выплаты в размере 89342 руб. 74 коп.

Представитель ответчика Шевченко О.В. исковые требования не признала, поскольку до 01.02.2022 допускались действия по удержанию 50% страховой пенсии должника по исполнительному производству. Указала, что по исполнительным листам, поступившим от судебного пристава-исполнителя, удержания производятся в указанном в постановлении размере, при этом должнику разъясняется право на обращение с заявлением об уменьшении размера удержаний.

Дело на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрено в отсутствие истца Ситниковой Г.М., представителей третьих лиц Абаканского городского отделения судебных приставов № 2 Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Хакасия (далее – Абаканское городское отделение судебных приставов № 2 УФССП по Республике Хакасия), общества с ограниченной ответственностью «Абаканэнергосбыт» (далее – ООО «Абаканэнергосбыт»), общества с ограниченной ответственностью «Эксплуатация» (далее –           ООО «Эксплуатация»).

Суд постановил решение о частичном удовлетворении исковых требований. Возложил на ОСФР по Республике Хакасия обязанность по возврату Ситниковой Г.М. удержанных из страховой пенсии денежных средств в размере 13155 руб. 95 коп.

С решением суда не согласны истец Ситникова Г.М. и представитель ответчика Шевченко О.В.

В апелляционной жалобе и дополнениям к ней истец Ситникова Г.М. просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на то, что страховая пенсия является гарантированной государством выплатой и уменьшение ее размера является незаконным. Полагает, что Абаканское городское отделение судебных приставов № 2 УФССП по Республике Хакасия не вправе направлять в пенсионный орган исполнительные листы, поскольку данный государственный орган не имеет своих территориальных филиалов в регионах Российской Федерации, при этом в поданных исполнительных листах не указан код валюты. Отмечает, что суд в нарушение норм процессуального права не установил личность представителя ответчика, а привлеченные к участию в деле третьи лица не представили выписки из Единого государственного реестра юридических лиц.

В апелляционной жалобе представитель ответчика Шевченко О.В. просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на то, что удержания из страховой пенсии истца за период с 01.01.2020 по 31.05.2023 производились на основании поступивших исполнительных документов. Обращает внимание, что пенсионный орган не является органом, уполномоченным оценивать законность поступившего на исполнение постановления судебного пристава-исполнителя, а также определять процент удержания. Полагает, что истец вправе был оспорить действия судебного пристава-исполнителя, ходатайствовать перед ним об уменьшении размера удержаний, либо направить в суд заявление о рассрочке исполнения решения суда в связи с тяжелым материальным положением. Просит учесть, что только с 01.01.2024 исполнение требований по поступившим напрямую от взыскателя исполнительным листам осуществляется с учетом представления пенсионеру-должнику имущественного иммунитета в размере не ниже прожиточного минимума. Отмечает, что пенсионный орган является посредником между взыскателем и должником, при этом удержанные денежные средства сразу направляются взыскателю.

Письменных возражений относительно доводов апелляционных жалоб не поступило.

Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, Ситникова Г.М. с ДД.ММ.ГГГГ является получателем страховой пенсии по старости, размер ее пенсии с ДД.ММ.ГГГГ составлял 15823 руб. 99 коп., с ДД.ММ.ГГГГ – 16821 руб. 01 коп., с ДД.ММ.ГГГГ – 18267 руб. 41 коп., с ДД.ММ.ГГГГ – 20094 руб. 58 коп., с ДД.ММ.ГГГГ –         21059 руб. 25 коп.

Иных доходов, с которых производились бы отчисления налогов и страховых взносов, Ситникова Г.М. не имеет, в качестве индивидуального предпринимателя или плательщика налога на профессиональный налог не зарегистрирована.

Почно в размере 50% пенсии и инеи инеых доходов должника.иковой Г.М. в пределах 25 549,овлений судебного приставаостановлением судебного пристава-исполнителя Абаканского городского отделения судебных приставов № 2 от 23.12.2020 в рамках исполнительного производства , возбужденного на основании исполнительного листа № 2-6-99/20 от 25.02.2020, в пользу взыскателя - ООО «Эксплуатация» обращено взыскание на пенсию и иные доходы должника Ситниковой Г.М. в пределах 25549 руб. 61 коп., постановлено удержание производить ежемесячно в размере 50% пенсии и иных доходов должника.

Постановлением судебного пристава-исполнителя Абаканского городского отделения судебных приставов № 2 от 29.11.2022 в рамках исполнительного производства № 192284/22/19034-ИП, возбужденного на основании судебного приказа № 2-6-2323/2022 от 01.10.2022, в пользу взыскателя - ООО «Эксплуатация» обращено взыскание на пенсию и иные доходы должника Ситниковой Г.М. в пределах 48423 руб. 50 коп., постановлено удержание производить ежемесячно в размере 50% от дохода должника.

Постановлением судебного пристава-исполнителя Абаканского городского отделения судебных приставов № 2 от 05.03.2022 на основании судебного приказа № 2-6-2452/2021 от 17.12.2021 возбуждено исполнительное производство в отношении должника Ситниковой Г.М. в пользу взыскателя НО «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов», предмет исполнения – задолженность в размере 5835 руб. 58 коп.

Кроме того, ООО «Абаканэнергосбыт» для принудительного исполнения направлены судебные приказы мирового судьи судебного участка № 6 г. Абакана о взыскании с Ситниковой Г.М. задолженности в размере 1035 руб. 65 коп., расходов по уплате госпошлины 200 руб.; задолженности в размере 1592 руб. 25 коп., расходов по уплате госпошлины 200 руб.; денежных средств в сумме 704 руб. 56 коп.; денежных средств в сумме 1066 руб. 21 коп.; задолженности в размере 1305 руб. 69 коп., почтовых расходов в размере 125 руб. и расходов по уплате госпошлины 400 руб.

Решениями мирового судьи судебного участка № 6 г. Абакана от 17.01.2023 по делу № 2-6-15/2023 и от 11.09.2023 по делу № 2-6-1884/2023 с Ситниковой Г.М. в пользу ООО «Абаканэнергосбыт» взысканы задолженность в размере 558 руб. 68 коп., почтовые расходы в размере       290 руб. 76 коп., расходы по уплате госпошлины 400 руб.; задолженность в размере 948 руб. 99 коп., почтовые расходы в размере 305 руб. 80 коп., расходы по уплате госпошлины 400 руб.

По сведениям ОСФР по Республике Хакасия на основании вышеуказанных исполнительных документов за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ из пенсии Ситниковой Г.М. произведены следующие удержания:

- в январе 2021 года из пенсии в размере 16821 руб. 01 коп. удержано 8410 руб. 50 коп. в пользу Абаканского городского отделения судебных приставов № 2 (взыскатель – ООО «Эксплуатация»); после удержания остаток пенсии составил 8410 руб. 51 коп.;

- в феврале 2021 года из пенсии в размере 16821 руб. 01 коп. удержано 8410 руб. 50 коп. в пользу Абаканского городского отделения судебных приставов № 2 (взыскатель – ООО «Эксплуатация»); после удержания остаток пенсии составил 8410 руб. 51 коп.;

- в марте 2021 года из пенсии в размере 16821 руб. 01 коп. удержано 8410 руб. 50 руб. в пользу Абаканского городского отделения судебных приставов № 2 (взыскатель – ООО «Эксплуатация»); после удержания остаток пенсии составил 8410 руб. 51 коп.;

- в апреле 2021 года из пенсии в размере 16821 руб. 01 коп. удержано 1553 руб. 76 коп. (318 руб. 11 коп. – в пользу Абаканского городского отделения судебных приставов № 2 (взыскатель – ООО «Эксплуатация») + 1 235 руб. 65 коп. – в пользу ООО «Абаканэнергосбыт»); после удержания остаток пенсии составил 15267 руб. 25 коп.;

- в мае 2021 года из пенсии в размере 16821 руб. 01 коп. удержано     704 руб. 56 коп. в пользу ООО «Абаканэнергосбыт»; после удержания остаток пенсии составил 16116 руб. 45 коп.;

- в апреле 2022 года из пенсии в размере 18267 руб. 41 коп. удержано 1066 руб. 21 коп. в пользу ООО «Абаканэнергосбыт»; после удержания остаток пенсии составил 17201 руб. 20 коп.;

- в июле 2022 года из пенсии в размере 20094 руб. 58 коп. удержано 1705 руб. 69 коп. в пользу ООО «Абаканэнергосбыт»; после удержания остаток пенсии составил 18388 руб. 89 коп.;

- в ноябре 2022 года из пенсии в размере 20094 руб. 58 коп. удержано 1392 руб. 25 коп. в пользу ООО «Абаканэнергосбыт»; после удержания остаток пенсии составил 18702 руб. 33 коп.;

- в январе 2023 года из пенсии в размере 21059 руб. 25 коп. удержано 10529 руб. 62 коп.в пользу Абаканского городского отделения судебных приставов № 2 (взыскатель – ООО «Эксплуатация»); после удержания остаток пенсии составил 10529 руб. 63 коп.;

- в феврале 2023 года из пенсии в размере 21059 руб. 25 коп. удержано 10529 руб. 62 коп. в пользу Абаканского городского отделения судебных приставов № 2 (взыскатель – ООО «Эксплуатация»); после удержания остаток пенсии составил 10529 руб. 63 коп.;

- в марте 2023 года из пенсии в размере 21059 руб. 25 коп. удержано 10529 руб. 62 коп. в пользу Абаканского городского отделения судебных приставов № 2 (взыскатель – ООО «Эксплуатация»); после удержания остаток пенсии составил 10529 руб. 63 коп.;

- в апреле 2023 года из пенсии в размере 21059 руб. 25 коп. удержано 10 529 руб. 62 коп. в пользу Абаканского городского отделения судебных приставов № 2 (взыскатель – ООО «Эксплуатация»); после удержания остаток пенсии составил 10529 руб. 63 коп.;

- в мае 2023 года из пенсии в размере 21059 руб. 25 коп. удержано 6305 руб. 02 коп. в пользу Абаканского городского отделения судебных приставов № 2 (взыскатель – ООО «Эксплуатация»); после удержания остаток пенсии составил 14754 руб. 23 коп.

Величина прожиточного минимума в Республике Хакасия для пенсионеров составила: на 2021 год – 9986 руб., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 11100 руб., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 12210 руб., на 2023 год – 12610 руб.

Величина прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации составила: на 2021 год – 10022 руб., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 10882 руб., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 11970 руб., на 2023 год – 12363 руб.

Установив данные обстоятельства, суд пришел к выводу, что в январе, феврале, марте 2021 года, а также в январе, феврале, марте, апреле 2023 года остаток пенсии истца после произведенных ОСФР по Республике Хакасия по исполнительным документам удержаний составил меньше прожиточного минимума для пенсионеров (в январе, феврале, марте 2021 года ежемесячная разница удержаний до величины прожиточного минимума, установленного для пенсионеров, составила 1611 руб. 49 коп., из расчета 10022 руб. (величина прожиточного минимума для пенсионера по Российской Федерации) – 8410 руб. 51 коп. (размер произведенных удержаний из пенсии истца), в январе, феврале, марте, апреле 2023 года ежемесячная разница составила 2080 руб. 37 коп., из расчета 12610 руб. (величина прожиточного минимума для пенсионера по Республике Хакасия) – 10529 руб. 63 коп. (размер произведенных удержаний из пенсии истца), что противоречит абзацу 8 части 1 статьи 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 4 статьи 4 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Федеральный закон «Об исполнительном производстве»), в связи с чем взыскал с ответчика в пользу истца 13155 руб. 95 коп. ((1611,49 руб. х 3) + (2080,37 руб. х 4)).

Судебная коллегия находит данные выводы суда первой инстанции постановленными при правильном применении норм материального права и основанными на имеющихся в деле доказательствах.

Оценивая доводы апелляционной жалобы истца о незаконности всех произведенных за спорный период из ее пенсии удержаний, судебная коллегия находит подлежащими отклонению как основанные на неправильном толковании норм материального права.

Вступившие в законную силу судебные постановления, как установлено частью 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц определены Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

В числе принципов, на основании которых осуществляется исполнительное производство, - уважение чести и достоинства гражданина, неприкосновенность минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, в том числе сохранение заработной платы и иных доходов должника-гражданина ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства должника-гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации) (пункты 3, 4 статьи 4 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

В статье 12 Федерального закона «Об исполнительном производстве» названы виды исполнительных документов, перечень которых является исчерпывающим. В их числе – исполнительные листы и судебные приказы (подпункты 1 и 2 пункта 1 статьи 12 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

К мерам принудительного исполнения относится в числе прочих обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений (подпункт 2 пункта 3 статьи 68 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

Пунктом 2 статьи 99 Федерального закона «Об исполнительном производстве» определено, что при исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более 50 процентов заработной платы и иных доходов. Удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований.

Ограничение размера удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина, установленное частью 2 статьи 99 Федерального закона «Об исполнительном производстве», не применяется при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца и возмещении ущерба, причиненного преступлением. В этих случаях размер удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина не может превышать семидесяти процентов (часть 3 статьи 99 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон «О страховых пенсиях»).

Целью названного закона согласно части 2 статьи 1 этого закона является защита прав граждан Российской Федерации на страховую пенсию, предоставляемую на основе обязательного пенсионного страхования с учетом социальной значимости трудовой и (или) иной общественно полезной деятельности граждан в правовом государстве с социально ориентированной рыночной экономикой, в результате которой создается материальная основа для пенсионного обеспечения, особого значения страховой пенсии для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров, субсидиарной ответственности государства за пенсионное обеспечение, а также иных конституционно значимых принципов пенсионного обеспечения.

В статье 29 Федерального закона «О страховых пенсиях» приведены основания и определен порядок удержания из страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии.

В соответствии с частью 1 статьи 29 Федерального закона «О страховых пенсиях» удержания из страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии производятся на основании: 1) исполнительных документов; 2) решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, о взыскании сумм страховых пенсий, фиксированных выплат к страховым пенсиям (с учетом повышений фиксированных выплат к страховым пенсиям), излишне выплаченных пенсионеру в связи с нарушением положений части 5 статьи 26 названного закона; 3) решений судов о взыскании сумм страховых пенсий, фиксированных выплат к страховым пенсиям (с учетом повышений фиксированных выплат к страховым пенсиям) вследствие злоупотреблений со стороны пенсионера, установленных в судебном порядке.

Удержано может быть не более 50 процентов, а в установленных законодательством Российской Федерации случаях не более 70 процентов страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии). Удержания на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, производятся в размере, не превышающем 20 процентов страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) (часть 3 статьи 29 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, в случае, если пенсия является для должника-гражданина единственным источником существования, необходимость обеспечения баланса интересов кредитора и должника-гражданина требует защиты прав последнего путем сохранения для него и лиц, находящихся на его иждивении, необходимого уровня существования, с тем чтобы не оставить их за пределами социальной жизни. По смыслу части 2 статьи 99 Федерального закона «Об исполнительном производстве» во взаимосвязи с его статьей 4, конкретный размер удержания из заработной платы и иных доходов должника при исполнении исполнительного документа подлежит исчислению с учетом всех обстоятельств дела при неукоснительном соблюдении таких принципов исполнительного производства, как уважение чести и достоинства гражданина и неприкосновенность минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12.07.2007 № 10-П, определения Конституционного Суда Российской Федерации от 13.10.2009 № 1325-О-О, от 15.07.2010                    № 1064-О-О, от 22.03.2011 № 340-О-О, от 17.01.2012 № 14-О-О, от 19.07.2016 № 1713-О и др.).

Из вышеприведенных положений следует, что при принудительном исполнении судебных постановлений о взыскании денежных средств в целях соблюдения баланса интересов кредитора и должника-гражданина допускается производить удержания из страховых пенсий при условии сохранения минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, т.е. в пределах прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства гражданина-должника для определенной группы населения.

Вышеприведенные нормы права и разъяснения Конституционного Суда Российской Федерации учтены судом первой инстанции в полной мере, в связи с чем оснований для изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы истца не имеется.

Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда и по доводам апелляционной жалобы представителя ответчика, считающего, что до 01.01.2024 пенсионный орган не являлся органом, уполномоченным оценивать законность поступившего на исполнение постановления судебного пристава-исполнителя, а также определять процент удержания, в связи с чем истец вправе был оспорить действия судебного пристава-исполнителя, ходатайствовать перед ним об уменьшении размера удержаний, либо направить в суд заявление о рассрочке исполнения решения суда в связи с тяжелым материальным положением.

До 01.01.2023 назначение и выплата страховых пенсий в Российской Федерации осуществлялись Пенсионным фондом Российской Федерации через его региональные отделения. С 01.01.2023 функции по назначению и выплате страховой пенсии возложены на Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (статья 18 Федерального закона от 14.07.2022 № 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации»).

Деятельность Пенсионного фонда Российской Федерации определялась Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 2122-I.

Согласно пунктам 1, 2, 3 Положения Пенсионный фонд Российской Федерации является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и названным положением, осуществляет государственное управление финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации, обеспечивает контроль за правильным и рациональным расходованием средств Пенсионного фонда.

23.06.2016 между Федеральной службой судебных приставов и Пенсионным фондом Российской Федерации заключено Соглашение об информационном взаимодействии (далее - Соглашение), целью которого является организация защищенного электронного документооборота между Федеральной службой судебных приставов и Пенсионным фондом Российской Федерации в целях реализации Федерального закона «Об исполнительном производстве» и определения общих принципов взаимодействия Пенсионного фонда Российской Федерации, его территориальных органов и Федеральной службы судебных приставов, ее территориальных органов при исполнении исполнительных документов.

В соответствии с пунктом 2.1 Соглашения к его предмету отнесено, в частности, направление территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в территориальные органы Федеральной службы судебных приставов уведомлений об исполнении либо о невозможности исполнения постановления с указанием причин (абзац третий пункта 2.1 Соглашения); направление территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в территориальные органы Федеральной службы судебных приставов информации об удержании и перечислении денежных средств должника в пользу взыскателя (абзац четвертый пункта 2.1 Соглашения).

В абзаце пятом пункта 2.1 Соглашения указано, что взаимодействие в рамках реализации абзацев второго - четвертого этого пункта осуществляется посредством системы межведомственного электронного взаимодействия.

Разделом III Соглашения установлены особенности взаимодействия территориальных органов Федеральной службы судебных приставов с территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации, в рамках которого:

- территориальные органы ФССП России получают от территориальных органов ПФР уведомления с указанием причин о невозможности исполнения постановлений, а также информацию об удержании и перечислении денежных средств должника в пользу взыскателя (пункт 3.1.3 Соглашения);

- территориальные органы ПФР получают от ФССП России постановления в форме электронного документа (пункт 3.2.1); уведомляют территориальные органы ФССП России посредством системы межведомственного электронного взаимодействия о невозможности исполнения постановления с указанием причин, в числе которых поступление постановления на взыскание из видов доходов, на которые не может быть обращено взыскание в соответствии со статьей 101 Федерального закона «Об исполнительном производстве» (подпункт «е» пункта 3.2.2 Соглашения), иные причины, определенные Федеральным законом «Об исполнительном производстве» (подпункт «к» пункта 3.2.2 Соглашения).

Исходя из изложенного выше реализация целей социальной политики Российской Федерации, как они определены Конституцией Российской Федерации, является одной из основных конституционных обязанностей государства, осуществляемых им через соответствующие органы.

Обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации в области государственного пенсионного обеспечения были возложены до 01.01.2023 на Пенсионный фонд Российской Федерации в лице его региональных отделений (пенсионные органы), после 01.01.2023 на Фонд социального страхования Российской Федерации в лице его территориальных отделений, которые при исполнении названных обязанностей, в том числе при производстве удержаний из пенсии должника-гражданина на основании исполнительного документа, должны соблюдать государственные гарантии по обеспечению прав граждан в области пенсионного обеспечения в целях защиты их прав на страховую пенсию с учетом особого ее значения для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров.

С целью соблюдения баланса интересов кредитора и должника-гражданина, стандартов правовой защиты, отражающих применение мер исключительно правового принуждения к исполнению должником-гражданином своих обязательств путем сохранения для него и лиц, находящихся на его иждивении, необходимого уровня материальной обеспеченности для их нормального существования и реализации социально-экономических прав, с тем чтобы не оставить их за пределами социальной жизни, пенсионному органу как исполняющему публичные функции в силу своей компетенции при поступлении исполнительного документа об обращении взыскания на пенсию должника-гражданина необходимо дать правовую оценку возможности удержания денежных средств из пенсии должника-гражданина в указанном в исполнительном документе размере и сделать вывод о возможности или о невозможности исполнения такого исполнительного документа.

Если размер пенсии должника-гражданина с учетом указанного в исполнительном документе размера удержаний будет меньше установленной величины прожиточного минимума в соответствующем субъекте Российской Федерации, пенсионному органу необходимо уведомить соответствующий территориальный орган службы судебных приставов посредством системы межведомственного взаимодействия о невозможности удержаний из пенсии должника-гражданина в указанном в исполнительном документе размере и, соответственно, о невозможности исполнения исполнительного документа, поскольку при его исполнении могут быть нарушены такие основные принципы исполнительного производства, как уважение чести и достоинства гражданина, неприкосновенность минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи. Пенсионному органу также необходимо уведомить должника-гражданина о поступлении такого исполнительного документа и о том, что при удержании из его пенсии денежных средств в размере, указанном в исполнительном документе, оставшаяся часть его пенсии будет меньше прожиточного минимума в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Судом первой инстанции установлено, что до 05.02.2024 ответчиком в адрес Ситниковой Г.М. сообщений о наличии на исполнении в Отделении исполнительных документах и произведенных с нее в пользу взыскателей удержаний в размере, превышающем величину прожиточного минимума, не направлялось, что свидетельствует о невыполнении возложенных на него обязанностей.

Невыполнение пенсионным органом названных действий и последующее удержание пенсионным органом из пенсии должника-гражданина денежных средств в размере, указанном в исполнительном документе, приведшие к тому, что должник-гражданин лишается необходимого уровня материальной обеспеченности для его нормального существования, дают такому должнику-гражданину право ставить вопрос о признании незаконными действий пенсионного органа по удержанию денежных средств из его пенсии и в связи с этим - о возврате незаконно удержанных из его пенсии денежных средств применительно к положениям главы 59 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Иных доводов, которые влияли бы на правильность выводов суда первой инстанции, апелляционные жалобы истца и представителя ответчика не содержат.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от                   22 апреля 2024 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу и дополнения к ней истца Ситниковой Галины Михайловны, апелляционную жалобу представителя ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия Шевченко О.В. - без удовлетворения.

Настоящее апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев путем подачи кассационной жалобы (представления) через суд первой инстанции.

Председательствующий             А.С.Топоев

Судьи                     В.Н.Морозова

                                        А.В.Пронина

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 17.07.2024

33-1735/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Ситникова Галина Михайловна
Ответчики
Отделение фонда пенсионного и социального страхования по Республике Хакасия
Другие
ООО "Эксплуатация"
Абаканское ГОСП №2 УФССП России по РХ
ООО "Абаканэнеогосбыт"
Суд
Верховный Суд Республики Хакасия
Судья
Пронина Алена Владимировна
Дело на сайте суда
vs.hak.sudrf.ru
20.06.2024Передача дела судье
16.07.2024Судебное заседание
19.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.07.2024Передано в экспедицию
16.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее