Решение по делу № 33-18050/2019 от 03.10.2019

Судья Молотиевский А.Г.               дело № 33-18050/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 октября 2019 г.          г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:

председательствующего Филиппова А.Е..

судей Перфиловой А.В., Минасян О.К.

при секретаре Стяжкиной С.Д.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1098/2019 по иску Лысенко В.Г., Лысенко А.Г., Плешакова Н.О. к Федеральному агентству лесного хозяйства, 3-и лица - Министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области, Управление Росреестра по Ростовской области, Департамент лесного хозяйства по Южному федеральному округу, Администрация Аксайского района Ростовской области, о признании отсутствующим права, по апелляционной жалобе Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области на решение Аксайского районного суда Ростовской области от 23 июля 2019 г.

Заслушав доклад судьи Перфиловой А.В., судебная коллегия

установила:

Лысенко В.Г., Лысенко А.Г., Плешаков Н.О. обратились в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что являются собственниками четырех земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН С целью изменения категории и разрешенного использования спорных земельных участков, а также внесения изменений в генеральный план Истоминского сельского поселения, истцы обратились в Администрацию Аксайского района Ростовской области. Однако, в процессе рассмотрения заявления истцов выяснилось, что указанные выше земельные участки имеют пересечения с земельными участками лесного фонда. Как указали истцы, на сегодняшний момент имеются противоречия между сведениями ЕГРН и сведениями Государственного лесного реестра, поскольку с одной стороны – по данным ЕГРН указанные выше спорные земельные участки принадлежат истцам, а с другой стороны – исходя из сведений ГЛР, часть территории этих земельных участков находится в собственности Российской Федерации.

    По мнению истцов, принадлежность спорных земельных участков и их категория должны быть определены исходя из сведений, содержащихся в ЕГРП, а в ГЛР необходимо внести изменения.

С учетом уточненных исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, истцы просили суд признать отсутствующим право собственности Российской Федерации в части наложения лесных участков квартала 91 (выдел 1), квартала 92 (выдел 1) Шахтинского лесничества, Атаманского участкового лесничества на спорные земельные участки: земельного участка с кадастровым номером: НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН площадь наложения 1941 кв.м, координаты поворотных точек границ пересекаемой части земельного участка: НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН

НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН

Решением Аксайского районного суда Ростовской области от 23 июля 2019 г. исковые требования удовлетворены.

Судом признано отсутствующим право собственности Российской Федерации в части наложения лесных участков квартала 91 (выдел 1), квартала 92 (выдел 1) Шахтинского лесничества, Атаманского участкового лесничества на следующие земельные участки сельскохозяйственного назначения:

НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН

    Также судом признаны недействительными сведения Государственного лесного реестра об отнесении к лесному фонду частей следующих земельных участков: земельного участка с НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН площадью 38100 кв.м, адрес (местоположение): АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для размещения объектов сельскохозяйственного назначения и сельскохозяйственных угодий, земельного участка с НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН площадью 38100 кв.м, адрес (местоположение): АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для размещения объектов сельскохозяйственного назначения и сельскохозяйственных угодий, земельного участка с НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН площадью 2500 кв.м, адрес (местоположение): АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, земельного участка с НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН площадью 2500 кв.м, адрес (местоположение): АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.

В апелляционной жалобе Министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области в лице представителя по доверенности Лосевой Е.Ф. ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В обоснование апелляционной жалобы указано на недоказанность установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела. Указывает, что, само по себе, наличие в ЕГРН записи об отнесении участка к категории земель сельскохозяйственного назначения в отсутствие доказательств перевода лесного участка земель лесного фонда в другую категорию земель в порядке, установленном ранее действовавшим законодательством, и в порядке статьи 8 ЗК РФ и ФЗ от 21.12.20 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», не свидетельствует о том, что спорные участки не относятся к категории земель лесного фонда. Как законодательство РСФСР, так и действующее законодательство РФ предусматривало возможность предоставления земель лесного фонда только для нужд лесного хозяйства. Доказательств о надлежащем законном переводе истцами земель лесного фонда в нелесные не представлено. Кроме этого, Указом Президента Российской Федерации от 29.12.1991 № 341 была запрещена приватизация лесного фонда.

Ссылается на то, что у местных органов государственной власти отсутствовали полномочия по распоряжению землями лесного фонда.

Автор жалобы считает, что решение Президиума (Исполнительного комитета) Аксайского районного Совета народных депутатов от 17.08.1991 № 29, Постановление Главы Администрации Аксайского района Ростовской области от 08.07.1992 № 367, Постановление Главы Администрации Аксайского района Ростовской области от 09.12.2002 № 1993 являются незаконными и не могут быть признаны надлежащими доказательствами по делу, а последующие сделки со спорными участками земли являются ничтожными, т.к. указанные акты не были согласованы с собственником земли- Российской Федерацией, перевод земель также не осуществлен.

Суд не учел, что согласно ч. 5 ст. 72 ФЗ от 13.07.2015 № 218-ФЗ данный закон применим к правоотношениям, возникшим после дня его вступления в силу, то есть после 01.01.2017, однако, как установлено судом, право собственности предыдущих правообладателей на спорные земельные участки возникло ранее 01.01.2016, следовательно, суд неправильно применил нормы материального права.

Податель жалобы указывает также на то, что обстоятельства использования спорного земельного участка имеют значение для разрешения спора. Данный вопрос судом не был исследован, доказательства использования спорного участка в соответствии с его разрешенным использованием в деле отсутствуют.

Представителем истцов по доверенности Гапичевой О.А. поданы возражения на апелляционную жалобу, опровергающие доводы жалобы и содержащие просьбу об оставлении решения суда без изменения.

Истец Лысенко В.Г. и представитель истцов Лысенко В.Г., Лысенко А.Г., Плешакова Н.О. – Гапичева О.А. по доверенности от 08.04.2019 и на основании ордера № 120043 от 22.10.2019 в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражали против удовлетворения апелляционной жалобы и просили судебное решение оставить без изменения.

Дело в порядке ст. 167 ГПК РФ рассмотрено в отсутствие иных не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы ( том 2 л.д. 121-129).

Рассмотрев материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, обсудив возражения на апелляционную жалобу, выслушав истца и представителя истцов, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований, предусмотренных положениями статьи 330 ГПК РФ, для отмены решения суда первой инстанции.

Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

Однако, решение суда этим требованиям не соответствует.

Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствовался положениями ст.ст. 77, 101 ЗК РФ, ст.ст. 6.1, 7, 8, 91, 92 Лесного кодекса РФ, Федеральным законом от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», Федеральным законом № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», с учетом определений Конституционного Суда Российской Федерации от 21.09.2017 № 1793-О и № 1794-О, и исходил из наличия противоречий между сведениями Единого государственного реестра недвижимости и сведениями государственного лесного реестра, поскольку, с одной стороны, исходя из сведений ЕГРН, спорные земельные участки принадлежат истцам, а, с другой стороны, исходя из сведений государственного лесного реестра, часть территории этих земельных участков находится в собственности Российской Федерации.

Суд сделал вывод, что дата регистрации права собственности Российской Федерации на участки лесного фонда правового значения не имеет, а существенное значение для правильного рассмотрения и разрешения подобной категории дел является установление даты образования земельного участка, не относящегося к лесному фонду, и даты регистрации права собственности на него (даты внесения сведений в ЕГРН).

Как установлено судом, право общей долевой собственности истцов на все без исключения спорные земельные участки возникло в 2017 году. Между тем, право собственности предыдущих правообладателей этих земельных участков, которые их затем перепродали истцам, было зарегистрировано еще в 2010 году.

Таким образом, суд установил, что право собственности предыдущих правообладателей на спорные земельные участки возникли ранее 01.01.2016, в связи с чем суд сделал вывод, что принадлежность спорных земельных участков и их категория должны определяться исходя из сведений, содержащихся в ЕГРН, а в государственный лесной реестр необходимо внести изменения.

Также суд отметил, что спорные земельные участки были образованы правопредшественниками истцов из земельного массива, имеющего категорию- «земли сельскохозяйственного назначения», и доказательств перевода этого земельного массива или какой-либо его части из категории земель – земли сельскохозяйственного назначения в категорию земель – земли лесного фонда материалы дела не содержат.

Исходя из того, что спорные земельные участки были образованы в соответствии с нормами действующего законодательства, а также того факта, что ни при постановке указанных участков на государственный кадастровый учет, ни при осуществлении государственной регистрации прав на них, уполномоченными органами пересечений с лесными землями выявлено не было, право собственности истцов на спорные земельные участки никем не оспорено в установленном законом порядке, суд пришел к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Судебная коллегия с указанными выводами суда первой инстанции согласиться не может в силу следующего.

Как следует из материалов дела, в Едином государственном реестре недвижимости содержатся данные о государственной регистрации права собственности истцов на следующие земельные участки сельскохозяйственного назначения: земельного участка с кадастровым номером: НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН площадью 38100 кв.м, адрес (местоположение): АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для размещения объектов сельскохозяйственного назначения (записи в ЕГРН от 21.08.2017г. №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН дата постановки на участка кадастровый учет: 31.08.2009г.); земельного участка с кадастровым номером: НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, площадью 38100 кв.м, адрес (местоположение): АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для размещения объектов сельскохозяйственного назначения и сельскохозяйственных угодий (записи в ЕГРН от 27.09.2017г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН дата постановки на кадастровый учет: 04.09.2009г.); земельного участка с кадастровым номером: НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН площадью 2500 кв.м., адрес (местоположение): АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства (записи в ЕГРН от 11.10.2017г. №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН дата постановки на кадастровый учет: 07.12.2009г.); земельного участка с кадастровым номером: НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН площадью 2500 кв.м., адрес (местоположение): АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства (записи в ЕГРН от 25.09.2017г. №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН дата постановки на кадастровый учет: 08.12.2009г.).

Из дел правоустанавливающих документов (реестровых дел), представленных в материалы дела Управлением Росреестра по Ростовской области, следует, что спорные земельные участки надлежащим образом сформированы и поставлены на государственный кадастровый учет в 2009 году, как земли сельскохозяйственного назначения. Указанные выше земельные участки были приобретены истцами в общую долевую собственность по договорам купли-продажи соответственно от 10.08.2017, 18.09.2017, 27.09.2017 и 11.10.2017.

Между тем, согласно заключению ФГБУ «Рослесинфорг» спорные земельные участки имеют пересечения с земельными участками лесного фонда.

Так, земельный участок с НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН имеет наложение на земельный участок, относящийся к лесному фонду и находящийся по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН (площадь пересечения: 1941 кв.м.). Земельные участки с НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН имеют наложение на земельный участок, относящийся к лесному фонду и находящийся по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕНплощади пересечения: 3541 кв.м, 1703 кв.м и 1453 кв.м).

По материалам предыдущего лесоустройства квартал №92 Атаманского участкового лесничества Шахтинского лесничества Аксайского района имел порядковый номер 44; квартал 91 Атаманского участкового лесничества Шахтинского лесничества Аксайского района - номер 43.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права серия НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 16.10.2003, в собственности Российской Федерации находится земельный участок, площадью 27 га, с кадастровым (или условным) номером: НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН имеющий адресные ориентиры: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН Регистрация была осуществлена без проведения в отношении этого участка межевых работ и установления на местности координат его границ.

Земельный участок с кадастровым (или условным) номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН в настоящий момент имеет кадастровый НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН.

Из сведений, содержащихся в публичной кадастровой карте, усматривается, что земельный участок с КН(или условным) НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН поставлен на кадастровый учет 05.07.2016 также без установления его фактических границ на местности.

В собственности Российской Федерации находится и земельный участок, площадью 280000 кв.м, с КН(или условным) НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН (ранее присвоенный НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН), имеющий адресные ориентиры: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН Данный земельный участок также поставлен на государственный кадастровый учет 05.07.2016 (дата регистрации права собственности РФ – 16.10.2003) без проведения в отношении него межевых работ и установлении на местности координат его границ.

Исходя из сведений публичной кадастровой карты, земельные участки с НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН относятся к землям лесного фонда, разрешенное использование – «размещение лесной растительности».

Сведения о местоположении границ земельных участков лесного фонда с НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН как у органов кадастрового учета, так и у органов государственной регистрации прав на недвижимое имущество, отсутствуют, поскольку землеустроительные работы в отношении этих земельных участков не проводились и их границы в соответствии с требованиями земельного законодательства до настоящего времени не установлены.

Между тем, конкретные границы и конфигурация земельных участков с НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН содержатся в государственном лесном реестре, который представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, лесничествах и лесопарках, лесных участках и об их границах, количественных и качественных характеристиках лесов.

В соответствии с ч.2 ст.56 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

Суд на основании норм материального права, подлежащих применению, определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела (пункт 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.06.2008. N 11 «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству»).

Положениями пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельное законодательство основывается на принципах: учета значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю (подпункт 1); сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком (подпункт 11).

К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие) (пункт 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации).

По смыслу указанной нормы, земли лесного фонда подлежат использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства и не могут использоваться для иных целей, не предусмотренных законом.

На основании подпункта 2 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.

Запрет на совершение любых сделок, которые влекут или могут повлечь за собой отчуждение участков лесного фонда, ранее был установлен статьей 80 Основ лесного законодательства, а также статьями 12, 19 Лесного кодекса РФ от 29.01.1997 № 22-ФЗ. Аналогичные положения содержаться и в статье 8 действующего Лесного кодекса РФ.

Таким образом, федеральным законодательством не предусмотрена возможность нахождения в собственности граждан земельных участков из состава земель лесного фонда. Земельные участки лесного фонда относятся к федеральной собственности. Администрация Аксайского района Ростовской области, являясь органом местного самоуправления, не была наделена полномочиями по распоряжению землями лесного фонда.

Пунктом 1 статьи 4.2 ФЗ от 04.12.2006 N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия уполномоченных органов по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра (пункт 3 статьи 4.1). Лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.

В соответствии со ст. 7 Лесного кодекса РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован, в соответствии с требованиями земельного законодательства и Лесного кодекса Российской Федерации.

В целях установления, предусмотренных ст.23 Лесного кодекса РФ, основных территориальных единиц управления в области использования, охраны, зашиты, воспроизводства лесов осуществляется проектирование лесничеств, лесопарков. Установление их границ, деление территорий лесничеств, лесопарков на участковые лесничества, определение квартальной сети, осуществляется, руководствуясь статьями 67-70.1 Лесного кодекса РФ.

Лесной план субъекта РФ является документом лесного планирования, к которому прилагаются карты с обозначением границ лесничеств, лесопарков, а также зон их планируемого освоения (статьи 85, 86 Лесного кодекса РФ).

Документированная информация о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках содержится в государственном лесном реестре (часть 1 статьи 91 Лесного кодекса РФ).

В соответствии с ч.3 ст.70.1 Лесного кодекса РФ местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов.

Кадастровый учет лесных участков до 01.01.2017 осуществлялся в соответствии с ФЗ от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», согласно положениям части 6 статьи 47 которого участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.

В силу ч.6 ст.39 ФЗ от 24 июля 2007 г. N221-ФЗ «О кадастровой деятельности» согласование границ лесных земельных участков производится без установления их на местности.

На основании п.2 ст.4.2 ФЗ 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» план лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 01.01.2015, признается юридически действительным.

Таким образом, при отсутствии государственного кадастрового учета земель государственного лесного фонда земельный участок признается государственным лесным фондом по материалам лесоустройства, то есть отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе разработанной в отношении такого участка лесоустроительной проектной документации, которая подтверждает фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства. Государственный лесной реестр ведется на основании материалов лесоустройства (топографических карт, фотопланшетов, описаний).

Приказом Рослесхоза от 15.12.1994 № 265 была утверждена Инструкция по проведению лесоустройства в Едином государственном лесном фонде СССР, в соответствии с которой в Ростовской области проводилось лесоустройство в 2004-2005 гг. Пунктом 1.2.3 указанной инструкции предусмотрено, что на основе материалов лесоустройства ведется государственный лесной кадастр и государственный учет лесного фонда по единой для Российской Федерации системе, устанавливаемой государственным органом управления лесным хозяйством Российской Федерации.

Проекты организации и ведения лесного хозяйства по каждому лесхозу Ростовской области при проведении лесоустройства 2004-2005 годов разрабатывались на основании приказа Федеральной службы лесного хозяйства России от 10.01.1997 № 2, были утверждены и введены в действие с 01.01.2007 года на основании приказа Агентства лесного хозяйства по Ростовской области Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) от 11.12.2006 года № 59 «Об утверждении и вводе в действие проектов организации и ведения лесного хозяйства».

Разработка проектов организации и ведения лесного хозяйства по лесхозам Ростовской области при проведении лесоустройства 2004-2005 годов осуществлялась Федеральным государственным унитарным предприятием «Государственное специализированное лесоустроительное предприятие «Воронежлеспроект» (ФГУП «Воронежлеспроект») на основании Государственного контракта с Агентством лесного хозяйства по Ростовской области Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) от 29.04.2005 № 85. В состав проекта организации и ведения лесного хозяйства по каждому лесхозу Ростовской области входила пояснительная записка, ведомости проектируемых мероприятий, планы лесничеств, планшеты, таксационные описания и т.д.

Материалами лесоустройства 1989 года, как и материалами лесоустройства 2005 года, а также публичной картой подтверждается, что спорные участки леса были отнесены к землям лесного фонда, леса 1-й группы, категория защитности - государственные защитные лесные полосы (план лесонасаждений, планшет № 14 Пригородного лесничества Ростовского лесхоза 2004 года) квартал 92 Атаманского участкового лесничества Шахтинского лесничества общей площадью 27 га относится к землям лесного фонда (в материалах лесоустройства обозначен «92(44)/27») и является земельным участком с КН (условным) НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН (по предыдущему формату номеров был учтен в ЕГРН с КН (условным) НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН

Право собственности Российской Федерации зарегистрировано 16.10.2002, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись регистрации НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, условный НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН

Земельные участки истцов Лысенко В.Г., Лысенко А.Г. и Плешакова Н.О., расположенные в Аксайском районе, с НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН пересекают квартал 92 части выделов 1,2 Атаманского участкового лесничества Шахтинского лесничества Аксайского района Ростовской области (до 2008 года - Пригородное лесничество Ростовского лесхоза, по материалам предыдущего лесоустройства 1989 года - квартал 44). Факт пересечения границ спорных земельных участков на земли лесного фонда подтверждается, в том числе, заключением ФБГУ «Рослесинфорг» от 24.05.2019 № 1,2,3,4. Указанное заключение сформировано по результатам работы, выполненной в рамках государственного задания по установлению границ Шолоховского лесничества Ростовской области, проводимой ФГБУ «Рослесинфорг» в соответствии с техническим заданием от 08.02.2016 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН в части Государственной работы «Обеспечение установления границ лесничеств и лесопарков», филиалом ФГБУ «Рослесинфорг» «Воронежлеспроект», в связи с чем может быть принято в качестве надлежащего доказательства по делу.

По данным государственного лесного реестра квартал 92 Атаманского участкового лесничества Шахтинского лесничества имеет целевое назначение земель - «защитные леса».

Приказом Рослесхоза от 11.05.2010 № 184 «Об отнесении лесов на территории Ростовской области к ценным лесам и установлении их границ» квартал 92 Атаманского участкового лесничества Шахтинского лесничества отнесен к ценным лесам с категорией защитности - государственные защитные лесные полосы.

Государственные защитные лесные полосы (леса линейного типа, искусственно созданные в лесостепных, степных зонах, зонах полупустынь и пустынь, выполняющие климаторегулирующие, почвозащитные, противоэрозионные и водорегулирующие функции) отнесены в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 115 Лесного кодекса РФ к ценным лесам, лесам, имеющим уникальный породный состав лесных насаждений, выполняющим важные защитные функции в сложных природных условиях, имеющие исключительное научное или историко-культурное значение.

В силу ч.2 ст.115 Лесного кодекса РФ в ценных лесах запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, размещение объектов капитального строительства.

Помимо этого, использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в водоохранных зонах и ценных лесов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В силу ч.5 ст. 114 Лесного кодекса РФ изменение границ лесопарковых зон, зеленых зон и городских лесов, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается.

Исходя из правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.06.2014 N 4890/14, все лесные участки в составе земель лесного фонда со статусом ранее учтенных не имеют площади и границ, определенных в соответствии с кадастровым законодательством.

Следовательно, в рассматриваемом случае спорные земельные участки истцов в части пересечения квартала 92 части выделов 1, 2 Атаманского участкового лесничества Шахтинского лесничества Аксайского района Ростовской области представляют собой находящиеся в федеральной собственности государственные лесные земельные участки, поставленные на государственный кадастровый учет, границы которых в силу требований земельного законодательства не считаются установленными.

В соответствии с ч. 1 ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон.

Принцип состязательности представляет собой правило, по которому заинтересованные в исходе дела лица вправе отстаивать свою правоту в споре путем представления доказательств, участия в исследовании доказательств, представленных другими лицами, путем высказывания своего мнения по всем вопросам, подлежащим рассмотрению в судебном заседании.

Сущность данного принципа состоит в том, что стороны состязаются перед судом, убеждая его при помощи различных доказательств в своей правоте в споре. Состязательность предполагает возложение бремени доказывания на сами стороны и снятие по общему правилу с суда обязанности по сбору доказательств.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Указанные положения гражданского процессуального законодательства непосредственно взаимосвязаны с принципом диспозитивности гражданского процесса, который предполагает, что лица, участвующие в деле, самостоятельно определяют пределы и способы защиты своих прав и законных интересов, самостоятельно определяют свое процессуальное поведение, пределы использования предоставленных им правовых возможностей.

Таким образом, в рассматриваемом случае требование истцов о признании отсутствующим права ответчика на спорные земельные участки нельзя считать доказанным.

При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения требований истцов.

Судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела и основаны на неправильном применении судом норм материального закона применительно к спорным правоотношениям.

По приведенным основаниям, решение суда не может быть признано законным и обоснованным, поскольку изложенные в решении суда выводы не соответствуют обстоятельствам дела, подлежит отмене с принятием нового решения об отказе Лысенко В.Г., Лысенко А.Г., Плешакову Н.О. в удовлетворении заявленных исковых требований.

Руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

     определила:

решение Аксайского районного суда Ростовской области от 23 июля 2019 г. отменить и принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований Лысенко Владимиру Георгиевичу, Лысенко Алексею Георгиевичу, Плешакову Николаю Олеговичу к Федеральному агентству лесного хозяйства о признании отсутствующим право отказать.

    Председательствующий

    Судьи

Мотивированное апелляционное определение составлено 01.11.2019.

33-18050/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Плешаков Николай Олегович
Лысенко Владимир Георгиевич
Лысенко Алексей Георгиевич
Ответчики
Федеральное агентство лестного хозяйства
Другие
Министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области
Департамент лесного хозяйства по Южному Федеральному округу
ФГБУ Рослесинфорг
Управление Росреестра по Ростовской области
Администрация Аксайского района Ростовской области
Суд
Ростовский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.ros.sudrf.ru
24.07.2020Судебное заседание
02.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.01.2020Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее